Методические рекомендации для воспитателей подготовительных к школе групп по развитию представлений о времени. Система образовательных квестов «Занимательный час» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (559) февраль 2025 г.

Дата публикации: 21.02.2025

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Черепанова, Я. А. Методические рекомендации для воспитателей подготовительных к школе групп по развитию представлений о времени. Система образовательных квестов «Занимательный час» / Я. А. Черепанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 8 (559). — URL: https://moluch.ru/archive/559/122940/ (дата обращения: 23.02.2025).

Препринт статьи



Реализация системы мероприятий по развитию представлений о времени «Система образовательных квестов «Занимательный час» происходит в специфической для дошкольников форме — игре, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности. Образовательная деятельность в формате квест замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО и ФОП ДО. Становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально формировать представления о времени у детей старшего дошкольного возраста.

Данная система мероприятий успешно апробирована в МБДОУ ДС № 37 «Сказка» г. Туапсе.

Цель разработанной системы мероприятий «Занимательный час»: формировать представления о времени у детей старшего дошкольного возраста во всей его объемности (сутки, неделя, месяц, год, часы).

Система образовательных квестов имеет блочный характер и включает 14 блоков, различающихся целевыми ориентирами:

– «Части суток»;

– «Дни недели»;

– «Месяцы»;

– «Год. Времена года»;

– «Знакомство с календарем»;

– «Почему год называют «круглым?»;

– «Открываем календарь — начинается январь»;

– «Мой день рождения или в каком месяце я родился?»;

– «Город мастеров»;

– «Что длиннее — что короче?»;

– «Часики тик-так»;

– «Успеть за минуту»;

– «Возраст людей»;

– «Время течет — все меняется».

Цель систематизации блоков является формирование у детей умения различать отдельные части суток, дни недели, времена года, ориентируясь на собственную деятельность или на деятельность окружающих людей, проходящую в определенный период времени, а также на природные особенности (положение Солнца и Луны, освещенность, погодные явления (дождь, снег)); формирование у детей умения использовать условные знаки (цветные фишки) для обозначения частей суток, дней недели, времен года; ознакомление детей с линейной моделью и формирование на ее основе представлений о прямой последовательности частей суток, дней недели и времен года; является ознакомление детей с круговой моделью и формирование на ее основе умения определять прямую и обратную последовательность частей суток, дней недели и времен года от любого элемента.

Ознакомление с частями суток начинают с бесед о личном, конкретном опыте детей. Задаются такие вопросы: «Дети, что вы делаете дома утром? Когда вы приходите в детский сад? Что вы делаете утром в детском саду?» В конце беседы обобщалось: «В детском саду вы каждый день делаете гимнастику, завтракаете. Потом проводятся занятия. Все это происходит утром. Сейчас утро мы занимаемся». Такие беседы упражняют детей в правильном обозначении словами частей суток. И в ходе проведения режимных моментов упражняют детей в использовании названий частей суток.

Закрепляются умения во время проведения образовательных квестов определять части суток, показывая детям картинки, с режимными моментами обсуждая вопрос: «Когда это бывает?» дальше задание усложняли, предложив выбрать из нескольких картинок те, на которых нарисовано, что бывает в какой-либо один из периодов суток (утром, днем, вечером, ночью.)

Проводятся образовательные квесты, закрепляющие знания детей о последовательности частей суток: «Сутки», «Назови соседей», «Назови все части суток», «Кто когда спит?», путешествия-прогулки, «Загадки-отгадки».

Для закрепления знаний детей читают рассказы, стихотворения, в которых описываются характерные для каждой части суток практические действия: «Приглашение в лес», И. Антонов, «Верхом на облаке» М. Газиев, «Трусливый огурчик» Н. Подлесова, «Сказка про вчерашний день», Е. Я. Ильина, «Завтра», Б. М. Федоров, «Хороший день» С. Я. Маршак и другие.

В играх используются цветные квадратики: для утра — розовый, для дня — желтый, для вечера — голубой, для ночи — черный. Цветные знаки можно использовать и как раздаточный материал: показывали картинки или читали стихи, а дети определяли, в какую часть суток, это бывает, и поднимали соответствующий знак.

Таблица 1

Система образовательных квестов по развитию представлений о времени детей «Занимательный час»

Блок

Задачи

Содержание

Части суток

- закрепление последовательности частей суток.

Игровые ситуации:

— Закончи предложение;

— Расскажи о своем распорядке дня;

— Продолжай!.

Знакомство с художественными произведениями:

Т. И. Ерофеева «Кукушка в часах».

В. Садовский «Тик-так».

Дни недели

- закрепление названий дней недели, их последовательности.

Игровые ситуации:

— Вычислить день недели;

— Закончить предложения;

— Вставить в предложения пропущенные слова;

— Назови соседей;

— Живая неделя.

Знакомство с художественными произведениями:

Т. И. Ерофеева «Девочка и время»

Месяцы

- закрепление знаний о месяцах и их последовательности.

Игровые ситуации:

— Угадай, какой месяц?;

— Стройся в ряд;

— День рождения.

Чтение художественной литературы:

И. И. Кобитина «Дошкольникам о технике»,

Т. И. Ерофеева «В гостях у гнома-часовщика»,

Год. Времена года.

