Роль менталитета в реформах современной России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №9 (56) сентябрь 2013 г.

Дата публикации: 02.09.2013

Статья просмотрена: 323 раза

Библиографическое описание:

Фадеева, Г. Д. Роль менталитета в реформах современной России / Г. Д. Фадеева, К. С. Паршина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 9 (56). — С. 326-327. — URL: https://moluch.ru/archive/56/7694/ (дата обращения: 19.12.2024).

В статье рассматривается роль менталитета в реформах современной России. Особое внимание уделяется работам В. О. Ключевского.

Ключевые слова: менталитет, реформы, Ключевский В. О.

Двигаясь ощупью в потёмках, мы видим перед собой полоску света, падающую на наш дальнейший путь — это история с уроками и опытами, которые она отбирает у убегающего от нас прошедшего.

Василий Осипович Ключевский

Что такое реформы в России≤ Как их начинать и чем это обычно заканчивается≤ Больше тысячи лет идет в нашей стране вечная борьба Запада и Востока, рабства и свободы, разных мировоззрений, укладов и разных подходов к решению проблем. Варяги, удельные князья, монголы, московские государи, династия Романовых, советские вожди, президенты — все они по-своему включались в эту борьбу с разных сторон, меняли расстановку сил, традиции и правила игры. Изучаю историю России, можно с уверенностью сказать, что реформы стали неотъемлемой частью нашей страны (и не только нашей).

Хотя китайская пословица предостерегала нас жить в эпоху перемен, нужно понимать, что стабильность, обратная сторона застоя. Любая страна должна развиваться (и как следствие повышать благосостояние своих граждан), для этого ей нужно приспосабливаться к быстро меняющемуся, особенно в наше время, миру. Для этого нужно проводить регулярные реформы по разным отраслям (экономические, социальные и т. д.). Это, как никто другой понимал, великий историк и мыслитель Василий Осипович Ключевский.

В каждой лекции он затрагивал, какую либо из реформ. И это вполне логично, так как в истории России, он особенно выделял политические и экономические события, а реформы являются зеркалом экономической и политической жизни любой страны.

Особую актуальность работы Ключевского, приобретают сейчас, во время масштабных реформ, намеченных руководством нашей страны (лишь опираясь на исторических опыт наших предков, можно проводить реформы максимально эффективно). Ведь все реформы в России проводились с целью решить одни и те же проблемы, но на различных временных этапах, с учётом конкретного технического, экономического и социо-культурного уровня.

К примеру, рассмотрим лекции, касающиеся реформ Александра II (наиболее судьбоносные преобразования в России за всю историю). Не вдаваясь в суть реформ (они всем широко известны), обратимся к оценке Ключевского относительно их в целом: “Русская жизнь стала передвигаться на основании, общем с теми началами, на каких держится жизнь западноевропейских обществ, следовательно, давно усвоенные идеи, составлявшие весь запас европейской культуры, теперь нашли себе родственную почву. Но как скоро явилась эта почва, то начался двойной процесс в русском уме. С одной стороны, он заметил, что не весь запас усвоенных им идей так, целиком и может быть приложен к русской действительности, что некоторые из этих идей имеют местную окраску, что они должны не пропасть, но измениться при их приложении к русской действительности. Мы начали критически относиться и к идеям западноевропейской цивилизации” [1].

Можно быть уверенными, если данный текст дать прочитать обывателю, не говоря имя автора и дату написания, обыватель ответит, что это относится к периоду распада СССР и становления современной России. Это лишь один из многих примеров взаимосвязи истории прошлого и истории настоящего, так точно описанных Ключевским

Как и 150 лет назад, сейчас всё чаще говорят о модернизации страны, во всех её отраслях. И, как и 150 лет назад, перед Россией встаёт выбор: проводить реформы по образцу западных стран, или же у нашей страны был и будет свой вектор развития, и западные реформы к нам не приемлемы≤

Точного ответа на выше заданный вопрос мало кто может дать. Истина как обычно где то посередине. С одной стороны ни в коем случае нельзя пренебрегать опытом прогрессивных стран, но и слепое копирование, и перенос реформ без учёта менталитета тоже допускать нельзя.

Если говорить не о менталитете в целом, а о национальном менталитете, то следует отметить, что, как правило, черты, определяющие ментальность той или иной культуры, в отличие от идеологических, социально-политических, религиозно-конфессиональных и иных культурно творческих факторов, отличаются большой стабильностью и не изменяются столетиями. Более того, менталитет национальной культуры, даже претерпевая некоторые изменения в ходе истории, всё же остаётся в своей основе постоянным, что позволяет идентифицировать культуру на всём её историческом пути — от зарождения до расцвета и, может быть, гибели.

Таким образом, понятие “национальный менталитет” гораздо богаче содержанием, чем такие понятия, как, например, “национальный характер”, “система национальных стереотипов”, “национальная картина мира” и т. д. Не заменяя ни одно из них, он включает их в себя. [2]

Подводя итог вышесказанному, сформулируем следующий тезис: в России невозможно построить в чистом виде, без учета особенностей менталитета русского народа, механизм реформ, который реализован в развитых капиталистических странах. Любое социальное реформирование, изменяющее глубинные основы личности и менталитета, чревато непредсказуемыми, особенно в России, социальными последствиями, о чем необходимо помнить при проведении нынешних реформ.

