Перспективы разработки адаптивных токовых защит электродвигателей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №9 (560) февраль 2025 г.

Дата публикации: 28.02.2025

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Фатхуллин, А. Р. Перспективы разработки адаптивных токовых защит электродвигателей / А. Р. Фатхуллин, З. Т. Ягудин, В. А. Шабанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 9 (560). — С. 21-24. — URL: https://moluch.ru/archive/560/123052/ (дата обращения: 02.04.2025).



В статье выполнен анализ современной литературы и исследований в области адаптивных токовых защит для электродвигателей.

Ключевые слова: электродвигатель, токовая защита, адаптивные защиты.

Введение

В 2015 г была принята концепция развития релейной защиты и автоматики электросетевого комплекса (Приложение № 1 к протоколу Правления ОАО «Россети» от 22.06.2015 № 356пр). В соответствии с концепцией развития релейной защиты и автоматики (РЗА) электросетевого комплекса одним из основных направлений развитие РЗА распределительных сетей является «разработка новых алгоритмов, обладающих адаптивными свойствами». Минэнерго России в декабре 2016 г утвердило национальный проект «Разработка и внедрение цифровых электрических подстанций на вновь строящихся и реконструируемых объектах энергетики» (национальный проект «Цифровая подстанция»). Проект направлен на создание интеллектуальных устройств релейной защиты, способных к самонастройке и адаптации по параметрам контролируемого объекта. Следовательно, разработка новых алгоритмов, обладающих адаптивными свойствами, анализ их эффективности, технической реализуемости и потенциальных преимуществ является актуальной задачей.

Ожидается, что адаптивные защиты найдут широкое применение на цифровых подстанциях и в цифровых электрических сетях, где информационное обеспечение позволяет реализовать сложные алгоритмы адаптивных защит.

Анализ результатов патентного обзора

Традиционные устройства токовой отсечки (ТО) имеют фиксированное значение тока срабатывания, который отстраивается от наибольшего значения пускового тока в максимальном режиме питающей сети и от тока в обмотке статора при внешних КЗ. Для придания адаптивности в [1, 2] предложено отстраивать ток срабатывания ТО не от пускового тока в максимальном режиме питающей сети, а определять его непосредственно в момент КЗ. При этом ток срабатывания ТО жестко не задан, а зависит от режима питающей сети в момент КЗ. Такая ТО является адаптивной. Однако у такой адаптивной ТО возможны проблемы с ложным срабатыванием при КЗ в распределительной сети предприятия. Это возможно при таких режимах работы электродвигателя, при которых ЭДС защищаемого электродвигателя больше приложенного напряжения из сети. В патенте RU 2759512 C1 [3] предложено устройство направленной адаптивной токовой отсечки электродвигателей, у которой по сравнению с традиционной ТО и адаптивной ТО по [3] повышается эффективность функционирования за счет того, что исключается ложное срабатывание при коротком замыкании (КЗ) в распределительной сети предприятия. Схема направленной адаптивной токовой отсечки электродвигателей приведена на рис. 1.

Схема направленной адаптивной токовой отсечки и ее подключение к электрической сети

Рис. 1. Схема направленной адаптивной токовой отсечки и ее подключение к электрической сети

Направленная адаптивная ТО содержит: — блок 2 определения фактического значения пускового тока; 3 — блок определения фактического значения тока срабатывания адаптивной ТО; блок токовых реле 4; блок направления мощности 5; логический блок 6; блок формирования опорного напряжения 7; исполнительный блок 8.

Благодаря блокам формирования опорного напряжения и направления мощности, адаптивная ТО способно отличать КЗ в обмотке статора от КЗ в распределительной сети. Это позволяет снизить ток срабатывания ТО, так как исключается необходимость отстраивать его от токов в обмотке статора при внешних КЗ.

Недостатком существующих традиционных ТО и адаптивных по [1, 3] является наличие мертвой зоны при КЗ, близких к нулевой точке, так как они срабатывают при КЗ только вблизи выводов ЭД и поэтому защищают только часть обмотки статора. В патенте RU 164467 U1 описано устройство токовой защиты электродвигателей с повышенной чувствительностью [4]. Схема токовой защиты содержит две ТО, одна из которых выполнена на токах со стороны фазных выводов, а вторая ТО — на токах со стороны нейтрали. Такая защита может быть названа «двойной или двухсторонней токовой отсечкой». Схема ее приведена на рис. 2.

