В статье рассматриваются актуальные вопросы современной системы налогообложения российских предприятий и пути совершенствования данной системы с применением зарубежного опыта и перспективы ее развития, анализируются системы налогообложения предприятий зарубежных стран
Ключевые слова: налоговая система, налоговые льготы, организация, налог на прибыль
Налогообложение относится к числу известных способов регулирования доходов и источников пополнения государственных средств. Большую роль в формировании доходной части бюджета играют налоги c предприятий. В РФ вся совокупность налогов и сборов классифицируется на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам. Общая классификация налогов предполагает их деление на две группы: прямые и косвенные.
К прямым налогам относятся налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, земельный налог, налоги на имущество организаций и физических лиц и другие. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины [2].
Большое значение в системе налогообложения России играет налог на прибыль организаций, поскольку является составным элементом налоговой системы и служит инструментом перераспределения национального дохода.
Налог на прибыль, который в мировой практике налогообложения может иметь различные названия (налог на доход юридических лиц, налог с корпораций, налог на доходы корпораций, корпоративный налог и другие), является сравнительно «молодым» налогом. Как известно, первыми налогами на предпринимательскую деятельность были налоги, не связанные с получением дохода. Это были в основном пошлины и другие косвенные налоги, а также земельные и подушные обложения. Обложение налогом дохода от предпринимательской деятельности носило частный, эпизодический характер.
В РФ налог на прибыль организаций был включен в налоговую систему с первых дней ее формирования. Он является единственным налогом, который с момента его принятия в 1991 г. претерпевал в течение всего хода экономических реформ в России серьезные принципиальные изменения.
В отличие от ставок по большинству других налогов, ставка по налогу на прибыль длительное время была дифференцирована по организациям в зависимости от вида деятельности. При этом ставки налога менялись за непродолжительный период реформ неоднократно как в сторону понижения, так и в сторону повышения. С принятием Налогового кодекса РФ введена для всех организаций единая предельная ставка налога, которая снижена с 2002 г. с 35 до 24 %. С 2009 г. указанная ставка понижена до 20 % [8].
Спецификой налога на прибыль организаций является фактически совместная юрисдикция РФ и субъектов Федерации в части установления налоговых ставок по данному налогу. Так, федеральное законодательство устанавливает ставки налога на прибыль, в соответствии с которыми суммы этого налога зачисляются в доход федерального бюджета [1].
В мировой практике налог на прибыль является одной из основных доходных частей бюджета большинства стран мира и выступает своеобразной экономической категорией со стойкими внутренними свойствами и закономерностями развития.
В отличие от России, в странах ЕС налог на прибыль предприятий существует на постоянной основе со времен Второй мировой войны. Система налогообложения построена так: прибыль компаний облагается как центральным правительством, так и местными органами власти; объектом обложения выступает чистая прибыль; ставки налога, как правило, устанавливаются пропорционально, или имеют незначительную прогрессию. Чистая прибыль, подлежащая налогообложению, равняется валовой прибыли (разница между выручкой от реализации продукции или услуг и ее стоимостью для юридического лица), уменьшенной на сумму разрешенных вычетов и налоговых льгот. Впрочем, в большинстве стран ЕС ставка не является единственно определенной, существуют сниженные, минимальные и максимальные ставки налога. Так, максимальные ставки налога составляют: в Германии — 50 %, Греции — 49 %, Франции — 42 %, Бельгии и Ирландии — 43 %, Италии — 36 %, Великобритании, Нидерландах, Испании, Португалии — 35 %, Люксембурге — 34 % [9].
Законодательство стран-членов ЕС закрепляет разные подходы к налогообложению прибыли предприятий, однако все их разнообразие можно свести к нескольким основным схемам. Например, в Бельгии, Голландии, Люксембурге и Швеции предполагается полное налогообложение прибыли, то есть прибыль компании облагается корпоративным налогом, а потом, получив часть прибыли, акционеры платят с него личный подоходный налог [3].
