Дистанционное обучение как организационно-дидактическая форма повышения квалификации педагогических кадров | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (56) сентябрь 2013 г.

Дата публикации: 05.09.2013

Статья просмотрена: 731 раз

Библиографическое описание:

Каримов, К. А. Дистанционное обучение как организационно-дидактическая форма повышения квалификации педагогических кадров / К. А. Каримов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 9 (56). — С. 373-375. — URL: https://moluch.ru/archive/56/7642/ (дата обращения: 16.11.2024).



Цель : Познакомить детей с обычаями и традициями празднования Рождества и Нового года на Кубани при помощи игр и развлечений.

Задачи:

Образовательная: создавать условия для получения знаний о кубанских Новогодних традициях и обычаях;

Развивающая: способствовать развитию речевого творчества, познавательных и интеллектуальных способностей, памяти, музыкального вкуса и культуры слушания, речевого дыхания, голоса, внимания; развивать восприятие народного фольклора;

Воспитательная: воспитывать уважение к народным традициям, чувство гордости за свою родину.

Предварительная работа:

– Рассматривание иллюстраций с изображением празднования нового года на Кубани, кубанских новогодних забав;

– Подготовка родителями рождественских костюмов;

– Разучивание колядок, кубанских песен и игр.

Материалы и оборудование:

– Рождественский стол с угощеньями;

– костюмы и атрибуты для новогодних игр и забав;

– аудиозаписи новогодних и рождественских кубанских песен; набор игрушек для игры «Гадание, кем я стану»;

– горшочки с зерном; метла

– маска Козы.

Методы и приемы:

наглядность, погружение в игровую ситуацию музыкальное сопровождение, использование фольклора, народных игр.

Ход занятия:

Организационный момент:

1 этап: «Введение в ситуацию»

Звучит старинная колядная песня «Пришла Коляда — Калядица, Рождественская затейница»

Воспитатель:

Здравствуйте, гости дорогие!

Хозяюшка рада гостям!

Пролетели дни без оглядки!

Вот и пришли долгожданные Колядки!

Мы споем для вас и спляшем,

Всем про Рождество расскажем!

Всем гостям дорогим

«Здравствуйте!» — мы говорим. (Дети хором здороваются)

2 этап: «Актуализация»

(Воспитатель беседует с детьми о том, как люди, которые жили на этой земле раньше, до нас, отмечали Новый год, Рождество и Святки на Кубани, и что они делали в святые вечера.)

Воспитатель: «Для дорогого гостя и ворота настежь» Это, ребята, старинная Кубанская пословица. Ну, раз уж гости дорогие ко мне пожаловали, то хотела бы я у вас спросить: а кто знает, что же такой Святки. (ответы детей)

(Беседа воспитателя о праздновании Святок на Кубани. О Святом вечере — Сочельнике.)

Воспитатель: Да, ребята, Святки — это праздничный период, который длиться 12 дней от Рождества Христова до Крещенского Сочельника. Это время добра и радости, народных гуляний, веселья и различных шумных мероприятий и игр. В этот период люди готовят разнообразные блюда, накрывают праздничные столы, ходят друг к другу в гости, дарят подарки и приговаривают: «Угощайтесь, чем Бог послал, люди добрые!» А давайте подумаем, что это за праздник такой Сочельник. (ответы детей).

Воспитатель: Вы правы, ребята Сочельник — это вечер перед Рождеством. Название это происходит от главного блюда на праздничном столе Сочиво. Это постное блюдо из крупы и сухофруктов. Ещё одно название главного блюда «кутья». Ребята, а вы знаете, что Рождественский Сочельник считали «голодной кутьёй». Вечером, до первой звезды нельзя было дотрагиваться до еды. А встречать Рождество принято было всей семьёй, с бабушками и дедушками. А ещё к кутье обязательно готовили компот из сухих фруктов, назывался он «узвар».

Воспитатель: А кто из вас, ребята, знает тайный смысл угощения «кутьёй»?

(ответы детей)

Воспитатель: на нашей земле со времён наших предков существовало народное предание, что угощаться кутьёй — значит относиться уважительно к своим предкам, а они нас обеспечат достатком и благополучием.

Воспитатель: Ребята, а кто знает, какие Рождественские обычаи и традиции были у наших предков? (ответы детей)

Воспитатель: Да, молодцы, Кубанский край весьма многонациональный. В каждой станице были свои обычаи, но главные основные оставались у всех. У казаков важным считался ритуал ношения «вечэри» (кутьи и пирожков). Этот ритуал должен проводиться только мужчинами по народному поверью, пока так происходит, народу ничего не грозит. У «Вечерников» пробовали кутью и взамен дарили подарки. После утреннего молебна мальчики и мужчины «рождествовали» — ходили по улицам и славили Рождение Христа, а главным символом была звезда, которую несли на длинной палке перед собой. Часто наряжались в костюмы, разыгрывали сценки на тему рождения Христа, исполняли песнопения. На Кубанской земле празднование Рождества и Нового года неразрывно было связано с колядованием. Дети и женщины ходили колядовать по дворам и пели специальные песни — колядки. Колядовщики надевали маски разных животных. Сейчас всё это делается для смеха, а раньше люди верили, что так они могут напугать нечистую силу. Все друг другу дарили подарки, так как считалось, чем больше отдашь, тем больше получишь благ.

А кто из вас уже колядовал с родителями? (ответы детей).

Воспитатель: ребята, а кто знает происхождение слова «Коляда»? (ответы детей)

Воспитатель: смысл слова «Коляда» уходит в давние времена и обозначает слово «коло» Солнце, оно защищало людей от темноты, а потом с Рождеством Христа рождало обновлённое светило. А также по древним преданиям, это «круговая еда». Что и объясняет смысл колядования-хождения от дома к дому и угощения блюдами.

Воспитатель: а сейчас поиграем в игру «Поймай звёздочку». На Кубани с давних пор существовала старинная народная примета, кто увидит падающую звезду на небе и загадает желание, у того желание обязательно исполнится. Я выбрасывается много шариков под весёлую казачью музыку, в некоторых из них внутри звёздочки. А вы, ребята, старайтесь выбрать шарик со звёздочкой, лопнуть его и загадать желание.

Воспитатель: а ещё один Рождественский обычай, в ночь на Рождество люди гадали. Все очень любили эту забаву, не все верили в гадание, но все равно развлекались, что бы повеселиться. Кто из вас, ребята, хочет поиграть в игру-гадание «Кем я стану». Условия игры: на лавке стоят горшочки, наполненные крупой. Надо идти вокруг лавочки и просить горшочек, чтобы он вам рассказал, какая профессия у вас будет, когда вы вырастите. (дети находят в горшочках с зерном предметы, которые называют профессию (парикмахер, строитель, водитель, учитель, летчик, врач, музыкант).

Динамичная пауза

Воспитатель: а сейчас я вас попрошу взять в руки праздничные атрибуты, одеть свои шапочки, маски стать у елочки и спеть колядки, которые вы разучивали. (Дети проходят к елке и исполняют колядки).

Воспитатель: Ребята, все лепили Снежную Бабу. А кто может ответить, какое значение имела Снежная Баба для наших предков? (ответы детей).

Воспитатель: в народе верили в нечистую силу, которая просыпалась в Рождественские вечера. Снежная баба с метлой олицетворяла защиту от злых духов и защищала те дома, около которых её сооружали. Очень интересная зимняя забава–это лепка около своих домов Снежной Бабы. Давайте и мы сейчас с вами вспомним эту давнюю традицию, поиграем в игру «Слепим Снежную Бабу». Правила игры: вы делитесь на две команды, каждая команда должна выбрать себе кого-то, кто будет снежной бабой. У нас есть необходимые атрибуты (метла, рулоны белой бумаги). Чья команда быстрее слепит свою Снежную Бабу — обмотает «бабу» белой бумагой, та команда и победила.

3 этап: «Затруднение в ситуации»

Воспитатель: вот мы с вами, ребята, поговорили про Святки — волшебное время, про колядки. А кто слышал про обряд «Вождения козы» и когда это происходило?

4 этап: открытие детьми нового знания (способа действия)

Воспитатель: да, ребята, не надо путать «колядки» и «щедровки». Колядовать ходят с Рождественского вечера после первой звезды. А «щедровать» вечером перед Старым Новым годом 14 января, который приходиться на середину Святок. В этот вечер народ «щедровал», пел песенки, выпрашивал у хозяев угощения. Щедровальщиков одаривали кушаньями, которые потом делили между собой или шли к кому-то домой и праздновали там дальше. Празднующие люди водили по дворам переодетого в «козу» человека и «кота» с сумкой для угощений. Давайте и мы с вами поиграем в обрядовую народную игру «Шла коза рогатая», поводим «Козу», попоём «щедровки», которые мы разучивали с вами к празднику.

