В статье производится ранжировка регионов Юга России по уровню инвестиционного потенциала и риска, рассматриваются их географические особенности, дается попытка анализа сложившейся ситуации.
Ключевые слова:инвестиционный климат, инвестиционный потенциал, инвестиционный риск, ВРП, инфраструктурный потенциал, политический риск.
Инвестиционные процессы отличаются сложностью своей структуры и механизмов функционирования, их участниками являются разнообразные организации различных форм собственности и направлений деятельности, что является условием необходимости комплексного подхода к исследованию всех составляющих процесса, один из которых — оценка состояния инвестиционного климата.
Для начала необходимо разобраться в самом понятии «инвестиционный климат». В ходе написания данной статьи было проанализировано множество определений, предложенных различными учеными и экспертами, на основании которых можно сделать вывод, что инвестиционный климат — это обобщенная совокупность определенных факторов или групп факторов, распространяющихся на то или иное географическое (страна, регион, административно-территориальная единица и т. д.) или финансовое пространство (различные формы экономической организации хозяйства), обуславливающая благоприятность и целесообразность инвестирования в экономическую систему данного субъекта.
Инвестиционный климат состоит из таких структурных подразделений, как инвестиционный потенциал и инвестиционный риск.
Инвестиционный потенциал — количественная характеристика, учитывающая насыщенность территории региона факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т. п.), потребительский спрос населения и другие показатели, влияющие на потенциальные объемы инвестирования в регион [11, 17]. Инвестиционный потенциал непосредственно связан с ёмкостью инвестиционного пространства, которая складывается как сумма объективных предпосылок для инвестиций, зависящая как от наличия и разнообразия сфер и объектов инвестирования, так и от их экономического «здоровья». Более того это характеристика возможностей данной территории, с точки зрения вложения капитала. Он включает в себя основные экономические и социальные реальности данной территории, наиболее существенные для инвесторов.
Инвестиционный потенциал региона складывается из девяти частных потенциалов. Каждый из них, в свою очередь, характеризуется целой группой показателей:
- природно-ресурсный (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);
- трудовой (трудовые ресурсы, их количественные и качественные показатели);
- производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе);
- инновационный (уровень развития науки и внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе);
- институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);
- инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность);
- финансовый (объем налоговой базы, прибыльность предприятий региона и доходы населения);
- потребительский (совокупная покупательная способность населения региона);
- туристический (наличие мест посещения туристами и отдыхающими, а также мест развлечения и размещения для них).
Все перечисленные факторы влияют на ёмкость инвестиционного пространства, характеризуют возможные масштабы и направления инвестиционной деятельности на данной территории.
Инвестиционный риск характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них. Он показывает, почему не следует (или следует) инвестировать в данное предприятие, отрасль, регион, страну. Риск как бы суммирует правила игры на инвестиционном рынке. В отличие от инвестиционного потенциала многие из этих правил могут измениться в одночасье — так, как меняются настроение или мнение человека. Поэтому, по сути, риск — характеристика качественная, зависящая от политической, социальной, экономической, финансовой, экологической и криминальной ситуации. Его величина показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Риски показывают, какими могут оказаться для инвесторов масштабы тех или иных проблем регионе.
В настоящее время РА «Эксперт», исследование которого взято за основу, рассчитывает следующие виды рисков [11, 17]:
- экономический (тенденции в экономическом развитии региона);
- финансовый (степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятия);
- социальный (уровень социальной напряженности);
- экологический (уровень социальной напряженности);
- криминальный (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений, экономической преступности и преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков);
- управленческий (качество управления бюджетом, наличие программно-целевых документов, степень развитости системы управления, уровень младенческой смертности как интегральный показатель результатов социальной сферы).
Инвестиционный потенциал.
Юг России занимает сравнительно скромное место в инвестиционном потенциале страны. В распределении валового регионального продукта он предпоследний и обходит лишь ДФО. Более благоприятна динамика этого показателя в последнее десятилетие (рис. 1). Доля ЦФО в общероссийском ВРП по-прежнему занимает немногим более трети общестрановых показателей, Юг России с натяжкой можно поставить на одну ступень с Северо-Западным и Сибирским федеральными округами, что хорошо для Юга, учитывая мощную природно-ресурсную базу Сибири и давнюю привлекательность Северо-Запада.
Рис. 1. Удельный вес Юга России в ВРП страны в сравнении с другими федеральными округами, 2000–2010, % [12, 13].
