Практика преподавания английского языка в современной школе посредством активизации функциональной грамотности с помощью современных технических средств обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 марта, печатный экземпляр отправим 26 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (560) февраль 2025 г.

Дата публикации: 28.02.2025

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Маркелова, Д. М. Практика преподавания английского языка в современной школе посредством активизации функциональной грамотности с помощью современных технических средств обучения / Д. М. Маркелова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 9 (560). — С. 97-104. — URL: https://moluch.ru/archive/560/123049/ (дата обращения: 12.03.2025).



}}}

В данной статье рассмотрена практика преподавания английского языка в современной школе посредством активизации функциональной грамотности с помощью современных технических средств обучения. Коммуникативная компетенция является одной из актуальных проблем на сегодняшний день. Целью учителя становится создание реальных и вымышленных ситуаций общения на уроке иностранного языка, учитывая при этом, личностные качества обучающегося.Всвязи с этим, идея интеграции актуальна в современном образовательном процессе. Она является предметом теоретических и практических исследований. Автором предлагается проведение интегрированных уроков, объединяющих многочисленные предметы посредством активизации функциональной грамотности с помощью современных технических средств обучения, изучение которых предусмотрено РП и КТП. Особое внимание обращается на активизации функциональной грамотности с помощью современных технических средств обучения для решения проблем, с которыми обучающимся придется столкнуться в социальной жизни и умению применять полученные практические знания на практике.

Ключевые слова: функциональная грамотность, исследование PISA, компетентность, расширение понятия, функциональная грамотность как основа для развития компетентности, функционально грамотный человек, ТСО.

Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя задача-помочь им раскрыться и развить собственные идеи…

И. Г. Песталоцци

Современное общество в век информационных технологий требует, чтобы личность обладала коммуникабельностью, умением предоставить основную идею, замысел от которой зарождается весь проект, обладала гибкостью мышления, занималась самообразованием и была готова решить задачи в повседневной жизни.

Международные рейтинги качества системы образования опираются на данные исследований PIRLS, TIMSS, PISA. Цель Государственной программы «Развитие образования» на 2018–2025 годы — это качество образования, которое характеризуется: сохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS) (Trends in Mathematics and Science Study); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). [1, с.2]

В России национальным центром проведения исследования PISA является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования». Главное отличие программы PISA (Programme for International Student Assessment) от ЕГЭ и ОГЭ заключается в том, что она выявляет навыки учащихся руководствоваться рассудком и логикой при решении нестандартных задач, изучает итоги тестирования, чтобы выявлять проблемные места в сфере школьного образования страны в целом. [2, с.2]

Исследованием функциональной грамотности занимались такие исследователи, педагоги, лингвисты и психологи как: Н. Ф. Виноградова, С. А. Тангян, П. И. Фролова, А. В. Горина, Леонтьев А. А. Одно из распространенных определений функциональной грамотности дал лингвист и психолог Леонтьев А. А. «Функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течении жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». [3, с.1]

В требованиях ФГОС и предметным результатам по иностранному языку предложены пути решения повышения качества знаний и умений у обучающихся через фундаментальные знания, компетенции и личностные качества современного школьника.

Говоря о компетенции (решение сложных задач), необходимо помнить, что ученику придется решать проблемы в сложных жизненных ситуациях с помощью критического мышления, креативности, коммуникации и сотрудничества. Большое внимание уделяется документальному обеспечению реализации компетентностного подхода в образовании на всех уровнях. В разрабатываемых и внедряемых документах (фонд оценочных средств, паспорт компетенций, кластер компетенций и др.) прописывается компонентный состав каждой компетенции, а также указываются критерии оценки сформированности того или иного уровня компетенций.

Но подобного рода информация редко оказывается доступной непосредственно для обучаемых, соответственно, обучаемый как субъект образования лишается возможности отслеживать собственный путь формирования компетенций и своевременно вносить коррективы в свой образовательный маршрут, отмечает А. В. Горина [8].

