Использование методов кинезиологии в коррекционно-образовательном процессе у детей с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (560) февраль 2025 г.

Дата публикации: 26.02.2025

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Красовских, Т. И. Использование методов кинезиологии в коррекционно-образовательном процессе у детей с ограниченными возможностями здоровья / Т. И. Красовских. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 9 (560). — С. 90-94. — URL: https://moluch.ru/archive/560/123012/ (дата обращения: 02.04.2025).



Ключевые слова: кинезиология, интеграция, межполушарное взаимодействие, образовательная кинезиология, кинезиологические упражнения.

Одной из наиболее значимых и актуальных проблем современного образования остается задача повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса, особенно в контексте обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. В условиях, когда количество детей с особыми образовательными потребностями растет, необходимо разрабатывать и внедрять новые подходы, которые бы учитывали их индивидуальные особенности и потребности. Решение этой проблемы требует комплексного подхода, который включает в себя как совершенствование существующих методов и форм обучения, так и поиск новых, более эффективных стратегий для формирования универсальных учебных действий. Важно, чтобы эти стратегии были адаптированы к реальным возможностям обучающихся, а также к условиям, в которых проходит их образовательная деятельность. С введением Федеральных государственных образовательных стандартов на все уровни образования, а также с появлением альтернативных учебных заведений, проблема адаптации образовательного процесса становится особенно актуальной. Проблема выбора методов коррекции отклоняющегося развития сложна и многогранна. Традиционно методы развития и коррекции нарушений у детей делятся на два основных направления:

  1. Когнитивные методы — направлены на формирование и развитие психических функций.
  2. Двигательные методы — используются как инструмент преодоления различных проблем самочувствия и взаимоотношений с другими людьми.

А. В. Семенович в своих работах [4] обосновывает необходимость комплексного подхода к коррекции когнитивных и двигательных нарушений, подчеркивая их взаимосвязь и взаимное влияние. Ее исследования показывают, что двигательная активность не просто способствует физическому развитию, но играет ключевую роль в формировании и восстановлении когнитивных функций.

Наш опыт применения методов кинезиологии показывает, что система работы, основанная на двигательных методах, является наиболее эффективной для коррекции отклонений и развития компенсаторных возможностей у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Уникальность нашего подхода заключается в комплексной работе над познавательным и речевым развитием дошкольников с ОВЗ с использованием кинезиологических методов. Кинезиология — это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через специфические двигательные упражнения. Эти методы не только способствуют развитию интеллекта и улучшению физического состояния, но также активируют различные участки коры больших полушарий, что помогает решить проблемы в различных областях психики.

Актуальность и значение использования кинезиологических упражнений подчеркиваются исследованиями таких специалистов, как А. Л. Сиротюк [5. 6] и А. В. Семенович [4]. Также важно отметить, что идеи, выработанные древними философами, такими как Конфуций, и учением Гиппократа, отмечают роль определённых движений в укреплении здоровья и развитии умственных способностей, а также в поддержании активной работы мозга.

Основателями образовательной кинезиологии являются американские педагоги, доктор наук Пол Деннисон [1] и Гейл Деннисон, которые разработали эту систему более 40 лет назад. В Россию она пришла в начале 90-х годов.

Кинезиология представляет собой перспективное научное направление, которое интегрирует знания и методы из различных областей, включая медицину, педагогику, психологию, дефектологию и логопедию. Она подчеркивает связь между движением тела и функциями мозга. За кажущейся простотой и игривостью предложенных движений скрывается глубокая нейрофизиологическая работа. Научные исследования подтверждают, что с помощью специально подобранных физических упражнений происходит интеграция деятельности тела и мозга, а работа обоих полушарий становится более сбалансированной.

Интересно отметить, что человек способен мыслить, находясь в неподвижном состоянии. Однако для более глубокого усвоения мыслей необходимо движение. И. П. Павлов утверждал, что каждая мысль завершается движением. Именно поэтому многим людям легче развивать свои идеи, выполняя повторяющиеся физические действия, такие как ходьба, покачивание ногами или постукивание карандашом по столу. Вся система нейропсихологических коррекционно-развивающих и формирующих программ строится на основе двигательной активности.

Наиболее благоприятный период для интеллектуального развития — это возраст от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще не окончательно сформирована. Именно поэтому педагогам следует помнить, что неподвижный ребёнок не может полноценно обучаться!

Учитывая эти особенности, а также знание о том, что недостаточно развитыми в дошкольном возрасте остаются компоненты психических функций, которые оказываются наиболее уязвимыми в начальной школе, когда требуется активизация психической активности, мы пришли к необходимости применения данной технологии в коррекционно-образовательном процессе в детских учреждениях.

Основная цель образовательной кинезиологии заключается в развитии межполушарного взаимодействия, что способствует активизации мыслительной деятельности.

Задачи :

– Развитие межполушарной специализации;

– Синхронизация работы двух полушарий;

– Развитие общей и мелкой моторики;

– Развитие памяти, внимания, воображения, мышления;

– Развитие речи;

– Создание положительного эмоционального настроя;

– Профилактика дислексии и дисграфии.

Кинезиология является одной из технологий, направленных на сохранение здоровья. Включая её в коррекционно-образовательный процесс, мы способствуем развитию межполушарного взаимодействия, психических процессов и зрительно-моторной координации у детей с ограниченными возможностями здоровья. Это достигается с помощью комплекса специализированных кинезиологических упражнений, которые активизируют деятельность головного мозга. В результате, ребёнок способен дольше удерживать внимание, сосредотачиваться и наблюдать за предметами и явлениями вокруг. Все кинезиологические упражнения делятся на четыре группы.

Первая группа включает упражнения, пересекающие среднюю линию тела (линия, проходящая вертикально и делящая тело на правую и левую половину). Упражнения способствуют одновременной работе двух глаз, рук, ног, ушей, интеграции двух полушарий мозга и включают механизм «единства мысли и движения» [7].

Например, упражнение « Перекрестные шаги » или « Колено — Локоть ».

Исходное положение : стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. (6–8 раз) (рисунок 1).

«Перекрестные шаги»

Рис. 1. «Перекрестные шаги»

Вторая группа нацелена на энергетизацию тела, обеспечивая необходимую скорость и интенсивность нервных процессов между клетками и группами нейронов в головном мозге. На уровне мозговой активности такие упражнения способствуют интеграции лимбической системы, отвечающей за эмоции, с передними отделами головного мозга, управляющими волевым поведением. В результате улучшается саморегуляция эмоционального состояния, а также развиваются навыки организации и целеполагания.Примером этой группы может быть упражнение « Энергетическая зевота ».

Исходное положение : сидя. Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти (рисунок 2).

«Энергетическая зевота»

Рис. 2. «Энергетическая зевота»

Третья группа растягивающие упражнения. Эти упражнения помогают снять напряжение с мышц и сухожилий всего тела. Когда мышцы растягиваются и возвращаются в свое естественное состояние и длину, они посылают сигнал в мозг о том, что человек чувствует себя расслабленным и спокойным, что, в свою очередь, свидетельствует о его готовности к умственной деятельности. На уровне работы головного мозга такие упражнения способствуют соединению стволовых отделов, отвечающих за реакцию на стресс, и передних отделов, которые регулируют волевое поведение. Таким образом, они содействуют снятию стресса и напряжения в теле.

Полезные эффекты включают улучшение внимания и моторной координации, что особенно важно для письменной работы, повышение фокуса и концентрации без лишнего напряжения, улучшение дыхания и общее состояние спокойствия. Кроме того, они способствуют улучшению способности выражать свои мысли и увеличивают энергию в руках и пальцах. Примером упражнений из этой группы может быть упражнение « Слон ».

Исходное положение : стоя. Встать в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклонить голову к плечу.

«Слон»

Рис. 3. «Слон»

От этого плеча вытянуть руку вперед, как хобот. Рука рисует «ленивую восьмерку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от 3 до 5 раз левой рукой, прижатой к левому уху и столько же правой рукой, прижатой к правому уху (рисунок 3).

Четвертая группа упражнения, повышающие позитивное отношение. Они стабилизируют и ритмизируют нервные процессы в организме, позволяя взглянуть на тревожащую ситуацию с новой перспективы. В результате улучшается способность к организованной деятельности, активизируется работа памяти и учебных навыков. Эти упражнения помогают снять стресс перед контрольными работами, спортивными соревнованиями и публичными выступлениями, а также облегчают чтение вслух.

Например, упражнения « Позитивные точки », « Крюки ».

Исходное положение : можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестить лодыжки ног, как удобно. Затем

вытянуть руки вперед, скрестив ладони, друг с другом, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз (рисунок 4).

«Крюки»

Рис. 4. «Крюки»

В своей практике мы применяем кинезиологические упражнения из программы А. Л. Сиротюк «Коррекция развития интеллекта дошкольников» [6] и комплексы упражнений из методики «Гимнастика Мозга» [1] Пола Деннисона. Кинезиологическая гимнастика может быть использована педагогами ежедневно, как в качестве утренней зарядки, так и для разминки перед началом занятий. Всего лишь несколько минут (от 3 до 5) таких упражнений способны значительно повысить умственную энергию.

Применение кинезиологического комплекса как во время уроков, так и в качестве физкультурной паузы обеспечивает как мгновенный, так и накопительный эффект, способствуя повышению умственной работоспособности и оптимизации психоэмоционального состояния детей.

Как показывает наш опыт работы, кинезиологические упражнения в условиях дошкольных образовательных учреждений расширяют круг общения детей и создают общность интересов между дошкольниками и их родителями. Они способствуют воспитанию коммуникативных качеств, активизируют познавательные интересы, а также помогают организовать и дисциплинировать детей. Одним из существенных плюсов является то, что данные методы не требуют материальных затрат, удобны в применении.

Следует подчеркнуть, что использование методов кинезиологии в сопровождении коррекционно-образовательного процесса приносит положительные результаты при наличии определенных условий:

– Необходима систематичность в выполнении кинезиологических упражнений.

– Темп и сложность упражнений должны постепенно увеличиваться.

– Важно соблюдать точность в выполнении движений и техник.

– Рекомендуется чередовать выполнение заданий с кинезиологическими упражнениями.

– При вовлечении детей в творческую деятельность упражнения желательно проводить до начала работы, не прерывая ее. Это связано с тем, что творческие занятия активируют правое полушарие мозга и требуют полного погружения.

– Занятия, направленные на деятельность левого полушария (логика, знаки, чертежи), можно прерывать с помощью динамической кинезиологической паузы.

Применение комплексного подхода с активным использованием методов кинезиологии в коррекционно-образовательном процессе у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) приводит к устойчивой положительной динамике, что отмечают и родители, и педагоги детских образовательных учреждений. Дети становятся более активными, инициативными и работоспособными, уверенными в своих силах и возможностях, а также эмоционально гармоничными. Улучшаются графические навыки, память и внимание, а произвольность поведения возрастает. Процессы торможения и возбуждения также гармонизируются. В результате, повышается продуктивность деятельности и улучшаются навыки усвоения учебного материала.

Литература:

  1. Деннисон П. Гимнастика мозга / перевод С. М. Масгутовой. — М.: Частное Образовательное Учреждение Психологической Помощи «Восхождение», 1997г.
  2. Использование метода кинезиологии в работе с дошкольниками / Е. И. Стальская, Ю. С. Корнеева, Е. Г. Ромицына // Северная Двина. — 2009. — 3 (май-июнь).
  3. Павлов И. П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. М., 1994.
  4. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М.: Академия, 2002.
  5. Сиротюк А. Л. Коррекция проблем обучения и развития методом кинезиологии. — М.: Аркти, 2003.
  6. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников.— М: ТЦ Сфера, 2008.
  7. Теоретические аспекты кинезиологии в области интеллектуального развития детей дошкольного возраста// М. Э. Бабаян
  8. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1996.
  9. Шанина Г.Е Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие — М., 1999.
Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, коррекционно-образовательный процесс, исходное положение, ограниченная возможность здоровья, головной мозг, комплексный подход, развитие, волевое поведение, двигательная активность, левая нога.


