В статье рассматривается использование психодиагностики в спортивно-организованном физическом воспитании студентов.
Ключевые слова: психодиагностика, физическое воспитание, нервная система, темперамент.
Термин, диагностика употребляется и в медицине, и в технике, и в других областях профессиональной деятельности. Известно, что у этого термина имеется два значения.
Во-первых, под диагнозом может подразумеваться определение сущности, причины какого-либо конкретного неблагополучия с целью его ликвидации. Диагноз влечет за собой определенное решение о воздействий на данный объект.
Если устанавливаются причины неуспеваемости обучающегося по какому-либо предмету, то намечаются меры по искоренению этих причин.
Во-вторых, под диагнозом может пониматься всестороннее целостное обследование объекта с целью оценить его общее состояние [4].
В свою очередь автор не рассматривает диагностику как способ индивидуального, дифференцированного подхода к занимающимся тем или иным видом спорта и с целью определения его игровой функции, а также к умению руководить, управлять участниками соревнований в процессе игровой деятельности, особенностей разбора матчей.
Такая диагностика должна основываться на индивидуально-психологических особенностях личности.
1) Сила процесса возбуждения и торможения, которая зависит от работоспособности нервных клеток;
2) Уравновешенность нервной системы, то есть степени соответствия силы возбуждения силе торможения.
3) Подвижность нервных процессов, то есть скорость смены возбуждения торможения и наоборот.
Все эти свойства, как и нервная система, вообще, выполняют важнейшую биологическую функцию своевременно уравновешивают организм со средой. Сочетание свойств нервной системы, которое определяет индивидуальные особенности условных рефлекторной деятельности и темперамент. И. П. Павлов назвал типом нервной системы [5]. Он описал четыре основных типа нервной системы:
1) сильный, неуравновешенный (с преобладанием процесса возбуждения), подвижный. Соответствует холерическому темпераменту.
2) сильный, уравновешанный, подвижный. Сооветствует сангвиническому темпераменту.
3) сильный, уравновешанный, инертный (малоподвижный). Соответствует флегматическому темпераменту.
4) слабый, неуравновешанный или уравновешанный, подвижный или инертный. Соответствует меланхолическому темпераменту.
В психологии принято пользоваться гиппократовской классификацией типов: сангвиник (живой, подвижный, легко переживающий неудачи), флегматик (медлительный, невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением), холерик (быстрый, порывистый, страстно отдающий делу, но неуравновешенный) и меланхолик (ранимый, переживающий, но вяло реагирующий на окружающее).
Установлено, что у студентов высокая степень возбуждения (X=55,5±4,0 балла) и торможения (X=65±9,7 баллов). У 60 % юношей высокая степень подвижности нервных процессов (X=43,7±11,5) балла, но при высоком разбросе (V=26 %). Что еще раз подтверждает мнение о индивидуальном подходе к группе студентов при планировании и выполнении специальных упражнений направленных на совершенствование технических приемов и индивидуальных, групповых, командных тактических действий.
Известный американский психолог определил, что обследование должно, по-видимому, включать получение двух параметров личности [1]:
А) довольно устойчивых черт личности;
Б) динамических компонентов личности.
В одних случаях информация, полученная с помощью тестов, помогает спортсмену лучше разобраться в особенностях своего собственного поведения. В других результаты тестирования анализируются тренером и врачом команды, а затем сопоставляются с результатами, которые показывают спортсмена на отдельных тренировках, в течение недели, всего сезона.
Изложенное определило необходимость проведения психологического тестирования с целью изучения темперамента и характера. 15 студентов ТУИТ занимающиеся спортивно-ориентированным физическим воспитанием с применением элементов мини-футбола. Для этого использовался опросник польского психолога Я.Стреляу [6].
Важно обратить внимание на интерпретацию ответов по опроснику Я. Стреляу, психологами, которые на основании психологических исследовании пришли к заключению [2]:
А) высокий балл по первой шкале (выше границы 37+12) отражает высокий уровень силы процессов возбуждения, испытуемые, с сильной реакцией на внешние раздражители отличаются способностью и осуществлению эффективной деятельности в ситуациях требующих энергичных действий, не обнаруживает признаков определенного торможения, нервная система выдерживает длительные и часто повторяемое возбуждение;
Б) низкий балл по первой шкале (37–12) указывают на слабость возбуждения, быстрое достижение запредельного торможения;
В) высокий балл по первой шкале отражает силу нервной системы по отношению к процессу торможения, быстрое и срочное установление тормозных условных рефлексов, способность к отказу от активности в условиях запретов (32+12);
Г) слабость процессов торможения вызывает затруднения в развитии тормозных рефлексов возможная склонность к неадекватным импульсным действиям в ситуациях требующих отказа от активности (32–12);
Д) высокая подвижность отражает способность нервной системы к быстрой переделке знаков раздражителей (из возбуждающего рефлекса в тормозной и наоборот) способность к быстрой перестройке при столкновении с новой ситуацией, готовность и желание взаимодействовать с новыми предметами и явлениями;
Е) низкая подвижность, указывает на высокую инертность нервной системы в переучивании знаков раздражителей, для индивида затруднен переход к новым навыкам, он часто избегает новых ситуаций (36–12).
Автор сформулировал рекомендации по интерпретации результатов исследования [3]. Остановимся на некоторых из них.
Показатели силы нервной системы со стороны возбуждения:
1. Сохраняет бодрость и уверенность в соревнованиях
2. Сохраняет высокую работоспособность в течение многочасовой тренировки.
3. На соревнованиях добивается более высоких результатов, чем на тренировках.
4. Не прекращает спортивной борьбы в случае временной неудачи.
