«Дай пять!» — мы говорим другу, коллеге, когда хотим поздравить или поддержать. Это выражение стало символом успеха и достижений, ведь простой жест передает положительные эмоции и создает атмосферу поддержки, взаимопонимания, открытости для сотрудничества.
С 2023 года являюсь руководителем инновационного проекта по организации наставничества «Дай ПЯТЬ!», где определены пять ключевых моделей наставничества в нашей школе и их характеристики. (Приказ Управления образования администрации Чайковского ГО № 07–01–05–115 от 28.02.2024 «Об экспертизе инновационной деятельности МБОУ СОШ № 11»).
Тема наставничества в образовании является одной из центральных в нацпроекте «Образование» (включая федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профессионалы»). Так, федеральный проект «Современная школа» содержит целевой показатель: до конца 2024 года не менее 70 % обучающихся общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества [5].
Согласно стратегии непрерывного развития, в нашей школе наставничество развернуто как выстраивание социально-педагогического партнерства со всеми субъектами образовательного процесса: педагогами, студентами целевого обучения, родителями и обучающимися, т. к. с 2023 года успешно функционирует социально-педагогическая группа в рамках социально-экономического профиля на уровне СОО, где я являюсь классным руководителем.
Слово «партнерство» заимствовано в середине XIX века. Во французском — partnaire, в английском partner, однокоренное слово parcener — сонаследник от portion, что означает доля, часть, порция, partition — разделение, распределение. В дословном переводе партнер — тот, с кем разделяю, сонаследую дело. В современных словарях значение слова «партнер» (словарь Ожегова) — «участник какой-нибудь совместной деятельности» и «участник (игры, танца, выступления) по отношению к другому участнику» [8, с.1178].
Согласно моделям наставничества, партнерское (Peer Mentoring) подразумевает взаимодействие между субъектами, имеющими одинаковое положение, одинаковый статус: ученик — ученик, родитель — родитель, педагог — педагог. В последнем случае речь идет о специалистах примерно одного возраста и стажа. В партнерстве всегда складываются ровные отношения, где никто не доминирует. Эта модель интересна тем, что каждый участник может выступать в качестве наставника в различных видах деятельности [6, с.22].
В нашем случае в партнерское наставничество вступают коллеги и учащиеся с разным положением и уровнем профессионализма для педагогического взаимодействия и сотрудничества при решении творческих задач. Опираясь на проведенный контент-анализ Г. М. Шигабетдиновой, «сотрудничество» и «партнерство» — это тип конструктивного взаимодействия, который характеризуется продуктивностью и результативностью совместной деятельности, а также эмоциональной удовлетворённостью процессом и результатом субъектов взаимодействия. Главное их отличие: для сотрудничества принципиальным является общность целей субъектов деятельности, то для партнерства — это не обязательное условие: у партнеров могут быть разные цели, но они объединяют свои ресурсы для решения конкретной задачи, например для проведения образовательного события, партнерского урока или занятия внеурочной деятельности [8, с.1180].
В рамках партнерского урока реализуется пять ключевых приемов, которые помогают в обучении и адаптации новых специалистов: постановка ясных целей и задач перед партнерами, индивидуальный подход и поддержка самостоятельности и инициативности, создание поддерживающей обучающей среды и систематическая обратная связь [1].
