В статье рассматриваются ключевые аспекты реформирования системы административной ответственности. Проведен анализ основных положений Концепции нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), представленной Правительством Российской Федерации. Подчеркивается важность учета специфики нормотворческого процесса в сфере административного права, а также разработки нормативных механизмов, обеспечивающих возможность ведения производства по делам об административных правонарушениях в цифровом формате.
Ключевые слова: административная ответственность, Концепция, КоАП РФ, нормотворчество, производство по делам об административных правонарушениях.
The article examines key aspects of the reform of the administrative liability system. It analyzes the main provisions of the Concept for the new Code of Administrative Offenses of the Russian Federation (hereinafter referred to as the CAO RF), presented by the Government of the Russian Federation. The importance of considering the specifics of legislative drafting in the field of administrative law is emphasized, as well as the development of regulatory mechanisms enabling the processing of administrative offense cases in a digital format.
Keywords : administrative responsibility, concept, the Administrative Code of the Russian Federation, norm-setting, proceedings in cases of administrative offences.
Административная ответственность играет важную роль в регулировании общественных отношений, что обусловливает повышенный интерес к ней со стороны законодателей, правоприменителей и научного сообщества. На протяжении долгого времени ведутся дискуссии о необходимости пересмотра действующего Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Несмотря на неоднократные попытки обновления законодательства и разработки новых редакций Кодекса, предложенные проекты не получили одобрения в Государственной Думе Российской Федерации.
Однако существующая ситуация требует скорейшего разрешения, поскольку эффективность процедуры привлечения к административной ответственности нуждается в значительном повышении. Одним из ключевых аспектов предлагаемых изменений является усиление роли принципов административного производства, которые должны стать основой для нового КоАП РФ. Важно не только закрепить данные принципы в тексте закона, но и исключить возможность внесения поправок, идущих вразрез с ними, как это произошло с действующей редакцией Кодекса.
Концепция нового КоАП РФ предусматривает разделение внесудебных и судебных административно-процессуальных механизмов разрешения споров. Однако, несмотря на внимание к реформированию существующих норм, разработчики оставили нерешенными ряд системных проблем административной ответственности. Недостаточное внимание уделено вопросам законодательного нормотворчества, а также доступности и четкости формулировок, что затрудняет единообразное толкование правовых норм.
Единообразное и правильное понимание норм административного законодательства является важным элементом предупреждения правонарушений. Чем яснее и точнее сформулирована норма, тем ниже вероятность её нарушения по незнанию. Если субъекты административной юрисдикции и лица, привлекаемые к ответственности, имеют разные подходы к толкованию одних и тех же норм, это приводит к увеличению числа обжалований постановлений по делам об административных правонарушениях и повышает нагрузку на судебную систему.
Решением данной проблемы может стать внедрение четко определенной терминологии на законодательном уровне. Следует расширить перечень ключевых понятий, используемых в КоАП РФ, и исключить неопределенные или многозначные формулировки, требующие разъяснения высшими судебными инстанциями. Частично решить эту проблему можно путем проведения профессиональных и общественных обсуждений еще на этапе разработки законопроекта, что позволит оценить степень понимания норм различными категориями лиц.
Не менее важной задачей является сокращение числа отсылочных норм. Конституционный Суд Российской Федерации не запрещает их использование, но акцентирует внимание на необходимости формулирования составов правонарушений непосредственно в законах, регулирующих ответственность. Примером успешного отказа от излишнего использования отсылочных норм является глава 12 КоАП РФ. В условиях реформирования системы государственного контроля целесообразно оставить в КоАП РФ только те административные правонарушения, которые представляют повышенную общественную опасность, а в остальных случаях предусмотреть ответственность за неисполнение предписаний контрольных органов.
Следует также внедрить четко регламентированную процедуру внесения изменений в КоАП РФ, обеспечивающую последовательность и системность корректировок. Важно сохранить единообразие терминологии, согласованность с основными принципами административного производства и предварительную оценку возможных последствий предлагаемых изменений. Для этого можно создать Постоянную рабочую группу, включающую представителей научного сообщества, судебных органов и органов административной юрисдикции, которая будет заниматься анализом всех законопроектов, касающихся КоАП РФ.
Эти меры должны распространяться не только на федеральное законодательство, но и на нормативные акты субъектов Российской Федерации, что повысит качество регионального законодательства и приведет его в соответствие с едиными стандартами.
Еще одним важным аспектом является уровень компетентности должностных лиц, уполномоченных рассматривать административные дела. В отличие от судей, сотрудники государственных и муниципальных органов зачастую не обладают глубокими познаниями в сфере административного права, что приводит к многочисленным нарушениям прав привлекаемых к ответственности лиц. В связи с этим при формулировании норм КоАП РФ следует избегать неопределенных и субъективных критериев, таких как «разумный срок» или «в случае необходимости», а также ограничить дискреционные полномочия административных органов, которые могут приводить к произвольному ограничению прав участников процесса.
Кроме того, в рамках реформирования административного законодательства целесообразно рассмотреть возможность внедрения медиации в производство по делам об административных правонарушениях. Опыт её применения в гражданском, арбитражном и уголовном процессах показывает высокую эффективность данной процедуры в разрешении споров. Введение механизма досудебного урегулирования может снизить нагрузку на суды и способствовать более справедливому разрешению административных споров.
Предложенные изменения должны обеспечить стабильность административного законодательства на длительный срок, повысить его эффективность и оптимизировать затраты государства на ведение административных процессов, одновременно усиливая защиту прав участников производства.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 08.08.2024)// СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
- Попугаев Ю. И. Основные концептуальные положения по разработке общей и особенной частей нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях / Ю. И. Попугаев // Административное право и процесс. 2019. № 6.