Похожие статьи

Роль нейропсихологических игр в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье обосновывается влияние нейропсихологических игр на развитие детей. Значимость и актуальность нейропсихологических игр в работе педагога.

Кинезиологические упражнения в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

В статье автор рассказывает о пользе кинезиологических упражнений в коррекционной работе.

Подходы к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В статье приводятся существующие подходы к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с применением современных аппаратных технологий и методических разработок.

Влияние кинезиологии на развитие высших психических функций детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается кинезиология как эффективное средство улучшения функционирования мозга, повышения продуктивности психических процессов.

Развитие межполушарного взаимодействия как эффективное направление активизации умственной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями

В статье дана характеристика детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрен термин «кинезиология», определены ее цели и задачи относительно влияния на развитие личности детей с особыми образовательными потребностям (ООП), освещена система...

Нейропсихологический подход к проблеме дисграфии младших школьников

В статье произведен теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по тематике возможности использования нейропсихологических методик для коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста страдающих дисграфией.

Современные технологии профилактики задержки речевого развития у детей раннего возраста

В статье рассмотрены способы использования современных технологий в коррекционно-профилактической работе по предупреждению задержки речевого развития у детей раннего возраста. Описан опыт специалистов дошкольных организаций в профилактике и предотвра...

Использование кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре в детском саду

В статье автор рассматривает комплекс упражнений и игр, которые стимулируют развитие интеллекта ребёнка.

Особенности работы с психической травмой у детей дошкольного возраста

В статье на основе опыта работы автор раскрывает значимость темы коррекционной работы с психотравмой на современном этапе развития общества.

Особенности нейропсихологической коррекции в детском возрасте

Нейропсихологическая коррекция в детской клинике предполагает применение комплекса методик с целью преодоления отклонений и нарушений в развитии психических функций у детей. Данная работа посвящена рассмотрению специфики нейропсихологии детского возр...

Похожие статьи

Роль нейропсихологических игр в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье обосновывается влияние нейропсихологических игр на развитие детей. Значимость и актуальность нейропсихологических игр в работе педагога.

Кинезиологические упражнения в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

В статье автор рассказывает о пользе кинезиологических упражнений в коррекционной работе.

Подходы к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В статье приводятся существующие подходы к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с применением современных аппаратных технологий и методических разработок.

Влияние кинезиологии на развитие высших психических функций детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается кинезиология как эффективное средство улучшения функционирования мозга, повышения продуктивности психических процессов.

Развитие межполушарного взаимодействия как эффективное направление активизации умственной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями

В статье дана характеристика детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрен термин «кинезиология», определены ее цели и задачи относительно влияния на развитие личности детей с особыми образовательными потребностям (ООП), освещена система...

Нейропсихологический подход к проблеме дисграфии младших школьников

В статье произведен теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по тематике возможности использования нейропсихологических методик для коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста страдающих дисграфией.

Современные технологии профилактики задержки речевого развития у детей раннего возраста

В статье рассмотрены способы использования современных технологий в коррекционно-профилактической работе по предупреждению задержки речевого развития у детей раннего возраста. Описан опыт специалистов дошкольных организаций в профилактике и предотвра...

Использование кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре в детском саду

В статье автор рассматривает комплекс упражнений и игр, которые стимулируют развитие интеллекта ребёнка.

Особенности работы с психической травмой у детей дошкольного возраста

В статье на основе опыта работы автор раскрывает значимость темы коррекционной работы с психотравмой на современном этапе развития общества.

Особенности нейропсихологической коррекции в детском возрасте

Нейропсихологическая коррекция в детской клинике предполагает применение комплекса методик с целью преодоления отклонений и нарушений в развитии психических функций у детей. Данная работа посвящена рассмотрению специфики нейропсихологии детского возр...

Задать вопрос