Исследование основных способов и методов решения финансово-экономических задач в процессе управления это одно из направлений научно-исследовательской работы в комплексе с развитием технологий управления. Актуальность исследований в области новых методов управления заключается в способах решения сформулированных основным менеджментом задач в рамках реализации деятельности службы контроллинга на предприятии с целью достижения необходимого экономического результата. Внедрение системы контроллинга на предприятии РЭП должно осуществляться с учетом соответствующей системы методов и подходов, позволяющих минимизировать негативные последствия для функционирования предприятия.
Ключевые слова: оперативный контроллинг, предприятия РЭП, методы управления, система контроллинга.
В соответствии с принципами, задачами и функциями создания и функционирования системы оперативного контроллинга на предприятии РЭП целесообразно определить способы решения сформулированных задач в рамках реализации деятельности службы контроллинга на предприятии.
Решение задач, которые взаимосвязаны с функцией системы оперативного контроллинга, заключающейся в информационном обеспечении, предполагает использования способов, которые так или иначе связаны с информационной системой предприятия РЭП. Данный подход предполагает наличие большого количества параметров и уровней, которые характеризуют систему ввода данных в информационное поле предприятия и предоставления информации пользователям. Система ввода и предоставления информации обладает модульной структурой, которая состоит из готовых аналитических блоков и алгоритмов, дополнительно встроенных в систему. Реализация приведенных способов предполагает решение одной из задач системы оперативного контроллинга, которая заключается в обеспечении высокого уровня качества информационного поля предприятия РЭП.
С целью решения задачи упорядочения и систематизации потоков информации следует использовать способ минимизации объема информации, который является достаточным и необходимым для непосредственного пользователя. Построение информационной модели, а также эффективная обработка информации, которая поступает в систему оперативного контроллинга со стороны структурных подразделений предприятия, предполагают осуществление координации данных потоков информации и взаимосвязей, которые возникают. Следовательно, информация, которая поступает от системы оперативного контроллинга управляющему персоналу может быть использована для принятия управленческих решений [1].
Эффективность функционирования службы контроллинга на предприятии зависит от выполнения запросов контроллера относительно аналитических процедур. Решение данной задачи предполагает использование способа автоматизации, который является одним из параметров информационной системы предприятия. Использование данного способа целесообразно совмещать с требованием, выдвигаемым к информационной системе, которое заключается в высоком уровне ее интеллектуальности.
Информационная система должна обладать гибкостью. Следовательно, в зависимости от изменений внешних и внутренних факторов, которые оказывают влияние на функционирование предприятия, должны осуществляться и соответствующие адаптивные изменения информационной системы.
Решение задач, которые связаны с функциями системы оперативного контроллинга, которые заключаются в методическом обеспечении, предполагает использование соответствующих способов. Достижение поставленных целей и решение сформулированных задач зависит от концепции подхода к их рассмотрению. Данная концепция должна быть единой и четкой, сформированной на основе определенных функций, задач, роли и сущности оперативного контроллинга на предприятии в соответствии с научными и теоретическими основами.
Целесообразно использовать существующие методы оценки и анализа в соответствии с выделенными преимуществами при создании комплекса инструментов оперативного контроллинга на предприятии. Данная концепция основана на особенности оперативного контроллинга, которая заключается в использовании готовых методов и подходов. Использование наиболее оптимального набора инструментов в системе оперативного контроллинга предполагает осуществление адаптации готовых инструментов в соответствии с особенностями данной системы [2].
Функция методологического обеспечения предполагает использование инструментов оценки, анализа и мониторинга. Следовательно, с целью увеличения уровня эффективности осуществления оперативного контроллинга следует использовать инструменты анализа, мониторинга и оценки, поскольку их изученность со стороны практики и науки находится на достаточно высоком уровне.
