Агропромышленный комплекс является важнейшей составной частью экономики России, где производится жизненно важная для общества продукция, и сосредоточен огромный экономический потенциал. В нем занято почти 30 % работающих в сфере материального производства, задействована пятая часть производственных фондов, и создается около трети валового национального дохода. Развитие агропромышленного комплекса в решающей мере определяет состояние всего народнохозяйственного потенциала, уровень продовольственной безопасности государства и социально-экономическую обстановку в обществе.
Основными направлениями бюджетной поддержки сельского хозяйства являются:
- финансирование проведения земельной реформы;
- финансовая поддержка развития федерализма;
- развитие рыночных отношений в АПК;
- поддержка социальной инфраструктуры села, жилищного строительства, возведение объектов здравоохранения, школ, дошкольных учреждений, строительство дорог;
- мелиорация земель и содержание мелиоративных систем;
- улучшение земель, связанное с повышением плодородия;
- строительство и реконструкция предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности и рыболовецкого флота;
- поддержка развития местных баз строительной индустрии и строительных материалов;
- финансовая помощь по землеустройству, противоэпизоотическим мероприятиям и мероприятиям по защите растений от вредителей и болезней, содержанию ветеринарной и санитарной служб.
Государственная поддержка АПК должна обеспечивать проведение структурных преобразований в аграрном секторе, способствовать сокращению спада производства продукции растениеводства и животноводства, созданию условий для их развития и поддержки перерабатывающих отраслей промышленности, удовлетворения потребностей страны в продовольствии и сельскохозяйственном сырье, развитию сельхознауки, образования и содержанию объектов социальной сферы на селе.
Функциональная классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов федерального, регионального и местного уровней, отражающих направление финансовых средств на выполнение органами власти функций государства, решение социально-экономических задач.
Подраздел «Сельское хозяйство и рыболовство» предусматривает расходы на сельскохозяйственное производство, земельные ресурсы, заготовку и хранение сельскохозяйственной продукции, рыболовное хозяйство и прочие мероприятия в области сельского хозяйства.
В последние два десятилетия отечественное сельскохозяйственное производство находится в тяжелом состоянии, которое автоматически переносится и на другие отрасли экономики, связанные с ним. Состояние экономики агропромышленного комплекса России можно характеризовать следующими фактами:
— продолжается снижение объемов производства продукции отрасли животноводства (скот в убойном весе, молоко и т. д.);
— импорт основных видов продовольствия (мяса, молока, птицы, овощей, фруктов и др.) составляет около половины потребности;
— разрушена материально-техническая база агропромышленного комплекса, применяются энергозатратные технологии и технические средства;
— сократилась численность сельского населения, а миграция увеличилась до уровня 1,5–2 млн. человек в год;
— из севооборота выбыло более 42 млн. га пашни;
— сократилось поголовье сельскохозяйственных животных в 2,5–3 раза;
— наблюдается высокий уровень убыточности сельскохозяйственных предприятий;
— ухудшилась обеспеченность агропромышленного комплекса кадрами;
— уничтожена система производственно-технологического и инженерно-технического обеспечения (технического сервиса) сельскохозяйственных товаропроизводителей. (3)
В настоящее время Правительство РФ увеличивает финансирование Госпрограммы развития сельского хозяйства, выделяя из бюджета дополнительно по 21 млрд. руб. ежегодно. Из них 8 млрд. руб. будет ежегодно направляться на дополнительные субсидии для закупки минеральных удобрений: 9 млрд. руб. — на развитие молочной (5млрд. руб.) и мясной (4 млрд. руб.) отраслей; 2,3 млрд. руб. — на субсидирование процентных ставок по кредитам; 1,7 млрд. руб. — на организацию зерновых интервенций. (4)
На основе данных таблицы 1 проведем анализ структуры расходов федерального бюджета раздела «Национальная экономика».
Таблица 1
Структура расходов федерального бюджета РФ по разделу «Национальная экономка» за 2008–2011гг., млрд.руб.
