Использование методики Floortime при работе с обучающимися с расстройством аутистического спектра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сдержикова, Е. В. Использование методики Floortime при работе с обучающимися с расстройством аутистического спектра / Е. В. Сдержикова, М. Ю. Зиновьева, Л. В. Лунева, Н. И. Немчинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 9 (560). — С. 110-112. — URL: https://moluch.ru/archive/560/123081/ (дата обращения: 02.04.2025).



Ключевые слова: методика Floortime, РАС, расстройство аутистического спектра, функциональные способности

Методика Floortime лежит в основе концепции DIR (developmental — развивающая, individual differences — учитывающая индивидуальные особенности, relationship-based — основанная на построении отношений) и рассчитана на детей, имеющих различные особенности в развитии, включая расстройства аутистического спектра. Она учитывает индивидуальные особенности ребенка в сфере обработки информации и направлена на создание такой обучающей среды, в которой ребенок будет продвигаться в своем развитии, отталкиваясь от тех умений и навыков, которыми он уже обладает. Методика Floortime в переводе означает «время, проведенное на полу». Попросту — это когда мы вместе с ребенком сидим или лежим на полу и проводим занятия или занимаемся какой-либо другой деятельностью. Floortime — это специфическая техника, когда взрослые как дома, так и в школе проводят определенное количество времени с ребенком на полу по несколько раз в день.

Разработана эта система помощи была профессором Стенли Гринспеном в 1979 году. Благодаря данному подходу дети приобретают ключевые способности, отсутствующие или нарушенные в процессе их развития: способность к теплым и принимающим отношениям с окружающими, способность к целенаправленному и полноценному общению и способность в различной степени к логическому, творческому и абстрактному мышлению.

Цель данной методики — продвижение ребенка вверх по лестнице развития.

Основные принципы:

— следовать за ребенком и использовать его естественные интересы;

— ввести ребенка в мир, причем важно, чтобы ребенок сам захотел быть в одном мире с взрослыми.

Методика Floortime — это процесс, когда и ребенок, и взрослый постоянно чему-то учатся.

Хочу отметить ряд задач , которые возможно решить с помощью данной методики:

— установление взаимодействия взрослого и ребенка в диалоге;

— формирование и улучшение у ребенка навыков саморегуляции;

— формирование мотивов к обучению и общению;

— преодоление трудностей в адаптации и социализации;

— поведенческие трудности (агрессия, страхи, тревожность).

Условия применения методики

Первый принцип следовать за ребенком. Это не значит комментировать или просто повторять то, что он делает, а входить в контакт и взаимодействовать с ним на базовом уровне его интересов. Взрослый должен создать условия для того, чтобы ребенок захотел играть с ним, поэтому сначала нужно провести тестирование и понаблюдать за ребенком, чтобы понять круг его интересов. Расположить ребенка к себе, войти с ним в контакт и заинтересовать общением с взрослым — в решении этих задач могут помочь искреннее желание и заинтересованность взрослого играть вместе с ребенком в его игру, уважая особенности данной игры, включаясь в деятельность и принимая правила, установленные ребенком. Все это может способствовать раскрытию и пониманию внутреннего эмоционального мира ребенка, что впоследствии позволит нам помочь обучающемуся обрести недостающие знания, потерянные навыки и умения, выстроив надежный фундамент для его дальнейшего роста.

Например:

Ребенок сидит и крутит колесо у машинки, увлеченно наблюдая за вращением. Взрослый берет машинку для себя и садится рядом, повторяя действия ребенка. Когда удается установить зрительный контакт, взрослый, пробует добавить звук, например «Д-р-р-р». Нужно дать ребенку понять, что вы не будете его прерывать или что-то менять в правилах его игры (это очень важно), он может тоже через некоторое время при вращении колеса за вами произнести тот же звук «Д-р-р-р». После этого бывает, что ребенок выдерживает паузу и смотрит, станете ли вы продолжать его игру. Затем вы можете ладошкой провести по всем колесам, затем добавить позитивную эмоцию при вращении колеса. Не забывайте, вы участник. Ребенок со временем пустит вас в свою игру, когда будет уверен, что вы не прервете его. Принимайте активное участие в том, что нравится ребенку и приносит удовольствие, чтобы он понял, что совместная игра интереснее и увлекательнее.

Второй принцип вовлечение ребенка в совместное пространство для развития его функциональных способностей:

— обращать внимание;

— выстраивать взаимоотношения с окружающими;

— улучшать и практиковать коммуникативные навыки;

— взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для разрешения жизненных ситуаций;

— уметь применять творческий и логический подход к решению задач.

Функциональные способности — это база эмоционального, интеллектуального, социального и речевого развития личности, построения взаимоотношений, приобретения навыков общения и мышления. Взрослый пытается вовлечь ребенка в совместное пространство, так как только таким образом становится возможным научить фокусировать и обращать внимание, строить взаимоотношения, учиться находиться в диалоге и поддерживать его, и самое главное — выступать с собственной инициативой. Цель взрослого — научить ребенка находить решения, предвидеть последствия, научиться взаимодействовать с окружающими его людьми. Наша цель — сформировать у ребенка умение объективно оценивать свое эмоциональное состояние и вслух озвучивать его. Например: «Я сегодня не смог сдержаться, так как очень разозлился». В итоге мы должны постараться исключить такой термин, как «социальная глухота», развить творческую фантазию, научить логически мыслить и применять все это умение на практике.

Мы следуем за ребенком, постепенно переходя в построение совместного пространства с целью обучения.

Приведем пример.

Ребенок очень любит заниматься с орбизами (шарики, растущие в воде), он перебирает их, погружает в них кисти рук. Взрослый присоединяется к ребенку (можно и нужно обязательно спросить разрешения поиграть вместе). В ходе совместных действий взрослый предлагает ребенку еще одну небольшую емкость и говорит: «Давай пять шариков отложим сюда». Таким образом, через игру можно научить или закрепить навыки счета.

Суть подхода Floortime — разделять интересы ребенка, проявлять искренний интерес к деятельности, которая его увлекает, но при этом не забывать, что все это мы делаем с целью вовлечения ребенка в совместное взаимодействие, так как только таким образом мы сможем помочь ребенку развить или усовершенствовать его способности.

Прежде чем начинать действовать в соответствии с принципами Floortimе, требуется подробно изучить и проанализировать индивидуальные особенности ребенка, с которым начинается работа. Важно и желательно понаблюдать за ним и решить, как можно использовать то, что ребенок уже умеет делать, чтобы перевести это на следующую ступень. Трудность состоит еще и в том, что когда первые ростки взаимодействия появляются, их нужно суметь перевести в постоянно продолжающийся процесс, так как детям с особенностями в развитии, включая РАС, очень сложно поддерживать двустороннюю коммуникацию.

Подводя итог, хотелось бы еще раз сказать о том, что методика Floortime заключается в том, что, с одной стороны, ребенок — ведущее звено, весь процесс работы выстраивается под его особенности и возможности, а с другой — взрослый пытается включить ребенка в свой мир, таким образом поднимая его на следующий уровень.

Floortime — это не только методика, которую можно и нужно включать в работу с детьми с ОВЗ, это способ общения и установления контакта, который может лежать в основе взаимодействия с ребенком в любой среде: в школе, дома, на детской площадке. Неважно, где происходит взаимодействие, важно, чтобы и взрослый, и ребенок в итоге стремились к общению друг с другом.

Литература:

  1. Гринспен С. Ребенок — тиран: как найти подход к детям пяти «трудных» типов / С. Гринспен, Ж. Сэлмон. — М. : Ломоносовъ, 2010.
  2. Грнспен С. На ты с аутизмом: использование методики Flootime для развития отношений, общения и мышления / С. Гринспен, С. Уидер. — М. : Теревинф, 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, взрослый, методика, совместное пространство, способность, DIR, вращение колеса, игра, индивидуальная особенность ребенка, особенность.


Ключевые слова

РАС, расстройство аутистического спектра, методика Floortime, функциональные способности

Похожие статьи

Алгоритм развития коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра

В статье представлен алгоритм развития коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра в рамках подхода DIR/Floortime, а также представлены результаты формирующего эксперимента.

К вопросу о выборе подхода к работе с детьми с расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью

Автор статьи анализирует современные методы коррекционного воздействия при расстройствах аутистического спектра, успешно применяемых на практике в России и за рубежом.

Когнитивно-поведенческая терапия при возникновении срыва у химически зависимого клиента

Мишени когнитивно-поведенческой терапии при работе с прокрастинацией

В статье изучены основные опорные точки в когнитивно-поведенческой терапии при работе с прокрастинацией: мысли, копинги и навыки.

Преодоление трудностей понимания речи у дошкольников с РАС

В данной статье освещаются нарушения импрессивной речи детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра, а также даются рекомендации по преодолению трудностей понимания речи, основанными на практическом опыте.

Проблемы реализации обучения детей с расстройствами аутистического спектра в современной общеобразовательной школе

Консультирование депрессивных подростков с акцентом на дивергентное мышление

В данной статье осуществляется попытка анализа когнитивной природы депрессивного настроения у подростков. На основе этого анализа формируется примерный алгоритм консультирования, который включает способы развития дивергентного мышления как основной э...

Возможности применения арт-терапии в коррекции химических зависимостей

В статье автор пытается определить степень важности влияния арт-терапии на лиц с химической зависимостью.

Работа с ложными воспоминаниями в когнитивно-поведенческой терапии

В статье изучены основные факторы появления ложных воспоминаний и техники работы с ними в рамках когнитивно-поведенческой терапии.

Исследование представлений о схеме собственного тела у детей с расстройством аутистического спектра

В статье описаны особенности схемы тела детей с РАС, представлена диагностическая процедура представления о схеме тела у детей с аутизмом. Описаны методики диагностики: «Модифицированная карта наблюдений сенсомоторного развития детей Эрнста Й. Кипхар...

Похожие статьи

Алгоритм развития коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра

В статье представлен алгоритм развития коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра в рамках подхода DIR/Floortime, а также представлены результаты формирующего эксперимента.

К вопросу о выборе подхода к работе с детьми с расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью

Автор статьи анализирует современные методы коррекционного воздействия при расстройствах аутистического спектра, успешно применяемых на практике в России и за рубежом.

Когнитивно-поведенческая терапия при возникновении срыва у химически зависимого клиента

Мишени когнитивно-поведенческой терапии при работе с прокрастинацией

В статье изучены основные опорные точки в когнитивно-поведенческой терапии при работе с прокрастинацией: мысли, копинги и навыки.

Преодоление трудностей понимания речи у дошкольников с РАС

В данной статье освещаются нарушения импрессивной речи детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра, а также даются рекомендации по преодолению трудностей понимания речи, основанными на практическом опыте.

Проблемы реализации обучения детей с расстройствами аутистического спектра в современной общеобразовательной школе

Консультирование депрессивных подростков с акцентом на дивергентное мышление

В данной статье осуществляется попытка анализа когнитивной природы депрессивного настроения у подростков. На основе этого анализа формируется примерный алгоритм консультирования, который включает способы развития дивергентного мышления как основной э...

Возможности применения арт-терапии в коррекции химических зависимостей

В статье автор пытается определить степень важности влияния арт-терапии на лиц с химической зависимостью.

Работа с ложными воспоминаниями в когнитивно-поведенческой терапии

В статье изучены основные факторы появления ложных воспоминаний и техники работы с ними в рамках когнитивно-поведенческой терапии.

Исследование представлений о схеме собственного тела у детей с расстройством аутистического спектра

В статье описаны особенности схемы тела детей с РАС, представлена диагностическая процедура представления о схеме тела у детей с аутизмом. Описаны методики диагностики: «Модифицированная карта наблюдений сенсомоторного развития детей Эрнста Й. Кипхар...

Задать вопрос