В статье рассматриваются традиционные и современные подходы и методы в логопедической работе по преодолению дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития.
Ключевые слова: дисграфия, задержка психического развития, логопедическое сопровождение, методы коррекционной работы.
В последние годы нарушение письма у младших школьников становится все более распространенным. В общеобразовательных школах, реализующих адаптированные образовательные программы, увеличивается число детей, имеющих задержку психического развития.
Задержка психического развития (ЗПР) характеризуется отставанием в развитии психических процессов и незрелостью эмоционально-волевой сферы. Впервые клиническое описание детей с подобными особенностями было сформулировано немецким психоневрологом К. Хоффманом еще в 1845 году. Однако его описание было достаточно общим, акцентируя внимание на таких симптомах, как дефицит внимания (СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности) и двигательная расторможенность. Современные представления о ЗПР значительно расширились. В настоящее время усиливается акцент на неоднородность задержки психического развития, что отражается в том, что один ребенок может иметь дефицит одних функций и одновременно обладать сохранностью других. Кроме того обращается внимание на механизм взаимодействия социальных и биологических факторов возникновения ЗПР у детей. Также очень важно отметить, что в настоящий момент в терапии ЗПР используется междисциплинарный подход, в котором участвуют, как врачи (педиатр, невролог), так и узкие специалисты, такие как психолог, логопед, дефектолог.
Распространенность дисграфии у младших школьников имеющих задержку психического развития рассматривается в различных научных исследованиях. Основы фундаментального изучения дисграфии были заложены в трудах таких авторов как Р. Е. Левина [4], М. Е. Хватцев [7], Л. С. Выготский [1] и др. Значительный вклад в изучение проблемы дисграфии у детей с ЗПР внести Ю. Г. Демьянов, Е. С. Иванов, В. А. Ковшиков [2], которые отмечали, что у детей с ЗПР среди речевых нарушений дисграфия особенно часто наблюдающееся нарушение. В исследованиях этих авторов говориться о том, что нарушение письма у младших школьников с ЗПР определяется неполноценностью памяти, внимания, мышления, зрительного гнозиса и сукцессивных процессов, недостаток которых затрудняет формированию функции последовательного рядообразования, которая необходима для формирования процесса письма.
Е. А. Логинова [5] в своей монографии «Нарушение письма у младших школьников с задержкой психического развития» говорит о том, что дисграфия может возникать и вследствие отсутствия своевременной комплексной диагностики младших школьников и отсутствия профилактических мероприятий по подготовке к овладению грамотой, развитию и гармонизации у младших школьников с ЗПР предпосылок школьного обучения в целом и обучения письму в частности. Необходимо отметить, что ЗПР часто диагностируется только после того, как ребенок начинает обучение в школе, когда неуспеваемость является первым «толчком» диагностики психологического и физиологического развития ребенка и его здоровья в общем.
Факторами, которые могут способствовать возникновению нарушений письма и переходу их в дисграфию у школьников с ЗПР, могут послужить несоответствие между методами и темпами обучения ребенка и его индивидуальными особенностями, его фактический или психологический, а не биологический возраст. Речь идет о его готовности к освоению навыков письма, которая определяется созреванием нервной системы, когнитивными способностями, уровнем развития мелкой моторики и психическим состоянием.
Отличительной особенностью дисграфии у младших школьников с ЗПР будет ее вариативность и нестабильность. Ошибки могут проявляться и при усложнении заданий.
Особенность коррекционной работы по преодолению дисграфии у младших школьников с ЗПР состоит в выборе методов и подходов, в которых необходимо учитывать множество факторов, которые могут обеспечить более эффективную помощь каждому ребёнку. В первую очередь, важно проводить тщательную диагностику, которая позволит определить индивидуальные особенности развития ребёнка. Это включает в себя не только уровень его интеллектуальных способностей, но и типы нарушений, а также степень выраженности дисграфии. Понимание этих аспектов поможет в создании индивидуальной программы коррекции, которая будет максимально соответствовать потребностям обучающегося с ЗПР.