Двухсторонняя ТО содержит токовую отсечку ТО1, входы которой подключены к фазным токам обмотки статора со стороны источника питания, и токовую отсечку ТО2, входы которой подключены к фазным токам обмотки статора со стороны нулевой точки электродвигателя. На отключение ЭД двухсторонняя ТО действует через блок ИЛИ.

Двухсторонняя ТО реагирует на короткие замыкания как в начале, так и в конце обмотки, что устраняет мертвую зону при КЗ вблизи нулевой точки и повышает эффективность функционирования защиты. Однако при несимметричных внутренних КЗ в средней части обмотки статора чувствительность двухсторонней ТО может быть недостаточной.

Токовая защита ЭД типа «двухсторонняя отсечка»

Рис. 2. Токовая защита ЭД типа «двухсторонняя отсечка»

Для защиты всей обмотки статора при несимметричных КЗ в [5] была предложена фильтровая двухсторонняя ТО. Схема фильтровой двухсторонней ТО приведена на рис. 3.

Схема подключения двухсторонней ТО

Рис. 3. Схема подключения двухсторонней ТО

Фильтровая двухсторонняя ТО от всех видов междуфазных КЗ содержит два блока токовой отсечки ТО1 и ТО2 от трехфазных КЗ и два фильтровых блока токовой отсечки ФТО1 и ФТО2 от несимметричных КЗ. Фильтровая двухсторонняя ТО выполняет функцию токовой отсечки, но в отличие от традиционной ТО защита по [5] защищает всю обмотку статора при несимметричных КЗ и по области действия является аналогом дифференциальной защиты.

Заключение

В заключение, можно отметить, что анализ современной литературы и исследований в области адаптивных токовых защит для электродвигателей показывает значительный интерес и актуальность этой темы. Разработка и исследование адаптивных токовых защит для электродвигателей обладают большим потенциалом для промышленного применения и является важным направлением повышения эффективности и надежности работы электродвигателей, особенно в условиях постоянно меняющихся нагрузок и рабочих режимов. Следовательно, дальнейшее исследование и развитие в адаптивных защит является важным для технического прогресса в области релейной защиты электродвигателей.

Литература:

  1. Шабанов В. А., Путинцева А. А., Васильев П. И. Устройство адаптивной токовой отсечки электродвигателей. Патент RU № 2686081 C1 // Опубликовано: 24.04.2019 Бюл. № 12
  2. Шабанов В. А., Путинцева А. А., Васильев П. И. Принцип действия адаптивной токовой отсечки электродвигателей // «Повышение надежности и энергоэффективности электротехнических систем и комплексов»: V-й межвуз. сб. науч. тр.– Уфа, Изд-во УГНТУ, 2018. С.206–211.
  3. Шабанов В. А., Резник Е. С., Васильев П. И. Патент RU 2759512 C1. Устройство направленной адаптивной токовой отсечки электродвигателей // Заявл. 11.02.2021. Опубл. 15.11.2021. БИ № 31.
  4. Шабанов В. А., Алексеев В. Ю., Путинцева А. А. Устройство токовой защиты электродвигателей. Патент на полезную модель. № 164467. Опубл. 10.09.2016. Бюл. № 25.
  5. Шабанов В. А., Алексеев В. Ю., Путинцева А. А. Устройство токовой защиты электродвигателей. Патент U 2654208 C1.Дата заявки 27.02.2017. Дата публикации 17.05.2018. Бюл. № 14
Основные термины (генерируются автоматически): токовая отсечка, обмотка статора, защита, направленная адаптивная токовая отсечка, питающая сеть, пусковой ток, релейная защита, ток срабатывания, ложное срабатывание, максимальный режим.


Ключевые слова

электродвигатель, токовая защита, адаптивные защиты

Похожие статьи

Конструкция для регулировки частоты вращения маломощного электродвигателя

В статье освещается создание конструкции для регулировки частоты вращения маломощного электродвигателя для решения проблем электротехники.

Диагностирование изоляции электрических машин по характеристикам частичных разрядов

В данной работе рассмотрены основы построения изоляции электрических машин высокого напряжения, освещены теоретические основы современных методов диагностирования изоляции статорных обмоток, определена эффективность диагностирования и изложены предло...

