Теоретические основы формирования предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 марта, печатный экземпляр отправим 26 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (560) февраль 2025 г.

Дата публикации: 03.03.2025

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Наполова, А. С. Теоретические основы формирования предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста / А. С. Наполова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 9 (560). — С. 105-108. — URL: https://moluch.ru/archive/560/122938/ (дата обращения: 10.03.2025).



Актуальность темы формирования основ учебной деятельности у детей дошкольного возраста довольно высока, потому что для многих воспитателей это стало трудным этапом в работе и требует большой настойчивости, четкой системы и последовательности.

Обучение детей дошкольного возраста — систематический, планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей, вооружения их системой элементарных знаний, формирования умений и навыков. Эта работа требует особо большого внимания, трудолюбия, терпения и воображения у воспитателя, потому как она представляет собой основу для дальнейшего обучения в школе.

Благополучие личности во многом зависит от адекватности ее поведения в современном обществе, от ее подготовленности к существованию в социуме. Познание мира и знание ребёнка в целом — один из важнейших аспектов существования в современном мире.

Предпосылки формирования учебной деятельности в дошкольном детстве

Дошкольное детство — это важный этап в жизни ребенка, когда закладываются основы его учебной деятельности. В этом возрасте формируются не только базовые знания, но и умения, которые будут необходимы в будущем для успешного обучения в школе. Понимание предпосылок, способствующих развитию учебной деятельности, позволяет педагогам и родителям более эффективно организовывать образовательный процесс.

Основные положения о учебной деятельности

Согласно концепциям отечественных психологов Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, учебная деятельность состоит из нескольких ключевых компонентов: учебной задачи, учебных действий, действий контроля и действия оценки. Эти элементы становятся основой для формирования учебных умений и навыков у детей. Важно отметить, что в дошкольном возрасте необходимо не просто знакомить детей с учебной деятельностью, но и активно формировать ее отдельные элементы.

Первая предпосылка: познавательные интересы и потребности. Одной из главных предпосылок формирования учебной деятельности является наличие у ребенка познавательных интересов и потребностей. В этом контексте особенно важно, чтобы дети могли проявлять собственную активность. Как показывает практика, пробуждение познавательного интереса происходит в результате активного участия ребенка в процессе обучения. Это может быть достигнуто через организацию занятий, где дети не только слушают объяснения воспитателя, но и сами выполняют различные действия. Воспитатель, в свою очередь, должен быть готов к креативному подходу в организации учебного взаимодействия. Это означает, что он должен создавать условия, при которых дети смогут самостоятельно находить ответы на учебные вопросы, исследовать окружающий мир и взаимодействовать друг с другом. Такая активная позиция ребенка способствует не только более глубокому усвоению материала, но и развитию его критического мышления.

Разнообразие форм учебной работы

Важно отметить, что разнообразие форм учебной работы и видов выполняемых детьми учебных занятий играет ключевую роль в формировании учебной деятельности. Это разнообразие обеспечивает не только интерес детей к учебному процессу, но и способствует развитию различных учебных умений.

Например, занятия могут включать в себя игровые элементы, творческие задания, эксперименты и исследовательскую деятельность. Каждое из предложенных детям учебных заданий должно вызывать у них интерес и желание участвовать в процессе. Это может быть достигнуто через создание проблемных ситуаций, в которых дети смогут применять свои знания и навыки на практике. Такой подход формирует у детей опыт вариативности учебного поведения, что в дальнейшем будет способствовать их успешному обучению в школе.

Формирование учебной деятельности в дошкольном детстве — это сложный и многогранный процесс, который требует внимания и усилий со стороны воспитателей и родителей. Наличие познавательных интересов и потребностей, активное участие детей в учебном процессе и разнообразие форм учебной работы являются ключевыми предпосылками для успешного развития учебной деятельности.

Создавая условия для активного обучения, мы не только помогаем детям осваивать новые знания, но и формируем у них базовые навыки, которые будут необходимы на протяжении всей их образовательной траектории.

Правила организации обучения дошкольников

Формирование предпосылок учебной деятельности, развитие познавательных интересов, умения учиться требуют грамотной организации обучения. В деятельности воспитателя важны:

— планирование, обеспечение материально-предметного обеспечения;

— создание благоприятной эмоциональной обстановки на занятиях.

С точки зрения развития детей педагогу не следует злоупотреблять информированием, намного полезнее вовлекать детей в ход своих рассуждений, что создаёт ситуацию открытия, самостоятельного добывания знаний. Очевидно, что такой подход предполагает совершенствование методики обучения, уход от стереотипов, штампов в объяснениях, показе действий. Особое внимание следует уделять средствам обучения, их дидактическим возможностям, эстетике, безопасности для детей. Ученые выяснили важность индивидуального подхода к детям, учитывая их способности, особенности и возможности развития. Вопрос «чему учить?» неразрывно связан с вопросом «как учить?».

