Развитие познавательного интереса старших дошкольников средствами художественной фотографии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 марта, печатный экземпляр отправим 26 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (560) февраль 2025 г.

Дата публикации: 28.02.2025

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Есанкулова, Ф. М. Развитие познавательного интереса старших дошкольников средствами художественной фотографии / Ф. М. Есанкулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 9 (560). — С. 81-84. — URL: https://moluch.ru/archive/560/123084/ (дата обращения: 12.03.2025).



В данной статье раскрываются некоторые вопросы развития познавательного интереса старших дошкольников, обозначена проблема и выявлена особая значимость использования художественной фотографии в педагогическом процессе, определены этапы педагогической работы с образцами художественной фотографии в разных жанрах с целью развития познавательного интереса старших дошкольников.

Ключевые слова: познавательное развитие, познавательный интерес, художественная фотография, этапы ознакомления

В настоящее время одной из значимых проблем дошкольного образования является формирование познавательной сферы личности. Современной наукой доказана актуальность теоретической разработки этой проблемы и реализация её в практической деятельности. Познавательное развитие — это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах в соответствии с возрастом под влиянием окружающей среды и собственного опыта ребёнка [6].

Особую значимость познавательного развития детей дошкольного возраста подчеркивают требования ФГОС ДО, в котором определены «Основные принципы дошкольного образования». Один из них сформулирован следующим образом: «Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» (п.1.4.7).

Формирование и развитие познавательного интереса является частью разносторонней проблемы обучения, развития и воспитания личности. Поэтому необходимость формирования познавательного интереса в период дошкольного детства имеет социальную, психологическую и педагогическую значимость

Познавательный интерес — избирательная направленность личности, которая характеризуется постоянным развитием способности к познанию, активным стремлением к новым, более полным, системным и глубоким знаниям о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. И это должно происходить только на положительном эмоциональном фоне.

Значение познавательного интереса в процессе формирования личности можно оценить как важнейшее направление активного познания окружающего мира, которое заключается в формировании умения проникать в многообразие окружающей действительности, стремления отражать в сознании ее сущностные стороны, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, находить противоречия, выдвигать гипотезы и т. п. [7].

На этапе дошкольного детства познавательный интерес носит поисковый характер и определяется, как стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, объектов и явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения. Интерес — это реальная и особо важная причина любых действий детей, в том числе и познавательных. Он является одним из постоянных, сильнодействующих мотивов детской деятельности, а также основой положительного отношения к процессу получения теоретических знаний и освоения практических умений.

Познавательный интерес является причиной возникновения вопросов у детей, ответы на которые дошкольники активно и постоянно ищут. При этом поисковая деятельность воспитанников, направленная на получение ответов на поставленные вопросы, совершается с увлечением, они испытывают эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов (восприятия, воображения, памяти, внимания), которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Г. И. Щукина выделяет следующую структуру познавательного интереса: «Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:

— интеллектуальных: логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства;

— эмоциональных: переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;

— регулятивных: волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;

— творческих: воображение, предвосхищение, озарение, создание новых моделей, образов» [3].

По мнению А. Ю. Дейкиной с позиции педагогики роль познавательного интереса в обучении и развитии старших дошкольников сводится к следующему:

— познавательный интерес способствуют глубине и прочности знаний;

— познавательный интерес повышает качество мыслительной деятельности;

— познавательный интерес существенно влияет на формирование личности ребенка: определяет его активность в учении, благоприятствуют развитию индивидуальных способностей, формирует творческий подход к различным видам деятельности;

— познавательный интерес повышает общий эмоциональный тонус воспитанников, создает благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов [1].

Развитие познавательного интереса ребенка старшего дошкольного возраста предполагает:

— опору на природную детскую любознательность;

— поощрение познавательной инициативы ребенка в виде вопросов, рассуждений и уважительное к ним отношение;

— опору на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение;

— организацию развивающей среды, стимулирующей познавательную активность детей;

— обогащение сознания ребенка новыми познавательными содержаниями посредством основных источников информации (искусств, наук, традиций и обычаев).

