Реализация системы мероприятий по развитию представлений о времени «Система образовательных квестов «Занимательный час» происходит в специфической для дошкольников форме — игре, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности. Образовательная деятельность в формате квест замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО и ФОП ДО. Становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально формировать представления о времени у детей старшего дошкольного возраста.
Данная система мероприятий успешно апробирована в МБДОУ ДС № 37 «Сказка» г. Туапсе.
Цель разработанной системы мероприятий «Занимательный час»: формировать представления о времени у детей старшего дошкольного возраста во всей его объемности (сутки, неделя, месяц, год, часы).
Система образовательных квестов имеет блочный характер и включает 14 блоков, различающихся целевыми ориентирами:
– «Части суток»;
– «Дни недели»;
– «Месяцы»;
– «Год. Времена года»;
– «Знакомство с календарем»;
– «Почему год называют «круглым?»;
– «Открываем календарь — начинается январь»;
– «Мой день рождения или в каком месяце я родился?»;
– «Город мастеров»;
– «Что длиннее — что короче?»;
– «Часики тик-так»;
– «Успеть за минуту»;
– «Возраст людей»;
– «Время течет — все меняется».
Цель систематизации блоков является формирование у детей умения различать отдельные части суток, дни недели, времена года, ориентируясь на собственную деятельность или на деятельность окружающих людей, проходящую в определенный период времени, а также на природные особенности (положение Солнца и Луны, освещенность, погодные явления (дождь, снег)); формирование у детей умения использовать условные знаки (цветные фишки) для обозначения частей суток, дней недели, времен года; ознакомление детей с линейной моделью и формирование на ее основе представлений о прямой последовательности частей суток, дней недели и времен года; является ознакомление детей с круговой моделью и формирование на ее основе умения определять прямую и обратную последовательность частей суток, дней недели и времен года от любого элемента.
Ознакомление с частями суток начинают с бесед о личном, конкретном опыте детей. Задаются такие вопросы: «Дети, что вы делаете дома утром? Когда вы приходите в детский сад? Что вы делаете утром в детском саду?» В конце беседы обобщалось: «В детском саду вы каждый день делаете гимнастику, завтракаете. Потом проводятся занятия. Все это происходит утром. Сейчас утро мы занимаемся». Такие беседы упражняют детей в правильном обозначении словами частей суток. И в ходе проведения режимных моментов упражняют детей в использовании названий частей суток.
Закрепляются умения во время проведения образовательных квестов определять части суток, показывая детям картинки, с режимными моментами обсуждая вопрос: «Когда это бывает?» дальше задание усложняли, предложив выбрать из нескольких картинок те, на которых нарисовано, что бывает в какой-либо один из периодов суток (утром, днем, вечером, ночью.)
Проводятся образовательные квесты, закрепляющие знания детей о последовательности частей суток: «Сутки», «Назови соседей», «Назови все части суток», «Кто когда спит?», путешествия-прогулки, «Загадки-отгадки».
Для закрепления знаний детей читают рассказы, стихотворения, в которых описываются характерные для каждой части суток практические действия: «Приглашение в лес», И. Антонов, «Верхом на облаке» М. Газиев, «Трусливый огурчик» Н. Подлесова, «Сказка про вчерашний день», Е. Я. Ильина, «Завтра», Б. М. Федоров, «Хороший день» С. Я. Маршак и другие.
В играх используются цветные квадратики: для утра — розовый, для дня — желтый, для вечера — голубой, для ночи — черный. Цветные знаки можно использовать и как раздаточный материал: показывали картинки или читали стихи, а дети определяли, в какую часть суток, это бывает, и поднимали соответствующий знак.