Что, в свою очередь, ставит под угрозу формирование и развитие функциональных умений, составляющих основу функциональной грамотности, так как ситуация «незнания» обучаемым собственных результатов учебной деятельности может привести к тому, что мотивационная и рефлексивная составляющие функциональной грамотности будут выражены в недостаточной степени. Соответственно, необходимо прилагать особые усилия для того, чтобы у обучаемых развивались направленность на осознание собственных образовательных потребностей, способность к формированию близких и дальних планов в соответствии с представлениями о своих подлинных возможностях, целях, обстоятельствах. Одним из средств достижения поставленной цели могут быть внедряемые методические разработки, предназначенные для самоконтроля формируемых компетенций [9].

Исследователи единодушны во мнении, что формирование функциональной грамотности человека не может закончиться одновременно с окончанием школы, так как в условиях информационного общества данный процесс будет продолжаться всю жизнь в связи с постоянно происходящими изменениями в различных сферах деятельности, и человек будет поставлен перед необходимостью освоения новых норм и правил жизнедеятельности. [10]

Следует отметить, что коммуникативная компетенция является одной из актуальных проблем на сегодняшний день. В связи с этим, целью учителя становится создание реальных и вымышленных ситуаций общения на уроке иностранного языка, учитывая при этом, личностные качества обучающегося (решение задач в изменяющихся условиях). Так как у каждого человека есть свой характер, есть генетическая предрасположенность, то задачей учителя становится попытка развить в ребенке все самые хорошие качества, которые пойдут ему на пользу. К ним относятся: любознательность, инициативность, упорство\настойчивость, гибкость, лидерство, социальная и культурная осведомленность.

Фундаментальные знания помогут нашему ученику стать успешным человеком и помогут решать задачи в повседневной жизни, в нашем многогранном, быстро меняющемся мире. Применять полученные знания в повседневной жизни, помогут все виды функциональной грамотности.

– Языковая (читательская грамотность);

– Математическая грамотность;

– Естественно- научная грамотность;

– ИКТ-грамотность;

– Финансовая грамотность;

– Культурная грамотность;

– Гражданская грамотность.

Целью функциональной грамотности является развитие разносторонних способностей обучающихся с целью овладения системой знаний, умений и навыков для обеспечения возможности вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. [4]

Некоторые преимущества функциональной грамотности

Востребованность на рынке труда. Функционально грамотные люди способны быстро реагировать на любые вызовы, осваивать новые знания и применять их в решении возникающих проблем. [5] Готовность ориентироваться в современной реальности. Если учащийся сумел приобрести навыки функциональной грамотности, он будет легко ориентироваться в современной реальности. [5] Мотивация к учёбе. Формирование функциональной грамотности помогает детям понять, как обучение пригодится в дальнейшей жизни, что делает их более увлечёнными уроками.

Икт грамотность предлагает разумное и правильное использование ресурсов интернета. Учитель предлагает использовать интернет ресурсы только ссылки проверенных сайтов. В старших классах обучающиеся чаще занимаются самообразованием, пишут проекты, поэтому они ищут информацию самостоятельно. Учитель предлагает ученикам ссылки видеоуроков, где ребята могут дополнить или закрепить изученный материал. Основная задача учителя научить обучающегося правильно и безопасно для себя отбирать проверенный информационный материал из огромного количества, предложенного на просторах интернета.

Именно поэтому применение ТСО для активизации функциональной грамотности актуально на сегодняшний день. На протяжении нескольких лет учителя-предметники стараются применять все виды функциональной грамотности с помощью современных технических средств обучения, которые помогают решить проблему коммуникативной компетенции через более точную и полную учебную информацию и погружение ученика в языковую среду. Благодаря еже урочной системной работе удается прийти к следующим результатам: у слабоуспевающих обучающихся появляется мотивация к получению знаний английского языка; успевающие обучающиеся стремиться применить свои умения и навыки на практике, развивая способности контролировать и оценивать свои достижения, формируя умения учиться.

У учителя особая миссия. Личность учителя это ведущий фактор. Современный учитель является генератором лучших идей. Ученик — получатель этих идей. Учитель должен знать: чему учить, зачем этому учить и как этому научить. Современный ученик должен понимать и уметь ответить себе на вопрос: «Что я изучаю? Для чего мне нужны знания? Где я смогу применить полученные знания в процессе обучения и в будущем?»

