Рассматривается ценовой механизм в молокопродуктовом комплексе, который представляет собой процесс формирования и взаимодействия цен, как свободных сигналов, что координируют действия рыночных субъектов во время принятия окончательных решений.
Ключевые слова: молокопродуктовий комплекс, ценовой механизм, цена, дифференциация цен, сезонность.
ВВЕДЕНИЕ. В условиях рынка все процессы, которые происходят в производстве и обмене, напрямую связанные с ценой. Именно с помощью соответствующей цены, рынок сравнивает спрос и предложение, обеспечивает возмещение расходов товаропроизводителям, предопределяет уровень удовлетворения нужд потребителей, регулирует и производство и потребление. С точки зрения экономической теории, цена выступает важным инструментом урегулирования рыночных отношений. В политэкономии на сущностном уровне цена рассматривается, как стоимость товара выражена в деньгах, на функциональном, как количество денег, на которые обменивается товар.
Как отмечает Шпикуляк О. Г. [1], одним из важных аспектов развития экономических отношений есть решения проблем ценообразования, которые имеют место в механизме функционирования аграрного рынка. Из теории и практики развития экономических систем известно, что экономические отношения в обществе формируются вокруг цены, которая определяет принципы перераспределения стоимостей, а также уровень благосостояния учасников рыночного процесса. А цена, как денежное выражение стоимости товара (то есть общественно-необходимых затрат работы на его производство) формируется на основе спроса-предложения на рынке и выступает источником накопления для воспроизведения вложенного капитала.
По словам Ю. Г. Тормоса [2], цена является особым носителем информации, который применяется как инструмент анализа, прогнозирования и управления развитием предприятий, районов, регионов и экономики страны в целом.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Теоретической и методологической основой исследования есть системный подход к изучению экономических явлений, процессов, фундаментальные положения экономической теории, научные исследования учёных Украины в вопросах экономических взаимоотношений между сельскохозяйственными и молокоперерабатывающими предприятиями. Информационная база исследования представлена официальными статистическими данными.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Безоговорочным выводом о решающем значении цены и ценового механизма в эффективном функционировании экономических отношений, в частности в молочном скотоводстве и молокоперерабатывающей промышленности есть научные работы Л. А. Евчук [3], Н. И. Шиян [4], Т. Божидарника [5]. Цена формирует экономический интерес всех участников экономических отношений, и стимулирует их к производству, распределению и обмену соответствующей продукцией. В условиях рыночной экономики, принятие верных решений, то есть эффективных, направленных на получение максимальной прибыли, в основном определяется жизнеспособной системой цен.
В Украине на протяжении 2005–2011 лет наблюдается существенное различие между ценами на молоко и молочную продукцию разных регионов, так называемая зональная дифференциация и на уровне районов (районная дифференциация). В табл. 1 приведена дифференциация цен по регионам Украины и по районам Черниговской области.
Таблица 1
Дифференциация цен реализации молока сельскохозяйственными предприятиями за 2005–2011 года в Украине и Черниговской области
Год |
Минимальная цена, грн |
Максимальная цена, грн |
Средняя цена, грн |
Разница в % |
Украина (регионы) |
||||
2005 |
983,8 (Закарпатский) |
1253,0 (Днепропетровский) |
1126,9 |
27,4 |
2006 |
929,3 (Луганский) |
1198,4 (АР Крым) |
1070,2 |
29,0 |
2007 |
1292,7 (Закарпатский) |
1812,1 (Черкасский) |
1660,6 |
40,2 |
2008 |
1714,8 (Донецкий) |
2332,2 (Днепропетровский) |
2065,1 |
36,0 |
2009 |
1664,9 (Ивано-Франковский) |
2189,0 (АР Крым) |
1888,8 |
78,8 |
2010 |
2722,4(Львовский) |
3195,6 (Днепропетровский) |
2938,7 |
25,5 |
2011 |
2676,9 (Одесский) |
3658,8 (Закарпатский) |
3041,6 |
36,7 |
Черниговская область (районы) |
||||
Года |
Минимальная цена, грн |
Максимальная цена, грн |
Средняя цена, грн |
Разница в % |
2005 |
872,1 (Корюковский) |
1260,1 (Срибнянский) |
1050,8 |
44,5 |
2006 |
871,9 (Сосницкий) |
1172,5 (Срибнянский) |
1025,8 |
34,5 |
2007 |
1296,1 (Черниговский) |
1909,3 (Срибнянский) |
1617,6 |
47,3 |
2008 |
1641,5 (Щорский) |
2238,8 (Варвинский) |
1974,2 |
36,4 |
2009 |
1484,2 (Щорский) |
1958,4 (Срибнянский) |
1765,9 |
31,9 |
2010 |
1600,7 (Рипкинский) |
3114,4 (Срибнянский) |
2823,4 |
94,6 |
2011 |
2551,7 (Щорский) |
3395,6 (Срибнянский) |
843,9 |
33,1 |
Как свидетельствуют данные табл.1, различие между минимальной и максимальной ценой реализации на сырое молоко сельскохозяйственных предприятий разных регионов в 2005 году составляла 27,4 % (минимальная цена была зафиксирована в Закарпатской области, а максимальная в Днепропетровской), в 2006 г. — 29,0 % (минимальная цена была зафиксирована в Луганской области, а максимальная в АР Крим), в 2007 г. — 40,2 %(минимальная цена была зафиксирована в Закарпатской области, а максимальная Черкасской), в 2008 г. — 36 % (минимальная цена была зафиксирована в Донецкой области, а максимальная в Днепропетровской области), в 2009 г. — 78,8 % (минимальная цена была зафиксирована в Ивано-Франковской области, а максимальная в АР Крым), в 2010 г. — 25,5 % (минимальная цена была зафиксирована в Львовской, а максимальная в Днепропетровской области) и в 2011 г. — 36,7 % (минимальная цена была зафиксирована в Одесской, а максимальная в Закарпатской области).
