В данной статье проводится анализ подходов процесса формирования словесно-логического мышления в младшем школьном возрасте. В частности, рассматриваются виды словесно-логического мышления, описываются уровни и характеристика словесно-логического мышления.
Ключевые слова: младший школьный возраст, словесно-логическое развитие, мышление, уровни словесно-логического развития.
У детей в младшем школьном возрасте начинает активно развиваться словесно-логическое мышление, которое предполагает умелое использование логических процессов, грамотное владение речью. Формирование словесно-логического мышления очень сложный и многогранный процесс, изучению которого посвящены работы талантливых научных деятелей: С. Л. Рубинштейн, А. А. Реан, Л. С. Выготский, А. Д. Алферов и многих других.
Границы младшего школьного возраста составляют: 6–12 лет. Этот возраст является переломным для детей. В младшем школьном возрасте формируется новая ведущая деятельность — учебная. Такая смена связана с тем, что дошкольник попадает в новый для него социальный институт — школу. Происходит смена прежнего окружения, появление первого социального статуса, а вместе с тем и появление новых обязанностей, которые требуют соблюдение учебной дисциплины, соблюдения новых установленных правил поведения [2]. На этом этапе у ребенка, который совсем недавно был дошкольником уже сформировано и развито, наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, а также присутствуют «зачатки» развития словесно-логического мышления.
Хотелось акцентировать внимание такому понятию, как мышление. Мышление в психологии занимает одно из центральных мест, так как именно мышление свидетельствует об уровне развития. Так, С. Л. Рубинштейн понимал мышление как процесс обобщенного опосредованного отражения действительности в ее существующих связях и отношениях. Ученый выделял:наглядно-образное, абстрактно-теоретическое, теоретическое, практическое мышление. Л. С. Выготский рассматривал мышление как процесс освоения человеком системы общественно-исторических выработанных знаний, которые зафиксированы в значениях слов. Л. С. Выготский установил наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление [4]. B. П. Зинченко, А. В. Петровский определяют мышление, как «психический процесс, осуществляемый в результате мыслительной деятельности человека, как «высшая форма психического отражения».
Таким образом, мы видим, что понятия у различных авторов не схожи между собой. Однако, при анализе научной литературы, можно прийти к выводу, что мышление — этопсихический процесс, высшая ступень человеческого познания относительно себя и окружающего мира. Итак, в психологии в зависимости от содержания принято выделять три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое [3].
Словесно логическое мышление — вид мышления формируется позже остальных видов, так как в общей сложности является образованием развитого наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Словесно-логическое мышление связано с устной и письменной речью. Л. С. Выготский относил словесно-логическое мышление к высшему уровню мышления и рассматривал слово не только как единство мышления и речи, но и как единство обобщения и общения, коммуникации и мышления. Именно словесно-логическое мышление помогает находить причинное — следственные связи между предметами или явлениями, формулировать понятия, находить решение задач и делать выводы. Его главное отличие от наглядно-образного мышление заключается в том, что оно отражает не просто образы или их свойства, но и отношения между ними. Оно выражается в решении сложных задач, где требуется глубокий анализ, результаты отвлеченной теоретической деятельности. Таким образом, словесно-логическое мышление — специфический вид мышления, включающий в себя анализ, абстрагирование и обобщение предметов и явлений, путем опосредованного изучения, и материализующийся с помощью речи. Проблемой развития словесно — логического мышления занимались: Ж. Пиаже, С. Л. Рубенштейн, В. В. Давыдов, Г. С. Абрамова, В. С. Мухина и др. Г. И. Минская в своих трудах выделяет два этапа развития словесно-логического мышления в младшем школьном возрасте: первый — характеризуется усвоением самого понятия, его признаков, второй этап непосредственно связан с более системными знаниями, т. е. выделение взаимосвязей и взаимоотношений между понятиями [6].
Основными критериями развития словесно-логического мышления младших школьников являются способность к обобщению (сопоставление предметов, выделение общих признаков предметов и явлений), способность к сравнению (выделение существенных и несущественных признаков предметов, определение сходства и различия предметов и явлений) и способность устанавливать причинно-следственные связи (установление закономерностей, установление связей и отношений между понятиями). Выготский Л. С. писал, что в младшем школьном возрасте память и восприятие становятся произвольными и регулируемыми. Младший школьник к десяти годам может самостоятельно владеть мыслительными операциями: делать выводы и умозаключения, находят частное и общее, выявляют закономерности. Также установлено, что решение логических задач способствует развитию словесно-логического мышления.