При правильной подаче учителем учебного материала любая задача для ученика выполнима. Современному учителю на уроках иностранного языка необходимо совмещать и прорабатывать задания, которые будут применяться во время ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, для положительного результата во время их сдачи. Чтобы взаимодействие между обучающимся и учителем происходило четко и слажено, нужны инструменты такие как: УМК. В каждой школе учителя предметники используют различные УМК, где предлагаются разные виды заданий. Ученикам легко ориентироваться в учебнике, так как каждый УМК состоит из 3 временных периодов (осень, зима, весна). В каждом разделе есть дополнительный материал.

Повысить у обучающегося мотивацию к учебе помогут мастерство учителя, применяющего все виды функциональной грамотности с помощью современных технических средств обучения таких как: интерактивная доска, образовательные ресурсы и приложения, такие как Duolingo, Babbel или Rosetta Stone, которые предлагают интерактивные уроки и упражнения для развития разговорной речи. Использование видео и аудиоматериалов на иностранном языке поможет ученикам привыкнуть к произношению и интонации, повторяя фразы и участвуя в обсуждениях., Обучающие игры: которые требуют использования иностранного языка. такие как Kahoot или Quizlet, могут сделать процесс обучения более увлекательным. Интерактивные конференции и конкурсы, материалы для дистанционного обучения, научно-исследовательские работы, проекты, мультимедийные ресурсы: фильмы, сериалы и музыка на иностранном языке все это поможет ученикам развивать навыки общения.

Рассмотрим применения первого вида функциональной грамотности на практике это языковая (читательская грамотность). Читательская грамотность — важнейший метапредметный результат обучения. [5] Она направлена на понимание основного содержания смысла текста. Важно использовать адаптированные материалы, которые соответствуют языковому уровню учеников:

– текст должен быть интересен ученику;

– текст должен содержать неизвестную ученику информацию, но при этом актуальную для него;

– текст должен развивать кругозор;

– текст должен иметь небольшое количество цифр, дат, терминов;

– в тексте должны быть иллюстрации, помогающие разобраться в содержании текста, и развивать познавательную активность, чтобы ученики могли быстро освоить полезные фразы и конструкции.

При «смысловом чтении» ученики должны уметь озаглавить текст, извлечь нужную информацию, понимать взаимоотношения между частями текста, распознавать достоверную и недостоверную информацию, сопоставлять текстовую информацию со своими знаниями, составлять план для краткого и подробного пересказа, преобразовывать и интерпретировать тексты. На уроке обязательно должны быть задания, где нельзя дать однозначный ответ, а нужно рассуждать на предложенную тему. Это помогает пополнять накопленные знания и достигать определенных целей в жизни, применяя их на практике. Важно научиться читать между строк, уметь находить и извлекать важную и второстепенную информацию, замечать различные взаимосвязи и параллели. [5]

Приведу пример активизации читательской грамотности с помощью современных технических средств обучения на уроке английского языка. Text «The Printed Word», Student’s book7, O. V. Afanasyeva. Pre-reading tasks.

Работаем под девизом: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

Прежде всего, подготавливаю разно уровневый раздаточный материал. Формирую подгруппы учеников (слабые, средние, сильные). Мозговой штурм\ Brainstorming провожу со всеми ребятами, применяю средства визуализации, введения новой лексики, актуализирую знания обучающихся, для создания необходимого уровня мотивации. Использую презентацию\иллюстрации с вопросами к ним (The British Museum Library; The Library of Congress; The Beijing Library; The State Pablic Library; Bibliotheque Nationale; What do you think the text is going to be about? Where is the library of the British Museum located?) и аудио, при введении новой лексики c транскрипцией и переводом (Assyria, Babylonia, papyrus, clay tablets etc.), глоссарий\ glossary (Tablets\ clay tablets — slabs of stone, clay, or wood on which an inscription is written.).

Провожу мини-игру Words, используя аудио, мини фрагменты из фильмов или песен (прямой и обратный перевод слов, задание «вставь слово по смыслу» (предложения беру из будущего текста)). Все это способствует предварительному снятию трудностей понимания текста через снятие психологических барьеров, таких как тревожность, страх допустить ошибку, нерешительность, боязнь осуждения со стороны учителя и учеников.

