Партнерские уроки как одна из форм наставничества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (560) февраль 2025 г.

Дата публикации: 24.02.2025

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Малыгина, О. В. Партнерские уроки как одна из форм наставничества / О. В. Малыгина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 9 (560). — С. 94-97. — URL: https://moluch.ru/archive/560/122976/ (дата обращения: 02.04.2025).



«Дай пять!» — мы говорим другу, коллеге, когда хотим поздравить или поддержать. Это выражение стало символом успеха и достижений, ведь простой жест передает положительные эмоции и создает атмосферу поддержки, взаимопонимания, открытости для сотрудничества.

С 2023 года являюсь руководителем инновационного проекта по организации наставничества «Дай ПЯТЬ!», где определены пять ключевых моделей наставничества в нашей школе и их характеристики. (Приказ Управления образования администрации Чайковского ГО № 07–01–05–115 от 28.02.2024 «Об экспертизе инновационной деятельности МБОУ СОШ № 11»).

Тема наставничества в образовании является одной из центральных в нацпроекте «Образование» (включая федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профессионалы»). Так, федеральный проект «Современная школа» содержит целевой показатель: до конца 2024 года не менее 70 % обучающихся общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества [5].

Согласно стратегии непрерывного развития, в нашей школе наставничество развернуто как выстраивание социально-педагогического партнерства со всеми субъектами образовательного процесса: педагогами, студентами целевого обучения, родителями и обучающимися, т. к. с 2023 года успешно функционирует социально-педагогическая группа в рамках социально-экономического профиля на уровне СОО, где я являюсь классным руководителем.

Слово «партнерство» заимствовано в середине XIX века. Во французском — partnaire, в английском partner, однокоренное слово parcener — сонаследник от portion, что означает доля, часть, порция, partition — разделение, распределение. В дословном переводе партнер — тот, с кем разделяю, сонаследую дело. В современных словарях значение слова «партнер» (словарь Ожегова) — «участник какой-нибудь совместной деятельности» и «участник (игры, танца, выступления) по отношению к другому участнику» [8, с.1178].

Согласно моделям наставничества, партнерское (Peer Mentoring) подразумевает взаимодействие между субъектами, имеющими одинаковое положение, одинаковый статус: ученик — ученик, родитель — родитель, педагог — педагог. В последнем случае речь идет о специалистах примерно одного возраста и стажа. В партнерстве всегда складываются ровные отношения, где никто не доминирует. Эта модель интересна тем, что каждый участник может выступать в качестве наставника в различных видах деятельности [6, с.22].

В нашем случае в партнерское наставничество вступают коллеги и учащиеся с разным положением и уровнем профессионализма для педагогического взаимодействия и сотрудничества при решении творческих задач. Опираясь на проведенный контент-анализ Г. М. Шигабетдиновой, «сотрудничество» и «партнерство» — это тип конструктивного взаимодействия, который характеризуется продуктивностью и результативностью совместной деятельности, а также эмоциональной удовлетворённостью процессом и результатом субъектов взаимодействия. Главное их отличие: для сотрудничества принципиальным является общность целей субъектов деятельности, то для партнерства — это не обязательное условие: у партнеров могут быть разные цели, но они объединяют свои ресурсы для решения конкретной задачи, например для проведения образовательного события, партнерского урока или занятия внеурочной деятельности [8, с.1180].

В рамках партнерского урока реализуется пять ключевых приемов, которые помогают в обучении и адаптации новых специалистов: постановка ясных целей и задач перед партнерами, индивидуальный подход и поддержка самостоятельности и инициативности, создание поддерживающей обучающей среды и систематическая обратная связь [1].

Таблица 1

Пять видов наставничества в рамках партнерского урока

Вид партнерского наставничества

Целевые установки

для учителя

для партнера

1

«педагог– педагог»

(два опытных педагога)

повышение собственных профессиональных компетенций, демонстрация практической значимости своего предмета, формирование функциональной грамотности у учащихся

2

«менторское наставничество»

(опытный педагог — молодой педагог)

сопровождение молодого педагога на уроке, демонстрация педагогических технологий, повышение собственных профессиональных компетенций

освоение норм и требований к уроку, опыта его проведения, мягкая адаптация в школе

3

«педагог — педагогически одаренный ребенок»

мотивация обучающегося к педагогической деятельности через практику

профориентация и профессиональная проба

4

«педагог — студент целевого обучения»

мотивация студента к педагогической деятельности через практику, демонстрация педагогических технологий

углубление профессионального образования, профессиональная проба

5

«педагог — родитель»

повышение собственных профессиональных компетенций, демонстрация практической значимости своего предмета

включение родителей в образовательный процесс

На мастер-классе «Возможности и особенности партнерского урока», совместно с коллегами, мы сформулировали пять методических рекомендаций по построению такого урока (учебного занятия):

  1. направлен на формирование и развитие функциональной грамотности через интеграцию и межпредметность;
  2. структура занятия должна быть динамичной, с присутствием набора разнообразных действий и операций, объединенных целесообразной деятельностью;
  3. определена партнерская позиция учителя , которая позволяет перейти на эмпатийный уровень взаимодействия с коллегами и учащимися в рамках урока для взаимного принятия и обмена ценностями, личными позициями и взглядами ;
  4. содержит все 5 основных этапов: мотивация к изучению темы, схематизация — создание опорных схем по теме урока, решение учебной задачи — проблемной ситуации, разрешение которой связано с открытием и освоением нового познавательного метода, организованная коммуникация в парах, группах для отработки полученных знаний и умений, рефлексия;
  5. партнер занимает активную позицию, доля участия не менее 30 %.

Сопровождение наставляемого осуществляется на всех этапах проектирования и проведения современного партнерского урока. Для подготовки занятий данного типа следует выделять две цели: содержательную, которая заключается в расширении понятийной базы учащихся, и деятельностную, основанную на коммуникации друг с другом и учащимися. Мы активно используем схему TSD («Tell — Show — Do» или «Расскажу — покажу — сделаем») [2, с.23–24], которая на каждом этапе усиливается технологией вопрошания.

«Важно не переставать задавать вопросы», — говорил А. Эйнштейн. Вопросы — это не просто способ получения информации, это инструмент наставника, который стимулирует свое мышление и партнера, помогает найти новые идеи и включаться в совместную деятельность [3].

Таблица 2

Схема TSD («Tell — Show — Do»)

Этап

Содержание

Рекомендации для наставника по реализации этапа

T — Tell (расскажу)

рассказ учителя о ближайших темах, особенностях классов и отдельных учеников

  • системность и подробность в изложении материала для мотивации ученика на проведение урока;
  • структурированность рассказа, четкое выделение требований к уроку;
  • обсуждение учебной задачи через уточняющие вопросы;
  • активизация мыслительной деятельности в ходе объяснения материала в режиме диалога;
  • обсуждение критериев качества решения задачи
  • Результат этапа: договоренность о теме и содержании урока, поиск совместных идей, приемов, методов

S — Show (покажу)

приглашение партнёра на 1–2 урока в класс для знакомства с учащимися и демонстрации педагогической деятельности

  • демонстрация различных приемов и методов обучения на уроке;
  • показ и описание лучших приемов выполнения действия, примеров и образцов;
  • обращение внимание на важные детали, обусловленные особенностями ситуации;
  • постановка вопросов на наблюдательность, визуальную оценку действий наставника
  • Результат этапа: определен методических и дидактический инструментарий урока, договоренность о дальнейших встречах

D — Do

(сделаем вместе)

проведение и анализ партнерского урока

  • стимулирование подопечного к самостоятельной деятельности;
  • ориентация на создание ситуаций успеха;
  • обеспечение страховки от ошибок и видимых затруднений;
  • привлечение наставляемого к совместному анализу результатов работы
  • Результат этапа: получен опыт проведения и анализа урока, установлен деловой контакт с учителем

На этапе «Расскажу» для осознания ситуации и имеющихся ресурсов важно задавать уточняющие вопросы. Они помогают прояснить детали, получить четкую картину ситуации и настроить на сотрудничество. Примеры уточняющих вопросов:

  1. Перефразирование: «Если я правильно понял, вы говорите, что..?»
  2. Запрос на примеры: «Не могли бы вы привести конкретный пример?»
  3. Уточнение терминологии: «Что именно вы имеете в виду под технологией?»

После ответа на уточняющий вопрос, наставнику нужно обязательно резюмировать полученную информацию, чтобы убедиться в согласованности действий и осознанности личной ответственности наставляемого.

На этапе «Покажу», где наставник демонстрирует содержание учебного материала и педагогические технологии, «золотым ключом» к глубокому пониманию являются открытые и сократовские вопросы, которые приглашают собеседника к развернутому ответу. Они обычно начинаются со слов «что», «как», «какая», «почему», «опишите» или «расскажите» и т. д., на них невозможно ответить «да» или «нет».

