Словесно-логическое мышление в младшем школьном возрасте как предмет исследования в психологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (560) февраль 2025 г.

Дата публикации: 27.02.2025

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Павленко, Н. С. Словесно-логическое мышление в младшем школьном возрасте как предмет исследования в психологии / Н. С. Павленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 9 (560). — С. 223-226. — URL: https://moluch.ru/archive/560/122995/ (дата обращения: 02.04.2025).



В данной статье проводится анализ подходов процесса формирования словесно-логического мышления в младшем школьном возрасте. В частности, рассматриваются виды словесно-логического мышления, описываются уровни и характеристика словесно-логического мышления.

Ключевые слова: младший школьный возраст, словесно-логическое развитие, мышление, уровни словесно-логического развития.

У детей в младшем школьном возрасте начинает активно развиваться словесно-логическое мышление, которое предполагает умелое использование логических процессов, грамотное владение речью. Формирование словесно-логического мышления очень сложный и многогранный процесс, изучению которого посвящены работы талантливых научных деятелей: С. Л. Рубинштейн, А. А. Реан, Л. С. Выготский, А. Д. Алферов и многих других.

Границы младшего школьного возраста составляют: 6–12 лет. Этот возраст является переломным для детей. В младшем школьном возрасте формируется новая ведущая деятельность — учебная. Такая смена связана с тем, что дошкольник попадает в новый для него социальный институт — школу. Происходит смена прежнего окружения, появление первого социального статуса, а вместе с тем и появление новых обязанностей, которые требуют соблюдение учебной дисциплины, соблюдения новых установленных правил поведения [2]. На этом этапе у ребенка, который совсем недавно был дошкольником уже сформировано и развито, наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, а также присутствуют «зачатки» развития словесно-логического мышления.

Хотелось акцентировать внимание такому понятию, как мышление. Мышление в психологии занимает одно из центральных мест, так как именно мышление свидетельствует об уровне развития. Так, С. Л. Рубинштейн понимал мышление как процесс обобщенного опосредованного отражения действительности в ее существующих связях и отношениях. Ученый выделял:наглядно-образное, абстрактно-теоретическое, теоретическое, практическое мышление. Л. С. Выготский рассматривал мышление как процесс освоения человеком системы общественно-исторических выработанных знаний, которые зафиксированы в значениях слов. Л. С. Выготский установил наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление [4]. B. П. Зинченко, А. В. Петровский определяют мышление, как «психический процесс, осуществляемый в результате мыслительной деятельности человека, как «высшая форма психического отражения».

Таким образом, мы видим, что понятия у различных авторов не схожи между собой. Однако, при анализе научной литературы, можно прийти к выводу, что мышление — этопсихический процесс, высшая ступень человеческого познания относительно себя и окружающего мира. Итак, в психологии в зависимости от содержания принято выделять три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое [3].

Словесно логическое мышление — вид мышления формируется позже остальных видов, так как в общей сложности является образованием развитого наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Словесно-логическое мышление связано с устной и письменной речью. Л. С. Выготский относил словесно-логическое мышление к высшему уровню мышления и рассматривал слово не только как единство мышления и речи, но и как единство обобщения и общения, коммуникации и мышления. Именно словесно-логическое мышление помогает находить причинное — следственные связи между предметами или явлениями, формулировать понятия, находить решение задач и делать выводы. Его главное отличие от наглядно-образного мышление заключается в том, что оно отражает не просто образы или их свойства, но и отношения между ними. Оно выражается в решении сложных задач, где требуется глубокий анализ, результаты отвлеченной теоретической деятельности. Таким образом, словесно-логическое мышление — специфический вид мышления, включающий в себя анализ, абстрагирование и обобщение предметов и явлений, путем опосредованного изучения, и материализующийся с помощью речи. Проблемой развития словесно — логического мышления занимались: Ж. Пиаже, С. Л. Рубенштейн, В. В. Давыдов, Г. С. Абрамова, В. С. Мухина и др. Г. И. Минская в своих трудах выделяет два этапа развития словесно-логического мышления в младшем школьном возрасте: первый — характеризуется усвоением самого понятия, его признаков, второй этап непосредственно связан с более системными знаниями, т. е. выделение взаимосвязей и взаимоотношений между понятиями [6].

Основными критериями развития словесно-логического мышления младших школьников являются способность к обобщению (сопоставление предметов, выделение общих признаков предметов и явлений), способность к сравнению (выделение существенных и несущественных признаков предметов, определение сходства и различия предметов и явлений) и способность устанавливать причинно-следственные связи (установление закономерностей, установление связей и отношений между понятиями). Выготский Л. С. писал, что в младшем школьном возрасте память и восприятие становятся произвольными и регулируемыми. Младший школьник к десяти годам может самостоятельно владеть мыслительными операциями: делать выводы и умозаключения, находят частное и общее, выявляют закономерности. Также установлено, что решение логических задач способствует развитию словесно-логического мышления.