While-reading tasks

Поисковое чтение. Read the text The Printed Word. Обучающиеся читают текст в сопровождении аудиозаписи. После прочтения текста I подгруппа выполняет задания такие как: 1. Match phrases 1–10 with pictures A-J. 2. The text «The Printed Word» has got a lot of international words. Guess what they are. (ta_ _ _t, cy_ _ _ _ _r, ect.). [6]

II подгруппа выполняет задания такие как:

  1. You need to choose one correct answer out of the four presented (a,b,c,d) for each of the sentences 1–2.
  2. Look through the text again and find out.(what materials were used to make ancient books; what old universities have good libraries).

III подгруппа выполняет задания такие как:

  1. Look through the text again and find out (1–7).
  2. Find in the text words and word combinations (1–23) which mean: (1. деревянные дощечки, 2. куски коры, etc.).

Ознакомительное и смысловое чтение. При этом учащиеся повторно читают текст для общего понимания содержания и выделения основной мысли в каждом абзаце.

I подгруппа выполняет задания такие как: Give 1–3 paragraph of the text «Printed Word» a name.

II подгруппа выполняет задания такие как: Give 1–5 paragraph of the text «Printed Word» a name.

III подгруппа выполняет задания такие как:

1. Give each paragraph of the text «The Printed Word» a name to make a general outline of the whole text.

2. Предлагаю обучающимся расставить предложения в правильном порядке. / / Put the sentences in the correct order. В результате, получается «План — пересказа». (Используется мультимедийное оборудование)

3. Предлагаю ученикам выделить факт из текста, отображающий основную мысль всего текста.

Лексико-грамматические навыки мы закрепим с помощью заданий:

1. Заполните пропуски, обозначенные буквами А-Е, подходящими грамматически правильными формами слов. Для каждого пропуска предлагается выбор из четырех вариантов ответа (1,2,3 и 4), которые оформляются в форме таблицы и демонстрируются на экране. Пример для I подгруппы.

The earliest books A_____ written on tablets of wood or pieces of bark. In Greece and Rome the tablets of wood B_____ with C_____.

Таблица 1

A

1

was

2

were

3

be

4

were been

B

1

were covered

2

was covered

3

are cover

4

cover

C

1

tax

2

wax

3

clay

4

paper

I подгруппа выполняет задания А-С; II подгруппа выполняет задания А-D; III подгруппа выполняет задания A-E.

Второе задание это повторение темы «5 видов вопросов». Перед выполнением задания, предлагаю просмотреть мини видео урок на данную тему. These sentences are answers to certain questions on the text «The Printed Word». Say what the questions are. [6 с.143]

I подгруппа выполняет задания с 1–4;

II подгруппа выполняет задания с 1–7;

III подгруппа выполняет задания с 1–10.

Элементы культурной грамотности, которые предполагает этикет, культуру и быт страны изучаемого языка, необходимо проработать в Post-reading tasks. Всевозможные тематические диалоги, анализ характера персонажа, его слабые и сильные стороны характера, знания как правильно пригласить на день рождения, как правильно написать письмо своему другу, обыгрывание мини сценок, бытовых ситуаций, все это помогает сформировать умения и навыки культурной грамотности. Использовать ситуацию текста в качестве языковой, содержательной, речевой опоры для развития умений и навыков в устной, и письменной речи. Для полного понимания учителем усвоили ли ученики материал, использую диалог. В диалоге участвуют все подгруппы и учитель. Предлагаю ребятам в диалоге использовать те вопросы, которые они составляли в предыдущем задании. What new things have you learned from the text? -I have learned… На данном этапе необходима обратная связь и корректировка в произношении и грамматике: учителем может быть произведена аудиозапись, чтобы ученики могли услышать свои ошибки. С. А. Тангян конкретизирует отдельные аспекты и предлагает считать функциональной грамотностью уровень знаний и умений, в частности, умения читать и писать, необходимого для полноправного и эффективного участия в экономической, политической, гражданской, общественной и культурной жизни своего общества и своей страны, для содействия их прогрессу и для собственного развития [7]. В завершении работы с текстом, предлагаю обучающимся написать мне email по данной теме со своего телефона. You've all just received an email from me. I'm your pen-friend. Write me an email in response, which will provide answers to my two questions. I ask you to follow the rules of writing an email.

