Требования к систематическому непрерывному профессиональному росту и развитию педагогических работников закреплены в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [11], Приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”», федеральных государственных образовательных стандартах, Межведомственном комплексном плане мероприятий по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на долгосрочный период (до 2030 г.) [6]. Президент России Владимир Путин заявил о важности создания условий для профессионального роста педагогов, чтобы максимально широко применять передовые практики и методики, поручил сформировать в стране к 2030 г. систему профессионального развития педагогов всех уровней с ежегодным профессиональным обучением не менее 10 % работников сферы [10].
Согласно мониторинговым исследованиям Областного центра диагностики и консультирования Новосибирской области (данные из аналитических справок за 2019–2022 гг. по результатам мониторинговых исследований развития инклюзии в образовательных организациях, участвующих в реализации проекта «Обучение и социализация детей с ОВЗ и детей-инвалидов в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области»), одним из системообразующих факторов в сфере реализации практики инклюзивного образования в школах является совершенствование системы методической работы с целью повышения уровня компетентности педагогов [7]. В Концепции развития инклюзивного образования Новосибирской области (2016–2020 гг., проект 2021–2027 гг.) задача по повышению уровня психолого-педагогической компетентности педагогов школы также обозначена как одна из приоритетных [4].
30-летний опыт организации инклюзивного образования в школе «Аврора» подтверждает, что профессиональное развитие и повышение компетентности педагогов является значимым условием формирования подлинной инклюзивной образовательной среды. В Программе развития школы «Аврора» на 2020–2025 гг. изложены основные концептуальные идеи, в частности идея повышения профессионального педагогического мастерства в отношении ценностно-смыслового, когнитивного, операционного и рефлексивного компонентов педагогической деятельности. Обосновано, что высокий профессиональный уровень педагогического мастерства повышает качество обучения всех учеников, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.
Если рассматривать 13 показателей оценки инклюзивной образовательной среды, определенных научным коллективом ИПИО МГППУ в 2020 г. [8; 9], с позиции участия педагогов, несомненно, именно учитель есть «золотое сечение» инклюзии, главное условие и индикатор оценки успешной реализации инклюзивных принципов и их воплощение в педагогическую практику, ввиду этого потребность в непрерывном профессиональном развитии остается стратегической задачей не только самого педагога, но и администрации образовательной организации [2; 3].
Таким образом, профессиональное развитие педагогов инклюзивной школы можно рассмотреть и как повышение педагогической компетентности, и как условие развития инклюзивной образовательной среды.
Исследователи А. В. Коптелов, А. В. Машуков отмечают, что профессиональное развитие педагогов — это «процесс позитивных изменений в личностных и профессиональных качествах, обеспечивающих достижение каждым обучающимся образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных), определенных федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, и тем самым способствующих развитию личности ребенка на основе универсальных учебных действий» [5, с. 355].
Исследователи Л. В. Абдалина, И. К. Кобзенко, М. Н. Докучаева, Ю. Л. Бадаев, М. В. Кларин едины во мнении, что профессиональное развитие педагогов начинается в первую очередь в школе и должно быть частью корпоративной культуры организации [1].
Внутрикорпоративное обучение в школе позволяет всем педагогам осваивать компетенции поэтапно, становиться единомышленниками, обретать единое понимание целей и задач образовательной организации, закрепленных в программе развития школы.
Внутрикорпоративное обучение педагогов может быть эффективно только в том случае, если оно ориентировано на психологические принципы обучения взрослых, неоднократно проанализированные в специальных научных исследованиях. Так, в исследованиях Т. Л. Чепель обоснованы следующие принципы андрагогики, или психологии обучения взрослых:
— «обучение взрослых должно быть проблемно ориентировано;
— обучение взрослых должно строиться на их опыте;
— опыт, полученный в результате обучения, должен быть значимым для обучаемых;
— у обучаемых должна быть возможность проверить на практике приобретаемые знания и навыки;
— цели обучения должны быть сформулированы при участии обучаемых;
— обучаемые должны получать обратную связь о достижении прогресса по отношению к поставленным целям» [13, с. 20].
Таким образом, ориентация на перечисленные принципы требует, чтобы все события внутрикорпоративного обучения проектировались с опорой на личный и профессиональный опыт педагогов, на возможность реального использования предлагаемых знаний и навыков в профессиональной практике и личной жизни. Это обеспечивается использованием интерактивных методов обучения взрослых.
Отличительными особенностями внутрикорпоративного обучения являются:
- вовлеченность наибольшего числа педагогов школы (обучение целой команды школы);
- проблемно ориентированный характер обучения (программы обучения формируются с учетом актуальных специфических потребностей организации и ее сотрудников);
- практикоориентированность обучения (приобретенные навыки и знания внедряются непосредственно в практику школы);
- интенсивность и непрерывность обучения (минимальные временные затраты без отрыва от учебного процесса);
- развитие корпоративной культуры организации и учет психологических особенностей обучения взрослых [12; 13].
В статье представлены основные точки развития и реализации практики внутрикорпоративного обучения с момента создания школы «Аврора» до настоящего времени.