Выделяют три уровня развития словесно-логического мышления у младших школьников:

  1. Высокий уровень. Ребёнок отвечает правильно и полно, аргументирует свой ответ, заметив ошибку или неточность, исправляет её сам, объясняет, почему именно так следует ответить.
  2. Средний уровень. Ребёнок отвечает верно, но односложно, пытается объяснить ответ, используя формальное или поверхностное объяснение, самостоятельно исправляет ошибки.
  3. Низкий уровень. Ребёнок на вопросы не ответил или ответил наугад, или с ошибками, «показать» решение на наглядном материале не смог, объяснить свой ответ не может, с трудом исправляет ошибки.

Существуют причины развития словесно-логического мышления на низком уровне. Одним из наиболее влияющих факторов является воспитание ребенка в семье. Как правило, в семье, где родители имеют высокий уровень обученности, ребенок обычно обладает средним или высоким уровнем словесно-логического мышления. Младший школьник, не получающий обучения в семье или воспитывающийся в неблагополучной семье, часто попадают в категорию детей с низким уровнем словесно-логического мышления. Уровень усвоения научных понятий у младшего школьника, по мнению И. В. Шаповаленко, может различаться в зависимости от организации обучения школьников. В своих работах А. С. Выготский, Ф. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн говорят о том, что специфические качества: словесно — логическое мышление, воображение, осмысленная память не созревают спонтанно, а зависят от воспитательной среды. Они формируются на протяжении детства, в процессе воспитания и обучения, которое играет, как писал Н. В. Квач «ведущую роль в психическом развитии ребенка» [2]. Мотивация, интерес к учебной деятельности тоже имеют большое влияние на развитие словесно-логического мышления младших школьников. Мотивация или интерес к учебной деятельности присущ любому младшему школьнику. Интерес — познавательное отношение человека к окружающему, к какой-то его стороне, к определенной области, в которую человек хочет проникнуть глубже. На основе интереса формируются специальные познавательные интересы. На уровень словесно-логического мышления помимо воспитания в семье и мотивации школьника, оказывает влияние особенности органического развития ребенка и задатки. Как известно, работа памяти, восприятия, ощущения вполне объясняется механической работой органов, в частности работой мозга и нервной системы [4].

Таким образом, словесно-логическое мышление — это вид мышления, предполагающий решение, возникающих задач посредством логического рассуждения и использования языковых конструкций. Такой вид мышления прежде всего основывается на применении различных понятий и логических операций. Этот вид мышления формирует в младшем школьном возрасте на «фундаменте» уже развитого наглядно-образного, наглядно-действенного мышления. Младший школьный возраст характеризуется активным развитием всех видов познания и является переломным для ребенка. Словесно-логическое мышление в рассматриваемом возрасте характеризуется развитием навыков логического обоснования собственных действий и рассуждений. Развитие словесно-логического мышления происходит при оперировании научными терминами и понятиями. В психологии принято выделять три уровня развития словесно-логического мышления: высокий, средний и низкий уровень. Выделяется два этапа развития словесно-логического мышления: первый усвоение понятия, второй познанием системных знаний.

Литература:

  1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков. Учебное пособие [Текст] / В. А. Аверин. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2019. — 397с
  2. Алферов, А. Д. Психология развития школьников. Учебное пособие по психологии / А. Д. Алферов. — Ростов Н/Д: изд-во «Феникс», 2018.
  3. Верейко И. Н. Развитие словесно-логического мышления у младших школьников // Научные исследования от теории к практике. 2015. № 1 (2). С. 149–150.
  4. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М.: Юрайт, 2016. 199 с.
  5. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ.-метод, пособие курсу Г18 «Психология человека». — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 276 с.
  6. Исаева Г. И. Особенности словесно-логического мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста на разных ступенях начальной школы// Инновационная наука: Психология, Педагогика, Дефектология// 2019.Том 2, № 2 С. 50–57.
  7. Морозов, А. В. Основы психологии / А. В. Морозов. — М.: Академический проект, 2005. — 352 c.
  8. Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией А. А. Реана. М.: Издательство АСТ, 2015. 591 с.
  9. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2019. — 713 c.
  10. Самкова И. А. Психологические условия развития познавательной активности в дошкольном возрасте // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11, № 1. С. 42–56.
Основные термины (генерируются автоматически): словесно-логическое мышление, младший школьный возраст, вид мышления, младший школьник, высокий уровень, логическое мышление, мышление, уровень, уровень развития, наглядно-действенное мышление.