Одним из ключевых аспектов является применение комплексного подхода, который сочетает в себе как коррекционные, так и развивающие методы. Важно использовать разнообразные техники, которые помогут ребенку не только справиться с трудностями письма, но и развить другие навыки. Например, игровые технологии могут стать эффективным инструментом в процессе обучения. Игры, направленные на развитие внимания, памяти и логического мышления, могут значительно повысить мотивацию детей с ЗПР и сделать занятия более увлекательными.
Также важно уделить внимание интеграции методов логопедической работы. Развитие фонематического слуха, отвечающего за восприятие и различение звуков, является ключевым аспектом в коррекции дисграфии. Мелкая моторика, в свою очередь, тесно связана с навыками письма, поэтому занятия, направленные на ее развитие, должны быть частью коррекционной программы. Зрительно-пространственные навыки также играют значительную роль, так как они помогают ребенку ориентироваться в пространстве листа и правильно размещать буквы и слова при письме в тетрадях.
К традиционным классическим направлениям логопедической работы по преодолению дисграфии у младших школьников с ЗПР можно отнести методики таких авторов, как Е. А. Логинова [5], Р. И. Лалаева [3], А. В. Ястребова [8], И. Н. Садовникова [6]. Все эти методы коррекции дисграфии ориентированы, прежде всего, на улучшение устной речи и языковых навыков детей, а также на формирование операционно-технологических средств, которые составляют базовый уровень организации специфической деятельности — письма.
Важным ориентиром является возможность интеграции различных подходов. Комбинирование традиционных методов коррекции дисграфии с современными технологиями, такими как компьютерные программы и приложения для отработки навыков письма, значительно повысят эффективность коррекционной работы. Использование мультимедийных ресурсов, интерактивных заданий и обучающих игр способствует более глубокому усвоению материала и развития интереса к обучению. Важно помнить, что современные дети часто более восприимчивы к технологиям, и использование таких средств может сделать процесс обучения более привлекательным и доступным.
Логопедическое сопровождение представляет собой систему целенаправленных и непрерывных мероприятий по оказанию помощи обучающимся, имеющим нарушения в устной и письменной речи. Не менее важным аспектом является взаимодействие с родителями и другими специалистами, такими как психолог и дефектолог. Совместная работа всех участников образовательного процесса позволяет создать единое образовательное пространство, в котором ребёнок получает поддержку, как в школе, так и дома. Родители могут быть вовлечены в процесс коррекции, получая рекомендации по работе с ребенком в домашних условиях, что значительно увеличивает шансы на успех. Психолог может помочь в преодолении эмоциональных барьеров, связанных с учебным процессом, а дефектолог — в разработке индивидуальных программ, учитывающих особенности конкретного ребенка с ЗПР.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что выбор методов и подходов к коррекции дисграфии у младших школьников с ЗПР должен основываться на индивидуальных потребностях ребенка, комплексности и интеграции различных подходов. Это позволит создать условия для успешного обучения и развития, а также поможет младшим школьникам с ЗПР преодолеть трудности в освоении письма и достичь значительных успехов в учебной деятельности.
Литература:
- Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — Москва: Издательство «Лабиринт», 1999. — 352 с. — Текст: непосредственный
- Иванов, Е. С. К проблеме изучения детей с затруднениями в овладении школьными навыками / Е. С. Иванов, Ю. Г. Демьянов, В. А. Ковшиков // Шестая научная сессия по дефектологии. — М., 1971. — С.200–202. — Текст: непосредственный.
- Лалаева, Р. И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. — Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. — 224 с. — Текст: непосредственный
- Левина, Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи / Р. Е. Левина. — Москва: Из-во АПН РСФСР, 1961. — 311с. — Текст: непосредственный
- Логинова, Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учеб/ пособие / Под ред. Л. С. Волковой. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. — 208 с. — Текст: непосредственный
- Садовникова, И. Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников / И. Н. Садовникова. — Москва, 1995. — 184 с. — Текст: непосредственный
- Хватцев, М. Е. Аграфия и дисграфия / М. Е. Хватцев //Хрестоматия по логопедии. — Москва: ВЛАДОС, 1997. — 560 с. + 656 с.: ил. — Текст: непосредственный
- Ястребова, А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы / А. В. Ястребова. — Москва: АРКТИ, 1997. — 196 с. — Текст: непосредственный