Особенности обучения нападающему удару волейболисток 11–12 лет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 марта, печатный экземпляр отправим 26 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №9 (560) февраль 2025 г.

Дата публикации: 27.02.2025

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Засорина, Ю. С. Особенности обучения нападающему удару волейболисток 11–12 лет / Ю. С. Засорина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 9 (560). — С. 118-121. — URL: https://moluch.ru/archive/560/123001/ (дата обращения: 09.03.2025).



В данной статье рассматриваются вопросы эффективного подбора средств и методов для обучения нападающему удару при занятиях волейболом.

Ключевые слова: волейбол, атака, скоростно-силовые качества, волейболистки.

Введение

В современном волейболе нападающий удар является одним из решающих элементов игры большинства команд. Самым зрелищным моментом любого волейбольного матча является атака, именно в процессе атакующих действий получают наибольшее количество победных очков. Понимание и применение принципов правильной техники нападающего удара являются одними из приоритетных для волейболиста.

Цель исследования — теоретически и экспериментально обосновать методику обучения нападающему удару в волейболе.

В соответствии с поставленной целью в процессе исследования были выявлены следующие задачи :

  1. В процессе изучения научно-методической литературы раскрыть особенности обучения нападающему удару в волейболе.
  2. Разработать методику повышения эффективности нападающего удара волейболисток 11–12 лет.
  3. Экспериментально обосновать предложенную методику обучения нападающему удару волейболисток 11–12 лет.

Методы исследования

В ходе выполнения работы использовались следующие методы исследования:

  1. Анализ научно-литературных источников.
  2. Педагогическое наблюдение.
  3. Педагогический эксперимент.
  4. Педагогическое тестирование.
  5. Статистическая обработка данных исследований.

Наблюдение проводилось за организацией и методикой проведения занятий по волейболу с девочками 11–12 лет в МБОУ «СОШ с. Русская Халань». Отмечались особенности выполнения нападающего удара и наиболее типичные ошибки при выполнении.

Тестирование проводилось два раза в течение педагогического эксперимента. В сентябре 2023 г. проходило первоначальное тестирование, а в марте 2024 г. — конечное.

Педагогический эксперимент проводился с целью проверки гипотезы выпускной квалификационной работы.

В педагогическом эксперименте принимали участие две группы — экспериментальная группа (ЭГ) и контрольная группа (КГ): 12 девочек ЭГ и 12 девочек КГ.

Экспериментальная группа в течение шести месяцев занималась по разработанной методике, особенностью которой является включение подводящих упражнений, упражнений на групповые и командные взаимодействия, а также подвижных игр для обучения и закрепления техники нападающего удара. Тренировочные занятия проводились три раза в неделю. Продолжительность каждого занятия составляла 90 минут. При этом контрольная группа занималась по общепринятой программе по волейболу в соответствии с индивидуальными особенностями данной категории детей.

Педагогическое тестирование

Этот метод был использован для оценки технической и физической подготовленности волейболистов. Тестирование проводилось в два этапа: в начале и в конце эксперимента. Перед тестированием проводилась стандартная разминка в течение 20 минут.

Для определения технической подготовленности применялись следующие упражнения:

  1. Нападающий удар из зоны 4 в зону 1 и 5. Нападающий удар выполнялся с разбега, каждый выполнял по шесть ударов в каждую зону. Оценивалось попадание мяча в мишень [обруч диаметром 100 см (в зоне 1 и в зоне 5)]. Нападающий удар выполнялся поочередно в обе мишени. Неудачным исполнением считался удар в сетку, за пределы площадки, мимо мишеней.
  2. Нападающий удар из зоны 2 в зону 1 и 5. Нападающий удар выполнялся с разбега, каждый выполнял по шесть ударов в каждую зону. Оценивалось попадание мяча в мишень [обруч диаметром 100 см (в зоне 1 и в зоне 5)]. Нападающий удар выполнялся поочередно в обе мишени. Неудачным исполнением считался удар в сетку, за пределы площадки и мимо мишеней.
  3. Нападающий удар из зоны 3 в зону 1 и 5. Нападающий удар выполнялся с разбега, каждый выполнял по шесть ударов в каждую зону. Оценивалось попадание мяча в мишень [обруч диаметром 100 см (в зоне 1 и в зоне 5)]. Нападающий удар выполнялся поочередно в обе мишени. Неудачным исполнением считался удар в сетку, за пределы площадки и мимо мишеней.

Для оценки специальной физической подготовки применялись следующие тесты:

  1. бег 30 м, сек.;
  2. челночный бег (5 × 6), сек.;
  3. прыжок вверх с места, см;
  4. бросок набивного мяча 1 кг, м.

