Рассмотрены вопросы теории мотивации. Раскрыта важная роль мотивации профессиональной деятельности сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России.
Ключевые слова: мотивация, управление, профессиональная деятельность
Государственная служба России основана на понимании государственной службы как особой профессии, требующей полной отдачи в служении государству. Для получения значительного эффекта в деятельности государственных служащих необходимо особое внимание уделить их мотивации.
В ходе работы над статьей выявлено, что мотивация является одним из самых главных вопросов на государственной службе. В целях стимулирования применяются как материальные, так и нематериальные инструменты мотивации служащих.
Формирование системы мотивации в России со времен СССР активно изменялась вместе со всей государственной системой и общественными институтами. Основными особенностями формирования системы мотивации, которые стали определяющими факторами, являются: превосходство материального вознаграждения и тот факт, что управление системой традиционно происходит «сверху». Кроме того, ранее использованные механизмы мотивации могут быть недейственными для современной системы государственной службы, чему способствует трансформация материальных и нематериальные ценностей [1].
В совокупности все инструменты мотивации делают государственную службу более привлекательной как для гражданских служащих, так и для общества в целом. При ненадлежащем исполнении должностных обязанностей и нарушении законодательства государственный гражданский служащий привлекается к следующим видам ответственности: дисциплинарная, уголовная, административная и материальная.
Было выявлено, что при поступлении на государственную службу кандидаты руководствуются внешней мотивацией, к которой можно отнести престиж, карьерный рост, комфорт, стабильность и т. п. Менее значительной мотивацией является материальная обеспеченность, так как оплата труда на государственной службе невысока в отличии от коммерческого сектора, что является одной из самых важных проблем мотивации на государственной службе.
Система мотивации должна рассматриваться как сочетание внешних и внутренних мотивов человека, которые могут постоянно меняться и их необходимо постоянно идентифицировать и приводить в соответствие с различными видами внешней мотивации. Любая разработанная система мотивации не будет оказывать необходимый эффект, если она не коррелирует с ожиданиями и потребностями государственных служащих, а для их выяснения необходимо поддерживать постоянный контакт с ними, проводить личные беседы, анкетирование, опросы и т. д.
Были изучены основные теории мотивации и стимулирования, сформулированные отечественными и зарубежными учеными — классическая теория управления Ф. Тейлора и А. Файоля, концепция человеческих отношений Дж. Э. Мейо, модель Д. Мак-Грегора, теория человеческих ресурсов, двухфакторная теория Ф. И. Херцберга, типологическая модель трудовой мотивации В. И. Герчикова [2].
Теории мотивации принято разделять на две основные группы: содержательные теории мотивации и процессуальные теории мотивации.
Содержательные теории делают акцент на выявлении и изучении внутренних побуждений, которые лежат в основе поведения людей. Они направлены на определение потребностей, побуждающих людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. При формировании основ современных концепций мотивации наибольшее значение имели работы: А. Маслоу, Ф. Герцберга и Д. МакКлелланда.
Процессуальные теории в отличие от содержательных не обращаются к внутренним побуждениям сотрудников, а подходят к рассмотрению мотивов совершения деятельности сотрудников со стороны их взаимодействия с другими процессами труда.
Теоретическая значимость выводов заключается в более глубоком изучении проблематики теорий мотивации и методах стимулирования.
Данные выводы призваны обозначить перед ответственными лицами и руководителями в организациях сферы государственного управления значимость применения теорий мотивации в структуре деятельности по формированию мотивации сотрудников к активной трудовой деятельности. Полученные выводы выступают в роли определенных границ, которых следует придерживаться при осуществлении процессов мотивации и стимулирования.
Проанализирована нормативная правовая база в области мотивации и стимулирования государственных служащих на различных уровнях:
— на федеральном уровне — федеральные законы, указы Президента Российской Федерации;
— на ведомственном уровне — Приказы МЧС России, Минюста Российской Федерации, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Федеральной службы по труду и занятости, Федерального агентства воздушного транспорта;
— на региональном уровне — постановления Правительства субъектов Российской Федерации.
По результатам анализа нормативно-правовой базы, разработанной на различных уровнях, были сделаны выводы, что в российском законодательстве документально закреплен ряд методов материального и нематериального стимулирования государственных служащих:
— выплаты стимулирующего характера [3];
— социальные гарантии [4];
— возможность обучения, повышения квалификации,
— обеспечение продвижения по карьерной лестнице;
— профессиональное развитие и институт наставничества;
— методы наказания и воздействия;
— поощрения за достигнутые успехи [5];
— формирование корпоративного духа;
— создание условий для самореализации.
Исследованы современные инструменты стимулирования государственных служащих в системе МЧС России и мотивы, на которые они направлены:
— выплаты стимулирующего характера, социальные гарантии, пенсионное, страховое обеспечение направленные на удовлетворение мотива получения материальных благ;
— награждение знаками отличия, грамотами, благодарностями, внеочередное присвоение специальных званий, включение в кадровый резерв, направленные на удовлетворение мотивов служения, чувства долга и патриотизма.
В ходе исследования выявлены определенные проблемы в применении методов стимулирования, используемых для мотивации личного состава органов государственного управления, такие как неквалифицированное применение методов руководителями, общий подход к мотивации персонала без учета личных особенностей служащих, нормативно-правовой базой, не реагирующей на постоянно изменяющуюся социально-экономическую ситуацию и динамику рынка труда.
В результате научной работы разработаны рекомендации по разрешению проблем ненадлежащей мотивации и стимулирования государственных служащих в системе МЧС России:
— введение объективной оценки персонала — рейтинга работников,
— персональный подход к стимулированию личного состава путем формирования индивидуального стимулирующего предложения,
— введение дополнительных стимулирующих выплат путем внесения изменений в действующие нормативно-правовые акты,
— улучшение жилищного обеспечения работников и сотрудников системы МЧС России,
— расширение объема социальных гарантий для личного состава,
— улучшение морально-психологического климата в подразделениях.
Реализация разработанных рекомендаций позволит обеспечить повышение мотивации личного состава подразделений МЧС России и повысить эффективность использования различных методов стимулирования в целях повышения результативности трудовой деятельности.
Литература:
- Базаров, Т. Ю. Психология управления персоналом: учебник и практикум для вузов / Т. Ю. Базаров. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 381 с.
- Герчиков, В. И. Управление персоналом /В. И. Герчиков.М.: ИНФРА-М, 2008, 282 с.
- Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14 декабря 2019 года № 747 «Вопросы оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России».
- Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21 марта 2013 года № 195 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы».
- Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 6 декабря 2010 г. N 620 «О ведомственных знаках отличия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».