В Австрии налог на прибыль предприятий занимает второе место в доходах бюджета. Существует закон, согласно которому от корпоративного налога освобождается доход, полученный предприятием от капитальных вложений. Этот закон позволяет освобождать от налога любую долю дохода, а также дивиденды, которые выплачиваются одним австрийским предприятием другому. В некоторых случаях с предприятий взимается налог на сверхприбыль. Максимальный налог на доходы капитальных активов составляет 34 %. А если предприятие несет убытки, то сумма убытков не может вычитаться из налогооблагаемого дохода.
Таким образом, принимая во внимание то, что государственный суверенитет в отношении налогов во многом разделен с институтами ЕС, страны стараются сохранить в своем полном ведении прямые налоги, занимающие вторую, а в некоторых странах и первую позицию среди налоговых доходов бюджета. Это объясняется тем, что налоги на прибыль корпораций являются неотъемлемыми источниками финансирования национальных социальных программ и потому рассматриваются государствами как предмет исключительной налоговой компетенции, которая не подлежит перераспределению в пользу ЕС [7].
Рассмотрим специфику налогообложения предприятий в США. Налог на прибыль занимает третье место в доходах бюджета и его доля в общем объеме налоговых поступлений штатов составляет приблизительно 7 %. Вносится он ступенчато: корпорация уплачивает 15 % за первые 50 тыс. долл. налогооблагаемого дохода, 25 % за следующие 25 тыс. долл. и 34 % на оставшуюся сумму. Кроме того, на доходы в пределах от 100 до 335 тыс. долл. установлен дополнительный сбор в размере 5 %. Такое ступенчатое налогообложение имеет огромное значение для средних и малых предприятий, позволяя им активно развиваться (в отличие от налогообложения в РФ, которое скорее служит серьезным барьером для развития бизнеса). Налоги на доходы корпораций взимаются также и в бюджеты штатов, ставка налога, как правило, стабильна [6].
Таблица 1
Налогообложение прибыли предприятий в США, долл. [2]
Процентная ставка |
От суммы налогооблагаемого дохода |
15 % |
От первых 50000 |
25 % |
От следующих 25000 |
34 % |
От следующих 25000 |
39 % |
От следующих 235000 |
34 % |
От следующих 9665000 |
35 % |
От следующих 5000000 |
38 % |
От следующих3333333 |
35 % |
Cо всего оставшегося налогооблагаемого дохода |
В США налог на прибыль предприятий имеет множество льгот. Прежде всего, такие преференции предусматриваются для тех корпораций, которые инвестируют свои средства на данной территории. Значительные скидки имеют и те компании, деятельность которых необходима для штата. Из чистого дохода вычитаются штатные и местные налоги на доходы, 100 % дивидендов от находящихся в полной собственности местных дочерних компаний, 70–80 % дивидендов, полученных от облагаемых налогом местных корпораций, проценты по ценным бумагам местных властей и штатов, взносы в благотворительные фонды. Так же применяются льготы, которые стимулируют предприятия использовать альтернативные источники энергии.
Таким образом, налог на прибыль предприятий (корпораций) в США является не столько фискальным рычагом штата, сколько инструментом, при помощи которого правительство штата может воздействовать на его экономическую ситуацию, развитие наиболее выгодных для данной территории направлений производства товаров и услуг.
Остановимся боле подробно на Канадской налоговой системе. Выбор этой страны в качестве основной для сравнения налогообложения предприятий не случаен. У Канады и России есть много общего:
- оба государства являются федеративными, причем основные элементы федерализма в общественных отношениях просматриваются достаточно ярко и отчетливо;
- как и Россия, Канада занимает обширную территорию, в том числе расположенную в северных районах, что отражается на механизмах, регулирующих экономические и финансовые отношения в бюджетной сфере [5].
Ключевой элемент налоговой системы Канады — это конституционное разграничение налоговых полномочий между составляющими государственной власти. Налоговые права федеральной и провинциальной ветвей государственной власти гарантируются Конституцией страны, а налоговые права муниципальных властей — законодательством провинций. Из этого можно сделать вывод, что объем и характер этих прав иногда существенно варьируют по провинциям.