Таблица 1
Пять видов наставничества в рамках партнерского урока
№ |
Вид партнерского наставничества |
Целевые установки |
|
для учителя |
для партнера |
||
1 |
«педагог– педагог» (два опытных педагога) |
повышение собственных профессиональных компетенций, демонстрация практической значимости своего предмета, формирование функциональной грамотности у учащихся |
|
2 |
«менторское наставничество» (опытный педагог — молодой педагог) |
сопровождение молодого педагога на уроке, демонстрация педагогических технологий, повышение собственных профессиональных компетенций |
освоение норм и требований к уроку, опыта его проведения, мягкая адаптация в школе |
3 |
«педагог — педагогически одаренный ребенок» |
мотивация обучающегося к педагогической деятельности через практику |
профориентация и профессиональная проба |
4 |
«педагог — студент целевого обучения» |
мотивация студента к педагогической деятельности через практику, демонстрация педагогических технологий |
углубление профессионального образования, профессиональная проба |
5 |
«педагог — родитель» |
повышение собственных профессиональных компетенций, демонстрация практической значимости своего предмета |
включение родителей в образовательный процесс |
На мастер-классе «Возможности и особенности партнерского урока», совместно с коллегами, мы сформулировали пять методических рекомендаций по построению такого урока (учебного занятия):
- направлен на формирование и развитие функциональной грамотности через интеграцию и межпредметность;
- структура занятия должна быть динамичной, с присутствием набора разнообразных действий и операций, объединенных целесообразной деятельностью;
- определена партнерская позиция учителя , которая позволяет перейти на эмпатийный уровень взаимодействия с коллегами и учащимися в рамках урока для взаимного принятия и обмена ценностями, личными позициями и взглядами ;
- содержит все 5 основных этапов: мотивация к изучению темы, схематизация — создание опорных схем по теме урока, решение учебной задачи — проблемной ситуации, разрешение которой связано с открытием и освоением нового познавательного метода, организованная коммуникация в парах, группах для отработки полученных знаний и умений, рефлексия;
- партнер занимает активную позицию, доля участия не менее 30 %.
Сопровождение наставляемого осуществляется на всех этапах проектирования и проведения современного партнерского урока. Для подготовки занятий данного типа следует выделять две цели: содержательную, которая заключается в расширении понятийной базы учащихся, и деятельностную, основанную на коммуникации друг с другом и учащимися. Мы активно используем схему TSD («Tell — Show — Do» или «Расскажу — покажу — сделаем») [2, с.23–24], которая на каждом этапе усиливается технологией вопрошания.
«Важно не переставать задавать вопросы», — говорил А. Эйнштейн. Вопросы — это не просто способ получения информации, это инструмент наставника, который стимулирует свое мышление и партнера, помогает найти новые идеи и включаться в совместную деятельность [3].
Таблица 2
Схема TSD («Tell — Show — Do»)
Этап |
Содержание |
Рекомендации для наставника по реализации этапа |
T — Tell (расскажу) |
рассказ учителя о ближайших темах, особенностях классов и отдельных учеников |
|
|
||
S — Show (покажу) |
приглашение партнёра на 1–2 урока в класс для знакомства с учащимися и демонстрации педагогической деятельности |
|
|
||
D — Do (сделаем вместе) |
проведение и анализ партнерского урока |
|
|
На этапе «Расскажу» для осознания ситуации и имеющихся ресурсов важно задавать уточняющие вопросы. Они помогают прояснить детали, получить четкую картину ситуации и настроить на сотрудничество. Примеры уточняющих вопросов:
- Перефразирование: «Если я правильно понял, вы говорите, что..?»
- Запрос на примеры: «Не могли бы вы привести конкретный пример?»
- Уточнение терминологии: «Что именно вы имеете в виду под технологией?»
После ответа на уточняющий вопрос, наставнику нужно обязательно резюмировать полученную информацию, чтобы убедиться в согласованности действий и осознанности личной ответственности наставляемого.
На этапе «Покажу», где наставник демонстрирует содержание учебного материала и педагогические технологии, «золотым ключом» к глубокому пониманию являются открытые и сократовские вопросы, которые приглашают собеседника к развернутому ответу. Они обычно начинаются со слов «что», «как», «какая», «почему», «опишите» или «расскажите» и т. д., на них невозможно ответить «да» или «нет».
Примеры открытых и сократовских вопросов для наставника:
- Для углубления понимания: «Что вам больше понравилось в данном приеме или образовательной технологии?»
