Познавательное развитие детей 5–6 лет в процессе исследовательской деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (559) февраль 2025 г.

Дата публикации: 21.02.2025

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Карасева, Ю. И. Познавательное развитие детей 5–6 лет в процессе исследовательской деятельности / Ю. И. Карасева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 8 (559). — С. 119-121. — URL: https://moluch.ru/archive/559/122932/ (дата обращения: 02.04.2025).



В статье рассматривается познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) в контексте исследовательской деятельности как одного из ключевых механизмов формирования познавательной активности. Подчеркивается значимость данного вида деятельности для становления у детей аналитического и критического мышления, формирования умений наблюдать, формулировать гипотезы и делать выводы. Исследовательская деятельность представлена как важнейший инструмент, способствующий развитию познавательной мотивации, логического мышления, речевых и коммуникативных навыков, а также формированию целостной картины мира.

Ключевые слова: дошкольный возраст, познавательное развитие, исследовательская деятельность, речевые навыки.

Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) представляет собой сложный, многоуровневый процесс, включающий в себя становление познавательной активности, развитие мышления, формирование умений и навыков самостоятельного познания окружающего мира. Важнейшей формой познавательной активности в этом возрасте является исследовательская деятельность, которая способствует развитию у детей умений наблюдать, анализировать, формулировать гипотезы и делать выводы [1]. Значимость познавательного развития детей 5–6 лет в процессе исследовательской деятельности обусловлена не только потребностями самой образовательной среды, но и фундаментальными закономерностями психического развития ребенка. Поскольку дошкольный возраст является сенситивным периодом для формирования базовых когнитивных процессов, активное включение ребенка в исследовательскую деятельность способствует не просто накоплению информации, но и осознанию причинно-следственных связей, лежащих в основе изучаемых явлений.

Рассмотрим роль исследовательской деятельности в познавательном развитии дошкольников.

Как отмечает Т. Г. Ханова, активизация исследовательских умений и способностей детей является одной из приоритетных задач современного дошкольного образования. Исследовательская деятельность дошкольников включает два основных вида: стихийные самостоятельные исследования и деятельность, направляемую взрослым. В ходе этой деятельности дети не только расширяют свои представления о мире, но и развивают аналитические и критические способности [2].

Исследовательская деятельность способствует:

— формированию у ребенка целостной картины мира;

— развитию познавательной мотивации;

— овладению навыками постановки вопросов и поиска ответов;

— развитию логического и причинно-следственного мышления;

— совершенствованию речевых навыков.

Как подчеркивают В. В. Глушко и Ю. В. Петровская, экспериментирование является мощным инструментом познавательного развития, поскольку активизирует мыслительную деятельность ребенка, позволяет ему самостоятельно делать выводы и искать закономерности. В процессе опытов дети знакомятся с основами естественнонаучных знаний, осваивают способы взаимодействия с предметами и явлениями окружающего мира [3].

Важно отметить методы и формы организации исследовательской деятельности. Так, развитие познавательной активности через исследовательскую деятельность может осуществляться в различных формах, таких как:

  1. Игры-экспериментирования — деятельность, в ходе которой дети изучают физические и химические свойства предметов, пробуют различные способы их использования и делают самостоятельные выводы.
  2. Наблюдения — метод, предполагающий фиксацию изменений в окружающей среде, например, изучение изменений состояния воды при замерзании и нагревании.
  3. Мини-исследования — постановка ребенком вопроса и поиск ответа на него путем практических действий.
  4. Проектная деятельность — объединение нескольких видов познавательной активности в рамках одной темы.

Как отмечает Ж. З. Калоева, в процессе исследовательской деятельности дети старшего дошкольного возраста осваивают элементарные естественнонаучные знания, учатся анализировать, формулировать гипотезы и выдвигать собственные идеи. Экспериментирование позволяет дошкольникам удовлетворять их природную любознательность, стимулирует развитие речи и коммуникативных навыков [4].

Доказано, что использование исследовательского метода в обучении способствует лучшему усвоению знаний. Например, в исследовании И. С. Мерабовой было продемонстрировано, что познавательно-исследовательская деятельность значительно повышает уровень математических знаний первоклассников. Дети, участвовавшие в экспериментальных занятиях, проявляли более высокий уровень инициативы, лучше усваивали математические закономерности и быстрее адаптировались к учебному процессу [5].

