Экскурсионная работа в общеобразовательной школе (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (56) сентябрь 2013 г.

Дата публикации: 12.08.2013

Статья просмотрена: 2510 раз

Библиографическое описание:

Александров, И. Н. Экскурсионная работа в общеобразовательной школе (из опыта работы) / И. Н. Александров, Л. А. Сергиенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 9 (56). — С. 350-352. — URL: https://moluch.ru/archive/56/7632/ (дата обращения: 16.11.2024).

Одной из составляющих гражданско-патриотического воспитания нашей школы является экскурсионная работа. Она имеет ряд важных задач: патриотическое, эстетическое, культурологическое воспитание. Экскурсионная работа может проходить по следующим направлениям: пешеходные экскурсии (история Москвы, её архитектура); автобусные экскурсии с посещением музеев Москвы, Подмосковья; экскурсии по Подмосковью и древним русским городам России; экскурсии по литературной, искусствоведческой, военно-исторической тематике; экскурсии на производство.

В нашей школе различают учебные (тематические), научные, общеобразовательные, культурно-просветительные, культурно-воспитательные и развивающие экскурсии. Тематические экскурсии помогают учителям-предметникам познакомить детей с материалом по предмету. Педагоги видят в них эффективную форму приобретения знаний и важное средство патриотического воспитания. Например, учителя литературы в 11 классе готовят и проводят тематическую экскурсию в музей М. А. Булгакова в Москве. Учащиеся посещают первую московскую квартиру писателя на Большой Садовой, дом 10, квартира 50. Здесь писатель прожил с 1921 по 1924 г. и написал свои первые московские произведения «Псалом», «№ 13 дом Эльпит-Рабкоммуна» «Зойкина квартира», роман «Мастер и Маргарита» и другие» [1].

«В этой прогулке учащиеся смогут окунуться в таинственные события романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: знакомство М.Берлиоза и И.Бездомного с «профессором черной магии» Воландом, происшествие в ресторане «Грибоедов», судьбоносную встречу Мастера и Маргариты в «кривом, скучном переулке» [1]. Учащиеся узнают интересные и малоизвестные адреса московской биографии М. А. Булгакова: первое московское жилье писателя на Большой Садовой, Патриаршие пруды и многие другие загадочные адреса Булгаковской Москвы.

Развивающие экскурсии связаны с общим формированием учащихся. Cначала определяется тема экскурсии. После этого записываются вопросы, которые интересуют ребят, изучается местность, ее достопримечательности, составляется маршрут. Вся эта работа, проводимая в классе под руководством учителя, активизирует внимание, мышление, интерес учащегося к предстоящей экскурсии. Таким образом, учащиеся нашей школы на экскурсию отправляются подготовленными к восприятию материала. Слушая экскурсовода, ребята пополняют свои знания.

Например, выбрав экскурсию в Суздаль, ребята узнали, что в городе-заповеднике собраны старые деревянные избушки, древние монастыри и церкви.

Город Суздаль связан с именем Юрия Долгорукого, а также с именами Виноградова Д. И. (учёный, основоположник производства российского фарфора), Лопухиной Е. Ф. (жена Петра I, монахиня Покровского монастыря), Пожарского Д. М.(князь, полководец, государственный деятель) и других известных людей. Здесь снимали многие фильмы: «Женитьба Бальзаминова» (1964), «Метель» (1964), «Андрей Рублёв» (1966), «Мой ласковый и нежный зверь» (1978), «Чародеи» (1982), «Мёртвые души» (1984), «Пётр Великий» (США, 1985) и другие.

Отправляясь на экскурсию в Суздаль, многие взяли с собой фотоаппараты и записные книжки. И как итог экскурсии — выпуск стенгазеты и написание сочинения. Темы могут быть самыми разными. Например, «Роль древних городов в становлении государства Российского», «Мой любимый город России». Таким образом, у детей выстраивается следующая цепочка во время посещения экскурсии: наблюдение — рассмотрение — исследование — обобщение — написание сочинения (или подготовка стенгазеты). У учащихся формируется эстетическое восприятие (умение воспринимать материал) и историческое восприятие (умение находить важное или ошибки в материале).

У каждого вида экскурсий свои особенности. У автобусных экскурсий обязателен выход из автобуса и осмотр памятников, у музейных — знакомство с материалом, расположенных на стендах, у производственных — демонстрация действующих объектов.

Например, основной достопримечательностью города Дмитрова является Дмитровский Кремль. Он окружен крепостным валом XII века общей протяженностью около 980 метров. Рядом с ним находится памятник основателю Дмитрова князю Юрию Долгорукому(скульптор В. Церковников), памятник святым Кириллу и Мефодию; памятник священномученику Серафиму и другие. После этой экскурсии учащимся предлагается написать сочинение на тему «Описание памятника», «Посещение музея».

Каждой экскурсии предшествует долгая, кропотливая работа всего ученического коллектива. Такая работа сближает детей, учит их работать сообща, вместе готовить отчеты о проделанной работе и экскурсии.

Наша школа проводит много экскурсий на производства, где ребята не только знакомятся с историей основания, развития отрасли, но и участвуют в мастер-классах, организованных на большинстве предприятий. Дети часто на собственном опыте узнают о специфике определенного производства.

