Статья посвящена анализу аудиовизуального метода и рассмотрению вопросов эффективности обучения старшеклассников английскому языку посредством аудиовизуальных технологий. Был проведен педагогический эксперимент, результаты которого демонстрируют, что старшеклассники лучше усваивают информацию, если она представлена в наглядной и звуковой форме.
Ключевые слова: аудиовизуальный метод, устная речь, общение, английский язык, коммуникативные навыки, методы обучения.
В современном обществе в условиях непрерывного общения и передачи друг другу информации возникает потребность в овладении иностранными языками. Как известно, язык является не только средством общения людей, но и сложной, многоуровневой системой, которая развивается вместе с обществом, часто претерпевая изменения. Говоря об иностранных языках и их роли в нашей жизни, можно уверенно утверждать о том, что английский язык приобрел международный статус. Он проник во все сферы деятельности человека: образование, культура, наука, производство, программирование, медицина, спорт, туризм, политика, экономика и другие. Получив широкое распространение, язык стал неотъемлемой частью нашей жизни. Устная и письменная английская речь стала использоваться повсеместно: от популярных телепередач и кинофильмов до надписей на товарах и городских вывесках. Общество диктует, что люди должны владеть английский языком хотя бы на минимальном уровне, потому что он открывает доступ к новой информации, дает перспективу работы за рубежом и главным образом направлен на развитие личности. Эффективное овладение англоязычной речью возможно только в условиях непрерывной коммуникации, а также совершенствования используемых методов обучения.
Материалы и методы исследования . Методология исследования представлена анализом и систематизацией научно-методической литературы; педагогическим наблюдением и экспериментом для выявления эффективности использования аудиовизуального метода в процессе обучения английскому языку школьников старшего звена. Дана развернутая характеристика аудиовизуального метода. На основе проведенного анализа сделаны выводы.
Как уже было сказано ранее, овладение речевыми навыками английского языка является приоритетным фактором в воспитании образованного человека. В педагогике существует немалое количество методов обучения, однако не все из них сочетают в себе аудио- и визуальные средства, при этом направленные на развитие говорения и аудирование на английском языке. В отличие от других способов обучения, аудиовизуальный метод является яркой альтернативой скучному и монотонному объяснению учебного материала. Он сочетает в себе как теоретическую, так и практическую деятельность учащихся, а также направлен на развитие коммуникативных навыков, так необходимых современному обществу.
Среди традиционных методов это достаточно новый подход к обучению, появление которого тесно связано с достижениями отечественных и зарубежных ученых в области кино и информационных технологий. Исторически он зародился в 1930 годах с появлением звукового кино. Официальное название аудиовизуальному методу дал коллектив французских ученых-лингвистов (Р. Губерния, Ж. Гугенгейм, Р. Мишеа, П. Риван и др.) в 1950 году [2, с. 43]. По мнению Бартель В. В., «Аудиовизуальный метод — это метод обучения языку в сжатые сроки на ограниченном лексико-грамматическом материале, характерном для разговорного стиля речи, при интенсивном использовании средств зрительной и слуховой наглядности» [1, с. 13]. Таким образом, данный метод обучения подразумевает иллюстрирование речи соответствующими картинками. Цель — овладеть живым, разговорным языком, при помощи различных аудиовизуальных средств, таковыми являются: фильмы, диафильмы, мультфильмы, видеоролики, анимация, звуковое сопровождение слайдов, интервью, сюжеты из новостей, фрагменты видео и т. д.
Аудиовизуальные средства помогают в решении следующих задач на уроке:
- Мотивируют и пробуждают интерес к обучению.
- Стимулируют самостоятельную работу учащихся.
- Повышают качество знаний учащихся.
- Ускоряют обучение [3, с. 75].
Метод опирается на следующие принципы:
- Принцип коммуникативности — весь методический материал опирается на этот главный принцип. Благодаря ему создаются условия для практики устной англоязычной речи.
- Принцип зрительно-слухового синтеза — информация воспринимается одновременно зрительным и слуховым аппаратом, так как изображение и звук воспроизводятся вместе.
- Принцип устного опережения — основа обучения — живая, ситуативная речь. Сначала студенты учатся понимать устную речь, затем произносить и только потом учатся применять ее, формулировать свои мысли. Развитие навыка говорения приводит к развитию чтения, а чтение, в свою очередь, помогает улучшению письменной речи. Исходя из этого, можем сделать вывод о том, что структура аудиовизуального метода такова: слушание (аудирование) — говорение — чтение — письмо.
- Принцип ситуативности — используемые в данном методе средства отражают реальные речевые ситуации.
- Принцип аутентичности речи — главное условие на уроке — не переходить на родной язык, новые знания представлены с помощью наглядных средств. При этом для моделирования ситуации речевого общения активно используются технические средства обучения, в том числе компьютерная графика [4, с. 64].
Аудиовизуальный метод может применяться в следующем:
- Образовательные платформы. Значительное количество платформ для онлайн-курсов используют аудиовизуальный метод представления информации, предоставляя обучающимся видеоуроки, фильмы, журналы с озвучкой, подкасты, гиф-картинки и так далее.