5. Активно стремится к участию в соревнованиях с сильным соперником.
Показатели силы нервной системы со стороны торможения.
1. Терпелив и настойчив в многократном выполнении трудных упражнений и заданий.
2. Спокоен и сдержан в разнообразных ситуациях (удача, неудача).
3. Не допускает срывов (раздражительности) в общении с товарищами и тренером перед соревнованиями.
4. Не нарушает обычного режима в дни ответственных соревнований, экзаменов.
5. Тщательно и неторопливо проводит разминку.
Показатели подвижности нервных процессов.
1. Способен быстро и легко переходить от одного вида деятельности к другому.
2. Способен быстро и легко выработать и переделать навыки и привычки.
3. В разминке индивидуального характера отдает предпочтение скоростным и скоростно-силовым упражнениям.
4. К выполнению упражнений и заданий приступают сразу, без «раскачки» быстро втягивается в работу.
В то же время автор отмечает, что суждение о степени выраженности каждого свойства производится путем суммирования оценок по всем показателям. Таким образом, максимальная оценка по каждому свойству 75 баллов, минимальная 15 баллов (что отражено в таблице).
Все 15 студентов обладают высокой силой процессов возбуждения и в среднем такой же результат (X=55,5±4,0) баллов. Интересно при низком коэффициенте вариации R=7 %. Также высокий балл (в среднем 65±8,7 баллов) в данных процесса торможения. Только у одного студента А-в Ш. (36±9,7 баллов) показатель процесса торможения низкий.
Несколько иные параметры по данным подвижности нервных процессов. У девяти студентов (60 %) выявлена высокая подвижность нервных процессов, а у шести (40 %) она низкая.
В таблице приведены данные свойств темперамента студентов, отражающие силу процессов возбуждения и торможения, подвижность нервных процессов.
На основании теста Я. Стреляу, диагноз: сумма в 42 балла и выше по каждому свойству рассматривается как высокая степень его выраженности.
Установлена высокая степень возбуждения. В среднем у студентов X=55,5±4,0 балла при невысоком коэффициенте вариации V=7 %, а высокий ранг влияния R=10. Выше средней величины определено у 8 студентов (53,3 %). Наиболее высокая степень определена у юноши Х-в М. (66 баллов), низкая у Д-в З. (52 балла).
Определена высокая степень торможения в среднем X=65±9,7, и вариации V=15 %. Ниже средней величины у семи студентов (46,6 %) наблюдается пониженная величина (по Я.Стреляу 42 балла и выше высокая степень выраженности). У этих студентов привуалирует степень торможения по сравнению с возбуждением. Очень высокий коэффициент вариации (V=26 %), который также повышенный и у степени торможения (V=15 %).
Несколько студентов обладают высокой степенью возбуждения, торможения и подвижностью нервных процессов (А-нов А., А-ров А., Дж-в Дж., Н-в С., У-в, А., Х-в М., Э-х К.) почти 50 %.
Таблица
Данные свойств темперамента студентов занимающиеся мини-футболом в процессе спортивно-организованного физического воспитания
№ |
Фамилия Имя |
Сила процессов |
Подвижность нервных процессов |
||
Возбуждение |
Торможение |
||||
1 |
А-нов А. |
58 |
70 |
54 |
|
2 |
А-ров А. |
54 |
70 |
48 |
|
3 |
А-в Р. |
52 |
64 |
30 |
|
4 |
Б-й И. |
56 |
70 |
30 |
|
5 |
Дж-в Дж. |
50 |
68 |
52 |
|
6 |
Ким Д. |
56 |
70 |
30 |
|
7 |
Ким Е. |
56 |
70 |
30 |
|
8 |
Ким К. |
56 |
70 |
30 |
|
9 |
Н-в С. |
54 |
64 |
54 |
|
10 |
О-в З. |
52 |
76 |
32 |
|
11 |
У-в Э. |
56 |
64 |
54 |
|
12 |
У-в А. |
56 |
62 |
54 |
|
13 |
А-в Ш. |
60 |
36 |
56 |
|
14 |
Х-в М. |
66 |
56 |
54 |
|
15 |
Э-х К. |
50 |
64 |
48 |
|
X |
Средн.арифм. |
55,5 |
65 |
43,7 |
|
δ |
Средн-квадр. |
4,0 |
9,7 |
11,5 |
|
V % |
Коэф.вар. |
7 |
15 |
26 |
|
tст |
Распр Стьюд |
0,6 |
0,5 |
0,7 |
|
R |
Ранг Влияния |
10 |
9 |
10 |
|
На основании изложенного следует, что группа студентов в составе 15 человек обладают как высокой степенью возбуждения и торможения, так и слабой выраженностью. Студенты обладающие сильной реакцией на внешние раздражители могут выдерживать длительные нагрузки (тренировки) по мини-футболу.
В то же время большая группа студентов владеют способностью к быстрой перестройке при смене задания, обучении и совершенствовании технических приемов и тактических действий.
Практически можно констатировать, что они подготовлены для усвоения специальных упражнений по мини-футболу и участию в соревнованиях любительской лиги.
Литература:
1. Брайент Дж.Кретти. — Москва: Физкультура и спорт. С.214–222.
2. Бодалев А. А., Столин В. В. Общая психодиагностика.–СПб.:Изд-во «Речь», 2002. — 440 стр.
3. Вяткин Б. А. Роль темперамента в спортивной деятельности. — М., — 135с.
4. Гильбух Ю. З. Психодиагностика в школе. — М.: Знание. 1989–80с.
5. Павлов И. П. Полное собрание трудов. М.-Л.:Изд-во АН СССР, 1946. — Т.2.
6. Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии. — М.: 1982. — 231с.