Формирование познавательного интереса у дошкольников происходит в разнообразной детской деятельности, что позволяет ребенку творчески подходить и к видению мира, и к способам его отображения, при этом используя для самовыражения любые доступные средства. В последнее время к таким доступным средствам можно отнести один из видов визуального искусства — художественную фотографию, которой занимаются люди самых разных возрастов и профессий в качестве художественно-прикладной и творческой деятельности. Благодаря современным технологиям, фотография стала могучим средством человеческого познания. Художественная фотография — это искусство отображения образов в соответствии с видением фотографа как художника, использующего фотографию как средство творческого самовыражения . Цель художественной фотографии — выразить идею, оформить визуальное послание или отобразить эмоции. Результатом работы фотохудожника могут быть пейзажи, портреты, натюрморты и другие изображения.

Стремительный рост информатизации общества и наличие огромного количества электронных средств во всех сферах жизни человека диктует необходимость нахождения инновационных форм, методов и средств развития детей. Современные дети быстро приобщаются к новым информационно-техническим устройствам, приобретают устойчивые навыки пользования такими устройствами. Использование средств художественной фотографии способствует нахождению детьми собственного интереса, их самоопределение в образовательной области «Познавательное развитие», становится стимулом для развития индивидуального познавательного интереса, и при грамотном сопровождении взрослого становятся темами для их собственного исследования.

В научной литературе не имеется достаточного разностороннего и глубокого анализа возможностей применения искусства художественной фотографии в процессе познавательного развития дошкольников. Исследования в этом направлении представляют собой обобщение передового практического опыта некоторых педагогов-практиков Н. А. Аносовой, О. С. Любавиной, Ю.Бобылевой, А. А. Звягинцевой и других. Они отмечают, что художественная фотография способствует сознательному и легкому возникновению познавательного интереса к окружающему миру, определяет направленность детских интересов, их устойчивость, длительность и широту, способствует развитию детского восприятия.

Опытные педагоги-практики отмечают, что искусство художественной фотографии имеет большое значение в формировании внутреннего мира ребенка, сочетает в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал. Художественная фотография не только знакомит с окружающими предметами, объектами, явлениями, событиями, учит сосредоточенно вглядываться в них, наблюдать, сравнивать, выделять главное для себя, но и побуждает к самостоятельному творчеству, поддерживают интерес к познанию окружающего мира. По мнению педагогов, знакомство с художественной фотографией — это познавательный процесс глубоко творческого характера. Художественная фотография дает огромный материал для познания жизни, т. к. фотограф, подмечая основные тенденции развития жизни, оперативно воплощает их в своих работах, создает художественные образы, которые эмоционально и интеллектуально влияют на ребенка, заставляя размышлять об увиденном [4].

Художественная фотография в своей специфике опирается на традиции живописи, но также как и она, художественная фотография — это не бесстрастное зеркало мира, а самостоятельный вид искусства. В этом искусстве фотохудожник способен выразить свое личное отношение к запечатленному на снимке через ракурс съемки, распределение света, светотени, передачу образов, умение удачно выбрать момент съемки. Конечно, искусство художественной фотографии в некоторой степени упрощают технические приспособления (штативы, подсветка, цветовые фильтры и т. п.) и уникальная техника (фотоаппараты, объективы и т. п.), а значит, делают это искусство технически более доступным и менее затратным по времени для большинства людей. Но, если брать действительно уникальные фотографии, сколько человеческих усилий, художественного вкуса, терпения, длительного визуального поиска избранного фотохудожником объекта стоит один только снимок. Например, при иллюстрировании научных и познавательных статей о редких растениях и животных, уникальных явлениях природы, культурных и исторических объектах и событиях.

Специфику художественной фотографии как вида искусства составляет ее документальность, достоверность, возможность отображения существенного момента действительности.

