Учащимся начальной и средней школы свойственен интерес к игровой деятельности. Учитель может воспользоваться этим интересом, чтобы активизировать и мотивировать учащихся на изучение и практическое использование в речи английского языка. Обучающие игры дают детям чувство радости, эмоциональной раскрепощенности, помогают преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи английские слова, что благотворно сказывается на результатах обучения.
М. Ф. Стронин рассматривает игру как «ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками — эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия» [1, c. 4]. Ученый подчеркивает, что обучающие игры способствуют реализации следующих методических задач:
— созданию психологической готовности детей к речевому общению;
— обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
— тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи [1, с. 5].
Обучающие игры на уроках английского языка в начальной и средней школе предупреждают переутомление учащихся, снижают уровень тревожности, улучшают психологический климат в детском коллективе, стимулируют познавательную деятельность, усиливают мотивацию к изучению иностранного языка.
Существует несколько классификаций обучающих игр. Например, Е. А. Маслыко и другие авторы полагают, что обучающие игры делятся на фонетические, орфографические, лексические, грамматические, речевые, коммуникативные, ролевые, деловые [2, с. 191].
Приведем несколько примеров обучающих игр, которые можно использовать на уроках английского языка в начальной и средней школе.
Фонетическая игра
«Слышу — не слышу». Учитель произносит слова. Если в них есть долгий гласный звук (какой именно, оговаривается заранее), учащиеся хлопают в ладоши.
Орфографические игры
«Расческа». Учитель пишет на доске слово горизонтально. Учащиеся по цепочке (или в командах) пишут по вертикали слова на каждую букву. Например:
m |
o |
t |
h |
e |
r |
o |
r |
a |
o |
g |
a |
u |
a |
b |
u |
g |
t |
s |
n |
l |
s |
||
e |
g |
e |
e |
||
e |
«Буквы». Учитель вразброс пишет на доске прописные и строчные буквы. Рядом с каждой прописной буквой учащийся должен написать строчную, и наоборот. Как вариант, ученик может соединить линией прописную и соответствующую ей строчную буквы.
Лексическая игра
«Цифры». Учащиеся делятся на две команды. Учитель справа и слева на доске записывает вразброс одинаковое количество цифр, а затем называет их одну за другой. Представители команд должны быстро найти и вычеркнуть названную цифру на своей половине доски. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием.
Грамматическая игра
«Yes or No». Задается тема (например, «Внешность человека»). Учитель вызывает ученика к доске. Тот выбирает одного из одноклассников и сообщает его имя учителю. Остальные учащиеся задают водящему общие вопросы в Present Simple Tense (например, «Does this person have fair hair?», «Does this person have blue eyes?», «Does this person have a small nose?» и т. д.) Водящий может отвечать только «Yes, he (she) does / No, he (she) doesn't». В конце игры дети должны угадать выбранного одноклассника (одноклассницу).
Речевая игра
«Do you like to…». Учитель раздает ученикам опросные листы. Ученики подходят друг к другу, задают вопросы: «Do you like to paint pictures? / Do you like to read books? / Do you like to listen to music? / Do you like to ride a bike?» и делают пометки в опросных листах.
Затем каждый учащийся презентует мини-сообщение об опрошенном однокласснике (однокласснице). Пример: «Sonya likes to read books, but she doesn’t like to paint pictures, listen to music and ride a bike».
Имя ученика (ученицы) |
paint pictures |
read books |
listen to music |
ride a bike |
Sonya |
– |
+ |
– |
– |
Nick |
+ |
+ |
– |
+ |
Mary |
+ |
– |
+ |
– |
Artyom |
– |
– |
+ |
+ |
Alex |
+ |
– |
+ |
+ |
Коммуникативная игра
«Weekend». Учитель делит класс на команды. Каждая команда разрабатывает маршрут поездки за город и план проведения выходного дня, а затем презентует его классу. Условия, которые должны быть учтены учениками, могут быть разными (сумма денег, места для посещения, выбор транспортных средств, спортивного инвентаря и т. д.).
Ролевая игра
«In a shop». Учитель дает учащимся задание в парах составить диалог между продавцом и покупателем, в ходе которого покупатель должен выбрать подарок своему другу на день рождения с использованием фраз:
- How can I help you?
- I am looking for a birthday present for my friend.
- Is it for a girl or a boy?
- What about a jigsaw puzzle then?
- How much are they?
- I’m afraid that’s too expensive.
- I have the perfect thing for you.
- Would you like me to wrap it?
Успех использования обучающих игр на уроках английского языка в первую очередь зависит от атмосферы, располагающей к речевому общению, которую создает в классе учитель.
Литература:
- Стронин М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. — М. : Просвещение, 1981. — 112 с.
- Настольная книга преподавателя иностранного языка / Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская, А. Ф. Будько, С. И. Петрова. — Минск : Высшая школа, 1997. — 445 с.
- Английский язык. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Ю. Е. Ваулина, Дж. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс. — 2-е изд. — Текст : электронный // getspeak.ru : [сайт]. — URL: https://getspeak.ru/data/documents/Angl.-yaz.-6kl.-Spotlight-Angl.-v-fokuse_Vaulina-Yu.E-Duli-Dzh.-i-dr._2008-136s.pdf (дата обращения: 02.03.2025).