О. В. Дыбина предлагает рассматривать исследовательскую деятельность детей как процесс, состоящий из нескольких последовательных этапов:

— мотивационный — формирование у ребенка интереса к изучению нового;

— поисковый — постановка вопросов, планирование эксперимента;

— преобразовательный — проведение исследования, анализ результатов;

— рефлексивный — обсуждение выводов, оценка проделанной работы [6].

Таким образом, успешная реализация исследовательской деятельности требует от педагога создания развивающей среды, включающей специальное оборудование (лабораторные наборы, лупы, микроскопы), дидактические материалы, а также систематическую поддержку познавательной инициативы ребенка.

Исследовательская деятельность является важнейшим механизмом познавательного развития детей 5–6 лет. Она способствует становлению личности ребенка, развивает его мышление, речевые навыки и коммуникативные способности. Как отмечают многие исследователи, использование экспериментирования в дошкольном образовании формирует у ребенка не только базовые естественнонаучные знания, но и умение применять их в жизни. Кроме того, такие виды деятельности как наблюдения, игры-экспериментирования и мини-исследования позволяют детям проявлять инициативу и самостоятельно открывать новые знания.

Таким образом, создание условий для активной исследовательской деятельности в дошкольном возрасте является важным аспектом подготовки ребенка к обучению в школе и формированию у него устойчивой познавательной мотивации.

Литература:

  1. Корепанова Е. В., Рассказова Т. В. Специфика поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Наука и образование. — 2022. — № 4. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-poiskovo-issledovatelskoy-deyatelnosti-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 19.02.2025).
  2. Ханова Т. Г., Вялова Н. В., Волкова С. М. Организация исследовательской деятельности в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. — 2022. — № 76–1. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-issledovatelskoy-deyatelnosti-v-doshkolnom-vozraste (дата обращения: 19.02.2025).
  3. Глушко В. В., Петровская Ю. В. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность [Электронный ресурс] // КПО. — 2016. — № 2 (6). — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-poznavatelnoy-aktivnosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-cherez-eksperimentalnuyu-deyatelnost (дата обращения: 19.02.2025).
  4. Калоева Ж. З. Развитие поисково-исследовательской деятельности детей 4–5 лет в процессе экспериментирования [Электронный ресурс] // Интерактивная наука. — 2022. — № 4 (69). — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-poiskovo-issledovatelskoy-deyatelnosti-detey-4–5-let-v-protsesse-eksperimentirovaniya (дата обращения: 19.02.2025).
  5. Мерабова И. С. Изучение опыта обучения детей 6–7 лет математике посредством познавательно-исследовательской деятельности [Электронный ресурс] // E-Scio. — 2019. — № 5 (32). — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-opyta-obucheniya-detey-6–7-let-matematike-posredstvom-poznavatelno-issledovatelskoy-deyatelnosti (дата обращения: 19.02.2025).
  6. Дыбина О. В. Педагогическая поддержка развития познавательной активности у детей 6–7 лет в процессе исследовательской деятельности [Электронный ресурс] // Общество: социология, психология, педагогика. — 2017. — № 2. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-podderzhka-razvitiya-poznavatelnoy-aktivnosti-u-detey-6–7-let-v-protsesse-issledovatelskoy-deyatelnosti (дата обращения: 19.02.2025).
Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, познавательная активность, познавательное развитие детей, дошкольный возраст, ребенок, старший дошкольный возраст, вид деятельности, познавательная мотивация, познавательное развитие, целостная картина мира.


Похожие статьи

Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...

Психологические особенности познавательной деятельности в процессе развития дошкольников

В данной статье исследуются психологические аспекты познавательной деятельности у дошкольников, сосредотачивая внимание на их развитии и особенностях. Анализируется влияние различных факторов, таких как возрастные особенности, социальная среда и инди...

Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста

В своей статье автор даёт конкретные рекомендации и выявляет условия для педагогов, которые способствовали бы развитию способностей, эмоциональной сферы дошкольников, формированию умения правильно выбирать и использовать изобразительные материалы в р...