Вид расхода |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
||||
сумма |
Уд. вес |
сумма |
Уд. вес |
сумма |
Уд. вес |
сумма |
Уд. вес |
|
Всего расходов по разделу, |
1025 |
100 |
1845,7 |
100 |
1222,7 |
100 |
1790,2 |
100 |
Общеэкономические вопросы |
14,9 |
1,5 |
107,1 |
5,9 |
17,6 |
1,4 |
91,6 |
5,1 |
Топливно-энергетический комплекс |
9,8 |
1,0 |
41,2 |
0,3 |
18,0 |
1,5 |
40,9 |
2,3 |
Исследование и использование космического пространства |
16,2 |
1,6 |
21,9 |
1,3 |
23,7 |
1,9 |
22,8 |
1,3 |
Воспроизводство минерально- сырьевой базы |
22,8 |
2,2 |
19,9 |
1,1 |
22,5 |
1,8 |
22,2 |
1,2 |
Сельское хозяйство и рыболовство |
58 |
5,7 |
83,1 |
4,6 |
35,3 |
2,9 |
142,3 |
7,9 |
Водное хозяйство |
13,4 |
1,3 |
10,6 |
0,6 |
10,4 |
0,9 |
15,2 |
0,8 |
Лесное хозяйство |
6,5 |
0,6 |
6,0 |
0,3 |
4,3 |
0,4 |
34,6 |
1,9 |
Транспорт |
116,3 |
11,3 |
241,1 |
13,2 |
303,1 |
24,8 |
291,0 |
16,3 |
Дорожное хозяйство |
180 |
17,6 |
238,4 |
12,9 |
281,1 |
23,0 |
349,5 |
19,5 |
Связь и информатика |
18,7 |
1,8 |
31,0 |
1,7 |
39,3 |
3,2 |
42,6 |
2,4 |
Прикладные научные исследования в области национальной экономики» |
72,8 |
7,1 |
112,3 |
6,3 |
119,9 |
9,8 |
178,8 |
10,0 |
Другие вопросы в области национальной экономики |
495,6 |
48,3 |
930,6 |
51,8 |
347,5 |
28,4 |
559,5 |
31,3 |
Основной расходной частью в разделе «Национальная экономика» являются «другие вопросы в области национальной экономики», в 2008г. на данную часть расходов было затрачено 495,6 млрд.руб., что составило 48,3 % от общих расходов по данному разделу. В 2009г. Увеличение расходов в данной части расходов составило 435 млрд. руб. что в итоге выразилось в 930,6 млрд.руб., удельный вес данных расходов вырос по сравнению с прошлым годом на 3,5 п.п. и составил 51,8 %. Снижение расходов в данной части бюджета 2010г. уменьшило и удельный вес данных расходов до 28,4 %, что в абсолютной сумме составило 347,5 млрд.руб., что почти в 2,7 раза меньше факта предыдущего года. В 2011г. рост данных расходов составил 212 млрд.руб. по сравнению с предыдущим годом что в абсолютном выражении составило 559,5 млрд.руб. или 31,3 % в удельном весе расходов.
Следующим по объему расходов в 2011г. идут: расходы по статье «Дорожное хозяйство» (19,5 %), «Транспорт» (16,3 %), «Прикладные научные исследования в области национальной экономики» (10,0 %).
Расходы на сельское хозяйство и рыболовство в 2008г. заняли 5,7 % удельного веса в структуре расходов, в абсолютном выражении эта сумма в 58,0 млрд.руб., в 2009г. увеличение по данной статье составило 25,1 млрд.руб. до уровня 83,1 млрд. руб. с удельным весом в структуре 4,6 %, 2010г. расходы на сельское хозяйство составили 35,3 млрд.руб. что в 2,4 раза ниже уровня расходов по данной статье в 2009г., удельный вес в структуре расходов составил 2,9 %. В 2011г. расходы на сельское хозяйство и рыболовство выросли как в абсолютном на 106,2 млрд.руб. до 141,5 млрд.руб., так и в относительном выражении на 5 п.п. до уровня в 7,9 % в структуре расходов.
По подразделу «Сельское хозяйство и рыболовство» в 2010–2011 гг. направлены средства федерального бюджета на реализацию государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы в объеме 9 735 588 тыс. рублей, в том числе:
— на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса независимо от и организационно-правовых форм и крестьянским (фермерским) хозяйствам сельскохозяйственным потребительским кооперативам части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2007–2011 годах на срок от 2 до 10 лет — 7 823 498 тыс. рублей;
— на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме личных подсобных хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов), организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм, крестьянским (фермерским) хозяйствам и организациям потребительской кооперации части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2007–2011 годах на срок до 1 года — 1 276 129 тыс. рублей;
— на возмещение гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, крестьянским (фермерским) хозяйствам части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2005–2011 годах на срок до 8 лет — 300 000 тыс. рублей;
— на поддержку племенного животноводства — 139 655 тыс. рублей;
— на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений — 123 822 тыс. рублей;
— на возмещение части затрат на уплату процентов организациям, осуществляющим промышленное рыболовство — 52 557 тыс. рублей;
— на поддержку элитного семеноводства — 19 927 тыс. рублей.
На рисунке 1 наглядно представлена структура расходов федерального бюджета по разделу «Национальная экономика». Удельный вес расходов на сельское хозяйство и рыболовство в структуре расходов бюджета за 2008–2010гг., неизменно снижается, но данная тенденция сменилась в 2011г. и по итогам года составила 7,9 %, что является наибольшей величиной за весь анализируемый период. В период 2008–2011гг. удельный вес расходов по подразделу транспорт вырос более чем в 1,6 раза до 16,3 п.п., это связано с тем что многие расходы ранее относящиеся к подразделу дорожное хозяйство были включены в расходы по подразделу транспорт, которые составляли около 29 % всех расходов по разделу.
