В данной статье рассматриваются вопросы эффективного подбора средств и методов для обучения нападающему удару при занятиях волейболом.
Ключевые слова: волейбол, атака, скоростно-силовые качества, волейболистки.
Введение
В современном волейболе нападающий удар является одним из решающих элементов игры большинства команд. Самым зрелищным моментом любого волейбольного матча является атака, именно в процессе атакующих действий получают наибольшее количество победных очков. Понимание и применение принципов правильной техники нападающего удара являются одними из приоритетных для волейболиста.
Цель исследования — теоретически и экспериментально обосновать методику обучения нападающему удару в волейболе.
В соответствии с поставленной целью в процессе исследования были выявлены следующие задачи :
- В процессе изучения научно-методической литературы раскрыть особенности обучения нападающему удару в волейболе.
- Разработать методику повышения эффективности нападающего удара волейболисток 11–12 лет.
- Экспериментально обосновать предложенную методику обучения нападающему удару волейболисток 11–12 лет.
Методы исследования
В ходе выполнения работы использовались следующие методы исследования:
- Анализ научно-литературных источников.
- Педагогическое наблюдение.
- Педагогический эксперимент.
- Педагогическое тестирование.
- Статистическая обработка данных исследований.
Наблюдение проводилось за организацией и методикой проведения занятий по волейболу с девочками 11–12 лет в МБОУ «СОШ с. Русская Халань». Отмечались особенности выполнения нападающего удара и наиболее типичные ошибки при выполнении.
Тестирование проводилось два раза в течение педагогического эксперимента. В сентябре 2023 г. проходило первоначальное тестирование, а в марте 2024 г. — конечное.
Педагогический эксперимент проводился с целью проверки гипотезы выпускной квалификационной работы.
В педагогическом эксперименте принимали участие две группы — экспериментальная группа (ЭГ) и контрольная группа (КГ): 12 девочек ЭГ и 12 девочек КГ.
Экспериментальная группа в течение шести месяцев занималась по разработанной методике, особенностью которой является включение подводящих упражнений, упражнений на групповые и командные взаимодействия, а также подвижных игр для обучения и закрепления техники нападающего удара. Тренировочные занятия проводились три раза в неделю. Продолжительность каждого занятия составляла 90 минут. При этом контрольная группа занималась по общепринятой программе по волейболу в соответствии с индивидуальными особенностями данной категории детей.
Педагогическое тестирование
Этот метод был использован для оценки технической и физической подготовленности волейболистов. Тестирование проводилось в два этапа: в начале и в конце эксперимента. Перед тестированием проводилась стандартная разминка в течение 20 минут.
Для определения технической подготовленности применялись следующие упражнения:
- Нападающий удар из зоны 4 в зону 1 и 5. Нападающий удар выполнялся с разбега, каждый выполнял по шесть ударов в каждую зону. Оценивалось попадание мяча в мишень [обруч диаметром 100 см (в зоне 1 и в зоне 5)]. Нападающий удар выполнялся поочередно в обе мишени. Неудачным исполнением считался удар в сетку, за пределы площадки, мимо мишеней.
- Нападающий удар из зоны 2 в зону 1 и 5. Нападающий удар выполнялся с разбега, каждый выполнял по шесть ударов в каждую зону. Оценивалось попадание мяча в мишень [обруч диаметром 100 см (в зоне 1 и в зоне 5)]. Нападающий удар выполнялся поочередно в обе мишени. Неудачным исполнением считался удар в сетку, за пределы площадки и мимо мишеней.
- Нападающий удар из зоны 3 в зону 1 и 5. Нападающий удар выполнялся с разбега, каждый выполнял по шесть ударов в каждую зону. Оценивалось попадание мяча в мишень [обруч диаметром 100 см (в зоне 1 и в зоне 5)]. Нападающий удар выполнялся поочередно в обе мишени. Неудачным исполнением считался удар в сетку, за пределы площадки и мимо мишеней.
Для оценки специальной физической подготовки применялись следующие тесты:
- бег 30 м, сек.;
- челночный бег (5 × 6), сек.;
- прыжок вверх с места, см;
- бросок набивного мяча 1 кг, м.