From: Diana @mail.ru

To: Russian_friend@mail.ru

Subject: The Printed Word

Books were quite common in ancient Rome. By the time of the Middle Ages all books were handwritten and often beautifully decorated. But very few people could read them. The invention of printing was a really great event in history.

What materials were used to make ancient books?

Where and when was printing invented?

В результате, мною было получено 22 письма. На каждое электронное письмо были даны комментарии (обратная связь). У ребят была возможность практиковать язык в реальных условиях и откорректировать свои ошибки. Учитель становится другом по переписке (pen-friend). Ученики охотно выполняют данный вид работы. Результат: все ученики справились с заданием.

Таблица 2

Общее кол-во учеников

5

4

3

2

22

6

11

5

0

Для того, чтобы обучающиеся легче вовлекались в образовательный процесс, повышали свою мотивацию и тягу к знаниям, ученикам также предлагаются задания на основе несплошных текстов. Данные задания характеризуются обучающей и развивающей направленностью. Такие как: Choose the right answer. What is the main idea of the poster? Look through the poster and say are these actions safe or unsafe. Answer the questions. Choose the answer. Complete the sentences. True or False. Choose true statements. Complete the sentences with the right endings. Correct the mistakes. Здесь предусматривается работа в парах, групповая работа. Задания на понимание графической информации актуальны в современном мире. В повседневной жизни ребята сталкиваются с этим ежедневно. Поэтому обучающиеся должны уметь сортировать информацию, распределять по видам, классам, таблицам и т. д. создавать графики, диаграммы самостоятельно и уметь их понимать, создавать письменные или устные монологические высказывания, используя данные диаграммы, представлять содержание в виде таблицы или схемы, всему этому обучающиеся научатся, выполняя задания на понимание графической информации. Например: по теме «The weather» ученикам демонстрируется график. Играем в игру «The best weather forecaster». Ученики, используя график, рассказывают прогноз погоды: «The weather forecast predicts rain for tomorrow». Расписание\график работы библиотек\музеев (The British Museum Library; The Library of Congress; The Beijing Library; The State Pablic Library; Bibliotheque Nationale) оформляется в форме таблицы. Охотно применяю метод «Сиквейн». Заполни таблицу.

Таблица 3

Имя существительное

Имя прилагательное

Глаголы, причастия

Разные части речи

Синоним к имени существительному

Формируется и развивается читательская грамотность через умения применять житейский опыт и знания, основываясь на прочитанном тексте и на вне текстовых знаниях при этом, учитывая возрастные особенности обучающихся. Пример задания. Читаем текст «The Printed Word», понимаем. На основе данного текста рассказываем о музее или библиотеке своего города, как они хранят книги, старинные газеты, журналы. Из предложенного текста выбираем и используем в речи ключевые слова, предложения. Обязательно проводим сравнительный анализ, выявляем плюсы и минусы, основываясь на свой жизненный опыт. Оформляем ответы в форме таблицы.

Для выполнения заданий по читательской грамотности необходимо воспользоваться справочной литературой. Обучающимся предлагается чаще использовать «Справочник» в конце УМК, применять его для самообразования. Информация из «Справочника» поможет обучающемуся выполнить задания, если ученик по какой-либо причине, пропустил урок. И, конечно же, в качестве «Справочника» используем материалы Интернета (видеоуроки, презентации, ИИ).

Математическая грамотность предполагает связь с числами в любом их значении в жизни. Часы, время, даты, количественные и порядковые числительные, решение примеров. Важно помнить, что задания необходимо выполнять от простого к сложному, так как все что связано с числами в английском языке имеет свою особенность. Например, в тексте «The Printed Word» обучающимся встречались как числа, так и даты. Лучший способ запомнить их, это оформить в форме таблицы, а учителю продемонстрировать данные даты в презентации (интерактивная доска, образовательные ресурсы Интернета) с небольшими информационными комментариями. Мною предлагается следующее задание: сочинить четверостишье на русском языке с данными английскими фразами (by the end of the 15th century; 200 presses), чтобы они подходили по смыслу и рифмовались. Некоторым ученикам нравится воспроизводить свои четверостишья в форме песенки или читая их как РЭП. Примеры:

Екатерина

Путешествуя в мир книг и идей,

Мы находим истину в каждом мгновении.

Знания ярче, чем светят фонари,

By the end of the 15th century.

Максим

Печатать книги начали,

О том, как плыли корабли,

о том, как пели соловьи,

By the end of the 15th century.

Арина

Система библиотек,

так понятна изнутри.

И появилась она

In the 19 th century.

Маргарита

Библиотека, важная вещь для человека,

Созданная им четкая система,

In the 19 th century это произошло,

И не только ученым в этом повезло!

Результат: правильное произношение числительных, дат с осмысленным пониманием информации текста. В условиях информационно-образовательной среды развивается креативная компетенция учителя и обучающихся. Полностью перевести свое «творчество» на английский язык предлагаю в разделе Homework.

Финансовая грамотность (тесно связана с математической) это умения применять полученные знания о денежных единицах и их использовании на уроке английского языка и в ситуациях повседневной жизни. Учителями-предметниками активно используются экранно-звуковые средства (кино, учебное телевидение и видеомагнитофон), средства оптической проекции (диапроектор, кинопроектор, телевизор, компьютеры), материалы Интернета (видео уроки, презентации, ИИ), чтобы заинтересовать современного ученика принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Обычно, Финансовая грамотность отражается в теме «Let's go shopping». В тексте «The Printed Word», финансовая грамотность может быть отражена дополнительными сведениями о ценах на билеты в музеи и библиотеки. Можно поинтересоваться, сколько стоят коллекции древних, исторических или современных книг, журналов. Лексико-грамматический материал закрепляем, сравнивая, тренируя степени прилагательных.

Естественно-научная грамотность помогает всем нам сформировать бережное отношение к живой природе, своему организму, а также ценностное отношение к культуре и искусству. Из текста «The Printed Word», ребята узнали, что «The most difficult problem for any library is to keep their books, journals and films». Замечательная тема проектной работы. Исследуем. Используем ресурсы интернета. Создаем презентацию.

Интересные, познавательные тематические тексты при их прочтении формируют ценностное отношение к живому организму, они расширяют кругозор обучающегося. Приятно слышать, когда, изучив информацию из текста, обучающийся охотно делится этой информацией с другими учениками, друзьями и членами своей семьи. Метод «I believe it or not, I know and I think so …» может быть применен для любого вида функциональной грамотности. Пример: Do you believe that I have got the tablets of wood at home? No, I don’t. I know that such tablets were made in Ancient Greece and Rome. I think they are kept in a museum.

Гражданская грамотность — это основа всего воспитания современного ученика Российского образования. Поэтому, учителю английского языка на протяжении всего процесса обучения необходимо уделять внимание патриотическому воспитанию через осмысление учеником своей гражданской принадлежности. Прививать любовь к Родине посредством текстов, описывающих и показывающих всю самобытность и многогранность нашей Родины и ее граждан. Из данного текста ученики узнали о «The State Public Library in Moscow». При написании исследовательских или проектных работ, ученики могут использовать интернет ресурсы данной библиотеки (полные тексты книг, периодических изданий, аудио лекции).

Сделать обучение более увлекательным и интерактивным, помогут методы и созданная учителем система, при которой ученики будут иметь возможность регулярно общаться на иностранном языке, даже вне класса и быстрее освоить речь на иностранном языке. Применяя задания на формирование функциональной грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира — всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.

Но, все же есть моменты, на которые необходимо обратить внимание при преподавании английского языка в современной школе посредством активизации функциональной грамотности с помощью современных технических средств обучения. Функциональная грамотность, как подход к обучению, имеет свои плюсы, но также и ряд минусов, особенно при использовании ТСО (технологических средств обучения) в процессе изучения иностранных языков. Вот некоторые из недостатков:

Ограниченная практика говорения: Несмотря на наличие цифровых ресурсов и технологий, таких как приложения и онлайн-курсы, многие ученики могут испытывать недостаток в реальной практической коммуникации, что важно для формирования правильного произношения и уверенности в разговорной речи.

