Формирование правильной речи является одним из важнейших направлений гармоничного развития ребенка. В настоящее время эта проблема чрезвычайно актуальна, так как доля детей, имеющих отклонения в развитии речи, постоянно увеличивается.
Сегодня с целью коррекции нарушений речевого развития детей все большее применяются компьютерные средства обучения. В работе воспитателя актуальным направлением внедрения информационно-компьютерных технологий становится использование мультимедийных игр, корректирующих развитие лексико-грамматического строя речи ребенка. Мультимедийные игры позволяют привнести в занятие эффект наглядности, повысить мотивацию ребенка, способствуют более тесной взаимосвязи воспитателя и детей. У мультимедийных игр можно назвать такие преимущества, как информационная ёмкость, компактность, доступность, эмоциональная привлекательность, мобильность и многофункциональность.
Целью внедрения мультимедийных игр в практику нашей работы стала оптимизация коррекционного процесса формирования у детей грамматически правильной речи.
Задачи:
— формирование у детей с ОНР словаря и грамматики, коммуникативных навыков, развитие высших психических функций;
— интенсификация процесса овладения полноценной речевой деятельностью, являющейся залогом успешного взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми;
— повышение мотивационной готовности ребёнка к образовательной деятельности.
При формировании словаря и грамматики у детей с ОНР применение мультимедийных игр позволяет эффективно прорабатывать:
1) употребление формы родительного падежа множественного числа имен существительных. В игре «Кого не стало?» детям предлагается рассмотреть детёнышей животных, правильно произнести их названия, запомнить, где какой детёныш находится. Затем дети закрывают глаза, слайд меняется, дети открывают глаза, смотрят и говорят, кого не стало.
Игра «Один — много»: взрослый называет один предмет, ребёнок много, например: У бабушки с дедушкой в огороде выросло много огурцов, помидоров, баклажанов;
2) употребление притяжательных прилагательных.
Игра «Потерянный хвост». Педагог говорит, что звери и птицы потеряли свои хвосты! Ребёнок должен посмотреть на картинку, выбрать для каждого персонажа подходящий хвост и сказать, чей он;
3) употребление антонимов.
Игра «Скажи наоборот»: нужно помочь герою сказки выполнить задание. На экране появляются предметные картинки с изображением различных видов мебели. Ребёнок должен внимательно рассмотреть предметы и помочь герою сказать наоборот: стол твёрдый, а стул мягкий, кресло новое, а шкаф старый и т. д. Знание антонимов значительно расширяет словарный запас и обогащает речь ребенка. А если обогащение словаря идёт с красочной подачей материала, то ребёнок намного легче и быстрее может освоить новый материал;
4) пополнение словаря по определенной лексической теме.
Игра «Найди семью». На экране появляются перепутанные взрослые домашние животные и их детёныши. Детям при помощи щелчка мыши нужно «отвести» детёныша к его маме, а затем назвать всё семейство, например: Мама — свинья, папа — свин, детёныш — поросёнок и т. д.
Игра «Узнай по описанию»: дети подбирают к ряду слов-признаков слово-предмет и соотносят с картинкой. Сначала взрослый описывает какой-либо овощ или фрукт, дети должны догадаться, о чем идет речь. Если дети отгадывают, то на экране появляется нужная картинка, если нет, то дети слышат возглас о неправильном ответе.
В игре «Кто за забором?» на экране изображён забор, из-за которого видны части тела домашних животных. Дети должны отгадать, кто там спрятался, и составить предложение про животного.
Мультимедийные игры очень эффективны на фронтальных занятиях по формированию лексико-грамматических категорий при изучении таких тем, как «Приметы осени. Грибы, ягоды. Бережное отношение к природе», «Овощи. Труд взрослых на полях и огородах», «Фрукты. Труд взрослых в садах», «Домашние животные и птицы. Наши четвероногие друзья», «Жизнь диких зверей и птиц осенью» и многих других. На каждом занятии (например, «В деревне у бабушки с дедушкой», «Путешествие с Буратино», «В гостях у бабушки Федоры», «Проделки Снежной Королевы», «В гостях у Старичка-Лесовичка» и т. д.) появляется новый герой, с помощью которого проходит НОД.
Мультимедийные игры очень продуктивны и в процессе закрепления пройденного материала: на индивидуальных занятиях и в работе с родителями, которые могут найти нужный материал на сайте детского сада.
Красочный, разнообразный демонстрационный материал (в том числе анимация), применяемый при использовании ИКТ, повышает интерес ребенка к процессу обучения. Это способствует большей концентрации его внимания на занятии и, как следствие, развитию его памяти, в том числе ассоциативной. Возможность использования звукового и музыкального сопровождения (например, в темах о диких и домашних животных можно прослушивать звучание их голосов) делает образовательный процесс более выразительным, а использование анимации и сюрпризных моментов более интересным и увлекательным (дети получают одобрение не только от педагога, но и со стороны компьютера в виде картинок, сопровождающихся звуковым оформлением).
При проведении непосредственно-образовательной деятельности мультимедийные игры позволяют перейти от объяснительно-иллюстрированного способа подачи материала к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом образовательного процесса. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками и позволяет достичь более высоких результатов в обучении и воспитании детей.
Литература:
- Болотина Л. Р., Микляева Н. В., Родионова Ю. Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении: Методическое пособие. М., 2006.
- Бондаренко А. К. Дидактическая игра в детском саду. М., 1991.
- Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР. М., 2008.