Результаты исследования и их обсуждение
Контрольная и экспериментальная группы до и после эксперимента
Тесты |
ЭГ, % |
КГ, % |
Разница, % |
ЭГ, % |
КГ, % |
Разница, % |
До эксперимента |
После эксперимента |
|||||
Из зоны 4 в зону 1 и 5 |
54 |
52 |
2 |
77 |
64 |
13 |
Из зоны 2 в зону 1 и 5 |
56 |
59 |
3 |
83 |
72 |
11 |
Из зону 3 в зону 1 и 5 |
56 |
58 |
2 |
81 |
72 |
9 |
Как можно видеть из данных, представленных на рисунках 1 и 2, наблюдается стабильная динамика показателей улучшения точности нападающего удара как в контрольной, так и в экспериментальной группе.
Рис. 1. Показатели технической подготовленности занимающихся экспериментальной группы до и после эксперимента, %
Рис. 2. Показатели технической подготовленности занимающихся контрольной группы до и после эксперимента, %
Также проводилось тестирование для выявления уровня специальной физической подготовленности. До эксперимента отмечается небольшая разница в показателях девочек из экспериментальной и контрольной групп: от 0,3 до 2,2 %.
После эксперимента виден значительный прирост данных.
Девочки из контрольной группы после педагогического эксперимента преодолели дистанцию в 30 м за 6,14 сек., а из экспериментальной группы — за 5,48 сек., при этом разница в показателях перед и после педагогического эксперимента возросла с 2,20 до 12,04 %.
В челночном беге девочки из контрольной группы выполнили упражнение за 12,34 сек., а из экспериментальной группы — за 11,63 сек., разница в показателях до и после эксперимента возросла с 0,3 до 6,0 %.
Прыжок вверх с места был выполнен с результатом в 32,1 см девочками из контрольной группы и с результатом в 36,7 см девочками из экспериментальной группы, разница возросла с 2,07 до 13,0 %.
Также в броске набивного мяча девочки из контрольной группы выполнили упражнение с результатом в 8,1 м, а из экспериментальной группы — в 8,9 м, разница возросла с 1,2 % до 9 %.
Следует вывод, что экспериментальная методика положительно влияет не только на техническую подготовленность, но и на специальную физическую подготовленность. Данные представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты показателей специальной физической подготовленности контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента
Тесты |
ЭГ |
КГ |
Разница, % |
ЭГ |
КГ |
Разница, % |
До эксперимента |
После эксперимента |
|||||
Бег 30 м, сек. |
6,33 ± 0,68 |
6,47 ± 0,95 |
2,20 |
5,48 ± 0,47 |
6,14 ± 0,68 |
12 |
Челночный бег (5 × 6), сек. |
12,60 ± 1,41 |
12,56 ± 0,89 |
0,30 |
11,63 ± 0,85 |
12,34 ± 1,04 |
6 |
Прыжок вверх с места, см |
28,90 ± 3,12 |
28,30 ± 2,91 |
2,07 |
36,70 ± 2,58 |
32,10 ± 1,96 |
13 |
Бросок набивного мяча 1 кг, м |
7,80 ± 1,64 |
7,90 ± 2,31 |
1,20 |
8,90 ± 1,53 |
8,10 ± 1,86 |
9 |
Рис. 3. Результаты прироста показателей специальной физической подготовленности контрольной и экспериментальной групп до и после, %
Проанализировав результаты, представленные в таблицах, можно сделать вывод, что данная методика успешно повлияла на эффективность выполнения нападающего удара. Возросли показатели во всех тестах как в контрольной, так и в экспериментальной группе, однако в экспериментальной группе прирост всех показателей значительно выше, чем в контрольной. После проведенного эксперимента все девочки экспериментальной группы значительно улучшили качество исполнения атакующего удара и показатели специальной физической подготовленности после регулярных занятий, что доказывает эффективность предложенной методики.
Литература:
- Беляев, А. В. Прыжковая подготовка волейболистов в подготовительном периоде на основе анализа их соревновательной деятельности / А. В. Беляев, Л. В. Булыкина. — Текст: непосредственный // Теория и практика физической культуры. — 2004. — № 3. — С. 37.
- Волейбол / под общ. ред. А. В. Беляева, М. В. Савина. — Москва : ТВТ Дивизион, 2009. — 360 с.
- Суханов, А. В. Прыгучесть и прыжковая подготовка волейболистов / А. В. Суханов, Е. В. Фомин, Л. В. Булыкина. — Москва : Всероссийская федерация волейбола, 2012. — 24 с.