Цель конкурса.
Конкурс проводится с целью повышения качества работы по приобщению детей к чтению, использованию детской книги для их познавательного, речевого и художественно-эстетического развития; ознакомления с особенностями декоративно-прикладного искусства саамов.
Задачи конкурса:
— Создание условий для познавательного, речевого и художественно-эстетического развития детей;
— Воспитание у дошкольников положительного эмоционального отношения к литературным произведениям;
— Воспитание любви к одному краю, интересу и бережному отношению к культуре саамского народа через изучение особенностей его прикладного искусства;
— Формирование навыков выразительного чтения, артистических умений;
— Выявление лучших чтецов среди детей, предоставление им возможности для самовыражения.
— Приобщение к традициям родного края, формирование нравственных качеств, чувства патриотизма.
Ход:
Воспитатель: Ребята, пока мы вели подготовку к конкурсу чтецов, мне посчастливилось встретиться с представительницей малого народа нашего Северного Края — саамкой, которая помнит и чтит традиции своих предков, культуру малого народа нашего севера заселившихся на Кольском остроге, так в те времена назывался город Кола. Она приехала сегодня к нам, рассказать о декоративно-прикладном искусстве саамов, а именно о бисероплетении.
(Под звон бубна и саамскую музыку выходит и танцует саамка (в роли саамки логопед)
Саамка: Здравствуйте ребята! Я снова пришла послушать и насладиться вашим чтением стихов. У вас сегодня конкурс и я буду болеть за каждого из вас. Пришла я не с пустыми руками.
(На экране слайды с саамскими узорами)
Смотрите, любуйтесь на эти узоры. На них остановим мы все наши взоры. Какая палитра, какой колорит. Бисера россыпь ярким светом горит! Открою секрет! Мы любуемся с вами, тем, что руками создали саамы. Верность традициям не изменяют. Обувь, одежду они украшают.
Саамка: Богатые самобытные традиции — шитье бисером. Саамы украшали узорами практически все виды изделий: традиционный костюм, пояса, рукавицы, обувь, женские головные уборы. Именно в вышивке бисером собрана вся орнаментика саамов. Это настоящая сокровищница национального рисунка. У саамов выдерживается цветовая гамма орнамента. Сукно берется красного цвета, бывает и алого, розового и темно-вишневого.
Сам бисер 3-х основных цветов — белого, голубого и желтого. Вспомогательные — синий, перламутровый или зеленый, полностью отсутствует черный. В основе рисунка лежит стилизация окружающего мира — птиц, животных, растений, т. е. мастерицы, составляя орнамент, используют то, что видят в природе. Характерной чертой орнамента является геометрический стиль.
Шитье бисером — тонкая кропотливая работа.
Неизвестна дата создания бисера, а людям хотелось и в давние времена яркости, красоты. Есть предположение, что предпосылкой создания бисера стали сушеные северные ягоды.
Давайте представим, что бисер исчез, а нам тоже хочется быть яркими, красивыми. Какие бы вы выбрали северные ягоды для своего орнамента? (Ответы детей)
Предлагаю описать выбранную северную ягодку не простыми словами, а красивыми стихами. Попробую оценить ваш выбор. Представляю, как трудно мне будет выбрать самую красивую ягодку и отметить самое выразительное чтение стихотворения, а в помощь пригласила наше замечательное жюри.
Саамка: Вновь я приветствую наше жюри,
Спасибо, что для нас вы время нашли!
Дружно жребий разыграем,
И свой конкурс начинаем!
(У детей в руках картинки с изображением северных ягод: брусники, клюквы, морошки, рябины, на обратной стороне, номера)
Саамка: Кому достался первый номерок?
(Выходит чтец с номером 1 и изображением морошки)
Саамка: Здравствуй, здравствуй! Принесла морошку, клади ее в лукошко. Свое имя, фамилию называй и стихотворение прочитай.
Саамка: Чтец под номером два подходи и свою ягодку в лукошко клади.
(Выходит чтец с номером 2 и изображением черники)
Саамка (после прочтения стихотворения):
Много ягод есть в лесу,
Но я знаю, лишь одну,
Что поможет нашим глазкам
Видеть ярче мира краски.
В синий красит цвет она,
Для орнамента годна!
Саамка: Чтец под номером 3 свою ягодку нам принеси!
(Выходит чтец с номером 3 и изображением голубики)
Саамка: (после прочтения стихотворения):
Ой! Какая голубика!
Да ты только погляди-ка!
Ну, какая красота! Для орнамента нужна!
Саамка: Чтеца под номером 4 пригласить сюда решили.
(Выходит чтец с номером 4 и изображением клюквы)
Саамка ( после прочтения стихотворения):
Клюковка-ягодка, как хороша!
В орнаменте будет смотреться она!
Саамка: Чтец под номером 5 свое стихотворение тоже будет нам читать!
(Выходит следующий чтец с изображением брусники, кладет ее в корзину и ударяет в бубен, читает стихотворение)
Саамка (после прочтения стихотворения):
Брусника-красавица, она всем людям нравится.
Саамка: Чтец под номером 6 хочет свое стихотворение прочесть.
(Выходит следующий чтец с изображением рябины, кладет ее в корзину и ударяет в бубен, читает стихотворение)
Саамка ( после прочтения стихотворения):
Гроздья рябины, как будто из сказки,
Не пожалела осень на рябину краски!
Орнамент рябиной украсили мы точно.
Побольше рябины набрать нужно срочно!
Саамка: Для орнамента ягоды собрали.
И для нас они сейчас свои стихи читали.
Не заметно как-то время пролетело,
Глядь! В лукошко, а оно уже ягод целое!
Саамка: Уважаемое жюри!
Решите, понравились ли стихи в нашем прочтении.
К решению отнесемся с полным уважением!
Член жюри: Наберитесь, ребята, терпения,
И скоро услышите наше решение!
Пока жюри подводит итоги, дети поют песню «Что такое тундра?»
Отгадывают загадки про ягоды
Жюри: Спасибо, за удовольствие, что вы нам доставили.
Незабываемое впечатление, конечно, оставили!
Награждение.
Жюри: Спасибо! Саамочке, что время находит,
И с рукоделием своим к детям в сад приходит.
Прикладное искусство севера нужно прославлять.
Из поколения в поколение стараться передать.
Саамка:
Кто услышит стихи в вашем исполнении,
О ягодах северных лесов будет иметь представление.
Свои ягодки мы будем сушить, перебирать.
И орнаментом саамским свои наряды украшать!