В статье рассмотрено значение транспортной инфраструктуры для экономики России и Курской области. Определены основные мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры региона.
Ключевые слова: транспортная инфраструктура, автомобильные дороги, устойчивое развитие.
На данный период Россия располагает всеми видами современного транспорта, транспортные коммуникации по своему размещению и структуре отвечают как внешним, так и внутренним транспортно-экономическим связям страны. Российский транспортный комплекс выступает системообразующим фактором развития экономики, основой промышленного и хозяйственного освоения территорий. В формирование ВВП вклад транспорта в 2010 г. составил 7 %, транспортная отрасль по данному показателю занимает четвертое место в России.
Огромное влияние при размещении производства оказывает транспортная инфраструктура, без учета транспортных коммуникаций нельзя достичь размещения производительных сил рационально: необходимо учитывать потребность в перевозках, транспортабельность готовой продукции, исходных материалов и их массу, обеспеченность транспортными путями, и их пропускную способность. Именно в зависимости от влияния этих составляющих размещаются предприятия.
Рационализация перевозок влияет на эффективность производства отдельных предприятий и, как следствие, районов, и страны в целом.
При этом, потери России от неразвитости дорожной сети составят не менее 9–12,5 % ВВП, если финансирование дорожной отрасли в течение 10 лет не выйдет на уровень 4,5–5 % от валового национального продукта. Такой прогноз дают эксперты МОЦ «За безопасность российских дорог», авторы доклада «Развитие российской дорожной отрасли до 2015 г. Проблемы, риски, перспективы» М. Хартман и Д. Леонтьев.
При подсчетах учитывались потери от снижения деловой активности на региональном экране, уменьшения инвестиционной привлекательности для целых кластеров народного хозяйства, рост доли транспортных затрат в структуре себестоимости товаров и услуг, др. Из-за низкой плотности дорог транспортная составляющая затрат в конечной цене российской продукции достигает 15 -20 %, а в США и Европе не превышает 7 -10 %.
Протяженность автодорог с твердым покрытием федерального значения в России за 2005–2010 гг. выросла всего с 47,1 до 50,1 тыс. км, в среднем на 1 тыс. км в год. С 2000 по 2005 гг. объемы финансирования дорожной отрасли снизились с 2,9 % до 1,1 % ВВП и до недавнего времени держались на данном уровне. Только в 2011 г. ситуация начала изменяться и финансирование дорожной отрасли составило 700 млрд. рублей — это на 40 % больше, чем в 2010 г. — и составило 1,51 % ВВП. В большинстве экономически развитых стран на дороги тратится 3–4 % ВВП (между тем, дорожная сеть в этих странах уже развита). В целом же на 1 российский автомобиль приходится менее 19 метров дороги с твердым покрытием, в Финляндии — 68 метров, во Франции — около 50 метров [1].
Руководитель МОЦ «За безопасность российских дорог» Д. Леонтьев отмечает: «Увеличивать финансирование необходимо, но никакие денежные вливания не спасут, если мы продолжим традиционное «осваивание» бюджетных средств, пусть даже и в размере 4 % ВВП. Экономика вопроса должна быть просчитана безупречно — вплоть до того, сколько конкретный регион получит от сокращения времени в пути между районами на 10–15 минут».
Для Курской области, имеющей важное геополитическое и экономическое значение для России, располагающейся на границе государства, развитие транспортной инфраструктуры является не только желаемым, но и необходимым условием долгосрочного устойчивого развития [1].
Курская область расположена в центре европейской части России, на юго-западныхсклонах Среднерусскойвозвышенности. Природная среда области характерна для лесостепной зоны. Расстояние до Москвы — 536 км, до Черного моря — 700 км. Регион граничит с Брянской, Белгородской, Липецкой, Воронежской, Орловской областями (Россия), Сумской областью (Украина). Общая протяженность границ 1250 км., расстояние между крайними восточной и западной точками области 305 км, северной и южной — 171 км. [2].
Основными видами транспорта в Курской области являются автомобильный и железнодорожный.
По состоянию на 2006 г. общая длина железнодорожных линий Курской области составляет 1561,2 км, из них 500 км — подъездных путей. Протяжённость электрифицированных линий — 242 км. Через территорию области проходит железнодорожная магистраль «Москва—Харьков», «Киев—Воронеж» и другие линии, расположены три крупных железнодорожных узла: Курск, Льгов, Касторное и 65 железнодорожных станций. По густоте железных дорог Курская область занимает одно из первых мест в России.
В области насчитывается 9,2 тыс. км автомобильных дорог. В пределах области пролегают автотрассы М 2, М 3, А 144, А 142, Р 190, Р 199, Р200 «Курск—Воронеж—Борисоглебск», «Тросна—Калиновка». Все районы и города области связаны с областным центром автомобильными дорогами с твердым покрытием.
По данным на 2007 г. в структуре грузовых перевозок доля автомобильного транспорта составляет 84 %, 97 % пассажирских перевозок общественным транспортом осуществляется автобусами и городским электрическим транспортом (трамваями и троллейбусами).
