Коррекционная работа по преодолению дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития в процессе логопедического сопровождения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (559) февраль 2025 г.

Дата публикации: 23.02.2025

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Синицина, М. А. Коррекционная работа по преодолению дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития в процессе логопедического сопровождения / М. А. Синицина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 8 (559). — С. 132-134. — URL: https://moluch.ru/archive/559/122955/ (дата обращения: 02.04.2025).



В статье рассматриваются традиционные и современные подходы и методы в логопедической работе по преодолению дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития.

Ключевые слова: дисграфия, задержка психического развития, логопедическое сопровождение, методы коррекционной работы.

В последние годы нарушение письма у младших школьников становится все более распространенным. В общеобразовательных школах, реализующих адаптированные образовательные программы, увеличивается число детей, имеющих задержку психического развития.

Задержка психического развития (ЗПР) характеризуется отставанием в развитии психических процессов и незрелостью эмоционально-волевой сферы. Впервые клиническое описание детей с подобными особенностями было сформулировано немецким психоневрологом К. Хоффманом еще в 1845 году. Однако его описание было достаточно общим, акцентируя внимание на таких симптомах, как дефицит внимания (СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности) и двигательная расторможенность. Современные представления о ЗПР значительно расширились. В настоящее время усиливается акцент на неоднородность задержки психического развития, что отражается в том, что один ребенок может иметь дефицит одних функций и одновременно обладать сохранностью других. Кроме того обращается внимание на механизм взаимодействия социальных и биологических факторов возникновения ЗПР у детей. Также очень важно отметить, что в настоящий момент в терапии ЗПР используется междисциплинарный подход, в котором участвуют, как врачи (педиатр, невролог), так и узкие специалисты, такие как психолог, логопед, дефектолог.

Распространенность дисграфии у младших школьников имеющих задержку психического развития рассматривается в различных научных исследованиях. Основы фундаментального изучения дисграфии были заложены в трудах таких авторов как Р. Е. Левина [4], М. Е. Хватцев [7], Л. С. Выготский [1] и др. Значительный вклад в изучение проблемы дисграфии у детей с ЗПР внести Ю. Г. Демьянов, Е. С. Иванов, В. А. Ковшиков [2], которые отмечали, что у детей с ЗПР среди речевых нарушений дисграфия особенно часто наблюдающееся нарушение. В исследованиях этих авторов говориться о том, что нарушение письма у младших школьников с ЗПР определяется неполноценностью памяти, внимания, мышления, зрительного гнозиса и сукцессивных процессов, недостаток которых затрудняет формированию функции последовательного рядообразования, которая необходима для формирования процесса письма.

Е. А. Логинова [5] в своей монографии «Нарушение письма у младших школьников с задержкой психического развития» говорит о том, что дисграфия может возникать и вследствие отсутствия своевременной комплексной диагностики младших школьников и отсутствия профилактических мероприятий по подготовке к овладению грамотой, развитию и гармонизации у младших школьников с ЗПР предпосылок школьного обучения в целом и обучения письму в частности. Необходимо отметить, что ЗПР часто диагностируется только после того, как ребенок начинает обучение в школе, когда неуспеваемость является первым «толчком» диагностики психологического и физиологического развития ребенка и его здоровья в общем.

Факторами, которые могут способствовать возникновению нарушений письма и переходу их в дисграфию у школьников с ЗПР, могут послужить несоответствие между методами и темпами обучения ребенка и его индивидуальными особенностями, его фактический или психологический, а не биологический возраст. Речь идет о его готовности к освоению навыков письма, которая определяется созреванием нервной системы, когнитивными способностями, уровнем развития мелкой моторики и психическим состоянием.

Отличительной особенностью дисграфии у младших школьников с ЗПР будет ее вариативность и нестабильность. Ошибки могут проявляться и при усложнении заданий.

Особенность коррекционной работы по преодолению дисграфии у младших школьников с ЗПР состоит в выборе методов и подходов, в которых необходимо учитывать множество факторов, которые могут обеспечить более эффективную помощь каждому ребёнку. В первую очередь, важно проводить тщательную диагностику, которая позволит определить индивидуальные особенности развития ребёнка. Это включает в себя не только уровень его интеллектуальных способностей, но и типы нарушений, а также степень выраженности дисграфии. Понимание этих аспектов поможет в создании индивидуальной программы коррекции, которая будет максимально соответствовать потребностям обучающегося с ЗПР.

