Данная статья посвящена проблемам использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Технологии, описанные в статье, ориентированы на сохранение здоровье учащихся, повышение мотивационную готовность детей, поддержании положительного эмоционального настроя, достижение положительных результатов в учебном процессе.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, Су–Джок терапия, кинезотерапия, биоэнергопластика, музыкотерапия, релаксационные упражнения, игровой стретчинг.
Проблема сохранения здоровья детей и подростков является остроактуальной для современного социума. Однако в настоящее время проявляется стойкая тенденция ухудшения показателей здоровья наряду с увеличением количества детей, имеющих хронические заболевания. По данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков количество здоровых детей снизилось в три раза. Как свидетельствует статистика, распространенность патологии и заболеваемости среди детей в возрасте от трех до 17 лет ежегодно увеличивается на 4–5 %.
Определяющим фактором в системе сохранения и укрепления здоровья школьников является образовательный процесс, построенный с учетом норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся и включение системы здоровьесберегающих технологий. Таким образом, коррекционно-образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей. В создавшейся ситуации целесообразно активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников.
Условно все здоровьесберегающие технологии можно разделить на традиционные и нетрадиционные. Первые из вышеописанных достаточно изучены и повсеместно используется в образовательном процессе. К ним относятся: упражнения на общую и мелкую моторику, артикуляционную мускулатуру; физкультминутки; уроки физкультуры и ритмики; зарядка и подвижные перемены; различные подвижные игры.
Помимо традиционных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-педагогическом процессе эффективно применение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий. Нетрадиционные методы воздействия в работе учителя становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Рассмотрим более подробно нетрадиционные здоровьесберегающие компоненты, применяемые в нашей педагогической деятельности:
1. Элементы Су-Джок терапии.
Су-Джок терапия — это воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма. В коррекционно–педагогической работе приемы Су-Джок терапии активно используются в качестве массажа для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма. Во время коррекционной деятельности следует стимулировать активные точки, расположенные на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики), это позволяет повысить потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащает его знания о собственном теле, развивает тактильную чувствительность. Такую работу можно проводить перед выполнением заданий, которые связаны с рисованием и письмом. Упражнения выполняем в течение одной — двух минут.
2. Кинезотерапия.
В коррекционной работе можно использовать некоторые кинезиологические упражнения, направленные на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизацию работы двух полушарий коры головного мозга. Методы кинезотерапии положительно влияют как на здоровых детей, так и на детей с нарушениями развития. Так рекомендуется использовать кинезелогические упражнения детям с ДЦП и с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. К тому же индивидуальные и групповые занятия данными упражнениями благотворно воздействуют на психическое состояние и самочувствие детей страдающих аутизмом.
Целесообразно применять кинезиологические упражнения, когда учащимся предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества. Комплекс кинезеологических упражнений рекомендуемый к применению перед началом работы: «Кулак-ребро-ладонь», «Колечко», «Ухо-нос», «Лягушка», «Замок», «Лезгинка». Так же эффективно в структуру коррекционных занятия включать несколько кинезиологических упражнений направленных на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.
3. Биоэнергопластика.
Данная технология представляет собой соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Значимость биоэнергопластики в том, что развитие артикуляционной моторики у детей с нарушенными кинестетических ощущений ускоряется, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. В коррекционно-педагогическом процессе используется комплекс динамических упражнений, направленный на нормализацию мышечного тонуса, переключаемости движений: “Качели”, “Утюжок”, “Футбол”, “Часики” и комплекс статических упражнений, способствующий развитию мышечной силы, динамической организации движения: “Улыбка”, “Хоботок”, “Лопаточка”, “Чашечка”, “Горка”, “Парус”. Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости.
4. Музыкотерапия.
Данный метод предполагает использование музыки в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, нарушений поведения, а также для профилактики различных соматических и психосоматических заболеваний. В коррекционно-образовательный процесс следует включать прослушивания музыкальных произведений, рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки. Примерный список произведений классической музыки, рекомендуемый для прослушивания детьми с ограниченными возможностями здоровья:
- «Мазурка» Шопен, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна (используется для уменьшения чувства тревоги и неуверенности).
- «Кантата № 2» Баха, «Лунная соната» Бетховена (используется для уменьшения раздражительности).
- «Симфония № 6» Бетховена, часть 2, «Колыбельная» Брамса,
- «Аве Мария» Шуберта (используется для общего успокоения, расслабления).
- «Шестая симфония», Чайковского, 3 часть, «Увертюра Эдмонд» Бетховена (используется для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности).
- «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси,
- «Симфония № 5» Мендельсона (используется для повышения концентрации внимания, сосредоточенности).
Следует учесть, что музыкальная терапия противопоказана детям с предрасположенностью к судорогам, и повышенным внутричерепным давлением. Так же не стоит использовать для прослушивания музыки наушники.
5. Релаксация.
Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. В связи с вышесказанным детей целесообразно научить расслабляться, отдыхать с помощью релаксационных упражнения.
Наиболее эффективно использовать комплекс релаксационных упражнений, который предполагает расслабление мышц лица, плечевого пояса, мышц шеи, корпуса. Все релаксационные упражнения для детей выполняются в игровой форме.
Комплекс релаксационных упражнений состоит из трех блоков:
1) Релаксационный настрой. Добиваемся с помощью упражнений: “Воздушные шарики”, “Облака”, “Лентяи”, “Водопад”.
2) Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног. Можно использовать следующие упражнения: “Спящий котёнок”, “Шишки”, “Холодно — жарко”, “Солнышко и тучка”.
3) Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц лица. Применяются следующие упражнения: “Улыбка”, “Солнечный зайчик”, “Пчелка”, “Бабочка”.
Для достижения нужного эффекта достаточно по 1–2 упражнению из каждого блока, все упражнения выполняется 2–3 раза.
6. Игровой стретчинг.
Стретчинг — комплекс упражнений направленный на снижение мышечного напряжения, повышения эластичности мышц. Методика игрового стретчинга состоит из целого ряда несложных упражнений. Каждое упражнение носит вполне законченную смысловую нагрузку, называется именем животного и выполняется согласно написанному сценарию.
Целесообразно ежедневное проведение утренней гимнастики с элементами игрового стретчинга. Предлагаются некоторые упражнения: «Кошка», «Змея», «Рыбка», «Бабочка», «Птичка», «Носорог», «Зайчик». Каждое упражнение повторяется 3–4 раза.
В результате занятий гимнастикой с элементами игрового стретчинга происходит оздоровление организма ребенка в целом. Регулярные занятия стретчингом воспитывают у детей волю и уверенность в себе.
Таким образом, рассмотрев некоторые виды нетрадиционных здоровьесберегающих технологий, которые используются в нашей работе можно сделать вывод о том, что использование данных технологий целесообразно в достижении положительных результатов в учебном процессе.
Эффективность использования нетрадиционных здоровьесберегающих технологий состоит в том, что они:
- благотворно влияют на состояние физического и психического здоровья, на психику ребенка,
- активизируют познавательный интерес и обеспечивают положительные результаты в процессе обучения,
- повышают работоспособность и мотивационную готовность детей.