Литература:

1.                             Ключевский, В.О., Полный курс лекций в трех книгах. Книга 3 [Текст]/ В. О. Ключевский.-М.:Мысль,1995.-592 с.

2.                             Соломандрина, Н. В. Ключевский как историк русской ментальности [Текст] / Н. В. Соломандрина.- Пенза:ПГУАС,2007.-114 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, реформа, история России, национальный менталитет, русская действительность, современная Россия.


Ключевые слова

реформы, менталитет, Ключевский В. О., Ключевский В. О

Похожие статьи

Экономический либерализм, кейнсианский и институциональный подходы в государственной экономической политике современной России

В статье автор пытается рассмотреть влияние различных экономических учений на формирование экономической политики России на современном этапе развития. В рамках данного исследования были рассмотрены основные положения экономического либерализма, кейн...

Идеи Л.С Выготского в области педагогики и воспитания

В статье освещаются идеи Л.С Выготского в области педагогики и воспитания

Идеи Л. С. Выготского в области воспитания и педагогики

В работе дается анализ идей выдающегося отечественного психолога Льва Семеновича Выготского в области педагогики и воспитания.

Актуальность педагогических идей К. Д. Ушинского для современного образования

Данная статья посвящена значимости педагогических идей К. Д. Ушинского в современной системе образования. На примере заданий урока истории показывается, как направления педагога используются в образовательном процессе.

Применение антропологического подхода в практике современного образования

В статье выявлена роль и значение антропологического подхода в педагогике. Указывается на то, что антропологический подход является одним из ключевых направлений в современной педагогике, который основывается на изучении человека в его целостности и ...

Мысли и размышления современного педагога

В статье автор делится размышлениями по вопросам современной педагогики. Описывает собственное видение некоторых, происходящих в современной школьной жизни детей, ситуаций. Анализирует функцию педагогики в учебном процессе.

Диагностика типа организационной культуры в Национальном исследовательском Томском государственном университете

В данной статье рассматриваться и анализируются теоретические источники, для понятия термина “организационная культура”. Так же представлены результаты диагностики типа организационной культуры по методологии К.Камерона и Р. Квина, в Национальном исс...

Подходы к понятию политической культуры: сущность и функции

В статье рассматриваются различные подходы к трактовке политической культуры. Для изучения данного вопроса были изучены авторов от античных времен до настоящих дней. В ходе исследования также были изучены основные функции политической культуры.

Идеи педагогики и воспитания в наследии Л. С. Выготского

Статья посвящена осмыслению вклада Л. С. Выготского в развитие отечественной и мировой науки, учению о возрасте как единице анализа детского развития.

Роль и функции современного преподавателя

В статье автор описывает роль и функции современного преподавателя.

Похожие статьи

Экономический либерализм, кейнсианский и институциональный подходы в государственной экономической политике современной России

В статье автор пытается рассмотреть влияние различных экономических учений на формирование экономической политики России на современном этапе развития. В рамках данного исследования были рассмотрены основные положения экономического либерализма, кейн...

Идеи Л.С Выготского в области педагогики и воспитания

В статье освещаются идеи Л.С Выготского в области педагогики и воспитания

Идеи Л. С. Выготского в области воспитания и педагогики

В работе дается анализ идей выдающегося отечественного психолога Льва Семеновича Выготского в области педагогики и воспитания.

Актуальность педагогических идей К. Д. Ушинского для современного образования

Данная статья посвящена значимости педагогических идей К. Д. Ушинского в современной системе образования. На примере заданий урока истории показывается, как направления педагога используются в образовательном процессе.

Применение антропологического подхода в практике современного образования

В статье выявлена роль и значение антропологического подхода в педагогике. Указывается на то, что антропологический подход является одним из ключевых направлений в современной педагогике, который основывается на изучении человека в его целостности и ...

Мысли и размышления современного педагога

В статье автор делится размышлениями по вопросам современной педагогики. Описывает собственное видение некоторых, происходящих в современной школьной жизни детей, ситуаций. Анализирует функцию педагогики в учебном процессе.

Диагностика типа организационной культуры в Национальном исследовательском Томском государственном университете

В данной статье рассматриваться и анализируются теоретические источники, для понятия термина “организационная культура”. Так же представлены результаты диагностики типа организационной культуры по методологии К.Камерона и Р. Квина, в Национальном исс...

Подходы к понятию политической культуры: сущность и функции

В статье рассматриваются различные подходы к трактовке политической культуры. Для изучения данного вопроса были изучены авторов от античных времен до настоящих дней. В ходе исследования также были изучены основные функции политической культуры.

Идеи педагогики и воспитания в наследии Л. С. Выготского

Статья посвящена осмыслению вклада Л. С. Выготского в развитие отечественной и мировой науки, учению о возрасте как единице анализа детского развития.

Роль и функции современного преподавателя

В статье автор описывает роль и функции современного преподавателя.

Задать вопрос