Одним из ключевых аспектов является применение комплексного подхода, который сочетает в себе как коррекционные, так и развивающие методы. Важно использовать разнообразные техники, которые помогут ребенку не только справиться с трудностями письма, но и развить другие навыки. Например, игровые технологии могут стать эффективным инструментом в процессе обучения. Игры, направленные на развитие внимания, памяти и логического мышления, могут значительно повысить мотивацию детей с ЗПР и сделать занятия более увлекательными.

Также важно уделить внимание интеграции методов логопедической работы. Развитие фонематического слуха, отвечающего за восприятие и различение звуков, является ключевым аспектом в коррекции дисграфии. Мелкая моторика, в свою очередь, тесно связана с навыками письма, поэтому занятия, направленные на ее развитие, должны быть частью коррекционной программы. Зрительно-пространственные навыки также играют значительную роль, так как они помогают ребенку ориентироваться в пространстве листа и правильно размещать буквы и слова при письме в тетрадях.

К традиционным классическим направлениям логопедической работы по преодолению дисграфии у младших школьников с ЗПР можно отнести методики таких авторов, как Е. А. Логинова [5], Р. И. Лалаева [3], А. В. Ястребова [8], И. Н. Садовникова [6]. Все эти методы коррекции дисграфии ориентированы, прежде всего, на улучшение устной речи и языковых навыков детей, а также на формирование операционно-технологических средств, которые составляют базовый уровень организации специфической деятельности — письма.

Важным ориентиром является возможность интеграции различных подходов. Комбинирование традиционных методов коррекции дисграфии с современными технологиями, такими как компьютерные программы и приложения для отработки навыков письма, значительно повысят эффективность коррекционной работы. Использование мультимедийных ресурсов, интерактивных заданий и обучающих игр способствует более глубокому усвоению материала и развития интереса к обучению. Важно помнить, что современные дети часто более восприимчивы к технологиям, и использование таких средств может сделать процесс обучения более привлекательным и доступным.

Логопедическое сопровождение представляет собой систему целенаправленных и непрерывных мероприятий по оказанию помощи обучающимся, имеющим нарушения в устной и письменной речи. Не менее важным аспектом является взаимодействие с родителями и другими специалистами, такими как психолог и дефектолог. Совместная работа всех участников образовательного процесса позволяет создать единое образовательное пространство, в котором ребёнок получает поддержку, как в школе, так и дома. Родители могут быть вовлечены в процесс коррекции, получая рекомендации по работе с ребенком в домашних условиях, что значительно увеличивает шансы на успех. Психолог может помочь в преодолении эмоциональных барьеров, связанных с учебным процессом, а дефектолог — в разработке индивидуальных программ, учитывающих особенности конкретного ребенка с ЗПР.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что выбор методов и подходов к коррекции дисграфии у младших школьников с ЗПР должен основываться на индивидуальных потребностях ребенка, комплексности и интеграции различных подходов. Это позволит создать условия для успешного обучения и развития, а также поможет младшим школьникам с ЗПР преодолеть трудности в освоении письма и достичь значительных успехов в учебной деятельности.

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — Москва: Издательство «Лабиринт», 1999. — 352 с. — Текст: непосредственный
  2. Иванов, Е. С. К проблеме изучения детей с затруднениями в овладении школьными навыками / Е. С. Иванов, Ю. Г. Демьянов, В. А. Ковшиков // Шестая научная сессия по дефектологии. — М., 1971. — С.200–202. — Текст: непосредственный.
  3. Лалаева, Р. И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. — Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. — 224 с. — Текст: непосредственный
  4. Левина, Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи / Р. Е. Левина. — Москва: Из-во АПН РСФСР, 1961. — 311с. — Текст: непосредственный
  5. Логинова, Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учеб/ пособие / Под ред. Л. С. Волковой. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. — 208 с. — Текст: непосредственный
  6. Садовникова, И. Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников / И. Н. Садовникова. — Москва, 1995. — 184 с. — Текст: непосредственный
  7. Хватцев, М. Е. Аграфия и дисграфия / М. Е. Хватцев //Хрестоматия по логопедии. — Москва: ВЛАДОС, 1997. — 560 с. + 656 с.: ил. — Текст: непосредственный
  8. Ястребова, А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы / А. В. Ястребова. — Москва: АРКТИ, 1997. — 196 с. — Текст: непосредственный
Основные термины (генерируются автоматически): психическое развитие, школьник, коррекционная работа, логопедическая работа, Нарушение письма, ребенок, выбор методов, логопедическое сопровождение, мелкая моторика, процесс обучения.