Результаты исследования и их обсуждение

Контрольная и экспериментальная группы до и после эксперимента

Тесты

ЭГ, %

КГ, %

Разница, %

ЭГ, %

КГ, %

Разница, %

До эксперимента

После эксперимента

Из зоны 4 в зону 1 и 5

54

52

2

77

64

13

Из зоны 2 в зону 1 и 5

56

59

3

83

72

11

Из зону 3 в зону 1 и 5

56

58

2

81

72

9

Как можно видеть из данных, представленных на рисунках 1 и 2, наблюдается стабильная динамика показателей улучшения точности нападающего удара как в контрольной, так и в экспериментальной группе.

Показатели технической подготовленности занимающихся экспериментальной группы до и после эксперимента, %

Рис. 1. Показатели технической подготовленности занимающихся экспериментальной группы до и после эксперимента, %

Показатели технической подготовленности занимающихся контрольной группы до и после эксперимента, %

Рис. 2. Показатели технической подготовленности занимающихся контрольной группы до и после эксперимента, %

Также проводилось тестирование для выявления уровня специальной физической подготовленности. До эксперимента отмечается небольшая разница в показателях девочек из экспериментальной и контрольной групп: от 0,3 до 2,2 %.

После эксперимента виден значительный прирост данных.

Девочки из контрольной группы после педагогического эксперимента преодолели дистанцию в 30 м за 6,14 сек., а из экспериментальной группы — за 5,48 сек., при этом разница в показателях перед и после педагогического эксперимента возросла с 2,20 до 12,04 %.

В челночном беге девочки из контрольной группы выполнили упражнение за 12,34 сек., а из экспериментальной группы — за 11,63 сек., разница в показателях до и после эксперимента возросла с 0,3 до 6,0 %.

Прыжок вверх с места был выполнен с результатом в 32,1 см девочками из контрольной группы и с результатом в 36,7 см девочками из экспериментальной группы, разница возросла с 2,07 до 13,0 %.

Также в броске набивного мяча девочки из контрольной группы выполнили упражнение с результатом в 8,1 м, а из экспериментальной группы — в 8,9 м, разница возросла с 1,2 % до 9 %.

Следует вывод, что экспериментальная методика положительно влияет не только на техническую подготовленность, но и на специальную физическую подготовленность. Данные представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты показателей специальной физической подготовленности контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента

Тесты

ЭГ

КГ

Разница, %

ЭГ

КГ

Разница, %

До эксперимента

После эксперимента

Бег 30 м, сек.

6,33 ± 0,68

6,47 ± 0,95

2,20

5,48 ± 0,47

6,14 ± 0,68

12

Челночный бег (5 × 6), сек.

12,60 ± 1,41

12,56 ± 0,89

0,30

11,63 ± 0,85

12,34 ± 1,04

6

Прыжок вверх с места, см

28,90 ± 3,12

28,30 ± 2,91

2,07

36,70 ± 2,58

32,10 ± 1,96

13

Бросок набивного мяча 1 кг, м

7,80 ± 1,64

7,90 ± 2,31

1,20

8,90 ± 1,53

8,10 ± 1,86

9

Результаты прироста показателей специальной физической подготовленности контрольной и экспериментальной групп до и после, %

Рис. 3. Результаты прироста показателей специальной физической подготовленности контрольной и экспериментальной групп до и после, %

Проанализировав результаты, представленные в таблицах, можно сделать вывод, что данная методика успешно повлияла на эффективность выполнения нападающего удара. Возросли показатели во всех тестах как в контрольной, так и в экспериментальной группе, однако в экспериментальной группе прирост всех показателей значительно выше, чем в контрольной. После проведенного эксперимента все девочки экспериментальной группы значительно улучшили качество исполнения атакующего удара и показатели специальной физической подготовленности после регулярных занятий, что доказывает эффективность предложенной методики.

Литература:

  1. Беляев, А. В. Прыжковая подготовка волейболистов в подготовительном периоде на основе анализа их соревновательной деятельности / А. В. Беляев, Л. В. Булыкина. — Текст: непосредственный // Теория и практика физической культуры. — 2004. — № 3. — С. 37.
  2. Волейбол / под общ. ред. А. В. Беляева, М. В. Савина. — Москва : ТВТ Дивизион, 2009. — 360 с.
  3. Суханов, А. В. Прыгучесть и прыжковая подготовка волейболистов / А. В. Суханов, Е. В. Фомин, Л. В. Булыкина. — Москва : Всероссийская федерация волейбола, 2012. — 24 с.
Основные термины (генерируются автоматически): нападающий удар, экспериментальная группа, контрольная группа, зона, педагогический эксперимент, специальная физическая подготовленность, техническая подготовленность, эксперимент, неудачное исполнение, попадание мяча.


Похожие статьи

Задать вопрос