Особенности формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с произведениями художественной литературы

В данном исследовании рассматривается вопрос формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с произведениями художественной литературы. Акцент делается на значимость использования литературных произве...

Развитие познавательной активности у детей младшего школьного возраста в процессе игровой деятельности

Формирование интереса к развитию и обучению является первостепенной задачей для детей младшего школьного возраста. На текущий момент времени развивается множество методов и инструментов, направленных для решения данных задач, однако наибольшую актуал...

Роль развития элементарных математических представлений в первой младшей группе

Статья посвящена актуальной проблеме развития элементарных математических представлений у детей первой младшей группы детского сада. Подчеркивается, что данный период является сенситивным для формирования базовых представлений о мире, и математическо...

Теоретические основы развития творческой активности младших школьников средствами уроков литературного чтения

В данной статье обоснована актуальность проблемы в современной педагогической науке, связанной с необходимостью формирования творческого потенциала у детей младшего школьного возраста. Особое внимание уделено специфике развития творческой активности ...

Возможности ДОО в познавательном развитии детей дошкольного возраста

В данной статье рассмотрена актуальность познавательного развития детей дошкольного возраста. Описаны формы и методы формирования познавательной активности, познавательных интересов дошкольников как в процессе непосредственно образовательной деятельн...

Продуктивная деятельность как фактор социализации детей старшего дошкольного возраста

В статье представлен опыт МДОУ д/с № 98 об особенностях процесса социализации детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности. Раскрыты формы и принципы продуктивной творческой деятельности, направленной на активизацию эмоционального ...

Состояние проблемы активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в научно-педагогических исследованиях

В стaтье обосновывается необходимость переосмысления, адаптации к новым условиям, реструктурированию накопленного к настоящему времени педагогического опыта по проблеме активизации познавательной сферы дошкольников. Проведен детальный анализ научной ...

Похожие статьи

Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...

Психологические особенности познавательной деятельности в процессе развития дошкольников

В данной статье исследуются психологические аспекты познавательной деятельности у дошкольников, сосредотачивая внимание на их развитии и особенностях. Анализируется влияние различных факторов, таких как возрастные особенности, социальная среда и инди...

Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста

В своей статье автор даёт конкретные рекомендации и выявляет условия для педагогов, которые способствовали бы развитию способностей, эмоциональной сферы дошкольников, формированию умения правильно выбирать и использовать изобразительные материалы в р...

Особенности формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с произведениями художественной литературы

В данном исследовании рассматривается вопрос формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с произведениями художественной литературы. Акцент делается на значимость использования литературных произве...

Развитие познавательной активности у детей младшего школьного возраста в процессе игровой деятельности

Формирование интереса к развитию и обучению является первостепенной задачей для детей младшего школьного возраста. На текущий момент времени развивается множество методов и инструментов, направленных для решения данных задач, однако наибольшую актуал...

Роль развития элементарных математических представлений в первой младшей группе

Статья посвящена актуальной проблеме развития элементарных математических представлений у детей первой младшей группы детского сада. Подчеркивается, что данный период является сенситивным для формирования базовых представлений о мире, и математическо...

Теоретические основы развития творческой активности младших школьников средствами уроков литературного чтения

В данной статье обоснована актуальность проблемы в современной педагогической науке, связанной с необходимостью формирования творческого потенциала у детей младшего школьного возраста. Особое внимание уделено специфике развития творческой активности ...

Возможности ДОО в познавательном развитии детей дошкольного возраста

В данной статье рассмотрена актуальность познавательного развития детей дошкольного возраста. Описаны формы и методы формирования познавательной активности, познавательных интересов дошкольников как в процессе непосредственно образовательной деятельн...

Продуктивная деятельность как фактор социализации детей старшего дошкольного возраста

В статье представлен опыт МДОУ д/с № 98 об особенностях процесса социализации детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности. Раскрыты формы и принципы продуктивной творческой деятельности, направленной на активизацию эмоционального ...

Состояние проблемы активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в научно-педагогических исследованиях

В стaтье обосновывается необходимость переосмысления, адаптации к новым условиям, реструктурированию накопленного к настоящему времени педагогического опыта по проблеме активизации познавательной сферы дошкольников. Проведен детальный анализ научной ...

Задать вопрос