Стоит также отметить, что трем ведущим федеральным округам — Центральному, Приволжскому и Уральскому до сих пор не удалось достигнуть докризисных удельных показателей, в отличие от Северо-Западного, Сибирского, Дальневосточного федеральных округов и Юга России.
По стоимости продукции промышленности Юг России не выделяется среди других федеральных округов России, а по стоимости продукции сельского хозяйства на него приходится около четверти общероссийских показателей. При этом регион немного уступает Приволжскому и Центральному федеральным округам, а вместе три региона занимают более 2/3 стоимости сельхозпродукции в целом по стране. А вот промышленность имеет низкий удельный вес в масштабах страны и держится в основном, на нескольких ведущих регионах. Внутри региона имеет место резкая дифференциация, разделяющая регионы на передовые и отстающие, в связи с чем его можно назвать «Россией в миниатюре», ведь все субъекты демонстрируют разный уровень экономического развития.
На основании данных, представленных в таблице 1, субъектам, входящим в состав Юга России, было присуждено определенное количество баллов, соответствующее месту субъекта в отдельном виде потенциала.
Все регионы были разделены на три группы по уровню инвестиционного потенциала.
К первой относятся Краснодарский край, Ростовская, Волгоградская области и Ставропольский край. Данные регионы стабильно занимают высшие строчки данного рейтинга на протяжении многих лет, находясь в первой двадцатке регионов практически по всем видам потенциала. Некоторые исключения составляют лишь природно-ресурсный потенциал, по которому лидер на Юге России находится лишь на 26 месте (Краснодарский край) среди регионов России. Ростовская область не опускается ниже 33го места. Все показатели Волгоградской области располагаются на уровне двадцатых мест, ниже опустились только природно-ресурсный, туристический, инфраструктурный и инновационный потенциалы. Ставропольский край имеет проблемы с инновациями, инфраструктурой и природно-ресурсным видом потенциала. Данные регионы выделяются мощной промышленной базой, высококвалифицированными трудовыми ресурсами, а также обладают наиболее выгодным сочетанием агроклиматических ресурсов [7].
Таблица 1
Рейтинги составляющих инвестиционного потенциала регионов Юга России 2011–2012 гг. (составлено автором по материалам РА «Эксперт»)
Вторую группу составляют республика Дагестан, Астраханская область, а также Кабардино-Балкария и Северная Осетия — Алания. Это регионы резких контрастов, по одним видам потенциала занимающие довольно высокие места, но заметно проседающие по остальным. Лидером в данной группе является Дагестан, по финансовому и потребительскому потенциалам уступающий лишь Краснодарскому краю и Ростовской области, чему во многом способствует реализация принятой в республике стратегии развития до 2025 года, а также его превосходство среди других республик по некоторым видам инвестиционного потенциала. Кабардино-Балкария и Северная Осетия выделяются высоким развитием инфраструктуры, уступая только Краснодарскому краю по этому показателю [16]. Во многом это объясняется развитием ОАО «Курорты Северного Кавказа», а глава Кабардино-Балкарии Арсен Каноков в одном из своих интервью указал на огромнейшую роль инфраструктурного комплекса вообще, а также транспортного в частности, для развития республики [15].
К третьей группе были отнесены наименее развитые республики Северного Кавказа — Чечня, Ингушетия и Карачаево-Черкесия, а также две республики, входящие в состав Южного Федерального Округа — Калмыкия и Адыгея. По сравнению с рейтингом позапрошлого года, только Чечня и Ингушетия меняются друг с другом местами — сейчас Чечня на 9 месте среди регионов Юга, а Ингушетия на предпоследнем. В 2009–2011 гг. году было наоборот.
Хочется также отметить, что Республика Калмыкия, располагающаяся на последнем месте данного рейтинга — всё же не самый отсталый регион России (83 позицию занимает Ненецкий АО), а среди отдельных видов потенциала лишь в производственном Республика Ингушетия находится на 83 месте.
Кроме того, необходимо учесть, что по некоторым видам инвестиционного потенциала республики Кавказа располагаются выше, чем ведущие регионы. К примеру, по инфраструктурному потенциалу Республика Ингушетия занимает 17 место в России (4 среди субъектов Юга), а один из ярких лидеров — Ростовская область — 20е.
Инвестиционные риски.
Инвестиционный риск состоит из следующих частных видов: экономического, финансового, социального, экологического, управленческого, криминального.
