Занятие для дошкольников, приуроченное к году народного искусства и культурного наследия. Ознакомление с творчеством С. Г. Писахова.
Актуальность темы: В современных условиях жизни важнейшими принципами государственной политики в области образования, является возрождение и развитие национальной культуры, духовно-нравственных ценностей народа.
Введение в содержание ООП регионального компонента, позволяет знакомить детей с культурой своего народа, живущего в Архангельской области. Детям необходимо рассказать об их национальных корнях, прививать им духовно-нравственные ориентиры, научить ценить и испытывать чувство гордости за людей, которые прославили наш край.
Одним из таких людей является Степан Григорьевич Писахов (1879–1960) — архангельский художник, писатель, этнограф и сказочник.
Писахов был сам частью Севера, он знал его палитру, его музыкальную гамму, его говор, лукавство народной речи, мужественный склад помора — все что составляет самую глубокую природу Северного края.
С. Г. Писахов как никто другой, изучил быт и культуру Севера: знал старинный обычаи, сам знал многих мастеров по именам, исходил вдоль и поперек весь Северный край и на всю жизнь сохранил любовь к русскому Северу.
Все сказки Степана Григорьевича о нашем северном крае и о жизни архангельских людей. Его сказки пропитаны любовью к русскому Северу, они полны радости, добра и силы. В них заложена вся великая духовная культура нашего народа: по содержанию и героям, сказки Писахова напоминают народные бытовые сказки; по композиции — волшебные народные сказки. Особенности сказок: правда-небылица, шутка-всерьёз, самобытность языка близкого к народному, много пословиц, поговорок, северного говора (усечённых форм прилагательных) и народных традиций.
Считаю, что можно использовать отдельные произведения С. Г. Писахова для познавательного, интеллектуального и художественно-эстетического развития детей, для воспитания в них интереса и любви к культуре своего народа, чувству гордости за свою малую Родину, свой край.
Возрастная аудитория: дети старшего дошкольного возраста.
Форма проведения : НОД
Форма организации: групповая.
Образовательные области: «Речевое развитие»,«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: Создание условий для познания детьми истории и культуры родного края путём ознакомления с творчеством С. Г. Писахова.
Задачи:
Образовательные.
- Продолжать знакомить с творчеством С. Г. Писахова и языковыми особенностями поморского говора. Обогащать словарный запас: архангелогородец, спокойнёхонька, распрекрасность, франт и франтиха, мимодумно.
- Познакомить с отдельными фактами биографии С. Г. Писахова.
- Через познавательно-исследовательскую деятельность развивать в детях умение решать проблемные задачи.
Развивающие.
- Развивать интерес к истории родного края.
- Развивать познавательно-речевые способности, умения отвечать и задавать вопросы.
Воспитательные.
- Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой Родине.
Ход занятия
Вводная часть:
Воспитатель: Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Повернемся мы к гостям,
Улыбнемся мы и там.
— Здравствуйте, гостям мы скажем
И занятие покажем.
Воспитатель привлекает внимание детей к столу с колокольчиками.
Воспитатель: Колокольчик зазвонит у того, кто любит рисовать. А теперь колокольчик зазвонит у того, кто любит с горки кататься. («Замечательная зимняя забава»). Колокольчик зазвонит у того, кто занимается в спортивной секции.
(«Серёжа расскажи, каким видом спорта ты занимаешься.).
А сейчас зазвонит мой колокольчик. Я хочу рассказать о своём увлечении.
— Когда я была маленькой, я очень любила слушать сказки. Раскрою вам секрет, что я и сейчас — уже взрослая — люблю сказки.
Думаю, что и вы их любите?!
— И вот я все размышляю, почему мы все так любим сказки?! Почему?
Ответы детей
— Правильно, потому что они добрые, смешные, там добро побеждает зло, там храбрые герои и т. д. Вот как много можно сказать о том, почему мы любим сказки. А сами пробовали сочинять сказки? Я пробовала, но у меня ничего не получилось. Оказывается, это очень сложно!
— Отгадайте загадку:
«Жил угрюмый человек
Маленького роста.
Сказки сказывал в свой век,
Живя довольно просто.
В сказках тех его душа,
Бело море и леса,
Снег, мороз в них, чудеса,
В них вся Поморская земля».