Районная дифференциация в Черниговской области еще более ярко выражена. Бесспорным лидером в цене на сырое молоко на протяжении 2005–2011 лет остается Сребнянский район. Так, в Черниговской области различие между минимальной и максимальной ценой реализации на сырое молоко сельскохозяйственных предприятий разных районов в 2005 году составляла 44,5 % (минимальная цена была зафиксирована в Корюковском, а максимальная в Сребнянском районе), в 2006 г. — 34,5 % (минимальная цена была зафиксирована в Сосницком районе, а максимальная в Сребнянском), в 2007 г. — 47,3 %(минимальная цена была зафиксирована в Черниговском, а максимальная в Сребнянском районе), в 2008 г. — 36,4 % (минимальная цена была зафиксирована в Щорском, а максимальная в Варвинском районе), в 2009 г. — 31,9 % (минимальная цена была зафиксирована в Щорском, а максимальная в Сребнянском районе), в 2010 г. — 94,6 % (минимальная цена была зафиксирована в Репкинском, а максимальная в Сребнянськом районе) и в 2011 г. — 33,1 % (минимальная цена была зафиксирована в Щорском, а максимальная в Сребнянском районе).
Дифференциация цен за сезонами, с одной стороны вещь понятна, а с другой, на сегодня в Украине не всегда низкое предложение, порождая спрос, приводит к росту закупочной цены. Так, например в 2005, 2008 и 2009 годах, максимальная цена наблюдается именно в марте, а не в зимние месяцы. Молокоперерабатывающая отрасль объясняет эту ситуацию повышением спроса на молочную продукцию именно в начале весны, что и призвело к более высоким закупочным ценам. Недостаточное количество сырого молока в осенне-зимний период и излишек в весенне-летний, то есть сезонность производства молока является основной причиной колебания рыночных цен, как это ярко видно с табл. 2.
Таблица 2.
Сезонные колебания средних цен реализации молока в сельскохозяйственных предприятиях Украины за 2005–2011гг.
Показатели |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Минимальная |
1085,9 |
1013,3 |
1423,3 |
2027,5 |
1777,4 |
2714,7 |
2793,1 |
Месяц |
август |
август |
январь |
август |
сентябрь |
июль |
июнь |
Максимальная |
1182,0 |
1216,7 |
1603,8 |
2238,1 |
1909,5 |
3044,3 |
3003,9 |
Месяц |
март |
январь |
ноябрь |
март |
март |
январь |
январь |
Разница, грн |
96,1 |
203,4 |
180,5 |
210,6 |
132,1 |
329,6 |
210,8 |
Как свидетельствуют данные табл.2 в 2005 г. максимальная цена была зафиксирована в марте — 1182 грн/т, а минимальная — 1085,9 грн/т в августе месяце. В 2006 г. максимальная цена была зафиксирована в январе — 1216,7 грн/т, а минимальная в августе — 1013,3 грн/т. В 2007 году минимальная цена наблюдалась в январе –1423,3, а максимальная в ноябре — 1603,8 грн/т. При этом, в условиях наименьшего производства молока и наиболее низкая цена просто парадоксальная ситуация. В 2008 г. — минимальная цена наблюдалась в августе –2027,5, а максимальная в марте — 2238,1 грн/т. В 2009 г. минимальная цена наблюдалась в сентябре –1777,4 грн/т, а максимальная в марте — 1909,5 грн/т. В 2010 г. минимальная цена наблюдается в июле — 2714,7, а максимальная в январе — 3044,3 грн/т. И в 2011 г. минимальная цена наблюдалась в июне –2793,1грн/т, а максимальная в январе — 3003,9 грн/т. Итак, такая ценовая нестабильность на протяжении исследуемого периода 2005–2011 г. свидетельствует о нестабильности рыночной конъюнктуры, которая в свою очередь приводит к неуверенности производителей в «завтрашнем дне».
