Профессиональное развитие педагогов как компонент инклюзивной образовательной среды | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (560) февраль 2025 г.

Дата публикации: 23.02.2025

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Бурыкина, И. А. Профессиональное развитие педагогов как компонент инклюзивной образовательной среды / И. А. Бурыкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 9 (560). — С. 70-72. — URL: https://moluch.ru/archive/560/122935/ (дата обращения: 02.04.2025).



Требования к систематическому непрерывному профессиональному росту и развитию педагогических работников закреплены в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [11], Приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”», федеральных государственных образовательных стандартах, Межведомственном комплексном плане мероприятий по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на долгосрочный период (до 2030 г.) [6]. Президент России Владимир Путин заявил о важности создания условий для профессионального роста педагогов, чтобы максимально широко применять передовые практики и методики, поручил сформировать в стране к 2030 г. систему профессионального развития педагогов всех уровней с ежегодным профессиональным обучением не менее 10 % работников сферы [10].

Согласно мониторинговым исследованиям Областного центра диагностики и консультирования Новосибирской области (данные из аналитических справок за 2019–2022 гг. по результатам мониторинговых исследований развития инклюзии в образовательных организациях, участвующих в реализации проекта «Обучение и социализация детей с ОВЗ и детей-инвалидов в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области»), одним из системообразующих факторов в сфере реализации практики инклюзивного образования в школах является совершенствование системы методической работы с целью повышения уровня компетентности педагогов [7]. В Концепции развития инклюзивного образования Новосибирской области (2016–2020 гг., проект 2021–2027 гг.) задача по повышению уровня психолого-педагогической компетентности педагогов школы также обозначена как одна из приоритетных [4].

30-летний опыт организации инклюзивного образования в школе «Аврора» подтверждает, что профессиональное развитие и повышение компетентности педагогов является значимым условием формирования подлинной инклюзивной образовательной среды. В Программе развития школы «Аврора» на 2020–2025 гг. изложены основные концептуальные идеи, в частности идея повышения профессионального педагогического мастерства в отношении ценностно-смыслового, когнитивного, операционного и рефлексивного компонентов педагогической деятельности. Обосновано, что высокий профессиональный уровень педагогического мастерства повышает качество обучения всех учеников, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.

Если рассматривать 13 показателей оценки инклюзивной образовательной среды, определенных научным коллективом ИПИО МГППУ в 2020 г. [8; 9], с позиции участия педагогов, несомненно, именно учитель есть «золотое сечение» инклюзии, главное условие и индикатор оценки успешной реализации инклюзивных принципов и их воплощение в педагогическую практику, ввиду этого потребность в непрерывном профессиональном развитии остается стратегической задачей не только самого педагога, но и администрации образовательной организации [2; 3].

Таким образом, профессиональное развитие педагогов инклюзивной школы можно рассмотреть и как повышение педагогической компетентности, и как условие развития инклюзивной образовательной среды.

Исследователи А. В. Коптелов, А. В. Машуков отмечают, что профессиональное развитие педагогов — это «процесс позитивных изменений в личностных и профессиональных качествах, обеспечивающих достижение каждым обучающимся образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных), определенных федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, и тем самым способствующих развитию личности ребенка на основе универсальных учебных действий» [5, с. 355].

Исследователи Л. В. Абдалина, И. К. Кобзенко, М. Н. Докучаева, Ю. Л. Бадаев, М. В. Кларин едины во мнении, что профессиональное развитие педагогов начинается в первую очередь в школе и должно быть частью корпоративной культуры организации [1].

Внутрикорпоративное обучение в школе позволяет всем педагогам осваивать компетенции поэтапно, становиться единомышленниками, обретать единое понимание целей и задач образовательной организации, закрепленных в программе развития школы.

Внутрикорпоративное обучение педагогов может быть эффективно только в том случае, если оно ориентировано на психологические принципы обучения взрослых, неоднократно проанализированные в специальных научных исследованиях. Так, в исследованиях Т. Л. Чепель обоснованы следующие принципы андрагогики, или психологии обучения взрослых:

— «обучение взрослых должно быть проблемно ориентировано;

— обучение взрослых должно строиться на их опыте;

— опыт, полученный в результате обучения, должен быть значимым для обучаемых;

— у обучаемых должна быть возможность проверить на практике приобретаемые знания и навыки;

— цели обучения должны быть сформулированы при участии обучаемых;

— обучаемые должны получать обратную связь о достижении прогресса по отношению к поставленным целям» [13, с. 20].