В процессе ознакомления старших дошкольников с художественной фотографией педагог опирается на возрастные особенности и индивидуальные возможности восприятия детьми художественных произведений. На первом этапе ознакомления с произведениями художественной фотографии необходимо уделять внимание первичному восприятию, которое необходимо продумывать. Такое восприятие возможно при организации небольших тематических выставок (например, о временах года), при ознакомлении с познавательной или научно-популярной литературой (например, рассматривание фотографий в качестве иллюстраций к книгам, альбомам), при просмотре презентаций и виртуальных экскурсий. При первичном восприятии фотографии в форме свободного разглядывания детьми, как правило, часто упускается то, что показалось неинтересным, что прошло мимо их внимания ввиду недостатка жизненного опыта. Поэтому педагог с помощью наводящих вопросов направляет детское внимание, делает восприятие произведений художественной фотографии более последовательным и целостным на основе анализа изображаемого. Примерные вопросы для восприятия художественных фотографий могут звучать следующим образом: Кто изображен (что изображено)? Какие действия совершает? Какой момент запечатлен? Что еще составляет содержание? Какую характеристику можно дать главному персонажу фотографии? Что необычного в этой фотографии? Что нового можно узнать благодаря этой фотографии? Какие события могли быть до фотографирования? Какие события могут случиться после фотографирования? Чем удивила фотография? Как художник показал красоту персонажа (предмета, объекта, явления)? Почему работа фотографа вызывает восхищение?

На данном этапе для закрепления полученных умений (последовательно воспринимать и анализировать произведения) можно предложить детям сравнить (или классифицировать) художественные фотографии. Сравнить художественные фотографии можно по разным признакам: по жанрам (пейзаж, натюрморт, портрет, анималистика и т. п.), по содержанию, по композиции, по образу главных героев, по определенным действиям героев, по цветовой гамме и т. д.

Второй этап ознакомления старших дошкольников с искусством художественной фотографии можно охарактеризовать как процесс получения «обратной связи»: самостоятельный анализ и оценивание произведений художественной фотографии в свободном творческом обсуждении. На данном этапе можно предложить детям самостоятельно (или совместно) подобрать экспонаты для фотовыставки на определенную тему, выбрать фотографии для тематических фотоальбомов, подобрать иллюстрации для бесед, рассказов и т. п.

Использование возможностей художественной фотографии может стать средством развития у старших дошкольников познавательного интереса. Для этого педагогу следует определить то направление познавательного развития, которое наиболее интересно для детей или является в педагогической работе основной темой для изучения в данный момент. Например, при изучении в подготовительной группе темы «Наш общий дом — планета Земля» рекомендуется использовать произведения художественной фотографии по следующему содержанию: вид из космоса, разнообразные природные ландшафты, многообразие животного мира и мира людей и т. д.

С целью развития познавательного интереса у старших дошкольников средствами художественной фотографии педагогу следует расширять детский кругозор, осваивать научные знания, формировать представления о многообразии и уникальности окружающего мира (например, с помощью микрофотографий), создавать предпосылки для дальнейшего познания всего окружающего на основе эмоционального восприятия художественных образов (восхищения, удивления, восторга и т. п.).

Основным индикатором работы педагога по развитию познавательного интереса средствами художественной фотографии должны стать детские вопросы познавательной направленности. Именно детские вопросы (их количество и разнообразие) после восприятия художественных фотографий могут свидетельствовать о том, насколько продумана и эффективна педагогическая работа в данном направлении. Воспитателю следует учить детей формулировать и задавать вопросы, которые не должны быть нацелены на констатацию увиденных фактов, а иметь поисково-проблемный характер (почему…, в чем сильная сторона …, можно ли сравнить …, что случится, если …, какие условия …, каким образом …. и т. п.).

Таким образом, по мнению исследователей, познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является присущим человеку от рождения. Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них. Для формирования и развития познавательного интереса педагоги используют достаточно разнообразные средства, к которым можно отнести художественную фотографию. Педагогическая работа в данном направлении должна быть нацелена на расширение детского кругозора, освоение научных знаний, освоение терминологии, на формирование умений анализировать, сравнивать, классифицировать запечатленное на фотоснимках. Также художественная фотография стимулирует у старших дошкольников познавательный интерес на основе возникающих у детей вопросов.

Литература:

  1. Дейкина, А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения: Учеб. пособие / А. Ю. Дейкина; М-во образования Рос. Федерации. Бийск. пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. — Бийск: НИЦ БПГУ им. В. М. Шукшина, 2002. — 4 7с.
  2. Щукина. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина.- М.: Просвещение, 2009. — 34 с.
  3. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина.- М.: Педагогика, 2008. — 109 с.
  4. Аносова. