В статье проанализирована актуальность антикоррупционной экспертизы, ее роль в современном обществе и значимость для формирования эффективной государственной политики. Определены существующие проблемы в структуре и содержании нормативно-правовой базы, регулирующей сферу антикоррупционной экспертизы. Представлены перспективы развития системы антикоррупционной экспертизы в Российской Федерации. Предложены рекомендации по повышению эффективности антикоррупционных мер и механизмов в стране.
Ключевые слова: антикоррупционная экспертиза, проблемы, нормативно-правовой акт, механизмы, политика.
The article analyzes the relevance of anti-corruption expertise, its role in modern society and its importance for the formation of effective public policy. The existing problems in the structure and content of the regulatory framework governing the field of anti-corruption expertise are identified. The prospects for the development of the anti-corruption expertise system in the Russian Federation are presented. Recommendations on improving the effectiveness of anti-corruption measures and mechanisms in the country are proposed.
Keywords: anti-corruption expertise, problems, regulatory legal act, mechanisms, policy.
Антикоррупционная экспертиза представляет собой важный инструмент в борьбе с коррупцией, который на сегодняшний день становится все более актуальным в контексте современных вызовов, стоящих перед российским обществом и государством. Коррупция, как социальное явление, наносит значительный ущерб экономическому развитию, подрывает доверие граждан к государственным институтам и создает препятствия для реализации эффективной государственной политики. В условиях глобализации и интеграции России в международное сообщество, необходимость в качественной антикоррупционной экспертизе становится не только внутренней, но и внешней задачей, требующей комплексного подхода и системного анализа.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что антикоррупционная экспертиза в России продолжает сталкиваться с множеством проблем, как на уровне нормативного обеспечения, так и в практической реализации. На XI Петербургском международном юридическом форуме, прошедшем в мае 2023 года, участники обсуждали ключевые аспекты, касающиеся антикоррупционной экспертизы, подчеркивая ее значимость для повышения качества законодательства и координации государственной политики. В ходе форума были выделены основные недостатки в существующих нормативных актах, а также практические проблемы, с которыми сталкиваются регионы при реализации антикоррупционных мер. Это подчеркивает необходимость дальнейшего совершенствования антикоррупционной экспертизы как важного элемента правового государства.
Актуальность антикоррупционной экспертизы в России
Антикоррупционная экспертиза в России начала развиваться с 2003 года и за этот период претерпела значительные изменения. Основной целью данного института является выявление и устранение коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах и их проектах. На современном этапе актуальность антикоррупционной экспертизы трудно переоценить, особенно в условиях, когда коррупция по-прежнему остается одной из серьезнейших проблем, препятствующих социально-экономическому развитию страны [1].
Ключевым моментом в функционировании антикоррупционной экспертизы являются нормативные документы, регулирующие эту сферу. Важнейшими из них являются Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Эти акты определяют процедуру проведения экспертизы и обеспечивают правовые основы для работы соответствующих органов, что способствует формированию антикоррупционной культуры на всех уровнях государственного управления. Важно отметить, что к процессу антикоррупционной экспертизы подключены различные государственные ведомства, от Министерства юстиции до Центрального банка России, что говорит о комплексном подходе к борьбе с коррупцией.
Тем не менее, несмотря на положительные шаги, существующие проблемы остаются неразрешенными. Недостаточная урегулированность вопросов, касающихся методического обеспечения антикоррупционной экспертизы, приводит к разночтениям и затруднениям в практической реализации данного института. Важно акцентировать внимание на необходимости системного улучшения нормативной базы и помощи в формировании обоснованных рекомендаций по совершенствованию антикоррупционной экспертизы [2].
Существует также необходимость повышения квалификации экспертов в области антикоррупционной экспертизы, что, безусловно, улучшит качество анализируемых документов. Разработка и внедрение специализированных курсов и тренингов для специалистов, занимающихся антикоррупционной экспертизой, позволят не только повысить уровень их профессиональной подготовки, но и установить более четкие и прозрачные стандарты оценки коррупционных рисков [2].
Проблемы нормативного обеспечения антикоррупционной экспертизы
Нормативное обеспечение антикоррупционной экспертизы в России представляет собой сложную систему, построенную на основных федеральных и подзаконных актах. В качестве центрального элемента данной системы выделяется Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», который регламентирует порядок проведения антикоррупционной экспертизы для нормативных правовых актов и их проектов [3]. Закон стал основой для разработки более детализированных правил, отражающих специфику антикоррупционной экспертизы.
Одним из важнейших подзаконных актов, уточняющих процедуры экспертизы, является Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Этот нормативный акт задает правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и определяет основные принципы, на которых строится весь процесс [4]. Постановление освещает как этапы экспертизы, так и требования к содержанию заключений, что является важным для обеспечения прозрачности и объективности.