- Для стимулирования обсуждения: «Чем и как мы бы могли усилить наш урок?»
- При обсуждении технологии: «Какие альтернативные варианты мы еще не обсудили?»
- Поиск доказательств: «Почему вы считаете, что этот прием наиболее эффективен?»
- При окончательной проработке: «Что еще требует дополнительного уточнения?»
После проведения партнерского занятия (этапа «Сделаем вместе»), нужно обязательно организовать рефлексию, которая способствует развитию самопознания, инициативности и ответственности, эмоционального интеллекта, ускоряет личный и профессиональный рост. Я использую рефлексивные вопросы в «Технике 3Н» [4], где партнерам предлагается поделиться тремя моментами:
— Happiness (Счастье): «Что принесло вам наибольшее удовлетворение, счастье или гордость во время нашего урока?»
— Heartache (Страдание): «Какие моменты были для вас наиболее трудными, вызывали стресс или разочарование?»
— Hope (Надежда): «На что вы надеетесь в будущем? Какие уроки для себя вынесли, и что бы вы хотели улучшить или изменить?»
Как наставник, я предлагаю наставляемому отвечать первым, чтобы услышать его мнение и показать значимость суждений для меня. Эта техника позволяет осмыслить различные аспекты взаимодействия и работы, а также разработать планы на будущее с учетом позитивных моментов и обозначенных трудностей. Результаты и анализ партнерского урока фиксируется в «Дневнике наставничества».
Партнерство имеет более широкий спектр применения во всех сферах, в том числе и в образовании. Оно представляет собой тип конструктивного взаимодействия, направленный на достижение общей цели при равенстве в правах и обязанностях сторон [7]. Партнёрский урок, как форма партнерского наставничества, эффективен при условии осознания участниками собственных мыслей, сотрудничества, взаимного содействия при решении общей задачи, а также включение рефлексивного управления в данный процесс.
Литература:
1. Бондаренко Н. Пять приемов наставничества / Н. Бондаренко. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://blogtrenera.ru/blog/pyat-glavnyx-priemov-nastavnichestva-kak-obuchat-i-motivirovat-vzroslyx-lyudej.html (дата обращения: 22.02.2025).
2. Герасимова М. А. Особенности наставничества в процессе реализации программ среднего профессионального образования: методические рекомендации для руководящих работников профессиональных образовательных организаций Свердловской области / «Институт развития образования», Кафедра педагогики профессионального образования. — Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019–49 с.
3. Ершов Д. Как задавать вопросы? Метод 5 вопросов, который поможет достичь цели / Д. Ершов. — Текст: электронный // Викиум: [сайт]. — URL: https://blog.wikium.ru/kak-zadavat-voprosy-metod-5-voprosov-kotoryj-pomozhet-dostich-tseli.html (дата обращения: 22.02.2025).
4. Интересные способы проведения рефлексии. — Текст: электронный // Университет детства: [сайт]. — URL: https://edu.universityofchildhood.ru/reflection (дата обращения: 22.02.2025).
5. Мазурова Е. Г. Наставничество, как стратегия непрерывного развития / Е. Г. Мазурова. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: (дата обращения: 22.02.2025).
6. Наставничество в школе. Педагогические перспективные способы совершенствования культуры наставнической деятельности участников образовательных отношений: сборник ситуационных задач для слушателей курсов профессиональной переподготовки / Д. Ф. Ильясов, В. В. Кудинов, Е. А. Селиванова [и др.]. — Челябинск: ЧИППКРО, 2021. — 100 с.
7. Шигабетдинова Г. М. Партнерство как конструктивное взаимодействие: теоретическая экспозиция проблемы // Фундаментальные исследования. — 2014.–№ 3–1.–С.193–196;
8. Шигабетдинова Г. М. Партнерство как конструктивный тип педагогического взаимодействия //Экономика и социум. — 2014.- № 1(10). — С.1171–1183.