Анализ существующих методов и средств расчёта устройств релейной защиты и автоматики

Целью данной научной статьи является исследование методов и средств расчёта устройств релейной защиты и автоматики. Результаты и выводы могут быть полезны для инженеров, проектировщиков, расчётчиков и специалистов в области энергетики.

Обзор методов повышения пропускной способности линий электроэнергетических систем

В статье проведён обзор способов повышения пропускной способности линий электропередачи на основе применения высокотемпературных проводов, компенсации реактивной мощности.

Устройство и принцип работы твердотельного реле

В статье рассматривается устройство твердотельного реле, его принцип работы и область применения. Представлена типичная функциональная схема твердотельного реле.

Исследования математических моделей систем контроля букса

Рассмотрены принципы работ инфракрасных приборов, а также математические формулировки диагностической модели бесконтактного теплового контроля букс.

Разгрузка паровых турбин как средство повышения динамической устойчивости электрических систем

В статье обосновано применение разгрузки паровых турбин с целью повышения запасов устойчивости электроэнергетических систем при больших возмущениях. Приведены основные принципы действия импульсной разгрузки паровых турбин и электрогидравлического пре...

Гальваническая изоляция в современных промышленных системах

В статье приводится описание основных видов изоляции и типовых задач, для решения которых необходимо использовать гальваническое разделение электрических цепей, рассматриваются плюсы и минусы различных технологий изоляции. Сделан вывод о необходимост...

Повышение эффективности торможения использованием новых углерод-композиционных материалов

Приведены результаты экспериментальных исследований и показано влияние температуры в зоне контакта на характер изменения коэффициента трения для различных материалов фрикционных пар, в том числе для нового углеродного композиционного материала.

Сравнительный анализ конструкций современных автоматических выключателей для защиты электродвигателей мощностью до 45 кВт

В статье авторы анализируют конструкцию современных автоматических выключателей для защиты электродвигателей мощностью до 45 кВт.

Похожие статьи

Конструкция для регулировки частоты вращения маломощного электродвигателя

В статье освещается создание конструкции для регулировки частоты вращения маломощного электродвигателя для решения проблем электротехники.

Диагностирование изоляции электрических машин по характеристикам частичных разрядов

В данной работе рассмотрены основы построения изоляции электрических машин высокого напряжения, освещены теоретические основы современных методов диагностирования изоляции статорных обмоток, определена эффективность диагностирования и изложены предло...

Анализ существующих методов и средств расчёта устройств релейной защиты и автоматики

Целью данной научной статьи является исследование методов и средств расчёта устройств релейной защиты и автоматики. Результаты и выводы могут быть полезны для инженеров, проектировщиков, расчётчиков и специалистов в области энергетики.

Обзор методов повышения пропускной способности линий электроэнергетических систем

В статье проведён обзор способов повышения пропускной способности линий электропередачи на основе применения высокотемпературных проводов, компенсации реактивной мощности.

Устройство и принцип работы твердотельного реле

В статье рассматривается устройство твердотельного реле, его принцип работы и область применения. Представлена типичная функциональная схема твердотельного реле.

Исследования математических моделей систем контроля букса

Рассмотрены принципы работ инфракрасных приборов, а также математические формулировки диагностической модели бесконтактного теплового контроля букс.

Разгрузка паровых турбин как средство повышения динамической устойчивости электрических систем

В статье обосновано применение разгрузки паровых турбин с целью повышения запасов устойчивости электроэнергетических систем при больших возмущениях. Приведены основные принципы действия импульсной разгрузки паровых турбин и электрогидравлического пре...

Гальваническая изоляция в современных промышленных системах

В статье приводится описание основных видов изоляции и типовых задач, для решения которых необходимо использовать гальваническое разделение электрических цепей, рассматриваются плюсы и минусы различных технологий изоляции. Сделан вывод о необходимост...

Повышение эффективности торможения использованием новых углерод-композиционных материалов

Приведены результаты экспериментальных исследований и показано влияние температуры в зоне контакта на характер изменения коэффициента трения для различных материалов фрикционных пар, в том числе для нового углеродного композиционного материала.

Сравнительный анализ конструкций современных автоматических выключателей для защиты электродвигателей мощностью до 45 кВт

В статье авторы анализируют конструкцию современных автоматических выключателей для защиты электродвигателей мощностью до 45 кВт.

Задать вопрос