Ключевые слова

мышление, младший школьный возраст, словесно-логическое развитие, уровни словесно-логического развития

Похожие статьи

Особенности развития мышления в подростковом возрасте

В статье рассматриваются особенности развития мышления младших и старших подростков. Представлены теоретические аспекты развития мышления в подростковом возрасте. По результатам практического исследования показаны основные отличия мышления младших и ...

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Логическое мышление как психолого-педагогическая проблема развития детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются теоретические основы процесса развития логического мышления у детей дошкольного возраста; раскрыто понятие — логическое мышление; акцентируется внимание на значении речи и сенситивного периода в ходе мыслительного процесса ре...

Изучение особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В данной работе рассматриваются проблемы изучения особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями. Автором статьи подробно проанализирована научно-методическая литература по вопросам словесно-логи...

Изучение мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы

В статье исследуется проблема особенностей мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем были выявлены различные группы учащихся, с которыми необходима специальная работа педагога-псих...

Педагогические условия развития смысловой произвольной памяти у детей дошкольного возраста

В статье рассмотрен вопрос о становлении произвольной памяти в дошкольном возрасте, возможностях ее развития в процессе целенаправленного обучения, условия ее развития.

Исследование особенностей взаимосвязи структурных компонентов ассертивности подростков 12–13 лет

В статье рассмотрены взаимосвязи структурных компонентов ассертивности в поведенческой, эмоционально-волевой и когнитивной сферах у подростков 12–13 лет. Выявлены основные связи между факторами школьной тревожности, навыком уверенного поведения и ирр...

Формирование логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр и упражнений

В статье рассмотрены особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр. Кроме того, показана классификация занимательных игр и описаны некоторые авторские игры по данной теме.

Творческое мышление в младшем школьном возрасте

В данной статье анализируется сущность творческого мышления, механизм творческого мышления и его критерии, специфика его в младшем школьном возрасте. Особое внимание уделяется условиям формирования творческого мышления учащихся.

Самоотношение родителей детей дошкольного возраста с разным уровнем речевого развития

В статье рассмотрены понятие самоотношения, его виды, функции. На основе эмпирических данных представлены психологические особенности самоотношения родителей детей дошкольного возраста с нормированным и нарушенным речевым развитием.

Похожие статьи

Особенности развития мышления в подростковом возрасте

В статье рассматриваются особенности развития мышления младших и старших подростков. Представлены теоретические аспекты развития мышления в подростковом возрасте. По результатам практического исследования показаны основные отличия мышления младших и ...

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Логическое мышление как психолого-педагогическая проблема развития детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются теоретические основы процесса развития логического мышления у детей дошкольного возраста; раскрыто понятие — логическое мышление; акцентируется внимание на значении речи и сенситивного периода в ходе мыслительного процесса ре...

Изучение особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В данной работе рассматриваются проблемы изучения особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями. Автором статьи подробно проанализирована научно-методическая литература по вопросам словесно-логи...

Изучение мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы

В статье исследуется проблема особенностей мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем были выявлены различные группы учащихся, с которыми необходима специальная работа педагога-псих...

Педагогические условия развития смысловой произвольной памяти у детей дошкольного возраста

В статье рассмотрен вопрос о становлении произвольной памяти в дошкольном возрасте, возможностях ее развития в процессе целенаправленного обучения, условия ее развития.

Исследование особенностей взаимосвязи структурных компонентов ассертивности подростков 12–13 лет

В статье рассмотрены взаимосвязи структурных компонентов ассертивности в поведенческой, эмоционально-волевой и когнитивной сферах у подростков 12–13 лет. Выявлены основные связи между факторами школьной тревожности, навыком уверенного поведения и ирр...

Формирование логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр и упражнений

В статье рассмотрены особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр. Кроме того, показана классификация занимательных игр и описаны некоторые авторские игры по данной теме.

Творческое мышление в младшем школьном возрасте

В данной статье анализируется сущность творческого мышления, механизм творческого мышления и его критерии, специфика его в младшем школьном возрасте. Особое внимание уделяется условиям формирования творческого мышления учащихся.

Самоотношение родителей детей дошкольного возраста с разным уровнем речевого развития

В статье рассмотрены понятие самоотношения, его виды, функции. На основе эмпирических данных представлены психологические особенности самоотношения родителей детей дошкольного возраста с нормированным и нарушенным речевым развитием.

Задать вопрос