Рис. 1. Структура расходов федерального бюджета по разделу «Национальная экономика», %
Сельское хозяйство России — отрасль российской экономики. Доля сельского хозяйства в ВВП России в 2011 г. составила — 4,7 %. Объём валовой добавленной стоимости в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве России — 1,53 трлн.руб. Доля занятых в сельском хозяйстве — 10 %.
В России находится 10 % всех пахотных земель мира. Свыше 4/5 пашни в России приходится на Центральное Поволжье, Северный Кавказ, Урал и Западную Сибирь. Основные сельскохозяйственные культуры: зерновые, сахарная свекла, подсолнечник, картофель, лён.
В таблице 2 представлен анализ структуры расходов подраздела «Сельское хозяйство и рыболовство» за 2008–2011 гг. Как видно из таблицы самые большие расходы бюджета по подразделу «Сельское хозяйство и рыболовство» были произведены в 2009 году, их размер составил 83,1 млрд.руб., что выше показателей 2008г. И 2010г. на 25,1 млрд.руб. и 35,3 млрд.руб. соответственно. Такая тенденция свидетельствует о том, что государство начало активно вкладывать средства в сельское хозяйство в период международного финансового кризиса.
Таблица 2
Структура расходов подраздела «Сельское хозяйство и рыболовство» федерального бюджета за 2008–2011 гг.
Вид расхода |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
||||
сумма |
Уд. вес |
сумма |
Уд. вес |
сумма |
Уд. вес |
сумма |
Уд. Вес |
|
Руководство и управление в сфере установленных функций |
0,1 |
0,1 |
0,05 |
0,1 |
0,06 |
0,2 |
0,06 |
0,04 |
Реализация государственных функций, связанных с общегосударственным управлением |
0,4 |
0,6 |
- |
- |
1 |
2,8 |
- |
- |
Федеральные целевые программы |
11,2 |
19,3 |
8,3 |
10,0 |
5,3 |
15,0 |
15,98 |
11,2 |
Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы |
0,8 |
1,4 |
0,65 |
0,8 |
0,36 |
1,0 |
0,28 |
0,3 |
Государственная поддержка сельского хозяйства |
3,3 |
5,7 |
2,9 |
3,5 |
0,08 |
0,2 |
0,3 |
0,3 |
Учреждения, обеспечивающие предоставление услуг в области сельского хозяйства, охраны и использования объектов животного мира |
16,7 |
28,8 |
12,4 |
14,9 |
10,7 |
30,3 |
11,6 |
8,2 |
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 гг. |
- |
- |
- |
- |
7,7 |
21,8 |
106,2 |
74,6 |
Вопросы регулирования продовольственного рынка и государственных семенных фондов |
10,0 |
17,2 |
9,6 |
11,6 |
- |
- |
- |
- |
Рыболовное хозяйство |
0,7 |
1,2 |
0,4 |
0,5 |
0,3 |
0,8 |
0,4 |
0,3 |
Учреждения обеспечивающие предоставление услуг в сфере рыбохозяйственной деятельности |
4,4 |
7,6 |
3 |
3,6 |
2,8 |
7,9 |
3,7 |
2,6 |
Поддержка отраслей экономики и социальной сферы РФ, рынков труда, социального обеспечения населения |
- |
- |
- |
- |
7 |
19,8 |
- |
- |
Реализация государственных функций в области национальной экономики |
10,5 |
18,1 |
45,8 |
55,1 |
- |
- |
3,7 |
2,6 |
Итого по подразделу |
58,0 |
100 |
83,1 |
100 |
35,3 |
100 |
142, 3 |
100 |
Основной расходной статьей является выделение средств на учреждения, обеспечивающие предоставление услуг в области сельского хозяйства, охраны и использования объектов животного мира, в 2008г. По данной статье было израсходовано 16,7 млрд.руб., удельный вес составил 28,8 %, а в 2009 г. на 4,3 млрд. руб. меньше предыдущего года,, в 2010г. израсходовано 10,7 млрд.руб. что на 1,7 млрд.руб. меньше чем в предыдущем году, удельный вес по итогам 2010 года составил 30,3 %. Так же следует отметить, что с 2010 г. начали выделять средства по статье Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 гг., что позволило влить в экономику средств в размере 7,7 млрд.руб. удельный вес в структуре расходов составил 21,8 %.
Следующей ключевой расходной статьей следует статья поддержка отраслей экономики и социальной сферы РФ, рынков труда, социального обеспечения населения, в 2010г. по данной статье было израсходовано 7 млрд.руб., удельный вес составил 19,8 %, следует отметить что в предыдущие анализируемые периоды по данной статье расходов не производилось.
