В статье автор исследует роль физической подготовки в деятельности пожарных.
Ключевые слова: общая физическая подготовка, пожарно-строевая подготовка (ПСП), физическое воспитание.
Ежегодно все больше людей приобщаются к регулярным занятиям физическими упражнениями, которые становятся частью их жизни. Комплекс мероприятий, служащий для физического развития человека, получил название общей физической подготовки. Занятия по общей физической подготовке позволяют обеспечивать длительное сохранение физической и умственной работоспособности, создавать условия для высокопроизводительного труда [3, с.3].
Но для кого-то в современных условиях физическая подготовка является частью их профессиональной деятельности. Так, например, в системе МВД, МЧС физподготовка — постоянный учебно-тренировочный процесс, направленный на обеспечение физической готовности сотрудников и работников к выполнению служебных обязанностей и сохранению высокой и эффективной работоспособности [1, с.48].
Период трудоустройства в структуру МЧС занимает особое место в жизни человека, существенно влияет на формирование личности сотрудника или работника и на его физическое развитие. Для подразделений МЧС главной проблемой является физическая и пожарно-строевая подготовка вновь прибывших сотрудников и работников, ведь они должны иметь не только хорошее здоровье, но и высокую физическую подготовку. Но, как показывает практика, много людей приходит с разным уровнем физической подготовки. Тем более у новых работников начинается адаптационный период: изменение привычного распорядка дня, рациона приема пищи, повышенной эмоциональной и конфликтной напряженности. Данные основания послужили поводом для проведения исследования и поиска решения проблем, которые возникают при физической подготовке сотрудников противопожарной службы.
Анализ учебной литературы, приказов по физической подготовке пожарных, статистические показатели личного состава караула позволили выявить противоречие, которое состоит, с одной стороны, в том, что вновь прибывшие сотрудники не всегда физически развиты и готовы к отработке нормативных показателей по пожарно-строевой подготовке, а с другой стороны, высокие требования, предъявляемые к сотрудникам МЧС России.
Физическое воспитание как один из основных процессов обучения, которое формирует физические навыки для выполнения поставленных боевых задач в профессиональной деятельности, является неотъемлемой частью в физической и пожарно-строевой подготовке.
Как нам известно, в борьбе с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, требуется от личного состава высокие профессиональные навыки и умения, а также отличная физическая и пожарно-строевая подготовка (ПСП), приобретаемая в процессе обучения и в ходе самостоятельных занятий, путем постоянных физических нагрузок и выполнения упражнений по ПСП.
Обращаясь к истории развития пожарной охраны, стоит упомянуть о том, что уже в 1930-е годы уделялось должное внимание физической подготовке профессиональных кадров. Об этом свидетельствует Постановление Президиума ЦИК «Об учреждении Всесоюзного совета физической культуры при ЦИК СССР» от 1 апреля 1930 г., где предполагались серьезные государственные и социальные меры по внедрению физической культуры в систему рационализации труда и подготовки профессиональных кадров [5, с.233].
Особое место в системе подготовки профессиональных кадров в подразделениях МЧС занимает физическая подготовка личного состава. В настоящее время пожарно-строевая и физическая подготовка (ФП) в подразделениях МЧС организуется, в первую очередь, в качестве одного из разделов обязательного физического воспитания в системе МЧС России. Назначением ПСП является специальное обучение пожарных приемам работы с пожарной техникой и оборудованием, обучение и тренировка в составе отделения и караула, сдача нормативов по ПСП и участие в соревнованиях по прикладным видам спорта с целью привития и выработки у пожарных профессиональных качеств.
Основные задачи, решаемые в процессе обучения ПСП и ФП, заключаются в том, чтобы:
- усовершенствовать умения, навыки, способствующие освоению данной профессии;
- развивать профессиональные физические способности, осуществлять подготовку организма к повышенному уровню физической нагрузки.
- повышать степень сопротивляемости организма в опасных для жизни условиях при пожаре, в которых происходит выполнение боевой задачи.
Данные задачи в ходе подготовки к профессиональной деятельности должны решаться в комплексном сочетании с другими системами физического воспитания на регулярной основе с осуществлением контроля должностных лиц.
Несмотря на то, что существуют общие требования к организации упражнений для их большего эффекта: сознательность обучаемых, устойчивое внимание, систематичность и повторяемость упражнений, правильное распределение упражнений по времени, существуют дополнительные индивидуальные требования, чтобы усовершенствовать навыки ПСП. Так, в учебном пособие Бушмина В. А. выполнение упражнений не сводится к механическому повторению, начальник караула учитывает особенности психического состояния и свойств каждого пожарного (темперамент, характер) и на этой основе осуществляет принцип индивидуального подхода [2, с.3].
Справиться с этой задачей могут лишь те командиры, которые имеют отличную специальную подготовку, в совершенстве владеющие методикой обучения и тренировки личного состава.
Основным методом обучения по ПСП следует считать практический показ с кратким объяснением правил и техники выполнения упражнения. Но упражнения делятся на простые и сложные, поэтому при обучении простым упражнениям нет необходимости разделять их на отдельные приёмы, потому что они легко усваиваются. Следует только правильно и чётко разъяснить технику выполнения упражнений и при практической отработке своевременно устранять допущенные ошибки, дабы не допустить «пробелов» в работе пожарного.
При обучении сложным упражнениям, например, работа с выдвижной лестницей, требуется разделить упражнения на элементы, отдельные этапы, чтобы медленно и точно отработать навыки, закрепить их и уже потом постепенно переходить к тренировке на скорость. Такой подход описывается в учебно-методическом пособие «Пожарно-строевая подготовка» [4, с.8].
Действительно, когда пожарный добьется правильного исполнения одного этапа упражнения в медленном темпе, он сможет переходить к тренировке его на скорость и одновременно начинать разучивать следующий этап в медленном темпе. Обучение по элементам способствует правильному формированию навыков и является наиболее быстрым способом качественного обучения на начальном этапе.
Подводя итог, в профессиональной деятельности пожарного при выполнении боевых задач очень важна систематическая физическая подготовка и поэтому необходимо выстраивать индивидуальный план обучения пожарных, согласно всем критериям, при подготовке высококвалифицированных пожарных и спасателей.
Литература:
- Антонов А. В. Профессионально-прикладная физическая подготовка в учебных заведениях МВД РФ. Проблемы боевой и физической подготовки слушателей вузов МВД РФ: Межвузовский тематический сборник научных статей. Минск, 2009. С. 45–48.
- Бушмин В. А. Пожарно-строевая подготовка: Учебное пособие для пожарно-технологических учебных заведений. Москва, 1985. 3 с.
- Кнутас В. И. Общая физическая подготовка, ее цели и задачи. Ставрополь, 2021. 8 с.
- Коробова Н. А., Шемятихин В. А. Пожарно-строевая подготовка: учебно-методическое пособие. Екатеринбург: Уральский университет, 2015. 116 с.
- Об учреждении Всесоюзного совета физической культуры при Центральном Исполнительном Комитете Союза ССР: Постановление Президиума Центрального Исполнительного Комитета: от 1 апреля 1930 г. // Электронная библиотека исторических документов: историко-документальный просветительский портал. Режим доступа: локальная сеть ТюмГУ.