— Сегодня мы поговорим о нашем земляке, архангелогородце, художнике, сказочнике Степане Григорьевиче Писахове.
Основная часть:
Дети проходят на стулья (стулья стоят полукругом)
(Показать фотографии Писахова, дом Писахова, иллюстрации к сказкам)
— Мальчик Степа, так его звали в детстве, очень любил слушать сказки. И все что видел вокруг себя в окружающем мире и что слышал — Степа запоминал. Когда он стал взрослым — это ему все пригодилось. И стал Степан Григорьевич Писахов писать сказки.
А сказки-то у Писахова особенные: то ли быль — то ли небылица, то ли правда — то ли нет, то ли шутка — то ли всерьез. И такие сказки у него смешные!
Кто главный герой всех сказок Писахова, кто нам рассказывает все истории.
Ответы детей: Сеня Малина.
— Правильно Сеня Малина — крестьянин деревни Уйма, что 18 километров от Архангельска. Этот человек бывалый, мастер на все руки: он и пахарь, и рыбак, и охотник. И в Москве, и в Питере был и по многим морям путешествовал.
Вот послушайте сказку «Апельсин» (воспитатель одевает северный костюм (шаль и повязку) преображается в рассказчика):
Рассказчик поёт: «Как по Северной Двине, Сеня плыл на корабле.
Корабли, кораблики апельсины, яблоки».
Рассказчик пересказывает содержание сказки С. Г. Писахова «Апельсин»
Рассказчик: Ребята, а кто попробует сказать эти слова?
Быват — не быват, собирам — не собирам, подходяща — не подходяща и т. д. Молодцы! Здорово у вас получается!
Рассказчик: Ребята, а кто попробует объяснить старинные поморские слова?
— Река спокойнехонька. Ответы детей.
— И така ли эта была распрекрасность. Ответы детей.
— Франт и франтиха. Ответы детей.
— Апельсин я опять мимодумно в воду бросил. Ответы детей.
Рассказчик: «Сказка ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок»! Чему нас учит эта сказка?
Ответы детей: Быть скромнее в своих желаниях и находить выход в сложных ситуациях.
А сейчас с прекрасным настроением я приглашаю вас на весёлый танец.
Физ. минутка: Народная игра: «Тетёра».
Двое держаться за руки, между ними идут цепочкой тетера и ее «дети». Все поют:
Тетёра шла,
Моховая шла,
Шла по ельнечку,
По березнечку,
Сама прошла,
И детей провела,
Самого маленького оставила.
На последнем слове двое ловцов опускают руки и ловят кто не успел пройти. Круг становиться шире... и так далее — пока всех не переловят, когда осталось двое, они становятся ловцами, а остальные опять цепочкой, и играем заново.
Опытно-экспериментальная деятельность: «Почему апельсин не тонет».
Воспитатель: Но это ещё не все тайны сказки. Я приглашаю вас в лабораторию.
Дети и воспитатель надевают фартуки для опытов.
Понадобится:
На столе ёмкость с водой, апельсин неочищенный, апельсин очищенный, (кожура), лупы.
Чем отличаются эти апельсины друг от друга? Ответы детей.
Эксперимент: Вначале опустите один из них в воду. Что происходит? Апельсин всплывает и держится на поверхности. Теперь очищенный апельсин. Неужели он утонул?
Рассмотрим через лупу кожуру. Она покрыта мелкими впадинками и точечками — в них и находятся маленькие пузырьки воздуха и поэтому апельсин без кожуры сразу утонул.
С каким спасательным средством мы можем сравнить кожуру? Ответы детей.
Объяснение: В апельсиновой кожуре содержатся пузырьки воздуха, которые и выталкивают апельсин на поверхность воды. Оставшись без кожуры, апельсин тонет, потому что он тяжелее воды.
Воспитатель: Вот какой интересный секрет апельсина помогла нам раскрыть сказка.
— Молодцы, ребята.
— Вот какой у нас с вами знаменитый ЗЕМЛЯК был — художник, путешественник, сказочник, шутник, ну просто ВОЛШЕБНИК какой-то.
— А, как мы, земляки, великого сказочника, художника, путешественника помним о нем и что делаем, чтоб никто не забывали о С. Г. Писахове?