Таким образом, ориентация на перечисленные принципы требует, чтобы все события внутрикорпоративного обучения проектировались с опорой на личный и профессиональный опыт педагогов, на возможность реального использования предлагаемых знаний и навыков в профессиональной практике и личной жизни. Это обеспечивается использованием интерактивных методов обучения взрослых.

Отличительными особенностями внутрикорпоративного обучения являются:

  1. вовлеченность наибольшего числа педагогов школы (обучение целой команды школы);
  2. проблемно ориентированный характер обучения (программы обучения формируются с учетом актуальных специфических потребностей организации и ее сотрудников);
  3. практикоориентированность обучения (приобретенные навыки и знания внедряются непосредственно в практику школы);
  4. интенсивность и непрерывность обучения (минимальные временные затраты без отрыва от учебного процесса);
  5. развитие корпоративной культуры организации и учет психологических особенностей обучения взрослых [12; 13].

В статье представлены основные точки развития и реализации практики внутрикорпоративного обучения с момента создания школы «Аврора» до настоящего времени.

В 1995 г. педагогический коллектив на расширенном педагогическом совете определил основные направления развития школы, обозначив, что «Аврора» — это школа, в которой работают профессионалы высокого класса. С момента создания школа «Аврора» пошла по пути формирования педагогического коллектива через различные формы внутрикорпоративного обучения. Процесс профессионального развития педагогов стал в «Авроре» непрерывным, системным и комплексным организационно-управленческим компонентом инклюзивной школы. Это позволило школе «Аврора» занять лидирующие позиции среди частных школ г. Новосибирска и успешно реализовывать инклюзивную практику. В 2020 г. в условиях возрастающей конкуренции среди частных школ и вызовов образования «Авророй» были определены ориентиры развития школы на ближайшее будущее: сохранение ее конкурентоспособности, подтверждение высоких образовательных достижений ее учеников. Был проведен ряд исследований, и утверждена Программа развития школы на 2020–2025 годы. Цель Программы развития школы определена как повышение качества образования через развитие трех основных направлений: педагоги как субъекты развития мотивации современных школьников; родители как субъекты сотрудничества со школой в развитии мотивации школьников; урок, проектно-исследовательская, внеурочная деятельности как основные пространства развития учебной мотивации школьников. Для определения индикаторов повышения профессионального роста педагогов инклюзивной школы сформированы группы профессиональных задач, отражающих компетентность педагогов.

После утверждения Программы развития школы и составления дорожной карты продумана и спланирована система семинаров внутрикорпоративного обучения. Каждому семинару предшествовал ряд внутришкольных исследований по проблеме качества образования. В 2023 г. проведено мониторинговое исследование по выявлению позиций педагогов, родителей, учеников относительно школьной отметки: ее роли, влияния на учебную мотивацию и достижение образовательных результатов. В исследовании приняли участие 70 % учеников, 100 % педагогов школы, 45 % родителей. При анализе результатов обнаружена разница в ожиданиях родителей, учеников и педагогов относительно школьной отметки. Разность подходов в мотивирующем потенциале с позиции школьников, родителей, педагогов определила точки роста в современной практике оценочной деятельности. Проведен общешкольный семинар-тренинг с интенсивным погружением участников в осмысление результатов исследования и проектирования новых решений, поиск новых подходов. По итогам обучения все педагоги школы включились в совместную работу по усовершенствованию практики оценочной деятельности в инклюзивной школе: разработано Положение об оценивании, созданы буклеты, памятки для педагогов, родителей, учеников, проведены открытые уроки. Весь педагогический коллектив включился в совершенствование профессиональной практики, что благоприятно отразилось на развитии учебной мотивации школьников (подтверждено внутришкольными исследованиями в течение 2020–2023 гг.).

Подводя итог, важно отметить, что технологии комплексного подхода в освоении новых психолого-педагогических компетенций всем коллективом позволяют существенно изменить ситуацию в решении проблемных вопросов, создать благоприятные условия для системного профессионального роста педагогов инклюзивной школы.

