«Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский
Родители дошкольников часто обращаются к нам с просьбой оказать помощь их робким, стеснительным детям, которые при поступлении в школу остро ощущают неуверенность в себе и нуждаются в поддержке. Без осознанной веры в себя дети не могут думать самостоятельно, иметь собственную точку зрения и свободно высказывать ее, без стеснения выступать публично, находить новых друзей и легко включаться в совместную деятельность. Такие первоклассники с большим трудом адаптируются в реальных условиях современной школы. Поэтому перед нами стоит задача — помочь дошкольникам задолго до поступления в учебное заведение преодолеть в себе застенчивость, воспитать у них самостоятельность, умение адаптироваться в различных ситуациях, вооружить необходимыми приемами общения.
Главной задачей в нашей работе является воспитание физически и психически здоровой личности. Поэтому мы ведем работу в следующих направлениях:
- Формирование положительных эмоций и чувств;
- Укрепление физического здоровья детей с использованием нетрадиционных форм оздоровления (тимбилдинг, боди перкуссия);
- Стимулировать понимание своего тела, контролировать движения и мышечную силу, координацию и равновесия, развитие чувства ритма;
- Воспитание оптимистического мироощущения, взаимопомощи в детском коллективе.
Решению поставленных задач способствует использование такой формы работы, как тимбилдинг. Тимбилдинг — это командообразование. Данные задания реализуются в игровой форме. Целью таких занятий выступает сплочение детского коллектива, улучшение взаимодействия между участниками, развитие умения договариваться и сотрудничать, дружить и поддерживать друг друга. Элементы данной технологии мы включаем во все части занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. В своей работе мы используем много игр и упражнений, где дети могут сами принимать решения и действовать сообща. В этом нам помогает разное нетрадиционное оборудование.
Как правило, самыми любимыми игрушками для детей становятся вещи, совершенно не предназначенные для игры. Например, покрывало. Оно есть в каждом доме, а количество игр с ним разнообразно. Можно сыграть в остров — расстелить большое покрывало, оно будет океаном, разложить на нем маленькие колечки, которые будут островами. Осталось придумать интересную историю и задания. Превратим покрывало в ковер-самолет и отправимся в увлекательное путешествие. Предлагаем описание некоторых игр .
«Поймай мяч покрывалом»
Четыре игрока держат покрывало. Водящий кидает мяч, а игроки с покрывалом должны его поймать. Каждый из четырех игроков держит покрывало за один конец.
«Стена»
Дети делятся на две команды. Два ведущих держат на вытянутых руках покрывало, образу «стену» между командами. К покрывалу из каждой команды становятся по человеку, выбранными командами заранее (например, передавая мяч по сигналу ведущего по кругу). Они стоят лицом к друг другу, но не видя друг друга. т. к. покрывало разделяет их. На счет три ведущие опускают покрывало. Задача двух участников, стоящих перед покрывалом, назвать имена друг друга. Выигрывает тот, кто назвал имя противника первым. Тот, кто назвал имя последним, проигрывает. Проигравший переходит в другую команду, которая по другую сторону покрывала. Выигрывает та команда, в которой под конец игры оказалось больше игроков.
«Снежное покрывало»
Веселая игра без разучивания. Дети пробегают под покрывалом, которое поднимают взрослые. Два раза девочки, два раза-мальчики, а в конце-пробегают под покрывалом все дети.
Так же к нетрадиционному оборудованию можно отнести игровой парашют. Это яркая ткань, состоящая из нескольких цветных секторов, у которых по кругу расположены ручки. Запуск парашюта во время подвижных игр «Карусель» или «Перемена мест», создает атмосферу радости, сотрудничества и дружбы среди участников. Победившие в играх не только радуются, но и получают уверенность в своих силах. Каждый ребенок, независимо от уровня подготовки, чувствует себя значимым и нужным.
«Перемена мест»
Ход игры: Дети стоят по кругу, лицом к парашюту, руки хватом за цветной сектор. Дети произносят слова: Скучно, скучно нам стоять, не пора ли пробежаться, нам местами поменяться. Раз, два, три. Воспитатель продолжает, и называет любой цветовой сектор-красный беги! Дети, стоящие под этим цветом, пробегают под парашютом и меняются местами с другими детьми. Правило игры: Меняются местами только дети под названным цветовым сектором, остальные высоко держат парашют. Выигрывает тот, кто быстрее всех из своей команды поменяется местами.
«Попкорн»
Ход игры: Надо разложить парашют на полу, высыпать на него 20–40 (или более) маленьких мячиков. Затем по сигналу ведущего все участники должны встать у парашюта, поднять его и «хлопнуть» парашютом (сделать быстрое движение вверх и вниз), так чтобы мячики поднялись в воздух. (Внимание: парашют нельзя натягивать — он может порваться). Надо продолжать «готовить попкорн» до тех пор, пока не вылетят все шарики.
«Гольф»
Для игры необходимо взять парашют с отверстием в центре и мяч. Участникам предлагается катать мяч по парашюту по краю, по команде ведущего закатить его в центр, чтобы он упал.
Технология командообразования позволила нам выйти на новый уровень взаимодействия с детьми. Теперь мы партнеры и соучастники образовательного процесса.