Примеры открытых и сократовских вопросов для наставника:

  1. Для углубления понимания: «Что вам больше понравилось в данном приеме или образовательной технологии?»
  2. Для стимулирования обсуждения: «Чем и как мы бы могли усилить наш урок?»
  3. При обсуждении технологии: «Какие альтернативные варианты мы еще не обсудили?»
  4. Поиск доказательств: «Почему вы считаете, что этот прием наиболее эффективен?»
  5. При окончательной проработке: «Что еще требует дополнительного уточнения?»

После проведения партнерского занятия (этапа «Сделаем вместе»), нужно обязательно организовать рефлексию, которая способствует развитию самопознания, инициативности и ответственности, эмоционального интеллекта, ускоряет личный и профессиональный рост. Я использую рефлексивные вопросы в «Технике 3Н» [4], где партнерам предлагается поделиться тремя моментами:

— Happiness (Счастье): «Что принесло вам наибольшее удовлетворение, счастье или гордость во время нашего урока?»

— Heartache (Страдание): «Какие моменты были для вас наиболее трудными, вызывали стресс или разочарование?»

— Hope (Надежда): «На что вы надеетесь в будущем? Какие уроки для себя вынесли, и что бы вы хотели улучшить или изменить?»

Как наставник, я предлагаю наставляемому отвечать первым, чтобы услышать его мнение и показать значимость суждений для меня. Эта техника позволяет осмыслить различные аспекты взаимодействия и работы, а также разработать планы на будущее с учетом позитивных моментов и обозначенных трудностей. Результаты и анализ партнерского урока фиксируется в «Дневнике наставничества».

Партнерство имеет более широкий спектр применения во всех сферах, в том числе и в образовании. Оно представляет собой тип конструктивного взаимодействия, направленный на достижение общей цели при равенстве в правах и обязанностях сторон [7]. Партнёрский урок, как форма партнерского наставничества, эффективен при условии осознания участниками собственных мыслей, сотрудничества, взаимного содействия при решении общей задачи, а также включение рефлексивного управления в данный процесс.

Литература:

1. Бондаренко Н. Пять приемов наставничества / Н. Бондаренко. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://blogtrenera.ru/blog/pyat-glavnyx-priemov-nastavnichestva-kak-obuchat-i-motivirovat-vzroslyx-lyudej.html (дата обращения: 22.02.2025).

2. Герасимова М. А. Особенности наставничества в процессе реализации программ среднего профессионального образования: методические рекомендации для руководящих работников профессиональных образовательных организаций Свердловской области / «Институт развития образования», Кафедра педагогики профессионального образования. — Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019–49 с.

3. Ершов Д. Как задавать вопросы? Метод 5 вопросов, который поможет достичь цели / Д. Ершов. — Текст: электронный // Викиум: [сайт]. — URL: https://blog.wikium.ru/kak-zadavat-voprosy-metod-5-voprosov-kotoryj-pomozhet-dostich-tseli.html (дата обращения: 22.02.2025).

4. Интересные способы проведения рефлексии. — Текст: электронный // Университет детства: [сайт]. — URL: https://edu.universityofchildhood.ru/reflection (дата обращения: 22.02.2025).

5. Мазурова Е. Г. Наставничество, как стратегия непрерывного развития / Е. Г. Мазурова. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: (дата обращения: 22.02.2025).

6. Наставничество в школе. Педагогические перспективные способы совершенствования культуры наставнической деятельности участников образовательных отношений: сборник ситуационных задач для слушателей курсов профессиональной переподготовки / Д. Ф. Ильясов, В. В. Кудинов, Е. А. Селиванова [и др.]. — Челябинск: ЧИППКРО, 2021. — 100 с.

7. Шигабетдинова Г. М. Партнерство как конструктивное взаимодействие: теоретическая экспозиция проблемы // Фундаментальные исследования. — 2014.–№ 3–1.–С.193–196;

8. Шигабетдинова Г. М. Партнерство как конструктивный тип педагогического взаимодействия //Экономика и социум. — 2014.- № 1(10). — С.1171–1183.

Основные термины (генерируются автоматически): партнерский урок, TSD, партнерское наставничество, педагог, педагогическая деятельность, результат этапа, урок, конструктивное взаимодействие, молодой педагог, образовательный процесс.


Задать вопрос