Следует добавить, что рейтинговым агентством «Эксперт» до 2011 года рассчитывался ещё один вид рисков — законодательный. Но начиная с середины 2000-х годов, когда началось строительство «вертикали власти», инвестиционное законодательство в регионах России стало серьезно выравниваться, в результате чего прописанные в нормативных актах правила ведения бизнеса в разных регионах России практически сгладились. Администрации регионов активно копировали законы, регулирующие инвестиционную деятельность друг у друга, а в последние годы принимали модельные документы, спущенные федеральным центром. В таких условиях рейтинговое агентство оценивать законодательный риск посчитало бессмысленным, и решило полностью от него отказаться.
На основании данных, представленных в таблице 2 всем регионам, как и в случае с инвестиционным потенциалом, было присвоено определенное количество баллов, основанное на месте, занимаемом им по тому или иному виду рисков. Количество баллов по отдельным видам инвестиционных рисков оценивалось на основе места каждого их регионов Юга в общероссийской ранжировке.
Данные таблицы дают возможность разделить регионы на три группы.
К первой относятся регионы, которые по уровню инвестиционных рисков занимают наилучшее положение на Юге России — Краснодарский край, Ростовская область, Республика Адыгея, Ставропольский край, Волгоградская область. Показатели Краснодарского края распределились между 3 и 19 местами, что является лучшим результатом во всем исследуемом регионе. Ростовская область — один из самых безопасных регионов, однако уровень финансовых рисков оставляет желать лучшего. Также нельзя не отметить, что губернатор Ростовской области Владимир Голубев был включен в шестерку «эффективных управленцев» по мнению журнала «Эксперт». Республика Адыгея политически стабильна и относительно спокойна на фоне остальных республик Северного Кавказа, а для инвесторов чрезвычайно важна стабильность обстановки в регионе. Хотя республика потеряла свои позиции по уровню финансовых рисков, однако экологическая и криминогенная обстановка в республике — одна из лучших в России.
Таблица 2
Рейтинг составляющих инвестиционных рисков регионов Юга России 2011–2012 гг. (составлено автором по материалам РА «Эксперт»)
Показатели Ставропольского края не опускаются ниже 51го места по отдельным видам риска. Край заметно проигрывает лидерам Юга России (Краснодарскому краю и Ростовской области), что во многом объясняется социальной и межнациональной напряженностью региона, однако недавно назначенный губернатор Валерий Зеренков заручился федеральной поддержкой, что можно рассматривать как благоприятное явление.
Вторую группу образуют Дагестан, Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская республики и Астраханская область. Данные субъекты набрали от 40 до 50 баллов, отличаются резкой дифференциацией. По одним из показателей рисков, занимающие одни из лидирующих позиций в регионе, но заметно проседающие по остальным. Республикам необходимо доказать инвесторам, что они безопасны для вложения в их экономику капиталов. В Кабардино-Балкарии сильна угроза роста радикального исламизма, а также межнациональные отношения отличаются крайней нестабильностью [8]. Кроме того внутриэлитные конфликты и коррупционные скандалы негативно влияют на состояние инвестиционных рисков в республике. В Карачаево-Черкесии также сильна коррупция, что отталкивает потенциальных инвесторов. Республика Дагестан имеет статус одной из самых нестабильных республик в стране, кроме того совсем недавно произошла смена главы республики и Рамазан Абдулатипов пока является временным исполняющим обязанности президента, что сказывается на невыстроенности отношений с местной элитой и настораживает инвесторов [10].
Третью группу инвестиционных рисков образуют следующие республики: Северная Осетия, Калмыкия, Чечня, Ингушетия. Главы Северной Осетии и Ингушетии не пользуются достаточной популярностью в своих республиках, а ситуацию в последней ещё более усложняют окончание президентства Юнус-Бека Евкурова и его острый конфликт с Рамзаном Кадыровым. В целом данные субъекты можно назвать наиболее уязвимыми с точки зрения инвестиционных рисков, ситуация в которых нуждается в немедленном исправлении. Огромное количество этнических конфликтов неблагоприятно сказывается на уровне политических рисков региона.
Инвестиционный климат.
В условиях рыночной экономики активная роль в региональном стратегическом развитии принадлежит инвестиционному климату, обеспечение благоприятного состояния которого способствует экономическому росту региона, повышению уровня благосостояния населения, а также сказывается на эффективности производства и использования имеющихся ресурсов.
В последнее время более пристальное внимание стало уделяться проблемам инвестиционного климата, а также необходимости его улучшения на общероссийском уровне.