Еще одной технологией, используемой нами в работе, является боди перкуссия. Она помогает выстраивать отношения в группе, улучшает концентрацию, память и восприятие, когнитивные способности в целом, развивает у детей чувство ритма, ведет к снижению беспокойства при социальных взаимодействиях.
Игры в технике боди-перкуссии.
« Веселые палочки»
Описание игры: дети сидят по кругу, перед ними лежат по две палочки. Звучит музыка Варламова «Кукушка». Дети отстукивают ритм сначала по коленкам кулачками, щелчками, затем берут палочки и ритмично и ритмично стучат ими, после чего перекатывают палочки сидящему рядом ребенку, игра продолжается по кругу.
«Дождик»
Описание игры: дети стоят по кругу и выполняют движения по тексту.
Дождь, дождь. дождь с утра (хлопки чередуются со шлепками по коленям)
Веселится детвора (легкие прыжки на месте)
Мы по лужам, шлеп-шлеп (притопы)
Мы в ладоши, хлоп-хлоп (ритмичные хлопки в ладоши)
Дождик нас не поливай (грозят пальцем)
А скорее догоняй! (разбегаются по залу врассыпную)
«Поезд»
Описание игры: используется цветная резинка, соединенная по кругу. Дети становятся в середину резинки друг за другом, образуя «паровозик». Звучит музыка, на 1 часть музыки дети двигаются по залу, на 2 часть-передают ритмический рисунок хлопками в ладоши, щелчками, хлопками по коленям и др. Можно так же использовать палочки, клавесы.
На наш взгляд, воспитывать уверенную в себе личность невозможно без формирования оптимистического мироощущения: активности и уверенности в себе, позитивного отношения к жизни. Атмосфера успеха, созданная педагогами, повышает у детей энтузиазм и интерес к занятиям. Мы применяем игры, которые помогают дошкольникам раскрепоститься, повышают самооценку.
«Садовник и цветы». Психолог рассказывает дошкольникам: «Если цветы долго не поливать водой — они завянут, это знает каждый. Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенный сад, там растут цветы, которым не надо воды. Они увядают, если долго не слышат о себе добрых и ласковый слов. Выбирается садовник, остальные дети — цветы. Дети придумывают название цветка. Задача садовника назвать как можно добрых ласковых слов своим цветам.
«Веселый паучок» Дети стоят в кругу. Ведущий находится в центре круга. Он выполняет роль паучка. В руках у него клубок ниток. Ведущий передает один конец нитки участнику игры. Распутывая клубок, «паучок» плетет паутинку, переходя от одного участника к другому. Задача участников крепко держать нить, не отпуская. В ходе игры дети помогают паучку. В конце игры участники кладут паутину на пол и любуются красивым узором. На роль паучка выбирается застенчивый ребенок. Игру можно проводить и с родителями.
Дошкольники, добившиеся положительных результатов в небольших делах, в дальнейшем стремятся достигнуть их и в более серьезных начинаниях. Для реализации данной задачи мы используем разные виды тренинговых упражнений, направленные на формирование навыков взаимопомощи и поддержки в детском коллективе.
«Ты и я команда» Дети берутся за руки и делают большой круг. Постепенно маленькими шагами, ребята приближаются в центр и произносят слова «Ты и Я» и так до тех пор, пока не получится маленький круг и их плечи не коснутся друг друга и тогда дети все вместе произносят «Команда!»
«Мост дружбы» Участники игры должны представить, что они на разных берегах и друг к другу не добраться. Но они могут это сделать с помощью моста дружбы. Только мосты будут разных размеров. Для того, чтобы перебраться через ручей, мост должен быть из двух человек, встречаем реку и мост должен уже быть из 4 человек. Встречам озеро — 6 человек, море — 8 человек и океан — из всей команды. И так дальше на увеличение. Строим мост дружбы для всего мира, для людей всей планеты.
«Скульптор» Детям дается установка: «Представьте, что вы мягкий и воздушный пластилин, а я буду лепить из пластилина. Я придумала и сейчас буду лепить, а вы попробуйте угадать, что получилось». Педагог, расставляя и укладывая детей на полу, пробует «слепить» из них любой предмет, животного, растение и т. д. А дети угадывают, кто получился. Самого застенчивого ребёнка просят быть лепщиком. Если ребёнку сложно придумать, что или кого он будет лепить, то педагог на ушко дает задание (например: слепи елочку, солнышко, зайца и т. д.)
Вырастить здорового ребенка — вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам детского сада. При использовании представленных нами формы работы, мы видим положительный результат. Не собираемся останавливаться на достигнутом, будем двигаться вперед, осваивая новые технологии в работе с детьми. Нам важно достичь такого результата, чтобы дети, переступая порог взрослой жизни не только имели высокий потенциал, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и приобрели багаж знаний, который помогает им делать это правильно.
Литература:
- Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ, издательство Лакоценин С. С.,2005г
- Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья М. Просвещение, 2004г
- Довыдов К. Д. Психологические особенности сплоченности коллектива К. Д. Давыдов. — Кадры, 2005
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд; СПб.: Речь, 2004.
- Смирнова М. А. Телесное восприятие ритма в музыкальном обучении. Изд. Педагогика искусства, 2019