Ключевые слова

задержка психического развития, дисграфия, логопедическое сопровождение, методы коррекционной работы

Похожие статьи

Модель коррекционной работы по преодолению дисграфии с использованием нейропсихологического подхода у обучающихся младших классов

В статье рассматриваются методы и приемы коррекции дисграфии у обучающихся младших классов с позиции нейропсихологического подхода.

Активизация речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития в условиях логопедического сопровождения

В своей статье автор анализирует особенности проявления задержки речевого развития у детей раннего возраста, а также рассматривает этапы работы по активизации речи в условиях логопедического сопровождения.

Современные технологии профилактики задержки речевого развития у детей раннего возраста

В статье рассмотрены способы использования современных технологий в коррекционно-профилактической работе по предупреждению задержки речевого развития у детей раннего возраста. Описан опыт специалистов дошкольных организаций в профилактике и предотвра...

Монологическая речь дошкольников с задержкой психического развития и направления ее формирования

В статье представлены особенности монологической речи дошкольников с задержкой психического развития и основные направления коррекционно-педагогической работы по формированию связной речи у дошкольников с ЗПР.

Система коррекционно-логопедической работы по стимуляции речевого развития детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития с использованием кинезиологических приемов

В статье описаны этапы и направления работы детьми четвертого года жизни с задержкой речевого развития как с помощью традиционных средств, так и с применением кинологических упражнений.

Песочная терапия как средство психолого-педагогической коррекции эмоциональных нарушений у младших школьников

В статье представлено описание песочной терапии как средства психолого-педагогической коррекции у детей младшего школьного возраста.

Психомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста с диагнозом задержка психического развития

В статье представлен обзор некоторых из существующих подходов отечественных и зарубежных ученых к психомоторному развитию детей старшего дошкольного возраста с диагнозом задержка психического развития.

Основные направления коррекционно-педагогической работы со старшими дошкольниками с моторной алалией

В статье освещается проблема коррекционно-логопедической работы у старших дошкольников с моторной алалией.

Организация коррекционно-логопедической работы в дошкольной образовательной организации на основе комплексного подхода

В статье отражена организация коррекционно-логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста на основе комплексного подхода.

Применение нейропсихологического подхода в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается применение нейропсихологического подхода в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Значимость нейропсихологических упражнений в работе учителя-логопеда. Опыт применения нейропсихологического подхода в коррекции нарушений...

Похожие статьи

Модель коррекционной работы по преодолению дисграфии с использованием нейропсихологического подхода у обучающихся младших классов

В статье рассматриваются методы и приемы коррекции дисграфии у обучающихся младших классов с позиции нейропсихологического подхода.

Активизация речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития в условиях логопедического сопровождения

В своей статье автор анализирует особенности проявления задержки речевого развития у детей раннего возраста, а также рассматривает этапы работы по активизации речи в условиях логопедического сопровождения.

Современные технологии профилактики задержки речевого развития у детей раннего возраста

В статье рассмотрены способы использования современных технологий в коррекционно-профилактической работе по предупреждению задержки речевого развития у детей раннего возраста. Описан опыт специалистов дошкольных организаций в профилактике и предотвра...

Монологическая речь дошкольников с задержкой психического развития и направления ее формирования

В статье представлены особенности монологической речи дошкольников с задержкой психического развития и основные направления коррекционно-педагогической работы по формированию связной речи у дошкольников с ЗПР.

Система коррекционно-логопедической работы по стимуляции речевого развития детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития с использованием кинезиологических приемов

В статье описаны этапы и направления работы детьми четвертого года жизни с задержкой речевого развития как с помощью традиционных средств, так и с применением кинологических упражнений.

Песочная терапия как средство психолого-педагогической коррекции эмоциональных нарушений у младших школьников

В статье представлено описание песочной терапии как средства психолого-педагогической коррекции у детей младшего школьного возраста.

Психомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста с диагнозом задержка психического развития

В статье представлен обзор некоторых из существующих подходов отечественных и зарубежных ученых к психомоторному развитию детей старшего дошкольного возраста с диагнозом задержка психического развития.

Основные направления коррекционно-педагогической работы со старшими дошкольниками с моторной алалией

В статье освещается проблема коррекционно-логопедической работы у старших дошкольников с моторной алалией.

Организация коррекционно-логопедической работы в дошкольной образовательной организации на основе комплексного подхода

В статье отражена организация коррекционно-логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста на основе комплексного подхода.

Применение нейропсихологического подхода в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается применение нейропсихологического подхода в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Значимость нейропсихологических упражнений в работе учителя-логопеда. Опыт применения нейропсихологического подхода в коррекции нарушений...

Задать вопрос