Кроме того, на уровень формализованных заключений о результатах антикоррупционной экспертизы влияет Приказ Минюста РФ от 21 октября 2011 г. N 363 «Об утверждении формы заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы», который определяет форму такого заключения [5]. В нем представлены требования к содержанию и структуре документов, что позволяет стандартизировать подходы к оценке результативности антикоррупционных мероприятий, а также улучшить взаимодействие различных органов власти, участвующих в экспертизе.
Несмотря на наличие множества норм, функционирование антикоррупционной экспертизы во многом зависит от умения различных ведомств взаимодействовать друг с другом. Правила экспертизы обязывают новые или реорганизованные органы проводить проверку соответствующих нормативных актах в соответствии с международными стандартами. Это предполагает не только адаптацию к новым требованиям, но и регулярный мониторинг их применения.
Однако существующая система всё равно сталкивается с рядом проблем. Прежде всего, это касается недостаточной координации между различными государственными органами, что порой приводит к разрозненности в подходах и недостаточно высокой эффективности антикоррупционных инициатив. Кроме того, частые изменения в законодательстве могут создать неопределенность в отношении применения норм и снижают предсказуемость в регулировании.
Проблемы практической реализации антикоррупционной экспертизы
При практической реализации антикоррупционной экспертизы в России наблюдаются значительные трудности, которые имеют прямое отношение к особенностям организации и функционирования данного процесса на разных уровнях власти. Местные органы самоуправления обладают полномочиями для проведения экспертизы, но их действия часто не соответствуют требованиям федерального законодательства, что создает неравные условия для применения антикоррупционных мер [6].
Одной из основных проблем, с которыми сталкиваются органы власти, становится отсутствие единой методологии для проведения экспертиз. Невозможность ориентироваться на четкие и однозначные способы реализации экспертизы порождает неопределенность в действиях экспертов и инстанций, ответственных за оценку нормативных правовых актов. В некоторых регионах, таких как Республика Бурятия, выполнение антикоррупционной экспертизы возложено на специализированные комитеты, которые действуют в соответствии с указами главы региона.
При этом выборочные примеры, когда регионы успешно интегрируют механизмы общественного контроля, показывают, что такое взаимодействие может повысить уровень доверия к власти и, соответственно, уменьшить коррупционные риски. Следует отметить, что в некоторых случаях практика анализа актуальных проблем дает возможность прервать коррупционные схемы на стадии их формирования, однако отсутствует система обратной связи, что делает этот процесс менее эффективным [7].
На фоне указанных проблем важно определить пути решения, которые должны включать создание единого информационного пространства для экспертов, упрощение процедур и обязательность обсуждения антикоррупционной экспертизы на всех уровнях власти. Устранение существующих пробелов и недостатков должно стать приоритетным направлением в борьбе с коррупцией, дабы сделать антикоррупционную экспертизу в России по-настоящему работоспособным инструментом, способным выявлять и пресекать коррупционные проявления на всех этапах изменения законодательства.
Перспективы развития антикоррупционной экспертизы
Развитие антикоррупционной экспертизы в России представляет собой крайне актуальную задачу в современных условиях. Сложившаяся ситуация требует постоянной оценки не только эффективности существующих механизмов, но и разработки новых подходов, которые помогут минимизировать коррупционные риски. На сегодняшний день важным аспектом играет необходимость создания четкой правовой базы для антикоррупционной экспертизы и ее интеграции в нормотворческий процесс.
Ключевым шагом в данном направлении стало расширение участия независимых экспертов и общественности в процессе антикоррупционной экспертизы. Чем шире будет спектр мнений и оценок, тем более качественной может быть выработка правовых актов. Например, опыт обсуждения заключений экспертов на заседаниях Комиссии Государственной Думы по противодействию коррупции продемонстрировал, что активное вовлечение граждан может существенно повысить качество антикоррупционных мер [16].
Не менее важным аспектом остается необходимость совершенствования методов проведения антикоррупционной экспертизы. Подходы, такие как независимые оценки и мониторинг применения законодательства, могут содействовать выявлению недостатков в реализации антикоррупционных мер [1]. Важно также активизировать взаимодействие между государственными и частными структурами, что позволит эффективно использовать ресурсы и снижать риски нецелевого расходования бюджетных средств.
Также стоит рассмотреть возможность создания системы постоянного мониторинга эффекта от проведенной антикоррупционной экспертизы. За счет обратной связи от пользователей и специалистов можно выявлять неэффективные процедуры и вносить необходимые изменения на этапе их реализации. Такой подход поможет наладить более тесное сотрудничество между экспертами и законодателями, что удастся добиться при условии прозрачности в обмене информацией и мнениями [17].
Рекомендации по повышению эффективности антикоррупционных мер и механизмов в стране
В условиях современного российского общества антикоррупционная экспертиза нуждается в серьезных усовершенствованиях, что связано как с уже существующими проблемами, так и с необходимостью адаптации к новым вызовам. Одной из ключевых рекомендаций является обеспечение обоснованной и объективной оценки каждой нормы нормативного правового акта. Анализ должен быть глубже, чем простая формальность, чтобы исключить поверхностные подходы и получить реальные результаты [20].
Регулярные тренинги для сотрудников федеральных органов исполнительной власти помогут повысить их осведомленность о коррупциогенных факторах. Подобные мероприятия способствуют формированию единого подхода к пониманию и предотвращению коррупции, а также позволяют служащим запомнить важные детали законодательства [21]. Образовательные инициативы должны стать регулярной практикой, чтобы охватить как можно больше заинтересованных лиц.
Методические указания, основанные на положениях Модельного закона и актуальном законодательстве, играют важную роль в формировании системы антикоррупционной экспертизы. Постоянное обновление этих рекомендаций необходимо для их соответствия современным требованиям и нужно рассматривать как часть общей стратегии борьбы с коррупцией [22]. Это включает в себя внедрение системы оценки результатов антикоррупционной экспертизы и получение обратной связи от граждан и организаций.
Создание механизмов постоянного мониторинга и оценки результатов экспертизы также необходимо для повышения уровня доверия со стороны общества. Прозрачность процесса и отчетность перед гражданским обществом позволят сделать эту сферу более открытой и доступной для анализа, что, в свою очередь, может уменьшить коррупционные риски [23]. Формирование системы обратной связи имеет свои плюсы, ведь оно помогает выявить слабые места в антикоррупционной политике и поднимать актуальные вопросы на повестку дня.
Использование примеров из практики, которые демонстрируют возможные коррупциогенные факторы и методы их устранения, станет полезным инструментом на этапе обоснования и проверки новых предложений [20]. Это создаст более живую и действующую модель антикоррупционной экспертизы, основываясь на конкретных примерах и практических находках.
Заключение
В заключение данной работы следует подчеркнуть, что антикоррупционная экспертиза в современной России представляет собой важный инструмент, способствующий улучшению качества законодательства и повышению эффективности государственной политики. Актуальность этой темы не вызывает сомнений, особенно в свете тех вызовов, с которыми сталкивается страна в борьбе с коррупцией. Обсуждение на XI Петербургском международном юридическом форуме в мае 2023 года подтвердило, что антикоррупционная экспертиза является неотъемлемой частью системы управления и правоприменения, а также важным элементом в формировании доверия граждан к государственным институтам.
Литература:
- Плотников, Д. А. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов в механизме противодействия коррупции: специальность 40.04.01(030900.68) «Правовое регулирование государственного управления и государственной службы»: диссертация на соискание степени магистра юридических наук / Плотников Данил Александрович; Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина. — Сыктывкар, 2020. — 70 c. — Текст: непосредственный. Режим доступа: https://nauchkor.ru/pubs/antikorruptsionnaya-ekspertiza-normativnyh-pravovyh-aktov-i-ih-proektov-v-mehanizme-protivodeystviya-korruptsii-5f4aee4ecd3d3e00017c2d0b, свободный.
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный юридический университет» Административно-правовые основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов [Электронный ресурс] // — Режим доступа: https://xn--c1azic8c.xn--p1ai/science/dissovet/file/base/2/497/dissert_dl.pdf?ysclid=m7jfdbj2di480095792
- Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17.07.2009 N 172-ФЗ (последняя редакция). — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_89553/ (дата обращения: 25.02.2025).
- Нормативное регулирование в сфере антикоррупционной экспертизы. — Текст: электронный // Министерство юстиции Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://minjust.gov.ru/ru/pages/normativnoe-regulirovanie-v-sfere-antikorrupcionnoj-ekspertizy/ (дата обращения: 25.02.2025).
- Антикоррупционная экспертиза: учебно-методическое пособие / сост. А. Ф. Соколов; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль: ЯрГУ, 2017. — 52 с. Режим доступа: http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20170910.pdf, свободный. -
- Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17.07.2009 N 172-ФЗ (последняя редакция). — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_89553/ (дата обращения: 24.02.2025).
- Нормативное регулирование в сфере антикоррупционной... [Электронный ресурс] // minjust.gov.ru — Режим доступа: https://minjust.gov.ru/ru/pages/normativnoe-regulirovanie-v-sfere-antikorrupcionnoj-ekspertizy/, свободный.
- Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (с изменениями и дополнениями). — Текст: электронный // Гарант: [сайт]. — URL: https://base.garant.ru/197633/ (дата обращения: 24.02.2025).
- Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ (ред. от 30.09.2024) Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. — Текст: электронный // СудАкт: Судебные и нормативные акты РФ: [сайт]. — URL: https://sudact.ru/law/federalnyi-zakon-ot-17072009-n-172-fz-ob/ (дата обращения: 24.02.2025).
- Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ — (в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 329-ФЗ, от 21.10.2013 N 279-ФЗ, от 04.06.2018 N 145-ФЗ, от 11.10.2018 N 362-ФЗ, от 05.12.2022 N 498-ФЗ, от 30.09.2024 N 334-ФЗ) [Электронный ресурс] // normativ.kontur.ru — Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=479586&ysclid=m7jf8srqdy467024878
- Антикоррупционная экспертиза. — Текст: электронный // Администрация Куньинского района Куньинский район Псковской области: [сайт]. — URL: https://kunya-r58.gosweb.gosuslugi.ru/deyatelnost/napravleniya-deyatelnosti/protivodeystvie-korruptsii/antikorruptsionnaya-ekspertiza/ (дата обращения: 24.02.2025).
- Антикоррупционная экспертиза. — Текст: электронный // Республика Бурятия Официальный портал: [сайт]. — URL: https://egov-buryatia.ru/authorities/glava-rb/protivodeystvie-korruptsii-v-respublike-buryatiya/antikorruptsionnaya-ekspertiza/ (дата обращения: 24.02.2025).
- Крапивина О. Н. Особенности правового регулирования порядка организации и проведения антикоррупционной экспертизы в субъектах Российской Федерации (на примере отдельных регионов) // Инженерные технологии и системы. 2009. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pravovogo-regulirovaniya-poryadka-organizatsii-i-provedeniya-antikorruptsionnoyekspertizy-v-subektah-rossiyskoy (17.02.2025).
- Антикоррупционная экспертиза и общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов. — Текст: электронный // Официальный сайт Губернатор и Правительство Сахалинской области: [сайт]. — URL: https://sakhalin.gov.ru/index.php?id=295 (дата обращения: 24.02.2025).
- Анализ практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации: аналитический доклад. — Текст: электронный // Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://izak.ru/img_content/pdf/doklad_region_24.09.pdf (дата обращения: 24.02.2025).
- Аминов И. Р., Фахретдинова Р. Р. Перспективы развития независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 11–4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-nezavisimoy-antikorruptsionnoy-ekspertizy-normativnyh-pravovyh-aktov-i-proektov-normativnyh-pravovyh-aktov (24.01.2025).
- Перспективы совершенствования института антикоррупционной экспертизы в рамках проведения административной реформы. — Текст: электронный // Ульяновская область Официальный сайт муниципального образования Кузоватовский район: [сайт]. — URL: https://kuzovatovo.ulregion.ru/korurt/2192/14052.html (дата обращения: 24.02.2025).
- Ончукова, О. Н. Проблемы реализации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации / О. Н. Ончукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 8 (350). — С. 117-122. — URL: https://moluch.ru/archive/350/78735/ (дата обращения: 27.02.2025).
- На ПМЮФ-2023 обсудили вопросы развития института антикоррупционной экспертизы. — Текст : электронный // Министерство юстиции Российской Федерации : [сайт]. — URL: https://minjust.gov.ru/ru/events/49517/ (дата обращения: 27.02.2025).
- УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве // Рекомендации по антикоррупционной экспертизе [Электронный ресурс] // — Режим доступа: https://xn--80anw.xn--j1adp.xn--b1aew.xn--p1ai/Sluzhba/Protivodejstvie_korrupcii/методические-материалы/рекомендации-по-антикоррупционной-экспер
- Рекомендации по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. — Текст: электронный // Портал правительства Москвы: [сайт]. — URL: https://solntsevo.mos.ru/anti-corruption/anti-corruption-expertise/detail/1130058.html (дата обращения: 24.02.2025).
- Методические рекомендации по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. — Текст: электронный // Портал органов власти Чувашской Республики: [сайт]. — URL: https://minpriroda.cap.ru/about/protivodejstvie-korrupcii/metodicheskij-instrumentarij-po-voprosam-protivode/metodicheskie-rekomendacii-po-provedeniyu-antikorrup (дата обращения: 24.02.2025).
- Методические рекомендации по проведению правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (с иллюстрацией на конкретных примерах): — М.: ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2017. 56 с. Режим доступа: https://www.adm-betliza.ru/protivodeistvie-korrupcii/protivodeistvie-korrupcii/metodicheskie-materialy/metodicheskie_rekomendacii_10.pdf, свободный.