Поиск многочисленных и разнообразных по своему составу субъектов информационного обеспечения в сфере предпринимательской деятельности всегда является актуальной проблемой в теории гражданского права.
Информационная сфера, или среда — сфера деятельности, связанная с созданием, распространением, преобразованием и потреблением информации.
Как сфера правового регулирования информационная сфера представляет собой совокупность субъектов права, осуществляющих такую деятельность, объектов права, по отношению к которым или в связи с которыми эта деятельность осуществляется, и социальных отношений, регулируемых правом или подлежащих правовому регулированию.
Основным объектом правоотношений в информационной сфере является информация. «Информация» в переводе с латинского означает ознакомление, разъяснение, изложение.
С философской точки зрения информация — это не энергия и не материя. Так подходил к понятию «информация» Н. Винер. Простое и очевидное определение информации дал С. И. Ожегов: сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах; 2) сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо.
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет информацию как «сведения (сообщения), данные) независимо от формы их представления». Учитывая социальный аспект рассматриваемого объекта, добавим: включаемые в оборот в понятийном для человека виде.
В последние годы в Российской Федерации принято значительное количество нормативных актов, устанавливающих правовое положение и регламентирующих деятельность специально созданных государственных (муниципальных) органов, уполномоченных осуществлять определенные функции непосредственно в информационной сфере.
Так, во исполнение Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 18б'^ в структуре Министерства финансов РФ была создана Федеральная служба по финансовому мониторингу, которая является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
С этой целью Федеральная служба по финансовому мониторингу, в частности, призвана осуществлять функции по сбору, обработке и анализу информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю согласно действующему законодательству; обеспечению соответствующего режима хранения и защиты информации, полученной в процессе деятельности службы и составляющей служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи и иной конфиденциальной информации; созданию единой информационную систему в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; и др.
Закон о государственной тайне устанавливает (ст. 20), что органами для защиты государственной тайны, в частности, являются: Межведомственная комиссия по защите государственной тайны, которая представляет собой коллегиальный орган, координирующий деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию российского законодательства о государственной тайне; Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы, которые организуют и обеспечивают защиту государственной тайны в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством Российской Федерации; органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны, которые в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции; и др.
Между уполномоченными государственными органами, участвующими в информационных отношениях, подписан целый ряд соглашений, устанавливающие порядок их информационного взаимодействия.
Публичные образования могут создавать и межгосударственные организации, призванные функционировать в информационных отношениях.
В соответствии с положениями ч. 2, 3 ст. 3 Соглашения стран СНГ от 21 октября 1994 г. «Об обмене правовой информацией» его участники, осуществляя согласованные меры по созданию единой распределенной системы обмена правовой информацией, определяют полномочный орган, осуществляющий координацию работ по созданию национальных банков данных, используемых для межгосударственного обмена правовой информацией, а также перечень субъектов — пользователей информацией. Стороны обеспечивают взаимный доступ и доступ Исполнительного Секретариата, Межпарламентской Ассамблеи и других органов Содружества Независимых Государств к национальным ресурсам правовой информации, определенной для совместного использования (банкам данных), поддерживают их в актуальном (контрольном) состоянии и несут ответственность за полноту, точность, достоверность и своевременность предоставления информационных данных и услуг (ст. 4 Соглашения).
Необходимо отметить, что специальное законодательство, регламентирующее информационное обеспечение, определяет правовое положение участников информационных отношений весьма своеобразно.
Закон об информации 2006 г. выделяет три вида субъектов, участвующих в информационных процессах, т. е. процессах сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации:
1) обладатель информации — лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам (пп. 5 ст. 2, ст. 6 Закона);
2) оператор информационной системы — гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах (п. 12 ст.2 Закона);
3) лицо, получившее в соответствии с законом и (или) договором право доступа к информации с правом или без права на ее распространение, использование и иные действия в отношении данной информации (пп. 1,5 ст.6 Закона).
В прежнем Законе об информации, информатизации и защите информации, собственником информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения именовался субъект, который «в полном объеме реализует полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами» (ч. 11 ст. 2).
Сходное понятие «собственник» документированной информации, информационных ресурсов, информационных продуктов и (или) средств международного информационного обмена содержалось в ст. 2 Закона об участии в международном информационном обмене.
Очевидно, что использование по отношению к информации традиционной терминологии, применяемой к объектам вещного права, некорректно, поскольку нельзя отождествлять понятия «информация» и «материальный носитель информации», в качестве которых могут выступать не только документы, но и другие предметы материального мира, ограниченные в пространстве (вещи). Поэтому законодатель обоснованно исключил понятие «собственник информации» из нового Закона об информации 2006 г.
Между тем ст. 10 Закона о государственной тайне по-прежнему именуется «Ограничение прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан Российской Федерации на информацию в связи с ее засекречиванием» и регулирует отношения, связанные с засекречиванием в установленном порядке информации, «находящейся в собственности» граждан и (или) юридических лиц.
Как гласит норма абз. 1 ст. 10 Закона о государственной тайне, должностные лица, наделенные в порядке, предусмотренном ст. 9 данного закона, полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, вправе принимать решения о засекречивании информации, находящейся в собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан (далее — собственник информации), если эта информация включает сведения, перечисленные в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне. Засекречивание указанной информации осуществляется по представлению собственников информации или соответствующих органов государственной власти.
Действующим законодательством установлен круг специальных субъектов, обладающих конкретными правами и обязанностями в отношении определенной информации.
Согласно ч. 1 ст. 1471 ГК РФ, если секрет производства получен при выполнении договора подряда, договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, либо по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, исключительное право на такой секрет производства принадлежит подрядчику (исполнителю), если иное не предусмотрено соответствующим договором либо государственным или муниципальным контрактом.
Если секрет производства получен при выполнении работ по договору, заключаемому главным распорядителем или распорядителем бюджетных средств с федеральными государственными учреждениями, исключительное право на такой секрет производства принадлежит подрядчику (исполнителю), если договором не установлено, что это право принадлежит Российской Федерации (ч. 2 ст. 1471 ГК РФ).
Специальными субъектами, обязанными хранить нотариальную тайну, являются нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе, должностные лица аппарата органа исполнительной власти, на которых совершение нотариальных действий возложено решением органа исполнительной власти, медицинские работники, имеющие высшее медицинское образование (врачи), среднее специальное медицинское образование (сестры), а также фармацевтические работники и лица, не имеющие медицинского образования (няни, сиделки, регистраторы). Обязанность хранить медицинскую тайну распространяется на других лиц, которым она стала известна при обучении (студенты, проходящие практику в лечебных учреждениях), а также лицами, которым в установленном законом порядке переданы соответствующие сведения.
Литература:
1. Глава «Правовое регулирование информационного обеспечения предпринимательской деятельности» // Предпринимательское (хозяйственное) право.Т.2. М.: Юристь, 2000.
2. Зверева Е. А. Правовое регулирование информационного обеспечения предпринимательской деятельности в Российской федерации. М., 2004. [С. 125–140]
3. Михеева Е. В. «Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности»: учеб. пособие. — М.: Изд. центр «Академия», 2007. [256 с.]