«Старичок — годовичок»

- закрепление названий времён года и их признаков, последовательности.

Игровые ситуации:

— Составь картинку;

— Догадайся, о каком времени года идет речь;

— День рождения.

Знакомство с календарем

- ознакомление с календарем, его видами

Игровые ситуации:

— Найди в календаре;

— Разноцветный календарь.

Почему год называют «круглым?

показать структуру календарей, изготовление моделей 12 месяцев.

Игровые ситуации:

— Круглое солнце, круглая земля и круглая луна.

— Мой весёлый календарь;

—Что вначале, что потом.

Открываем календарь — начинается январь

закрепить знания о начале нового годового цикла, составление схемы календаря на год.

Игровые ситуации:

— Январь- начало года;

— По кругу ходим — время ищем;

— 12 месяцев;

— Поиск информации о прошлом часов «как определяли время древние люди?»

Мой день рождения или в каком месяце я родился?

определить порядковый номер каждого месяца, обозначить свой месяц рождения особым образом (нарисовать, разукрасить).

Игровые ситуации:

— В каждом месяце по празднику;

— Праздничный пирог месяцев;

— Кого возьму на праздник.

Чтение стихов:

С. Жупанин «Лесные часы», «Часы с боем».

Город мастеров

Закрепить в памяти названия дней недели и их последовательность, продолжать знакомить с разными нетрадиционными техниками выполнения календаря.

Игровые ситуации:

— Бюро творческих дел.

Просмотр мультипликационного фильма:

просмотр фрагмента из кинофильма «Приключение Электроника» (эпизод о механизме часов, башенные часы).

Что длиннее — что короче?

- закрепление знаний о продолжительности временных эталонов

Игровые ситуации:

— Что короче — что длиннее;

— Ответьте на вопросы;

— Найди лишнее слово;

— Продолжи ряд;

— Вставить пропущенное число;

— Объем работы на 5-и минутный интервал.

Часики тик-так.

квест Путешествие в королевство времени.

- ознакомление с часами, их частями, видами;

— формирование умение определять время по часам.

Игровые ситуации:

— Нарисуй циферблат;

— Назови по порядку числа;

— Покажи часовую (минутную) стрелку.

Знакомство с художественными произведениями:

Т. И. Ерофеева «В гостях у гнома-часовщика»,

И. Мельников «Про часы и о часах».

Возраст людей

- формирование и закрепление представлений о возрасте человека;

— ознакомление с изменениями внешности человека в разные периоды жизни.

Игровые ситуации:

— Расскажи про свою семью;

—Расположи фотографии по порядку;

— Ответь на вопросы.

Время течет —

все меняется

- формирование и закрепление временных представлений

Итоговый образовательный квест «Время течет — все изменяется» (эволюция электрических приборов).

Изготовление часов — свечи, измерение временного интервала между делениями флажками с помощью песочных часов.

Примерный план проведения квеста по развитию представлений о времени для старших дошкольников.

Цель квеста — найти пропавшие цифры для часов. Ориентируясь по карте, дети постепенно находят и решают все задания.

Мотивация. Воспитатель показывает часы, у которых часть цифр отсутствует. Дети отвечают, что цифры пропали, часы не ходят.

Объяснение цели. Воспитатель объясняет, что цель квеста — найти пропавшие цифры для часов. Чтобы это сделать, нужно выполнить задания, которые спрятаны по всей группе в специальных конвертах. Когда дети выполнят одно задание, они узнают одну цифру, которую нужно будет приклеить на часы на своё место.

Этапы:

1. Задание — загадки.

2. Расставить в правильной последовательности цифры на циферблате.

3. Собрать картинку «Часы».

4. Поставить стрелки правильно (8 часов, 12 часов, 5 часов).

5. Посчитать и правильно написать цифру.

6. Игра «Четвёртый лишний».

7. Игра «Время суток». Расставить картинки, соответствующие времени суток.

8. Расставить часы на реке времени.

Для атрибутов квеста можно использовать: карту-схему с изображением этапов с заданиями; рисунок часов без цифр, карточки с цифрами; разрезные картинки; макет часов; загадки.

Рефлексия. Воспитатель предлагает детям пройти в мастерскую «Умелые ручки». Там, в память об этом путешествии, дети изготавливают необычные часы. Циферблат к часам они изготовили дома с родителями, а цифры прикрепляют на занятии.

Также в рамках рефлексии можно спросить у детей, понравилось ли им путешествие, что показалось трудным.

Для поддержания детской инициативы во время апробации системы образовательных квестов по развитию представлений о времени детей использовались проблемные ситуации, вопросы, внесение энциклопедий и игрового материала. Создавались условия для выбора деятельности по интересам и запросам детей.

С целью развития представлений о времени нами организуются следующие направления работы:

– создаются в течение дня условия для свободной игры детей;

– учитывается мнение детей при определении игровых ситуаций, в которых детям нужна косвенная помощь;

– наблюдать за играющими детьми и понимали, какие именно события дня отражаются в игре;

– отличать детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра развита слабо;

– косвенно руководить квестом, например, предлагали новые идеи или способы реализации детских идей.

Так же следует устанавливать взаимосвязь между игрой и другими видами деятельности. Игровая среда стимулирует детскую активность и постоянно обновляется в соответствии с текущими интересами и инициативой детей.



Задать вопрос