С данных приведенных в табл.2 видно, что самое большое различие между минимальной и максимальной ценой реализации молока и молочных продуктов сельскохозяйственными предприятиями приходится на 2010 год –329,6 грн/т, а наименьшее различие в цене наблюдается в 2005 году — 96,1 грн/т. При этом следует заметить, что согласно Закону Украины «О закупке молока и молочных продуктов» еще в 2006 году было установлено минимально допустимый уровень цен на продукцию животноводства, в частности и на молоко.
На протяжении 2008–2009 годов минимальная цена на молоко сорта «экстра» и «высший» была установлена на уровне 2600 грн/т, первого сорта — 2500 грн/т и второго — 2120 грн/т. То есть, минимальная и максимальная цена реализации молока сельскохозяйственными предприятиями в 2009 г. (табл.2) была ниже минимальной цены молока «второго» сорта — 2120,0 грн/т. Следует отметить, что с каждым годом закупочная цена на молоко, учитывая мировую тенденцию, увеличивалась, а государство не меняло минимально допустимый уровень цен на молоко на протяжении 2008–2010 годов. В 2009 г. была довольно нестабильной, что привело к низкой рентабельности производства молока на уровне 1,4 %. В странах с развитым молочным скотоводством, закупочная цена на молоко постоянно регулируется и изменяется, учитывая в первую очередь динамику национального спроса и предложения.
Таблица 3
Динамика средних цен реализации молока сельскохозяйственными предприятиями Украины за 2005–2011 года
Месяц |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2011 в % до 2005 г. |
Январь |
1133,2 |
1216,7 |
1423,3 |
2218,4 |
1906,4 |
2952,3 |
3003,9 |
265,1 |
Февраль |
1166,7 |
1175,8 |
1466,5 |
2234,2 |
1905,2 |
3022,9 |
2971,4 |
254,7 |
Март |
1182,0 |
1148,1 |
1484,4 |
2238,1 |
1909,5 |
3044,3 |
2928,5 |
247,8 |
Апрель |
1176,0 |
1115,4 |
1484,2 |
2200,9 |
1902,1 |
2960,2 |
2885,5 |
245,4 |
Май |
1148,2 |
1075,1 |
1472,7 |
2131,7 |
1858,8 |
2832,7 |
2831,3 |
246,6 |
Июнь |
1115,3 |
1046,1 |
1461,9 |
2072,9 |
1825,1 |
2745,1 |
2793,1 |
250,4 |
Июль |
1091,8 |
1024,9 |
1463,6 |
2040,8 |
1799,4 |
2714,7 |
2793,5 |
255,9 |
Август |
1085,9 |
1013,3 |
1479,3 |
2027,5 |
1779,0 |
2729,9 |
2848,8 |
262,3 |
Сентябрь |
1089,4 |
1017,0 |
1512,2 |
2028,5 |
1777,4 |
2798,0 |
2902,8 |
266,5 |
Октябрь |
1097,0 |
1025,3 |
1559,7 |
2038,9 |
1787,8 |
2857,7 |
2955,1 |
269,4 |
Ноябрь |
1109,9 |
1040,6 |
1603,8 |
2048,1 |
1814,7 |
2894,8 |
2997,6 |
270,1 |
Декабрь |
1126,9 |
1070,2 |
1660,6 |
2065,1 |
1888,8 |
2938,7 |
3041,6 |
269,9 |
Декабрь к январю, % |
99,4 |
88,0 |
116,7 |
93,1 |
99,1 |
99,5 |
101,3 |
х |
Влияние сезонности производства молока на средние цены реализации, которая особенно ярко проявляется в последние годы, представлено в табл.3. Так, в 2005, 2007, 2008, 2010 и 2011 годах, наблюдалось резкое повышение цен, что объясняется повышенным спросом молокоперерабатывающих предприятий.
В странах ЕС средние цены реализации молока за 2005–2011 года возросли на 21,5 %, о чем свидетельствуют данные табл. 4. Следует отметить тенденцию к постепенному росту цены на молоко на протяжении текущего года, а также сезонную дифференциацию в 2005–2006 годах.