На реализацию Федеральных целевых программ в 2008г. Было израсходовано 11,2 млрд.руб., в 2009г. расходов было произведено на 2,9 млрд.руб. меньше, темп роста к предыдущему году 74,1 %, в 2010г. расходов произведено на сумму 5,3 млрд. руб. что на 5,9 и 3 млрд.руб. меньше 2008 и 2009гг. соответственно. Удельный вес данной статьи в структуре расходов составил 15,0 %, что выше на 5,0 % показателя 2009г., но при этом ниже показателя 2008 г. на 4,3 %.
На финансирование учреждений обеспечивающие предоставление услуг в сфере рыбохозяйственной деятельности в 2008г. Было израсходовано 4,4 млрд. руб., удельный вес в структуре расходов составил 7,6 %, в 2009г. расходов было произведено на 1,4 млрд.руб. меньше, вследствие чего удельный вес уменьшился до уровня 3,6 %, в 2010 г. расходов было произведено на сумму 2,8 млрд.руб. темп роста к предыдущим годам составил 63,6 % и 93,3 % соответственно, удельный вес составил 19,8 %.
До 2010 года одной из основных расходных статей в структуре данных расходов являлась статья реализация государственных функций в области национальной экономики, по данной статье в 2008г. Было израсходовано 10,5 млрд. руб. удельный вес составлял 18,1 %, в 2009г. По данная статья расходов прошла как самая затратная по ней было израсходовано 45,8 млрд.руб. что больше почти 4,5 раза расходов предыдущего года, удельный вес в структуре расходов составил 55,1 %, в 2010г. расходов по данной статье не производилось. Остальные статьи занимают в совокупности не более 5-ти % удельного веса в структуре расходов, поэтому большое значение на формирование бюджета они не несут.
В ходе реализации мер Приоритетного национального проекта (ПНП) «Развитие АПК» и «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы» федеральным и региональным властям не удалось решить многие из поставленных задач. Но вместе с тем был накоплен значительный опыт государственной поддержки товаропроизводителей и отраслей АПК в условиях рыночной экономики. С учетом этого опыта была разработана и утверждена новая «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы».
Объем финансового обеспечения реализации Государственной программы за счет средств федерального бюджета составляет 1509745406,93 тыс. рублей, из них Министерству сельского хозяйства Российской Федерации выделяется 1423857912,33 тыс. рублей, Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору — 85887494,6 тыс. рублей.
Таблица 3
Объем финансовых ресурсов для реализации подпрограмм Государственной программы, (млрд. руб.)
Прогнозная оценка бюджетных ассигнований за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составляет 777567275,13 тыс. рублей. Ресурсное обеспечение реализации Государственной программы за счет средств федерального бюджета приведено в таблице 3.
Вступление России во Всемирную торговую организацию будет способствовать дальнейшему росту интенсивности конкурентной борьбы на внутреннем агропродовольственном рынке. Предполагают следующие меры:
— тарификацию всех нетарифных ограничений на импорт;
— связывание тарифов, т. е. установление максимальных ставок таможенных пошлин;
— поэтапное снижение таможенных пошлин в среднем на 36 % в течение имплементационного периода (6 лет), при этом сокращение по каждой тарифной линии должно составить не менее 15 %.
В условиях присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации (ВТО) развитие направлений, форм и механизмов государственной поддержки отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей (СХТ) является проблемой чрезвычайно актуальной. В первую очередь это касается мер прямого и косвенного субсидирования СХТ, которые определяются ВТО как меры их «внутренней поддержки».
До вступления России в ВТО объемы и направления субсидирования отечественных СХТ определялись исключительно приоритетами аграрной политики страны и возможностями ее консолидированного бюджета. С присоединением же Российской Федерации к ВТО страна будет вынуждена в качестве приоритетов рассматривать соблюдение взятых на себя обязательств, базовых соглашений и принципов этой международной организации.
Таким образом, видно, что на федеральном уровне сельское хозяйство поддерживается посредством реализации государственных программ, федеральных целевых программ.
Литература:
1. Данные Министерства сельского хозяйства РФ
2. Данные Федеральной службы государственной статистики
3. Мартынушкин А. Б. Актуальные проблемы развития Экономики сельского хозяйства России //«Вестник ФГОУ ВПО РГАТУ, 2011, № 2 (10)».- с. 91.
4. Хоришко, Е. Роль государственного финансирования в развитии сельского хозяйства / Е. Хоришко, И. Хоришко // Международный сельскохозяйственный журнал. — 2011. — № 4. — С. 5–7.
5. Данные Министерства финансов РФ
[1] Статья написана при поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках проекта № 13-32-01227