На основании анализа инвестиционного потенциала и рисков всем субъектам Юга России был присвоен определенный рейтинг инвестиционного климата (рис. 2) от уровня 1А — высокий потенциал-минимальный риск до уровня 3D — низкий потенциал-экстремальный риск [11, 17].
Рис. 2. Рейтинг инвестиционного климата регионов Юга России, 2012 год, (составлено автором по материалам Рейтингового Агентства «Эксперт», 2012 год)*.
*Цифрами на карте обозначены: 1 — Адыгея, 2 — Калмыкия, 3 — Краснодарский край, 4 — Астраханская область, 5 — Волгоградская область, 6 — Ростовская область, 7 — Дагестан, 8 — Ингушетия, 9 — Кабардино-Балкария, 10 — Карачаево-Черкесия, 11 — Северная Осетия — Алания, 12 — Чечня, 13 — Ставропольский край.
Лидером среди всех субъектов Юга России является Краснодарский край, на протяжении последних пятнадцати лет не опускавшийся ниже уровня 2В — средний потенциал-умеренный риск, и держащийся на уровне таких регионов, как Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Татарстан.
Следующая после Краснодарского края Ростовская область с начала ведения исследований инвестиционного климата рейтинговым агентством «Эксперт» в 1996 году, отличается очень стабильными показателями, от уровня 2В до 2А. Донской регион заметно проигрывает своему успешному соседу по уровню развитости инфраструктуры и туризма. В связи с чем в Ростовской области была разработана стратегия развития транспортного комплекса до 2030 года, определяющая цели, задачи, приоритеты и направления развития всех видов транспорта, обеспечивающих социально-экономическое развитие, повышение конкурентоспособности экономики и качества жизни населения области. Также в данном субъекте активно реализуется стратегия привлечения инвестиций, благодаря которой формируется прогрессивное инвестиционное законодательство, благоприятный налоговый режим, а также имидж региона, привлекательный для инвестиционных вливаний в его экономику.
Литература:
1. Атлас социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России. Т3 / Г. Г. Матишов, В. А. Авксентьев, Л. В. Батиев; Российская академия наук, Южный научный центр. — Ростов-на-Дону: Изд-во Южного научного центра РАН, 2009. — 260 с.: цв. ил., фот., карт.; 60*90/8.
2. Атлас социально — экономического развития Юга России / под ред. А. Г. Дружинина. М.: Вузовская книга, 2011. — 144 с.
3. Д. Виноградов. Острая рейтинговая недостаточность. // Свободная пресса, 17.12.2012.
4. В. Высоков. Доктрина инновационного развития Юга России. // Эксперт, 24.05.2010.
5. А. Галушка, А. Голубович, А. Идрисов, А. Осипов, Б. Титов, М. Шпигель, Е. Юрьев. Модернизация экономики России. Кардинальное улучшение инвестиционного климата. Ежегодный экономический доклад. — М.: Деловая Россия, 2010.
6. Инвестиции учебное пособие / Игонина Л. Л., под ред д-ра эк. Наук, проф. В. А. Слепова. — М.: «Экономистъ», 2005–478 с.
7. Кизицкий М. И., Краславская Г. И., Родзянко Н. Г. Экономический потенциал Южного федерального округа России: Учеб. пособие. — Ростов н/Д: ЛОГОС, 2001 г.
8. Коммуникационный холдинг «Минченко&Консалтинг». Двенадцатый рейтинг политической выживаемости губернаторов, от 18.03.2013.
9. Максимов И. Б. Оценка предпринимательской среды и инвестиционного климата с помощью рейтингов и индексов // Байкальский государственный университет экономики и права. 2010. № 5, с 129–134.
10. Рейтинговое агентство AK&M. Исследование относительной кредитоспособности субъектов России, 2012.
11. Рейтинговое Агентство «Эксперт», журнал «Эксперт.
12. Регионы России. Социально — экономические показатели. 2012: Статистический сборник / Росстат. — М., 2012–990 с.
13. Российский статистический ежегодник. 2012: Статистический сборник / Росстат. — М., 2012–786 с.
14. Стратегия социально-экономического развития Южного Федерального округа на период до 2020 года. Правительство РФ от 5.09.2011, № 1538-р.
15. Материалы сайта «15-й регион — портал Северной Осетии»: http://region15.ru
16. Материалы сайта «Курорты Северного Кавказа»: http://ncrc.ru
17. Материалы сайта РА «Эксперт»: http://raexpert.ru