Литература:

  1. Абдулаева, О. А. Внутрифирменное и корпоративное обучение учителей: анализ понятий / О. А. Абдулаева, И. А. Греку // Проблемы современного педагогического образования. — 2019. — № 63 (1). — С. 4–8.
  2. Алехина, С. В. Философские и методологические основы инклюзивного образования : учеб.-метод. пособие / С. В. Алехина. — М. : МГППУ, 2022. — 218 с.
  3. Актуальные вопросы обеспечения условий инклюзивного образования в Российской Федерации : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 25–27 окт. 2023 г.) / гл. ред. Е. В. Самсонова, Ю. А. Быстрова. — М. : МГППУ, 2023. — 320 с.
  4. Распоряжение Правительства Новосибирской области от 19.04.2016 № 103-рп «Об утверждении концепции развития инклюзивного образования в Новосибирской области на 2016–2020 годы». — URL: https://docs.cntd.ru/document/465712279 (дата обращения: 12.02.2025).
  5. Коптелов, А. В. Профессиональное развитие педагогов в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / А. В. Коптелов, А. В. Машуков // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 6. — С. 351–400.
  6. Межведомственный комплексный план мероприятий по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на долгосрочный период (до 2030 года) (взамен ранее направленного от 22 декабря 2021 г. № 14068п-П8) : (утв. Правительством РФ 02.03.2023 № 2300п-П8). — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_446940/ (дата обращения: 13.02.2025).
  7. Мониторинг развития инклюзивного образования в Новосибирской области 2013–2022 гг. // Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области — Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям «Областной центр диагностики и консультирования». — URL: https://concord.websib.ru/?page_id=13176 (дата обращения: 10.02.2025).
  8. Алёхина, С. В. Оценка инклюзивной образовательной среды в образовательной организации : учеб. пособие / С. В. Алёхина, Ю. А. Быстрова. — М. : МГППУ, 2024. — 112 с.
  9. Создание инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях : метод. рекомендации для руководящих и пед. работников общеобразоват. организаций / под ред. С. В. Алехиной, Е. В. Самсоновой. — М. : МГППУ, 2022. — 151 с.
  10. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202405070015 (дата обращения: 17.01.2025).
  11. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (последняя редакция от 28.12.2024). — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 11.01.2025).
  12. Фёдоров, О. Д. Внутрикорпоративное обучение в системе непрерывного педагогического образования / О. Д. Фёдоров, О. И. Николенко // Научно-теоретический журнал. — 2021. — № 3 (48). — С 57–70.
  13. Чепель, Т. Л. Возрастная психология. Интенсивный курс : учеб. пособие / Т. Л. Чепель. — Новосибирск : НГПУ, 2003. — 206 с.
Основные термины (генерируются автоматически): внутрикорпоративное обучение, инклюзивная школа, профессиональное развитие педагогов, Программа развития школы, инклюзивное образование, Новосибирская область, педагогический коллектив, школа, инклюзивная образовательная среда, образовательная организация.


Похожие статьи

Профессиональное самосознание педагога как основа формирования культуры оценочной деятельности в системе повышения квалификации

Толерантность как ценностная основа инклюзивного профессионального образования

Образовательная среда как фактор формирования социально-профессиональных компетенций воспитателя

Культура профессионального общения как фактор профессиональной компетентности педагога-психолога

Сетевое взаимодействие образовательных организаций как механизм подготовки будущих специалистов

Сетевое взаимодействие учреждений профессионального образования как эффективная форма самостоятельной работы обучающихся

Инновационная деятельность педагога как средство повышения учебной мотивации школьников

Инклюзивное образование в условиях современной образовательной организации СПО

Формирование информационно-коммуникационной компетентности в системе уровневого образования

Роль педагога в воплощении принципов инклюзивного образования

Похожие статьи

Профессиональное самосознание педагога как основа формирования культуры оценочной деятельности в системе повышения квалификации

Толерантность как ценностная основа инклюзивного профессионального образования

Образовательная среда как фактор формирования социально-профессиональных компетенций воспитателя

Культура профессионального общения как фактор профессиональной компетентности педагога-психолога

Сетевое взаимодействие образовательных организаций как механизм подготовки будущих специалистов

Сетевое взаимодействие учреждений профессионального образования как эффективная форма самостоятельной работы обучающихся

Инновационная деятельность педагога как средство повышения учебной мотивации школьников

Инклюзивное образование в условиях современной образовательной организации СПО

Формирование информационно-коммуникационной компетентности в системе уровневого образования

Роль педагога в воплощении принципов инклюзивного образования

Задать вопрос