В статье автор исследует существующие правовые проблемы в институте эмансипации несовершеннолетних граждан
Ключевые слова: эмансипация, несовершеннолетний, дееспособность, законные представители.
Институт эмансипации не лишен недостатков и проблем, которые требуют дальнейшего осмысления и совершенствования законодательной регламентации. Одной из таких проблем является тот факт, что в соответствии со ст. 27 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) эмансипированный несовершеннолетний приобретает полную дееспособность [1], хотя на практике для него установлено не мало ограничений.
Так, эмансипированный несовершеннолетний может представлять свои интересы в суде, но не может выступать в качестве представителя иных лиц, поскольку для этого должен достичь совершеннолетия [2, ст. 37]. Это свидетельствует об особом характере дееспособности эмансипированных.
Кроме того, законодательством не предусмотрены основания и порядок отмены решения об эмансипации, значит отменить его невозможно. Однако не устанавливается и то, сохраняется ли статус полностью дееспособного лица у эмансипированного несовершеннолетнего в случае расторжения им трудового договора или прекращения предпринимательской деятельности до достижения возраста восемнадцати лет, поскольку в этом случае отпадают основания эмансипации. При этом норма о том, что приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет, в законе закреплена [1, ст. 21]. Поэтому закрепление соответствующей нормы в отношении эмансипации видится обоснованным.
С другой стороны, отсутствие процедуры отмены решения об эмансипации несовершеннолетнего также может рассматриваться в качестве проблемы. После эмансипации суд и законные представители теряют возможность, например, ограничивать право несовершеннолетнего самостоятельно распоряжаться своими доходами, что предусмотрено ст. 26 ГК РФ [1]. Это создает ситуацию, когда несовершеннолетний, получивший полную дееспособность, может вести себя безответственно, нерационально распоряжаться своим имуществом и доходами, совершать необдуманные сделки и т. д. Это чревато нарушением его собственных интересов и может создать существенные проблемы в будущем.
Наличие процедуры отмены решения об эмансипации, четких критериев и порядка ее применения, даст возможность законным представителям защищать интересы своих детей, когда они видят, что действия несовершеннолетнего несут угрозу его благополучию.
Одной из проблем, затрудняющих практическое применение института эмансипации, является отсутствие законодательно установленной формы согласия законных представителей на эмансипацию несовершеннолетнего. Получение согласия законных представителей следует из прав и обязанностей родителей по воспитанию и обеспечению интересов ребенка, однако в то же время является лишь одним из элементов процедуры эмансипации.
В отношении данной проблемы исследователи разошлись во мнениях: одни считают, что согласие должно быть представлено в орган опеки и попечительства путем подачи письменного заявления, отдельного документа, либо путем представления подписи на заявлении несовершеннолетнего. Другие поддерживают нотариальное оформление согласия в целях исключения возможности его подделки самим несовершеннолетним [3, с. 128]. Однако, сложившаяся практика показывает, что нотариальное удостоверение видится чрезмерным требованием. Обычного письменного согласия, как правило, достаточно [4]. Но отсутствие прямого указания в законе создает почву для споров и разногласий.
Согласно ст. 27 ГК РФ объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства — с согласия обоих родителей (усыновителей) [1]. Необходимость получения данного согласия от обоих законных представителей тоже является дискуссионной. Если в случае смерти или лишения родительских прав одного из указанных лиц следует логичное последствие в виде достаточности согласия второго законного представителя, то иные случаи, в которых исключается возможность получения согласия второго родителя (усыновителя), остаются неурегулированными. Как указывал Чемакин В. М., несовершеннолетний может быть эмансипирован и без учета мнения родителей, усыновителей или попечителей при наличии оснований, предусмотренных в ст. 59 Семейного кодекса Российской Федерации для смены фамилии ребенка без учета мнения второго родителя, то есть при невозможности установления его места нахождения, а также уклонения без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка [5, с. 88]. И такая позиция представляется наиболее обоснованной с точки зрения обеспечения и защиты прав несовершеннолетнего.
