Цель : развитие воображения, наблюдательности, зрительной памяти, умения решать логические задачи, развития смекалки, фантазии.
Совершенствовать навыки счёта в прямом и обратном порядке. Учить измерять длину предметов с помощью условной мерки.
Задачи:
Обучающие задачи:
– Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Продолжать учить решать и придумывать задачи на нахождение целого со знаком +, -.
– Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги и бумаги в клетку.
– Учить «читать» графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения.
– Закрепить знания о геометрических фигурах. Формировать понятие — «условие задачи», «вопрос», «решение», «ответ».
– Закрепить умение различать понятия: выше — ниже, шире — уже, длиннее — короче, раньше- позже, тяжелее- легче. Закрепить представление о последовательности частей суток, дней недели, о названиях месяцев, о временах года.
Развивающие задачи :
– Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
– Развивать смекалку, зрительную память, воображение. Учить детей давать полные ответы (распространённые предложения) на вопросы воспитателя.
– Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
– Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
– Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Интеграция областей : речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа с детьми : отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, индивидуальные занятия.
Методические приёмы:
– Игровой (использование сюрпризных моментов, загадки).
– Наглядный (использование цифр, карточек с заданиями).
– Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
– Поощрение, анализ занятия.
Материал : геометрические фигуры разной величины и цвета; замок и ключи; резиновый мяч; тетрадь; карандаши; логические задачи; схема группы; условные мерки.
Ход НОД :
Мотивация : Воспитатель:
— Ребята, какое у вас сегодня настроение? (Ответы детей)
— Давайте возьмемся за руки и дружно произнесем наш девиз:
Мы веселые ребята,
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем,
Как заботиться -мы знаем.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, легко!
Проводится дидактическая игра «Найди лишнее»:
- Зима, весна, март, лето?
- Декабрь, апрель, осень, июнь?
- Среда, ночь, четверг, суббота?
- Пять, восемь, семь, утро?
Раздается стук в дверь. Воспитатель выходит за дверь и возвращается с конвертом.
Воспитатель Ребята, посмотрите, почтальон нам принес телеграмму. Интересно, от кого она? Давайте откроем конверт и узнаем… телеграмма от Лунтика. Лунтик приглашает нас в свою волшебную страну. Воспитатель и дети обсуждают возможность попасть в сказочную страну. Все приходят к выводу, что туда может доставить только сказочный ковёр — самолёт.
Под одним из углов ковра дети находят инструкцию по использованию ковра- самолета. Воспитатель предлагает занять места на ковре — самолёте, читает (а дети повторяют) волшебное заклинание.
«О, ковёр — самолёт,
Отправляйся в полёт,
В волшебной стране, нас Лунтик ждёт»
(Считаем до десяти- взлетели, считаем обратно -приземлились)
Воспитатель : Дети мы прилетели, а Лунтика здесь нет, где же он может быть?
Голос : «Ха, ха, ха, я злая волшебница и я посадила Лунтика под замок, а ключи спрятала. Если решите мои задания, то я дам вам подсказку, как найти ключи. Мои задания лежат в конверте на столе
- Игра «Сложи узор «
Составить из геометрических фигур животных, деревья, дома, жителей волшебной страны. Но всё это должно быть необычным, ведь страна эта сказочная.
Дети составляют фигуры, а затем зарисовывают их в тетрадь.
- Физкультминутк а:
Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполни наклонов.
Сколько здесь у нас кружков,
Столько выполни прыжков.
- Чтобы спасти Лунтика, надо сказать быстро и чётко скороговорку:
«Четыре чёрненьких, чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж»
- Надо с помощью условных мерок измерить длину следов волшебных животных.
- Следующие задание такое:
На столе лежит план волшебной страны, если его рассматривать, то вы поймете, где спрятаны ключи. На плане это место отмечено красным треугольником. Но до плана надо дойти, а чтобы дойти, надо ответить на вопросы:
—Сколько хвостиков у двух осликов?
—Чей сын цыплёнок?
—Соня и Ваня одного роста,
Соня и Миша одного роста,
Кто выше, Ваня или Миша?
—Если стол выше стула, то стул…?
—Если 2 больше 1, то 1…?
—Если сестра старше брата, то брат?
—Если правая рука справа, то левая?
—Сколько носов у двух псов?
—Сколько ушей у пяти мышей?
—Сколько ушек у трёх старушек?
—Закаляют нас всегда солнце, воздух и…
Физкультминутка : Буратино потянулся-
Раз-нагнулся, два-нагнулся,
Руки в стороны развел-
Видно, ключик не нашел.
Чтобы ключ ему достать,
Надо на носочки встать.
Крепче Буратино стой,
Вот он — ключик золотой.
Дети находят план, рассматривают его и находят ключи. Один из детей подбирает ключ к замку. И спасает Лунтика.
Звучит музыка из мультфильма. В группу входит Лунтик.
Лунтик: Здравствуйте, ребята. Я очень вам благодарен за то, что вы мне помогли и освободили меня. Злая волшебница заперла меня, и без вашей помощи я бы не смог освободиться. Я очень хочу с вами поиграть. Согласны?
Проводится игра «Дни недели»
Лунтик: Впонедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник — рисовал. (изображаем рисование)
В среду долго умывался, («умываемся»)
А в четверг в футбол играл. (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал. (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал. (дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают)
Воспитатель: -Что Лунтик делал во вторник?
—Каким по счёту днём недели является понедельник? Среда?
—Какой день идёт после субботы?
—Сколько дней в недели?
—Сколько времён года?
—Назовите части суток?
—Какое самоё тёмное время суток?
Воспитатель: Молодцы ребята! Умеете отдыхать и на вопросы отвечать.
Лунтик: Спасибо, мои друзья, что помогли мне. Без вас я не справился бы со злой волшебницей. А за то, что вы меня освободили, я хочу вас угостить.
(угощает детей чупа-чупсами и уходит)
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в наш детский сад. Молодцы, ребята, все выполнили задания Лунтика и помогли ему. Давайте еще раз все вместе скажем наше заклинание.
«О, ковёр — самолёт,
Отправляйся в полёт,
Детский садик всех нас ждёт (Считаем до десяти- взлетели, считаем обратно- приземлились)
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие к Лунтику. Ребята, что вам больше всего понравилось? Что запомнилось? (ответы детей)
Литература:
- В. П. Новикова «Математика в детском саду».
- Зайцев Н. А. «Обучение счету с двух лет».
- Тихомиров Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. Ярославль «Академия развития». — 1998 г.
- Носов Е. А. Логика и математика для дошкольников. Изд-во «Акцидент» Санкт-Петербург. — 1997 г.
- Михайлова З. А. Математика от трех до семи. Изд-во «Акцидент» Санкт-Петербург. — 1997 г.
- Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.
- Никитин Б. П. Развивающие игры.