Выделяют три уровня развития словесно-логического мышления у младших школьников:
- Высокий уровень. Ребёнок отвечает правильно и полно, аргументирует свой ответ, заметив ошибку или неточность, исправляет её сам, объясняет, почему именно так следует ответить.
- Средний уровень. Ребёнок отвечает верно, но односложно, пытается объяснить ответ, используя формальное или поверхностное объяснение, самостоятельно исправляет ошибки.
- Низкий уровень. Ребёнок на вопросы не ответил или ответил наугад, или с ошибками, «показать» решение на наглядном материале не смог, объяснить свой ответ не может, с трудом исправляет ошибки.
Существуют причины развития словесно-логического мышления на низком уровне. Одним из наиболее влияющих факторов является воспитание ребенка в семье. Как правило, в семье, где родители имеют высокий уровень обученности, ребенок обычно обладает средним или высоким уровнем словесно-логического мышления. Младший школьник, не получающий обучения в семье или воспитывающийся в неблагополучной семье, часто попадают в категорию детей с низким уровнем словесно-логического мышления. Уровень усвоения научных понятий у младшего школьника, по мнению И. В. Шаповаленко, может различаться в зависимости от организации обучения школьников. В своих работах А. С. Выготский, Ф. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн говорят о том, что специфические качества: словесно — логическое мышление, воображение, осмысленная память не созревают спонтанно, а зависят от воспитательной среды. Они формируются на протяжении детства, в процессе воспитания и обучения, которое играет, как писал Н. В. Квач «ведущую роль в психическом развитии ребенка» [2]. Мотивация, интерес к учебной деятельности тоже имеют большое влияние на развитие словесно-логического мышления младших школьников. Мотивация или интерес к учебной деятельности присущ любому младшему школьнику. Интерес — познавательное отношение человека к окружающему, к какой-то его стороне, к определенной области, в которую человек хочет проникнуть глубже. На основе интереса формируются специальные познавательные интересы. На уровень словесно-логического мышления помимо воспитания в семье и мотивации школьника, оказывает влияние особенности органического развития ребенка и задатки. Как известно, работа памяти, восприятия, ощущения вполне объясняется механической работой органов, в частности работой мозга и нервной системы [4].
Таким образом, словесно-логическое мышление — это вид мышления, предполагающий решение, возникающих задач посредством логического рассуждения и использования языковых конструкций. Такой вид мышления прежде всего основывается на применении различных понятий и логических операций. Этот вид мышления формирует в младшем школьном возрасте на «фундаменте» уже развитого наглядно-образного, наглядно-действенного мышления. Младший школьный возраст характеризуется активным развитием всех видов познания и является переломным для ребенка. Словесно-логическое мышление в рассматриваемом возрасте характеризуется развитием навыков логического обоснования собственных действий и рассуждений. Развитие словесно-логического мышления происходит при оперировании научными терминами и понятиями. В психологии принято выделять три уровня развития словесно-логического мышления: высокий, средний и низкий уровень. Выделяется два этапа развития словесно-логического мышления: первый усвоение понятия, второй познанием системных знаний.
Литература:
- Аверин, В. А. Психология детей и подростков. Учебное пособие [Текст] / В. А. Аверин. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2019. — 397с
- Алферов, А. Д. Психология развития школьников. Учебное пособие по психологии / А. Д. Алферов. — Ростов Н/Д: изд-во «Феникс», 2018.
- Верейко И. Н. Развитие словесно-логического мышления у младших школьников // Научные исследования от теории к практике. 2015. № 1 (2). С. 149–150.
- Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М.: Юрайт, 2016. 199 с.
- Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ.-метод, пособие курсу Г18 «Психология человека». — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 276 с.
- Исаева Г. И. Особенности словесно-логического мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста на разных ступенях начальной школы// Инновационная наука: Психология, Педагогика, Дефектология// 2019.Том 2, № 2 С. 50–57.
- Морозов, А. В. Основы психологии / А. В. Морозов. — М.: Академический проект, 2005. — 352 c.
- Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией А. А. Реана. М.: Издательство АСТ, 2015. 591 с.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2019. — 713 c.
- Самкова И. А. Психологические условия развития познавательной активности в дошкольном возрасте // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11, № 1. С. 42–56.