Важным элементом налога на прибыль предприятий является сочетание его резидентского и территориального подходов к налогоплательщику. В рамках федерального налогообложения прибылей предприятий в настоящее время в Канаде применяются три основные налоговые ставки, которые дифференцированы в зависимости от масштабов предприятия и типа осуществляемой деятельности. Так, фактически действуют:
- базовая ставка налога на прибыль;
- ставка налога для малых предприятий;
- ставка налога для обрабатывающих предприятий.
Таблица 2
Сравнительная характеристика канадской и российской налоговой системы
Налоговая система Канады |
Налоговая система России |
Налоговые полномочия обеих составляющих государственной власти — федеральной и провинциальной — конституционно разграничены |
Не оговаривается различение налоговых полномочий как таковое, лишь закреплено положение о совместной компетенции Федерации и ее субъектов в налоговой сфере |
Канадская модель предоставляет налоговые полномочия обеим ветвям государственной власти, что ведет к одновременному использованию ее федеральной и провинциальной составляющими одной и той же налоговой базы |
Российская налоговая система на доминировании федеральных налогов, а региональным властям предоставляются некоторые права в части уточнения налоговой базы и ставок |
В Канаде действуют параллельно и независимо две административные системы сбора налогов, подчиняющихся федеральному и провинциальному Правительству |
В России единая налоговая служба администрирует как федеральные налоги, так и налоги субъектов Федерации |
Скидкой для обрабатывающих предприятий или manufacturing and processing tax credit обычно называют применение пониженной ставки для организаций, которые занимаются производством и обработкой. Компания приобретает эту скидку, если она получает более 10 % своих валовых доходов от активного бизнеса в стране путем продажи или сдачи в аренду товаров, произведенных в Канаде. Эта льгота также может предоставляться предприятиям, которые занимаются складированием сырья, сборочными процессами, контролем качества производимой продукции и другой подобной деятельностью.
Большое внимание в Канаде уделяется стимулированию деятельности малого бизнеса. К малым относится компании с годовыми продажами от 2 до 20 млн. долл., с годовой прибылью меньше или равной 200 тыс. долл., в которых занято меньше или 100 лиц наемного труда. Доля мелких фирм составляет 97 % от числа всех компаний. Основные сферы их деятельности — услуги, розничная торговля, строительство, наукоемкие отрасли. После налоговой реформы ко всем компаниям малого бизнеса применяется единая ставка — 12 %. Правительство Канады возлагает большие надежды на малый бизнес как на возможность повысить уровень занятости в стране. Так же в Канаде существует small business deduction или скидка для малого бизнеса, которая представляет собой пониженную ставку налога на первые 200 тыс. долл. доходов от активной экономической деятельности предприятия.
Таким образом, не вдаваясь в детали описания процесса формирования облагаемой прибыли и льгот, которые могут использовать предприятия, отметим лишь два обстоятельства, существенно отличающие модель налогообложения прибыли в Канаде от российского варианта. Первое связанно с детальной проработкой налоговой амортизации и возможности использования различных схем ускоренной амортизации как налоговой амортизации. Второе отличие — это широкий круг льгот, предоставляемых предприятиям в виде налоговых кредитов, особенно малым предприятиям.
Сравнивая канадскую систему налогообложения с российской, можно отметить основные ключевые моменты. В России налог на прибыль предприятий был снижен с 35 до 20 %, что сократило поступления в бюджет. Причиной этого послужил кризис 2008 г., в течение которого многие предприятия работали в убыток. В кризис основная часть компаний максимально «ужалась» в затратах. Компании перестали вкладывать средства в оснащение производства, что негативно сказалось на прибыли и соответственно на налогах предприятий.
Основными недостатками современной российской налоговой системы являются:
- нестабильность налоговой политики;
- обременительные налоговые ставки;
- уклонение от уплаты налогов;
- отсутствие стимулов для развития экономики [4].