В 1995 г. педагогический коллектив на расширенном педагогическом совете определил основные направления развития школы, обозначив, что «Аврора» — это школа, в которой работают профессионалы высокого класса. С момента создания школа «Аврора» пошла по пути формирования педагогического коллектива через различные формы внутрикорпоративного обучения. Процесс профессионального развития педагогов стал в «Авроре» непрерывным, системным и комплексным организационно-управленческим компонентом инклюзивной школы. Это позволило школе «Аврора» занять лидирующие позиции среди частных школ г. Новосибирска и успешно реализовывать инклюзивную практику. В 2020 г. в условиях возрастающей конкуренции среди частных школ и вызовов образования «Авророй» были определены ориентиры развития школы на ближайшее будущее: сохранение ее конкурентоспособности, подтверждение высоких образовательных достижений ее учеников. Был проведен ряд исследований, и утверждена Программа развития школы на 2020–2025 годы. Цель Программы развития школы определена как повышение качества образования через развитие трех основных направлений: педагоги как субъекты развития мотивации современных школьников; родители как субъекты сотрудничества со школой в развитии мотивации школьников; урок, проектно-исследовательская, внеурочная деятельности как основные пространства развития учебной мотивации школьников. Для определения индикаторов повышения профессионального роста педагогов инклюзивной школы сформированы группы профессиональных задач, отражающих компетентность педагогов.
После утверждения Программы развития школы и составления дорожной карты продумана и спланирована система семинаров внутрикорпоративного обучения. Каждому семинару предшествовал ряд внутришкольных исследований по проблеме качества образования. В 2023 г. проведено мониторинговое исследование по выявлению позиций педагогов, родителей, учеников относительно школьной отметки: ее роли, влияния на учебную мотивацию и достижение образовательных результатов. В исследовании приняли участие 70 % учеников, 100 % педагогов школы, 45 % родителей. При анализе результатов обнаружена разница в ожиданиях родителей, учеников и педагогов относительно школьной отметки. Разность подходов в мотивирующем потенциале с позиции школьников, родителей, педагогов определила точки роста в современной практике оценочной деятельности. Проведен общешкольный семинар-тренинг с интенсивным погружением участников в осмысление результатов исследования и проектирования новых решений, поиск новых подходов. По итогам обучения все педагоги школы включились в совместную работу по усовершенствованию практики оценочной деятельности в инклюзивной школе: разработано Положение об оценивании, созданы буклеты, памятки для педагогов, родителей, учеников, проведены открытые уроки. Весь педагогический коллектив включился в совершенствование профессиональной практики, что благоприятно отразилось на развитии учебной мотивации школьников (подтверждено внутришкольными исследованиями в течение 2020–2023 гг.).
Подводя итог, важно отметить, что технологии комплексного подхода в освоении новых психолого-педагогических компетенций всем коллективом позволяют существенно изменить ситуацию в решении проблемных вопросов, создать благоприятные условия для системного профессионального роста педагогов инклюзивной школы.
Литература:
- Абдулаева, О. А. Внутрифирменное и корпоративное обучение учителей: анализ понятий / О. А. Абдулаева, И. А. Греку // Проблемы современного педагогического образования. — 2019. — № 63 (1). — С. 4–8.
- Алехина, С. В. Философские и методологические основы инклюзивного образования : учеб.-метод. пособие / С. В. Алехина. — М. : МГППУ, 2022. — 218 с.
- Актуальные вопросы обеспечения условий инклюзивного образования в Российской Федерации : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 25–27 окт. 2023 г.) / гл. ред. Е. В. Самсонова, Ю. А. Быстрова. — М. : МГППУ, 2023. — 320 с.
- Распоряжение Правительства Новосибирской области от 19.04.2016 № 103-рп «Об утверждении концепции развития инклюзивного образования в Новосибирской области на 2016–2020 годы». — URL: https://docs.cntd.ru/document/465712279 (дата обращения: 12.02.2025).
- Коптелов, А. В. Профессиональное развитие педагогов в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / А. В. Коптелов, А. В. Машуков // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 6. — С. 351–400.
- Межведомственный комплексный план мероприятий по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на долгосрочный период (до 2030 года) (взамен ранее направленного от 22 декабря 2021 г. № 14068п-П8) : (утв. Правительством РФ 02.03.2023 № 2300п-П8). — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_446940/ (дата обращения: 13.02.2025).
- Мониторинг развития инклюзивного образования в Новосибирской области 2013–2022 гг. // Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области — Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям «Областной центр диагностики и консультирования». — URL: https://concord.websib.ru/?page_id=13176 (дата обращения: 10.02.2025).
- Алёхина, С. В. Оценка инклюзивной образовательной среды в образовательной организации : учеб. пособие / С. В. Алёхина, Ю. А. Быстрова. — М. : МГППУ, 2024. — 112 с.
- Создание инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях : метод. рекомендации для руководящих и пед. работников общеобразоват. организаций / под ред. С. В. Алехиной, Е. В. Самсоновой. — М. : МГППУ, 2022. — 151 с.
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202405070015 (дата обращения: 17.01.2025).
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (последняя редакция от 28.12.2024). — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 11.01.2025).
- Фёдоров, О. Д. Внутрикорпоративное обучение в системе непрерывного педагогического образования / О. Д. Фёдоров, О. И. Николенко // Научно-теоретический журнал. — 2021. — № 3 (48). — С 57–70.
- Чепель, Т. Л. Возрастная психология. Интенсивный курс : учеб. пособие / Т. Л. Чепель. — Новосибирск : НГПУ, 2003. — 206 с.