Необходимость самодисциплины: Обучение с использованием ТСО требует высокой самоорганизации и мотивации. Не все ученики могут поддерживать необходимый уровень вовлеченности без прямого контроля со стороны преподавателя.

Отсутствие личного взаимодействия: ТСО могут уменьшить количество лицом к лицу взаимодействий, что важно для развития социальных и межкультурных навыков.

Проблемы с доступом: Не все ученики имеют равный доступ к технологиям и интернету, что может привести к неравенству в обучении и снижению эффективности обучения для некоторых групп обучающихся.

Сложность в оценке: Оценка навыков учащихся через цифровые платформы может быть затруднена, так как механизмы автоматизированной проверки чаще всего не учитывают контекст и нюансы языка.

Снижение критического мышления: Чрезмерная опора на технологии может привести к снижению аналитических и критических навыков у обучающихся, если они полагаются на готовые решения и ответы, вместо того чтобы искать информацию самостоятельно.

Проблемы с адаптацией: Некоторые ученики могут испытывать трудности с адаптацией к новым цифровым платформам и технологиям, что может вызывать стресс и негативно сказываться на учебном процессе.

Эти минусы подчеркивают важность сбалансированного подхода к обучению, где технологические средства используются как дополнение, а не замена традиционным методам и живому взаимодействию. Важно, чтобы учителя продолжали расширять свои знания о новых технологиях и находили эффективные способы их использования в обучении. Учитывая все аспекты сбалансированного подхода, активизация функциональной грамотности в процессе обучения английскому языку с использованием современных технических средств будет представлять собой эффективный метод, способствующий высоким результатам, где английский язык становится важным инструментом общения и самореализации.

Литература:

1. Будякова Н. А. Функциональная грамотность как цель и результат современного образования», Учебно-методический материал, [Образовательная социальная сеть, Опубликовано 19.02.23] https://itperemena.ru/tpost/iv1s539k91-doklad-na-temu-funktsionalnaya-gramotnos

2. Васильева Ю. В. Функциональная грамотность. Статья. [Образовательная социальная сеть, Опубликовано 23.03.22 статья «функциональная грамотность» | Статья: | Образовательная социальная сеть

3. Леонтьев А. А. [Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.].

4. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Икар, 2009. — 448 с. materialy_seminara-praktikuma_po_funkcionalnoj_gra.docx

5. Белякова Т. Ю. Формирование функциональной грамотности современных школьников Опубликовано 14.11.2022 Статья. Формирование функциональной грамотности современных школьников Цель функциональной грамотности: —

6. Афанасьева О. В., Михеева И. В. Student’s book7, Учебник «Английский язык. 7 класс». авторов Афанасьевой О. В., Михеевой И. В. Издательство Просвещение 2023

7. Тангян, С. А. «Новая грамотность» в развитых странах / С. А. Тангян // Советская педагогика. — 1990. — № 1. — С. 3–17.

8. Горина, А. В. Индивидуальная карта студента как методическое средство комплексной оценки сформированности компетенций / А. В. Горина // Фундаментальные и прикладные науки — основа современной инновационной системы: материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых [Электронный ресурс]. — Омск: СибАДИ, 2015. — Режим доступа: http://bek.sibadi.org/fulltext/ESD1.pdf, свободный после авторизации

9. Горина, А. В. Психолого-педагогическое сопровождение формирования профессиональной компетентности студентов в социальной проектной деятельности / А. В. Горина, П. И. Фролова // Вестник СибАДИ. — 2014. — № 5 (39) — С. 125–133.

10. Фролова, П. И. Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно-познавательной компетентности студентов технического вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин: монография / П. И. Фролова. — Омск: СибАДИ, 2012. — 196 с. k-voprosu-ob-istoricheskom-razvitii-ponyatiya-funktsionalnaya-gramotnost-v-pedagogicheskoy-teorii-i-praktike.pdf

Основные термины (генерируются автоматически): функциональная грамотность, ученик, PISA, английский язык, задание, иностранный язык, III, обучающийся, текст, техническое средство обучения.


Ключевые слова

компетентность, ТСО, функциональная грамотность, исследование PISA, расширение понятия, функциональная грамотность как основа для развития компетентности, функционально грамотный человек

Похожие статьи

Задать вопрос