Таблица 1
Система образовательных квестов по развитию представлений о времени детей «Занимательный час»
Блок |
Задачи |
Содержание |
Части суток |
- закрепление последовательности частей суток. |
Игровые ситуации: — Закончи предложение; — Расскажи о своем распорядке дня; — Продолжай!. Знакомство с художественными произведениями: Т. И. Ерофеева «Кукушка в часах». В. Садовский «Тик-так». |
Дни недели |
- закрепление названий дней недели, их последовательности. |
Игровые ситуации: — Вычислить день недели; — Закончить предложения; — Вставить в предложения пропущенные слова; — Назови соседей; — Живая неделя. Знакомство с художественными произведениями: Т. И. Ерофеева «Девочка и время» |
Месяцы |
- закрепление знаний о месяцах и их последовательности. |
Игровые ситуации: — Угадай, какой месяц?; — Стройся в ряд; — День рождения. Чтение художественной литературы: И. И. Кобитина «Дошкольникам о технике», Т. И. Ерофеева «В гостях у гнома-часовщика», |
Год. Времена года. «Старичок — годовичок» |
- закрепление названий времён года и их признаков, последовательности. |
Игровые ситуации: — Составь картинку; — Догадайся, о каком времени года идет речь; — День рождения. |
Знакомство с календарем |
- ознакомление с календарем, его видами |
Игровые ситуации: — Найди в календаре; — Разноцветный календарь. |
Почему год называют «круглым? |
показать структуру календарей, изготовление моделей 12 месяцев. |
Игровые ситуации: — Круглое солнце, круглая земля и круглая луна. — Мой весёлый календарь; —Что вначале, что потом. |
Открываем календарь — начинается январь |
закрепить знания о начале нового годового цикла, составление схемы календаря на год. |
Игровые ситуации: — Январь- начало года; — По кругу ходим — время ищем; — 12 месяцев; — Поиск информации о прошлом часов «как определяли время древние люди?» |
Мой день рождения или в каком месяце я родился? |
определить порядковый номер каждого месяца, обозначить свой месяц рождения особым образом (нарисовать, разукрасить). |
Игровые ситуации: — В каждом месяце по празднику; — Праздничный пирог месяцев; — Кого возьму на праздник. Чтение стихов: С. Жупанин «Лесные часы», «Часы с боем». |
Город мастеров |
Закрепить в памяти названия дней недели и их последовательность, продолжать знакомить с разными нетрадиционными техниками выполнения календаря. |
Игровые ситуации: — Бюро творческих дел. Просмотр мультипликационного фильма: просмотр фрагмента из кинофильма «Приключение Электроника» (эпизод о механизме часов, башенные часы). |
Что длиннее — что короче? |
- закрепление знаний о продолжительности временных эталонов |
Игровые ситуации: — Что короче — что длиннее; — Ответьте на вопросы; — Найди лишнее слово; — Продолжи ряд; — Вставить пропущенное число; — Объем работы на 5-и минутный интервал. |
Часики тик-так. квест Путешествие в королевство времени. |
- ознакомление с часами, их частями, видами; — формирование умение определять время по часам. |
Игровые ситуации: — Нарисуй циферблат; — Назови по порядку числа; — Покажи часовую (минутную) стрелку. Знакомство с художественными произведениями: Т. И. Ерофеева «В гостях у гнома-часовщика», И. Мельников «Про часы и о часах». |
Возраст людей |
- формирование и закрепление представлений о возрасте человека; — ознакомление с изменениями внешности человека в разные периоды жизни. |
Игровые ситуации: — Расскажи про свою семью; —Расположи фотографии по порядку; — Ответь на вопросы. |
Время течет — все меняется |
- формирование и закрепление временных представлений |
Итоговый образовательный квест «Время течет — все изменяется» (эволюция электрических приборов). Изготовление часов — свечи, измерение временного интервала между делениями флажками с помощью песочных часов. |
Примерный план проведения квеста по развитию представлений о времени для старших дошкольников.
Цель квеста — найти пропавшие цифры для часов. Ориентируясь по карте, дети постепенно находят и решают все задания.
Мотивация. Воспитатель показывает часы, у которых часть цифр отсутствует. Дети отвечают, что цифры пропали, часы не ходят.
Объяснение цели. Воспитатель объясняет, что цель квеста — найти пропавшие цифры для часов. Чтобы это сделать, нужно выполнить задания, которые спрятаны по всей группе в специальных конвертах. Когда дети выполнят одно задание, они узнают одну цифру, которую нужно будет приклеить на часы на своё место.
Этапы:
1. Задание — загадки.
2. Расставить в правильной последовательности цифры на циферблате.
3. Собрать картинку «Часы».
4. Поставить стрелки правильно (8 часов, 12 часов, 5 часов).
5. Посчитать и правильно написать цифру.
6. Игра «Четвёртый лишний».
7. Игра «Время суток». Расставить картинки, соответствующие времени суток.
8. Расставить часы на реке времени.
Для атрибутов квеста можно использовать: карту-схему с изображением этапов с заданиями; рисунок часов без цифр, карточки с цифрами; разрезные картинки; макет часов; загадки.
Рефлексия. Воспитатель предлагает детям пройти в мастерскую «Умелые ручки». Там, в память об этом путешествии, дети изготавливают необычные часы. Циферблат к часам они изготовили дома с родителями, а цифры прикрепляют на занятии.
Также в рамках рефлексии можно спросить у детей, понравилось ли им путешествие, что показалось трудным.
Для поддержания детской инициативы во время апробации системы образовательных квестов по развитию представлений о времени детей использовались проблемные ситуации, вопросы, внесение энциклопедий и игрового материала. Создавались условия для выбора деятельности по интересам и запросам детей.
С целью развития представлений о времени нами организуются следующие направления работы:
– создаются в течение дня условия для свободной игры детей;
– учитывается мнение детей при определении игровых ситуаций, в которых детям нужна косвенная помощь;
– наблюдать за играющими детьми и понимали, какие именно события дня отражаются в игре;
– отличать детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра развита слабо;
– косвенно руководить квестом, например, предлагали новые идеи или способы реализации детских идей.
Так же следует устанавливать взаимосвязь между игрой и другими видами деятельности. Игровая среда стимулирует детскую активность и постоянно обновляется в соответствии с текущими интересами и инициативой детей.