Так были организованы и подготовлены экскурсии на производства на завод игрушек в Клин, на молочный завод “Очаково”, в агропромышленный комплекс “Московский”, музей ретро-автомобилей, основу которого составляют машины из коллекции «Моторы Октября». Среди них довоенные ГАЗ и знаменитая «Эмка», машины сталинской эпохи, военная трехтонка ЗиС -5 и представительский ЗиС-110. Вся линейка «Москвичей»: от редчайшего КИМ -10 и «Москвич» 400–421 до последних моделей завода. Такие экскурсии играют важную роль в профориентационном выборе учащихся. Может быть, в дальнейшем учащиеся свяжут свою жизнь с автомобилестроением и смогут воплотит в жизнь мечту о совершенном отечественном автомобиле.

Программу каждой экскурсии ребята обсуждают и готовят. Эти экскурсии — всегда соприкосновение с историей России. Главное не забывать, что вся урочная и внеурочная деятельность направлена на воспитание энергичного, неравнодушного члена общества, способного сохранить и приумножить достижения наших предков, историю своей страны.

Например, в День призывника можно посетить 27-ую отдельную мотострелковую бригаду. Она находится в Подмосковье (поселок Мостренген). Здесь можно познакомиться с солдатским бытом и посмотреть показательные выступления роты Почетного караула Военной комендатуры города Москвы, а затем попробовать настоящую солдатскую кашу.

Экспонаты, представленные в музее Боевой Славы войсковой части, отражают героический и славный путь воинского соединения. Учащимся показывают казармы, где представлен в полной мере быт военнослужащих (спальные помещения, учебные классы, комнаты отдыха).

На смотровой площадке представлено оружие и виды боевой техники, находящееся на вооружении. В ходе экскурсии военнослужащие знакомят учащихся с тактико-техническими характеристиками вооружения и военной техники, форменным обмундированием, используемым военнослужащими в различных ситуациях.

Особое впечатление производит показательное выступление группы захвата, где демонстрируется физическая сила и приемы рукопашного боя со стрельбой из автоматов, подрывом взрывпакетов, что создаёт эффект реального боя.

29 августа 1949 год является датой создания Ракетно-ядерного щита России. 30 сентября 2009 года в концертном зале Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе отмечался 60-летний юбилей ядерного щита нашей Родины. Здесь собрались школьники Западного округа и ветераны атомной энергетики, подразделений особого риска, атомного флота, участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

Очень важно, что наши школьники воочию увидели этих людей, узнали из презентации и выступлений ветеранов об их подвиге — создании Ядерного щита России.

Путешествуя по древним городам России, каждый ученик открывает для себя что-то новое. Экскурсионные маршруты помогают увидеть исторический облик города, его пригородов, познакомиться с уникальными памятниками материальной и духовной культуры народа, приобщат к богатому историческому наследию России.

Литература:

1.      Интернет-ресурс http://bulgakovmuseum.ru

2.      Интернет-ресурс http://ru.wikipedia.org

3.      Интернет-ресурс http://www.auto-retro-museum.ru

4.      Интернет-ресурс http://fili-davyd.zao.mos.ru/cms/p18.html≤newsid=630

5.      Интернет-ресурс http://www.zouodo.ru

Основные термины (генерируются автоматически): экскурсия, Подмосковье, Суздаль, учащийся, написание сочинения, ребята, Россия, экскурсионная работа.


Похожие статьи

Внеурочные проекты по музыкальной литературе в ДМШ (из опыта работы)

Организация патриотического воспитания в ДОУ (из опыта работы)

Воспитание обучающихся через организацию проектно-исследовательской деятельности по математике (из опыта работы)

Инновационные формы работы педагогов ДОО с семьёй (из опыта работы)

Применение дистанционных форм обучения на уроках математики и информатики (из опыта работы)

Здоровьесбережение в рамках внеурочной деятельности в основной школе (из опыта работы учителя)

Социальная работа в общеобразовательной школе (из опыта работы)

Организация работы с родителями воспитанников групп раннего возраста (из опыта работы)

Взаимодействие педагогов дополнительного образования с семьей, привлечение родителей к совместной проектной деятельности (из опыта работы)

Формирование детского коллектива в период адаптации (из опыта работы)

Похожие статьи

Внеурочные проекты по музыкальной литературе в ДМШ (из опыта работы)

Организация патриотического воспитания в ДОУ (из опыта работы)

Воспитание обучающихся через организацию проектно-исследовательской деятельности по математике (из опыта работы)

Инновационные формы работы педагогов ДОО с семьёй (из опыта работы)

Применение дистанционных форм обучения на уроках математики и информатики (из опыта работы)

Здоровьесбережение в рамках внеурочной деятельности в основной школе (из опыта работы учителя)

Социальная работа в общеобразовательной школе (из опыта работы)

Организация работы с родителями воспитанников групп раннего возраста (из опыта работы)

Взаимодействие педагогов дополнительного образования с семьей, привлечение родителей к совместной проектной деятельности (из опыта работы)

Формирование детского коллектива в период адаптации (из опыта работы)

Задать вопрос