— Как туристы из других городов и стран могут узнать, что жил на нашей земле такой «волшебник»?
Ответы детей.
— Правильно, есть у нас музей МС. Г. Писахова, что на улице Поморская, на пешеходной улице Чумбаровке в центре города стали создавать бульвар со скульптурами героев писаховских сказок. Пока что на бульваре только памятник самому Степану Григорьевичу и его главному герою — мужичку Сене Малине, оседлавшему налима. В магазинах можно купить книги сказочника или взять в библиотеке.
— Как называется памятник Писахову на Чумбаровке?
— Правильно «Здравствуйте, люди добрые». Стоит Степан Писахов лицом на улицу Поморская.
Он протягивает руку прохожим…и сложилось поверие, если загадать желание и пожать руку сказочнику, оно обязательно сбудется.
— Молодцы, мы сегодня отлично позанимались, поиграли, много узнали, повторили и закрепили, да гостям скучать не давали. Сегодня мы с вами путешествовали по сказке Писахова «Апельсин». Вы можете нарисовать рисунок к этой сказке, повторить считалочку «Апельсин». Дома с родителями вы можете посадить и вырастить апельсиновую косточку дома. На наших следующих занятиях мы познакомимся с другими интересными сказками. Вот и подошло к концу наше занятие. Как сказал бы Степан Григорьевич Писахов: «До свидания, люди добрые».
Технические средства и оборудование: Персональный компьютер, мультимедийный проектор, колонки, экран, магнитофон, репродукции 2-х памятников: «Здравствуйте, люди добрые (Степану Писахову)», «Сене Малине», колокольчики по количеству детей, фартуки для проведения опыта, видеозапись или аудиозапись попевки «Тетёра шла», северный народный костюм, демонстрационный — портрет Писахова, фото сказочника, репродукции картин, фрукт: 2 апельсина, лупы, ёмкость с водой.
Методический комментарий: Методическая разработка мероприятия представлена в форме интегрированного занятия с элементами сказкотерапии, опытно-экспериментальной деятельности, виртуальной экскурсии по улице Чумбарова-Лучинского г. Архангельска, посвящённого знакомству с творчеством С. Г. Писахова. Занятие проводится посредством мультипрезентации, которая включает себя фотослайды. Вниманию детей предлагаются памятники: «Степану Писахову», «Сене Малине», видеозапись северной народной игры. «Тетёра шла». В ходе занятия дети перемещаются по группе, играют, отвечают на вопросы и выполняют задания. Передвижения по группе и модульность среды способствуют предупреждению детской утомляемости и создают непринуждённую атмосферу свободы и комфорта. Педагогом используется фронтальная форма работы. Вопросы к детям и новые знания даются с опорой на имеющиеся у детей понятия и представления, поэтому данное мероприятие предполагает предварительную работу по ознакомлению дошкольников с творчеством, биографией С. Г. Писахова и родным городом. Эта разработка может использоваться в практической деятельности воспитателями детских садов, учителями начальных классов, педагогами дополнительного образования. Также, будет полезна и для родителей воспитанников
Предварительная работа:
Чтение сказок Писахова в рамках совместного детско-родительского проекта «Открытая книга» (Нелюбо-не слушай;Собака Розка; Мороженые песни; Северное сияние; Звёздный дождь; Лень да Отеть; Перепелиха и др.) Виртуальная экскурсия по улицам Архангельска, фотовыставка «Природа Архангельской области»(совместно с родителями),рассматривание репродукций С.Писахова. Выставка книг сказок Писахова в книжном уголке (с иллюстрациями разных художников), лепка по сказкам, рисование «Северное сияние».
Литература:
- Архангельская область: Словарь-справочник для младших школьников / науч. ред, Э. И. Николаева — Архангельск: Поморский университет, 2005.
- Морянка: Хрестоматия о русском Севере для чтения в начальных классах / науч. ред. Э. И. Николаева; сост., отв. Ред. И. Ф. Полякова. — Архангельск: Поморский университет, 2005.
- Писахов С. Сказки. Архангельское книжное издательство, 1959.
- «С. Г. Писахов — сказочник и художник» библиотерапевтический час» https://nsportal.ru
- Приобщения детей к культуре родного народа «Словесный колдун, волшебный сказочник» С. Г. Писахов https://infourok.ru