Воспитатель: ребята, есть ещё один интересный обряд, который совершался утром на Старый Новый год 14 января. Кто может ответить, что это за обряд? (ответы детей)

Воспитатель: да, речь идёт о народном обряде «посевание». По народным приметам в это утро первого в дом нужно пустить мужчину, тогда всем живущим в этом доме будет благополучие и здравие, поэтому «посевальщиками» были только люди мужского пола. «Посевали» (разбрасывая пшеницу) на хозяев, поздравляя с Новым годом. За это хозяева им дарили подарки. Зёрна, оставшиеся после обряда, считались особенными, волшебными, ими кормили курей, например, и они лучше неслись.

5 этап: «Включение в новое знание, способа действия в систему знаний ребёнка»

Воспитатель: сейчас мы с вами организуем праздничный обряд. Девочки будут исполнять народные колядки, а мальчики в это время будут «посевать» зёрнами пшеницы на поющих девочек.

Воспитатель: на Кубанской земле множество Рождественских игр-забав, кто знает и может предложить какую-нибудь весёлую Рождественскую игру?

Воспитатель: Молодцы! Вы знаете большое количество игр, а я предлагаю вам поиграть в игру «Мотальшчики». Условия игры: делимся на две команды, какая команда быстрее всех без отстающих намотают верёвочку до Рождественской звёздочки, та команда и победила.

6 этап: «Осмысление»

Воспитатель: вот и подошло к концу наше знакомство с кубанскими народными забавами, обрядами и традициями празднования Рождества и Нового года. Вы узнали, как предки земли Кубанской уважали свои традиции и обряды, весело проводили все Рождественские народные праздники. Я хотела бы, что бы вы поделились впечатлениями: что узнали нового, о каких праздниках говорили, в какие игры играли, что больше всего запомнилось или понравилось? понравилось ли вам Рождественское гадание? (ответы детей)

Воспитатель: я очень надеюсь, что вы, ребята, будете жить, поддерживая традиции Кубанского народа, из года в год, из века в век будете предавать их своим потомкам. Предлагаю всем участником пройти к праздничному столу.

Литература:

  1. Бондарь Н. И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества — Краснодар: Традиция, 2001
  2. «Кубань в старину» А. В. Маслов. — Краснодар: Традиция, 2009
  3. «Воспитание у дошкольников любви к малой Родине», В. А. Маркова, Л. М. Данилина, З. Г. Прасолова., — Краснодар, Традиция, 2007 6.
  4. Князева О. Л. «Приобщение детей к истокам кубанской народной культуры», 1998
  5. Науменко Г. М. «Фольклорный праздник», 2000
  6. Топорков А. Л. «Традиции и обычаи казаков», 2002
  7. «Дошкольникам о Кубани»: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций / сот. Т. А. Трифонова и др.- Краснодар: перспективы образования, 2019. — 104с.
  8. Марченко Е. Рождество Христово в народных обычаях на Кубани // Каневчане. — 1996.
  9. И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Как у наших у ворот. Русские народные песни в детском саду». — СП.: Издательство «Композитор». — 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное образование, дистанционное обучение, форма образования, образовательный процесс, образовательная система, образовательная коммуникация, самообразовательная деятельность обучающегося, AECS, ICDL, дидактическая модель.


Похожие статьи

Дистанционное образование как форма образовательного процесса

Методическая система подготовки учителя в постдипломный период как фактор повышения качества образования

Методическое объединение как одна из форм профессиональной адаптации педагогических работников

Построение учебного процесса в системе повышения квалификации педагогических кадров

Методологические основы системного подхода при подготовке учителей профессионального обучения

Проектное обучение как средство развития учебно-исследовательской деятельности школьников в процессе освоения иностранного языка

Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога

Нравственно-правовое воспитание детей как инновационная форма дошкольного образования

Дистанционное обучение как форма организации самостоятельной работы студентов с использованием доступных интернет-технологий

Роль профессиональных тренингов в профессиональном самоопределении учащихся специализированных учебно-воспитательных учреждений

Похожие статьи

Дистанционное образование как форма образовательного процесса

Методическая система подготовки учителя в постдипломный период как фактор повышения качества образования

Методическое объединение как одна из форм профессиональной адаптации педагогических работников

Построение учебного процесса в системе повышения квалификации педагогических кадров

Методологические основы системного подхода при подготовке учителей профессионального обучения

Проектное обучение как средство развития учебно-исследовательской деятельности школьников в процессе освоения иностранного языка

Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога

Нравственно-правовое воспитание детей как инновационная форма дошкольного образования

Дистанционное обучение как форма организации самостоятельной работы студентов с использованием доступных интернет-технологий

Роль профессиональных тренингов в профессиональном самоопределении учащихся специализированных учебно-воспитательных учреждений

Задать вопрос