Дидактические средства образовательной работы с детьми дошкольного возраста можно разделить на два вида:

— первый вид характеризуется тем, что обучение ведёт взрослый, оказывая непосредственное психологическое влияние на детей, очевидна при этом роль личности педагога, стиля его общения, избранных методов и приёмов учебной работы. Как уже отмечалось, современные подходы к обучению дошкольников предписывают использование методов, стимулирующих познавательную активность и познавательный интерес детей.

— второй вид обучающих средств — разного рода дидактические материалы, дидактические игры, которые реализуют принцип автодидактизма, дают ребёнку возможность самообучения.

Роль взрослого в учебно-игровых заданиях, в организации этих игр

Реализация возрастных особенностей психического развития дошкольника происходит благодаря участию детей в соответствующих видах деятельности. Учитывая, что ведущей деятельностью детей в этом возрасте является игровая, целесообразно обеспечить интеграцию игровой и учебной деятельности. Игру называют «королева детства». При умелом использовании она может стать незаметным помощником взрослого в развитии ребёнка. Игра — это особая сфера человеческой активности, в которой не преследуется других целей, кроме получения удовольствия. Природа создала детские игры для разносторонней подготовки к жизни, поэтому они имеют генетическую связь со всеми другими видами деятельности. Психологи считают игру интрогенным поведением, то есть детерминированному внутренними потребностями, в отличие от экстрагенного, определяемого внешней необходимостью.

Игра выступает одновременно в двух измерениях в настоящем и будущем. С одной стороны, она дарит сиюминутную радость, служит удовлетворением активных потребностей, с другой — всегда направлена на будущее, так как в ней моделируются жизненные ситуации, ребёнок приобретает опыт общения, закрепляет умения и навыки. Средство многостороннее: самостоятельная деятельность, способствующая развитию личности; средство сплочения детей. Игра выступает как специфические детские формы познания, труда, общения, искусства, спорта. Игра оказывает существенное влияние на интеллектуальное развитие, дети учатся обобщать предметы, сравнивать их, развивая тем самым умственные операции. От мышления в предметном манипулировании они переходят к мышлению представлениями, развивая способность действовать во внешнем плане, то есть способность к умственным действиям. Запорожец подчёркивал, что игровая деятельность не изобретается ребёнком, а задаётся ему взрослым — взрослый учит его играть, передаёт ему общественно сложившиеся способы игровых действий. На основе анализа большого числа экспериментальных факторов А. В. Запорожец обнаружил, что центральную роль в психическом развитии играют именно ориентировочные компоненты игры; так как они выполняют функцию уподобления, приобщения к социальным явлениям и смыслам, приводят к созданию понятий, представлений, переживаний, поэтому столь важно специально строить ориентировочную цель.

Для успешной реализации программы дошкольного обучения необходимы следующие психолого-педагогические условия в соответствии с ФГОС ДО:

— использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей)

— педагогическая поддержка успешного процесса обучения. Очень важно, чтобы образование ребёнка-дошкольника было направленно не на искусственное ускорение развития, а на обогащение — эмплификацию, что предполагает максимальную реализацию его возрастных возможностей.

Учебная деятельность детей дошкольного возраста основывается на нескольких ключевых факторах: наличии познавательных интересов и потребностей, освоении общих методов действий, которые помогают решать практические и познавательные задачи, а также на способности детей самостоятельно находить решения для этих задач и воспроизводить предложенные образцы действий. Эти аспекты исследовались Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым.

В работах А. П. Усовой и Л. А. Божовича выделены основные компоненты учебной деятельности: познавательный интерес как мотивационный элемент; принятие учебных задач; выбор методов и средств для их выполнения; контроль, самоконтроль и самопроверка.

Также описаны особенности организации обучения дошкольников, которые включают два типа дидактических средств: предварительную подготовку занятия (планирование и материально-техническое обеспечение) и разнообразие видов детской деятельности, а также создание комфортной эмоциональной атмосферы на занятиях. Особое внимание уделяется дидактическим возможностям, эстетике и безопасности средств обучения. Подчеркивается важность индивидуального подхода к детям с учетом их способностей, особенностей и возможностей развития.

Также отмечается значимость игры в образовательном процессе дошкольников: игра одновременно приносит радость в настоящем, удовлетворяя активные потребности, и ориентирована на будущее, так как в ней моделируются жизненные ситуации, что позволяет ребенку приобретать опыт общения и закреплять навыки

Литература:

  1. Агапова И. Ю., Чеховская В. Б. Подготовка детей к школе // Начальная школа.2018. — 205 с.
  2. Анищенко О. М. Условия формирования предпосылок учебной деятельности детей // Дошкольное воспитание. Текст. / О.М Анищенко. 2019.
  3. Безруких М. М. Готовим к обучению в школе / М. М. Безруких // Газета «Первое сентября, главная страница газеты «Начальная школа».2019.
  4. Божович Л. И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению /Л. И. Божович //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста /под. ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца.2018. — 86 с.
  5. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. 2018. — 37 с.
Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, учебная работа, дошкольное детство, игра, разнообразие форм, индивидуальный подход, особое внимание, познавательный интерес.


Похожие статьи

Задать вопрос