Таблица 4
Закупочные цены на молоко в Европейском Союзе за 2005–2011 гг., €/100 кг
Месяц |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2011 в % до 2005 г. |
Январь |
29,68 |
28,97 |
29,47 |
38,89 |
29,99 |
29,36 |
34,09 |
114,9 |
Февраль |
29,53 |
28,73 |
28,99 |
38,96 |
28,95 |
29,30 |
34,50 |
116,8 |
Март |
28,95 |
28,10 |
28,52 |
37,21 |
27,00 |
29,07 |
34,54 |
119,3 |
Апрель |
28,24 |
27,51 |
28,44 |
35,60 |
25,83 |
29,10 |
34,61 |
122,6 |
Май |
27,71 |
27,26 |
28,56 |
34,91 |
25,35 |
29,35 |
34,68 |
125,2 |
Июнь |
27,70 |
27,02 |
29,11 |
34,14 |
25,23 |
29,83 |
34,75 |
125,5 |
Июль |
27,99 |
27,11 |
30,15 |
34,55 |
25,26 |
30,44 |
34,84 |
124,5 |
Август |
28,59 |
27,88 |
32,05 |
35,06 |
25,75 |
31,65 |
35,14 |
122,9 |
Сентябрь |
29,16 |
28,39 |
34,57 |
35,21 |
26,59 |
32,80 |
35,54 |
121,9 |
Октябрь |
29,73 |
29,03 |
37,60 |
34,55 |
27,75 |
33,45 |
36,61 |
123,1 |
Ноябрь |
29,92 |
29,48 |
38,83 |
33,47 |
29,07 |
34,14 |
36,22 |
121,1 |
Декабрь |
29,68 |
29,45 |
38,89 |
32,10 |
29,37 |
34,29 |
36,03 |
121,4 |
За год |
28,91 |
28,24 |
32,10 |
35,39 |
27,18 |
31,07 |
35,13 |
121,5 |
Декабрь к январю, % |
100,0 |
101,7 |
132,0 |
82,5 |
97,9 |
116,8 |
105,7 |
х |
Как свидетельствуют данные табл. 4, в странах Европейского Союза в 2007 и 2010 годах наблюдался значительный рост закупочной цены на молоко сырое в 2007 р на 32 % (хотя в 2008 и 2009 годах наблюдалось снижение цены), а в 2010 г. цены на молоко возросли на 17,5 % и продолжили тенденцию к росту в следующем году.
ВЫВОДЫ. Ценовой механизм в молокопродуктовом комплексе представляет собой процесс формирования и взаимодействия цен, как свободных сигналов, что координируют действия рыночных субъектов во время принятия окончательных решений. Его функционирование является наиболее неурегулированным вопросом. От затратного механизма ценообразования, который основывался в первую очередь на установлении затрат производства сырья и розничной цены конечного продукта, мы отошли ещё в 90-х годах, а к рыночному механизму ещё не дошли. В мире на рынках продовольствия наблюдается довольно сложная ситуация, цены на продукты питания постепенно растут, спрос на продукцию сельского хозяйства увеличивается. Несмотря на нерешенность существующих проблем в молокопродуктовом секторе, Украина остается активным участником мировой торговли молоком и молочной продукцией. Следовательно, конъюнктура мирового рынка молока имеет непосредственное влияние на внутренние цены, спрос и предложение продукции. Сложившаяся дифференциация цены на молоко в районном и региональном разрезе свидетельствует о факте недополучения значительной части дохода сельскохозяйственными предприятиями, которые реализуют молоко по ценам ниже средних. При этом важно отметить, что даже за молоко аналогичного качества закупочные цены очень сильно колеблются, что в первую очередь свидетельствует о монопольном поведении молокоперерабатывающей отрасли и о несовершенстве государственных механизмов оперативного реагирование на сложившуюся ситуацию в молокопродуктовом секторе на локальном, региональном и национальном уровнях.
Литература:
1. Шпикуляк, О. Г. Проблемы экономических отношений в механизме ценообразования аграрного рынка // Экономика АПК. — 2009. № 10. — С.77–82.
2. Тормоса, Ю. Г. Цены и ценовая политика. Уч.пособие. — К.: КНЭУ, 2001. — 122 с.
3. Евчук, Л. А. Конкурентные позиции субъектов молокопродуктовой отрасли: современные тенденции и перспективы // Экономика АПК. — 2012. — № 8. — С.11–16.
4. Шиян, Н. И. Организационно-экономический механизм формирования прибыльного производства продукции скотоводства: монография // Х.: КП «Міськдрук»; Харк.нац.аграр.ун-т им. В. В. Докучаєва, 2011.-– 287 с.
5. Божидарник, Т. Формирование политики регулирования развития молокопродуктовой отрасли Волынской области // Функциональная экономика, Экономист. — 2011р. — № 5. — С.73–75.