Одним из способов решения задач оперативного контроллинга, которые связаны с формированием и движением потоков информации, является разработка соответствующих методик. Данный способ и принцип научной обоснованности, а также принцип специфических особенностей обладают системой взаимосвязей. Таким образом, создание системы оперативного контроллинга на предприятии должно сопровождаться использованием алгоритма формирования комплекса используемых инструментов.
Одним из способов решения задач оперативного контроллинга, которые связаны с методологическим обеспечением, а также описанных ранее способов, является привлечение квалифицированного персонала.
Использование способов, которые относятся к реализации задач методического обеспечения и информационной системы, предполагает решение задач мониторинга. Данный подход предполагает осуществление учета используемых методов мониторинга данных, которые отражают информацию о функционировании и состоянии исследуемого объекта, а также автоматизацию деятельности контроллера в отношении выполнения соответствующих запросов. В этом случае информационная система должна быть релевантной, следовательно, приведенные способы взаимосвязаны с функцией информационного обеспечения системы оперативного контроллинга [3].
Решение задач оперативного контроллинга, которые связаны с реализацией функций оценки и анализа, предполагает использование специальных способов. Система ввода и предоставления информации должна обладать большим количеством параметров и уровней. Все аналитические запросы специалиста контроллинга должны выполняться в автоматизированном виде. Следовательно, использование данных подходов предполагает наличие квалифицированного персонала и поддержки со стороны системы оперативного контроллинга в виде деятельности соответствующих экспертов. Использование данных способов обеспечивает эффективное решение сформулированных задач путем реализации оценки и анализа.
Таким образом, способы решения задач, которые связанны с методическим обеспечением, анализом и оценкой, являются взаимосвязанными. Следовательно, использование данных способов должно осуществляться с учетом преимуществ существующих методов реализации соответствующих функций. Для решения задач, которые связаны с реализацией функций агрегирования и интерпретирования информации, следует использовать поддержку экспертов со стороны оперативного контроллинга и комплекс инструментов, в соответствии с выделенными преимуществами, которые направлены на реализацию и агрегацию информации, отражающей характеристики состояния и функционирования предприятия РЭП.
Использование приведенных способов для решения сформулированных задач оперативного контроллинга предполагает наличие квалифицированного персонала.
Способы решения задач, связанных с реализацией функции оперативного контроллинга, которая заключается в координировании, включают: поддержка со стороны экспертов системы управления; способ минимизации объема информации, который является необходимым и достаточным.
При использовании приведенных способов решения задач следует учитывать необходимость квалифицированного персонала со стороны службы оперативного контроллинга на предприятии. Для решения задач оперативного контроллинга, которые связаны с реализацией функции консультирования и заключаются в обеспечении управляющего персонала необходимой информацией в агрегированном и интерпретированном виде и поддержкой в виде консультаций соответствующих специалистов, используются следующие способы: использование выявленных преимуществ и достижений существующих методов, в соответствии с которыми осуществляется формирование информационной модели (методы, которые применяются к данным, отражающим состояние и функционирование предприятия всоответствии с информацией подразделений прогнозирования и планирования); обеспечение поддержки управленческого персонала со стороны квалифицированных сотрудников службы контроллинга, относительно принимаемых оперативных управленческих решений (осуществление оперативного контроллинга требует четкого определения функций и распределения полномочий среди управленческого персонала и персонала службы контроллинга).
Менеджменту предприятия необходимо понить что, использование перечисленных способов для решения задач оперативного контроллинга предполагает наличие соответствующего квалифицированного персонала в рамках службы контроллинга на предприятии.
Литература:
1. Березовская Е. Н. Методологические основы развития оперативного контроллинга в промышленной компании: дисс. … к.э.н. М., 2009. 172 с.
2. Карминский A. M., Фалько С. Г., Жевага A. A., Иванова Н. Ю. Контроллинг: учебник / под ред. A. M. Карминского. М.: Финансы и статистика, 2006. 336 с.
3. Фалько С. Г. Контроллинг для руководителей и специалистов. М.: Финансы и статистика, 2008. 272 с.