Немаловажной российской проблемой является умышленное занижение предприятиями своей прибыли, что в Канаде априори невозможно. Делается это для того, чтобы выплаты по налогу составляли как можно меньшую сумму. По мнению авторов, это связано, прежде всего, с непрозрачностью отечественной системы налогообложения: российский предприниматель просто не знает, куда и на что идут его денежные средства.
Налоговые ставки в России, как мы уже выяснили, не самые высокие по сравнению с ведущими мировыми экономиками, однако, они существенно тормозят развитие бизнеса (особенно среднего и малого). Считаем, что проблема российского налогообложения не в высоких ставках, а в том, что налоговые органы зачастую выполняют не фискальные, а карательные функции, а налоговые инспекции используются чиновниками для решения несвойственных им задач.
Во всем мире стабильная налоговая политика призвана смягчать негативные явления, присущие рыночной экономики. В России действующие на данный момент направления налоговой политики отличаются отсутствием научного подкрепления и излишней фискальностью. Так, в бюджетной политике в 2011г. акцент на увеличение доходной части был сделан не за счет мер по стимулированию предпринимательской инициативы, а за счет ужесточения налогового администрирования. Однако собираемость налогов увеличилась незначительно (особенно в сфере малого и среднего бизнеса), поскольку не были сформированы действенные мотивационные стимулы честно платить налоги, не проводились мероприятия по разъяснению полномочий налогоплательщика.
Таким образом, опираясь на зарубежный опыт, можем предложить пути совершенствования системы налогообложения российских предприятий:
- снизить налоговую ставку до 12–10 % от оборота, чтобы дать бизнесу (особенно малому) возможность развиваться;
- освободить от налогов все, что идет на развитие бизнеса — все средства на реконструкцию, на расширение организации. Эти средства должны идти на издержки предприятия;
- стабилизировать существующую систему налогообложения.
Налог на прибыль организаций должен стимулировать рост производства, его пропорциональность, повышение производительности труда. Сочетание интересов государства и производителя будет эффективно тогда, когда действует целостная действующая система налоговых регуляторов экономики, формирующая цели и выбор стратегии, методы и средства хозяйственной деятельности каждого предприятия.
Литература:
1. Лыкова, Л. Н. Налоги и налогообложение в России: учеб. / Л. Н. Лыкова. — М.: БЭК; 2001. — 384 с.
2. Мамаев, И. В. Оптимизация налоговых отчислений хозяйствующих субъектов в бюджет государства: границы дозволенного / И. В.Мамаев // Законодательство и экономика. — 2005. — № 8. — С. 27–31.
3. Мижинский, М. Ю. Опыт государственно-правового регулирования предоставления налоговых льгот компаниям, осуществляющим НИОКР, в Германии / М. Ю. Мижинский // Финансовое право. — 2006. — № 10. — С. 32–37.
4. Митрофанова, И. А. Инструменты модернизации механизма налогообложения прибыли хозяйствующих субъектов / И. А. Митрофанова // Финансы и кредит. — 2012. — № 1. — С. 42–48.
5. Митрофанова, И. А. Совершенствование налога на прибыль как условие привлечения дополнительных инвестиций в экономику региона / И. А. Митрофанова // Региональная экономика: теория и практика. — 2008. — № 14. — С. 68–70.
6. Митрофанова, И. А. Налогообложение малого предпринимательства в России и за рубежом: реалии и прогнозы / И. А. Митрофанова, А. А. Эрентраут // Молодой ученый. — 2012. — № 1. — Т. 1. — С. 130–135.
7. Митрофанова, И. В. Институциональное обеспечение стратегического планирования территориального развития в России / И. В. Митрофанова, С. А. Чаркин, И. А. Митрофанова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. — 2011. — Т. 11. — № 1. — С. 43–51.
8. Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учеб. / В. Г. Пансков. — М.: Юрайт, 2011. — 680 с.
9. Саенко А. Налог на прибыль в Евросоюзе [Электронный ресурс] // Юридическая практика. — URL: http:// http://www.yurpractika.com.