Таким образом, отсутствие четкой законодательной регламентации формы согласия законных представителей на эмансипацию, а также неопределенность в отношении обязательности согласия обоих родителей, создает препятствия для эффективной реализации института эмансипации и требует законодательного разрешения.
Еще одной существенной проблемой в применении института эмансипации является отсутствие законодательного закрепления условия о наличии достаточного дохода у несовершеннолетнего. Для эмансипации достаточно самого факта регистрации несовершеннолетнего как индивидуального предпринимателя или же заключения трудового договора, однако это не свидетельствует о том, что несовершеннолетний имеет достаточный и стабильный доход, который позволит ему самостоятельно обеспечивать свои основные потребности. При этом, после эмансипации несовершеннолетний теряет право на содержание со стороны своих законных представителей [6, ст. 120], что делает наличие достаточного дохода критически важным условием его нормального существования. Министерство просвещения Российской Федерации также приходит к выводу о необходимости учета получаемых несовершеннолетним доходов при решении вопроса об эмансипации, однако эта позиция носит лишь рекомендательный характер [7].
Кроме того, к проблемам эмансипации можно отнести и отсутствие единого установленного перечня документов, необходимых для проведения данной процедуры во внесудебном порядке. В каждом субъекте требуется различный список документов. Для обеспечения единообразного и эффективного применения института эмансипации, а также для упрощения процедуры для граждан, целесообразно на федеральном уровне установить единый перечень документов и их форм, необходимых для проведения процедуры эмансипации во внесудебном порядке.
Таким образом, эмансипация является сложным правовым институтом с рядом проблем и дискуссионных вопросов. С одной стороны, эмансипированный несовершеннолетний обладает полной дееспособностью, но с другой сильно ограничен в осуществлении своих прав по сравнению с совершеннолетними. Также отсутствует законодательное закрепление сохранения полной дееспособности несовершеннолетнего в случае расторжения трудового договора, не урегулированы вопросы о согласии законных представителей на эмансипацию, доходах несовершеннолетнего, перечне документов, необходимых для эмансипации во внесудебном порядке.
Устранение имеющихся противоречий и пробелов необходимо для более полного обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних, предотвращения их нарушений и наиболее эффективного применения института эмансипации.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 16.05.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 05.12.1994. — № 32. — Ст. 3301.
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 25.12.2023, с изм. от 25.01.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 18.11.2002. — № 46. — Ст. 4532.
- Акимова, С. Б. Отдельные проблемы дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет: эмансипация / С. Б. Акимова, Р. В. Синьков. — Текст: непосредственный // Наука. Общество. Государство. — 2019. — № 2 (26). — С. 125–131.
- Как признать ребенка полностью дееспособным. — Текст: электронный // Официальный портал Мэра и Правительства Москвы: [сайт]. — URL: https://www.mos.ru/otvet-semya-i-deti/kak-priznat-rebenka-polnostyu-deesposobnym/?ysclid=m6gaz4n5pl446182632 (дата обращения: 20.01.2025). — Загл. с экрана.
- Чемакин, В. М. Проблема реализации процедуры эмансипации несовершеннолетних в Российской Федерации / В. М. Чемакин. — Текст: непосредственный // Вестник магистратуры. — 2020. — № 3–2 (102). — С. 87–90.
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 31.07.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 01.01.1996. — № 1. — Ст. 16.
- Методические рекомендации по вопросам выдачи органами опеки и попечительства предварительных разрешений на осуществление имущественных прав ребенка: Письмо Минпросвещения России от 23.12.2021 г., № 07–7890. Текст: электронный //: [сайт]. URL: https://sudact.ru/law/pismo-minprosveshcheniia-rossii-ot-23122021-n-07–7890/prilozhenie/razdel-1/glava-2/paragraf-2.6/ (дата обращения: 20.01.2025).