- Обучение в классе. Мультимедийные аудиовизуальные средства часто применяются учителями и лекторами для введения новой темы (фильмы, интервью), отработки текущей (интерактивные онлайн-задания, подкасты), или контроля знаний (онлайн-тесты с озвучкой, викторины, онлайн-карточки).
-
Самостоятельное обучение. Например, старшеклассники могут воспользоваться приложением Quizlet, которое позволяет учить лексику посредством карточек с яркими картинками и озвучиванием. Благодаря особому режиму «заучивание», в котором программа произносит слово или фразу, а затем просит воспроизвести ее, произношение заметно улучшается.
- Виртуальное обучение с помощью современных AR/VR технологий. Это относительно новый, еще недостаточно исследованный учеными, способ изучения иностранных языков. Виртуальная реальность базируется на аудиовизуальном методе и является мощным инструментом в совершенствовании практической части языка, она позволяет погрузиться в иноязычную среду, отработать навыки общения благодаря реалистичным жизненным ситуациям. Специальные приложения, например MondlyVR от ATi Studios, предлагают обучающимся разыграть огромное количество реалистичных VR-сценариев: от вызова такси и регистрации в отеле, до поездки на экскурсию и заказа еды в ресторане [5, с. 119].
- Обучение с использованием искусственного интеллекта. Живое общение через искусственный интеллект — довольно частая практика среди изучающих иностранные языки. Упражнения, которые предлагают нейросети, содержат визуальную и аудиальную информации, что значительно повышает эффективность обучения.
Для оценки эффективности аудиовизуального метода проводился педагогический эксперимент в 10-х классах. Предполагалось, что использование различных аутентичных аудиовизуальных материалов способствует усилению мотивации и повышению качества знаний старшеклассников в сравнении с традиционными методами обучения.
Участниками эксперимента стали две группы (по 12 учеников) 10 класса: экспериментальная группа обучалась с применением аудиовизуальных технологий (фрагменты фильмов, аудиозаписи носителей языка), контрольная группа обучалась по традиционной методике. Обе группы были сформированы на основе результатов входного тестирования примерно одинакового уровня подготовки.
Этапы проведения эксперимента:
- Подготовительный этап. Проведение входного тестирования. Разработка комплекса уроков с применением фильмов, аутентичных аудиозаписей.
- Основной этап. Организация обучения английскому языку экспериментальной группы 10 класса с использованием фильмов по теме урока. Организация обучения английскому языку контрольной группы 10 класса по традиционной методике. Педагогическое наблюдение.
- Заключительный этап. Проведение итогового тестирования экспериментальной и контрольной групп. Проведение опроса среди обучающихся. Анализ результатов, оформление выводов.
Итоговое тестирование подразумевало устное монологическое высказывание по теме.
Таблица 1
Результаты педагогического эксперимента
Критерии оценивания |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
Содержание (Аспекты задания раскрыты) |
Не выполнено |
Выполнено |
Организация высказывания (Высказывание логично, есть вступление, заключение, правильные связки) |
Выполнено частично |
Выполнено |
Языковое оформление (Допущены ли лексико-грамматические ошибки) |
Не выполнено (Допущены ошибки, в том числе грубые) |
Выполнено частично (есть негрубые ошибки) |
Фонетическое оформление (Произношение без ошибок) |
Не выполнено (Нарушение правил произношения, неразборчивость речи) |
Выполнено |
Результаты тестирования показали, что после проведения видео и аудио воздействия на мозг, в среднем более 70 % обучающихся успешно выполнили итоговое тестирование, что позволяет считать, что использование аудиовизуального метода эффективно.
Заключение. Таким образом, аудиовизуальные технологии играют важную роль в процессе обучения английскому языку. Фильмы, фрагменты сериалов, «живые» презентации улучшают восприятие информации и делают урок интересным, наглядным, привлекательным для обучающихся. Нет сомнений в том, что аудиовизуальный метод не является чем-то новым, но до сих пор он пользуется популярностью у преподавателей при обучении навыкам говорения, понимания, восприятия на слух иностранного языка. Применение данного метода на регулярной основе положительно скажется на мотивации и учебных достижениях учащихся.
Литература:
- Бартель В. В. Современные методы и технологии обучения иностранному языку студентов философского факультета: журнал. — Вестник научных конференций: номер 7-(1)11. Изд., 2016.- 12–14с.
- Зайцева И. В. История методики обучения иностранным языкам в отечественной и зарубежной лингводидактике. Учебно-методическое пособие. Елец, 2018. 129с. — С. 43–45.
- Иценко И. А. Роль аудиовизуальной методики при интенсификации процесса обучения иностранному языку / И. А. Иценко // Язык и мировая культура: взгляд молодых исследователей: сборник материалов XV Всероссийской научно-практической конференции, г. Томск, 24–27 апреля 2015 г.: в 3 ч. — Томск: Изд-во ТПУ, 2016. — Ч. 2. — [С. 73–77].
- Каминская Е. В., Макшанцева Е. А. Методы и технологии преподавания иностранных языков в современном вузе. // Язык науки и профессиональная коммуникация, 2021, № 2 (5) — С. 59–78
- Хукаленко, Ю. С. Обучение иностранным языкам (на примере английского) с помощью технологии виртуальной реальности: обзор основных разработок / Ю. С. Хукаленко. — Текст: непосредственный // Известия Восточного института. — 2021. — № 2. — С. 118–128.