Необходимо создание более сбалансированных условий транспортного доступа, поскольку через территорию области проходят транспортные автомагистрали, имеющие федеральное значение: Москва-Симферополь, Курск-Борисоглебск, Тросна-Лемеши, предназначенные для осуществления местных и дальних транспортно-экономических связей Курской области.
В этой связи целесообразна реконструкция федеральной магистральной автодороги М-2 «Крым» от Москвы через Тулу, Орёл, Курск, Белгород до границы с Украиной на участке Юго-Восточного обхода г. Курска. Трасса М-2 объявлена международной автомобильной дорогой стран СНГ в составе коридора «Граница Норвегии — Мурманск — Санкт-Петербург — Москва — Орел — Курск — Белгород — Харьков — Симферополь — Ялта». Её модернизация обеспечит бесперебойный и безопасный проезд автомобильного транспорта, углубление и расширение межрегиональных и внешнеэкономических связей. Для увеличения грузопотоков, расширения межрегиональных связей необходима реконструкция автомобильных дорог «Лукьяновка — Тим» — Ястребовка — Старый Оскол и «Курск — Воронеж — Борисоглебск» — Касторное — Липецкая область.
Основная роль в создании условий устойчивого территориального и социально-экономического развития Курской области принадлежит Администрации области, в частности комитету строительства и архитектуры Курской области. Стратегический план развития транспортной инфраструктуры сформулирован в «Схеме территориального планирования Курской области» в разделе «Мероприятия по развитию транспортного комплекса» [2].
Однако, при реализации мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры необходимо решить проблему координации всех взаимодействующих структур. Так, например, в Курской области, являющейся приграничным регионом, некоторое время функционировали хорошо оборудованные многосторонние автомобильные пункты пропуска (МАПП) в структуре Курской таможни и подъездные пути (дороги) в приграничных районах очень плохого качества (нуждающиеся в капитальном ремонте), находящиеся в муниципальном ведении. Совместная работа вышеуказанных структур по координации заканчивалась заявлениями о недостаточном финансировании муниципальных образований для ремонта дорожного покрытия.
В настоящее время ситуация изменилась к лучшему, однако многие участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) уже наладили перевозки через таможенную границу через пункты пропуска соседних регионов (Белгородская и Брянская области) и не считают необходимым изменять налаженную систему [3].
В сельской местности также имеются проблемы развития транспортной инфраструктуры. Несмотря на то, что удельный вес сельских населенных пунктов, не имеющих связи по дорогам с твердым покрытием с сетью путей сообщения общего пользования, в общем числе сельских населенных пунктов, сокращается (на 17,1 % с 2000 по 2011 гг.), ввод в действие автомобильных дорог с твердым покрытием общего пользования (местного, регионального или межмуниципального значения) составил 28,6 % уровня 2000 г. и 13,8 % 1990 г.; необщего пользования в сельском хозяйстве — 23,3 % и 0,2 % соответственно [4, 5].
Развитие транспортной инфраструктуры направлено на создание предпосылок устойчивого социального и экономического развития территорий посредством определения основных направлений развития их пространственного каркаса, совершенствования пространственной организации социальных, производственных, транспортных и других инженерных инфраструктур, систем защиты природной и историко-культурной среды. В конечном итоге реализация этих мероприятий позволит:
- создать условия для роста уровня жизни населения и экономики области;
- повысить инвестиционную привлекательность территории;
- обеспечить рост качество жизни населения, посредством принятия на профессиональной основе эффективных решений по пространственной организации обустройства территории;
- увеличить эффективность использования территорий посредством зонирования (определяющего пространственное распределение планируемого характера изменений состояния и использования территорий и необходимых для их реализации градостроительных ограничений и регламентов) и районирования (определяющего пространственную организацию территориального управления).
- соблюсти баланс интересов различных видов деятельности (отраслей и функций) и различных уровней территориального управления, связанных с использованием территории и определяющих развитие ее инфраструктур.
В целях достижения более сбалансированного развития необходима модернизация транспортных звеньев, связывающих малые и средние города области, сельские и островные территории с трансроссийскими и трансъевропейскими сетями и транспортными центрами (железные дороги, автострады, аэропорты и многофункциональные центры).
Литература:
1. Коварда, В. В. Роль и значение транспортной инфраструктуры для социально-экономического развития Курской области [Текст] / В. В. Коварда, Е. В. Безуглая // Известия Юго-Западного государственного университета. — 2012. — № 2 (Ч. 1). — С.110–113.
2. Электронный ресурс: http://adm.rkursk.ru
3. Коварда В. В. Влияние инфраструктуры на развитие АПК России [Текст] / В. В. Коварда, Е. В. Безуглая // Молодой ученый. — 2013. — № 8. — С. 194–197.
4. Коварда, В. В. Региональный агропромышленный комплекс: структура, ресурсное обеспечение и пути перехода к долгосрочному устойчивому развитию [Текст] / В. В. Коварда // Региональная экономика: теория и практика. — 2012. — № 29 (260). — С. 59–64.
5. Коварда, В. В. Ресурсное обеспечение регионального развития (на примере центрального федерального округа) [Текст] / В. В. Коварда // Интеллект. Инновации. Инвестиции № 4(2), 2011. — С. 50–55.