Мультимедийные игры как средство оптимизации логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (560) февраль 2025 г.

Дата публикации: 27.02.2025

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Демьяненко, Е. Е. Мультимедийные игры как средство оптимизации логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи / Е. Е. Демьяненко, Е. В. Сиротина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 9 (560). — С. 74-75. — URL: https://moluch.ru/archive/560/123027/ (дата обращения: 02.04.2025).



Формирование правильной речи является одним из важнейших направлений гармоничного развития ребенка. В настоящее время эта проблема чрезвычайно актуальна, так как доля детей, имеющих отклонения в развитии речи, постоянно увеличивается.

Сегодня с целью коррекции нарушений речевого развития детей все большее применяются компьютерные средства обучения. В работе воспитателя актуальным направлением внедрения информационно-компьютерных технологий становится использование мультимедийных игр, корректирующих развитие лексико-грамматического строя речи ребенка. Мультимедийные игры позволяют привнести в занятие эффект наглядности, повысить мотивацию ребенка, способствуют более тесной взаимосвязи воспитателя и детей. У мультимедийных игр можно назвать такие преимущества, как информационная ёмкость, компактность, доступность, эмоциональная привлекательность, мобильность и многофункциональность.

Целью внедрения мультимедийных игр в практику нашей работы стала оптимизация коррекционного процесса формирования у детей грамматически правильной речи.

Задачи:

— формирование у детей с ОНР словаря и грамматики, коммуникативных навыков, развитие высших психических функций;

— интенсификация процесса овладения полноценной речевой деятельностью, являющейся залогом успешного взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми;

— повышение мотивационной готовности ребёнка к образовательной деятельности.

При формировании словаря и грамматики у детей с ОНР применение мультимедийных игр позволяет эффективно прорабатывать:

1) употребление формы родительного падежа множественного числа имен существительных. В игре «Кого не стало?» детям предлагается рассмотреть детёнышей животных, правильно произнести их названия, запомнить, где какой детёныш находится. Затем дети закрывают глаза, слайд меняется, дети открывают глаза, смотрят и говорят, кого не стало.

Игра «Один — много»: взрослый называет один предмет, ребёнок много, например: У бабушки с дедушкой в огороде выросло много огурцов, помидоров, баклажанов;

2) употребление притяжательных прилагательных.

Игра «Потерянный хвост». Педагог говорит, что звери и птицы потеряли свои хвосты! Ребёнок должен посмотреть на картинку, выбрать для каждого персонажа подходящий хвост и сказать, чей он;

3) употребление антонимов.

Игра «Скажи наоборот»: нужно помочь герою сказки выполнить задание. На экране появляются предметные картинки с изображением различных видов мебели. Ребёнок должен внимательно рассмотреть предметы и помочь герою сказать наоборот: стол твёрдый, а стул мягкий, кресло новое, а шкаф старый и т. д. Знание антонимов значительно расширяет словарный запас и обогащает речь ребенка. А если обогащение словаря идёт с красочной подачей материала, то ребёнок намного легче и быстрее может освоить новый материал;

4) пополнение словаря по определенной лексической теме.

Игра «Найди семью». На экране появляются перепутанные взрослые домашние животные и их детёныши. Детям при помощи щелчка мыши нужно «отвести» детёныша к его маме, а затем назвать всё семейство, например: Мама — свинья, папа — свин, детёныш — поросёнок и т. д.

Игра «Узнай по описанию»: дети подбирают к ряду слов-признаков слово-предмет и соотносят с картинкой. Сначала взрослый описывает какой-либо овощ или фрукт, дети должны догадаться, о чем идет речь. Если дети отгадывают, то на экране появляется нужная картинка, если нет, то дети слышат возглас о неправильном ответе.

В игре «Кто за забором?» на экране изображён забор, из-за которого видны части тела домашних животных. Дети должны отгадать, кто там спрятался, и составить предложение про животного.

Мультимедийные игры очень эффективны на фронтальных занятиях по формированию лексико-грамматических категорий при изучении таких тем, как «Приметы осени. Грибы, ягоды. Бережное отношение к природе», «Овощи. Труд взрослых на полях и огородах», «Фрукты. Труд взрослых в садах», «Домашние животные и птицы. Наши четвероногие друзья», «Жизнь диких зверей и птиц осенью» и многих других. На каждом занятии (например, «В деревне у бабушки с дедушкой», «Путешествие с Буратино», «В гостях у бабушки Федоры», «Проделки Снежной Королевы», «В гостях у Старичка-Лесовичка» и т. д.) появляется новый герой, с помощью которого проходит НОД.

Мультимедийные игры очень продуктивны и в процессе закрепления пройденного материала: на индивидуальных занятиях и в работе с родителями, которые могут найти нужный материал на сайте детского сада.

Красочный, разнообразный демонстрационный материал (в том числе анимация), применяемый при использовании ИКТ, повышает интерес ребенка к процессу обучения. Это способствует большей концентрации его внимания на занятии и, как следствие, развитию его памяти, в том числе ассоциативной. Возможность использования звукового и музыкального сопровождения (например, в темах о диких и домашних животных можно прослушивать звучание их голосов) делает образовательный процесс более выразительным, а использование анимации и сюрпризных моментов более интересным и увлекательным (дети получают одобрение не только от педагога, но и со стороны компьютера в виде картинок, сопровождающихся звуковым оформлением).

При проведении непосредственно-образовательной деятельности мультимедийные игры позволяют перейти от объяснительно-иллюстрированного способа подачи материала к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом образовательного процесса. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками и позволяет достичь более высоких результатов в обучении и воспитании детей.

Литература:

  1. Болотина Л. Р., Микляева Н. В., Родионова Ю. Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении: Методическое пособие. М., 2006.
  2. Бондаренко А. К. Дидактическая игра в детском саду. М., 1991.
  3. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР. М., 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, занятие, образовательный процесс, правильная речь, труд взрослых.


Похожие статьи

Игровые технологии как средство обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи

Авторские развивающие игры для детей с общим недоразвитием речи

Использование здоровьесберегающего потенциала биоадекватной методики в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Интеграция элементов краеведческого материала в речевые игры для детей с общим недоразвитием речи

Формирование невербальных (кинесических) средств общения в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи

Интерактивные игры как средство познания финансовой грамотности детьми старшего дошкольного возраста

Использование игрового комплекта «Пертра» в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Использование авторских стихотворений в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации звуков у детей с речевым недоразвитием

Театрализованные игры как средство активизации речевой деятельности детей-логопатов

Логопедические проекты как средство активизации познавательно-речевой деятельности дошкольников с нарушением речи

Похожие статьи

Игровые технологии как средство обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи

Авторские развивающие игры для детей с общим недоразвитием речи

Использование здоровьесберегающего потенциала биоадекватной методики в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Интеграция элементов краеведческого материала в речевые игры для детей с общим недоразвитием речи

Формирование невербальных (кинесических) средств общения в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи

Интерактивные игры как средство познания финансовой грамотности детьми старшего дошкольного возраста

Использование игрового комплекта «Пертра» в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Использование авторских стихотворений в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации звуков у детей с речевым недоразвитием

Театрализованные игры как средство активизации речевой деятельности детей-логопатов

Логопедические проекты как средство активизации познавательно-речевой деятельности дошкольников с нарушением речи

Задать вопрос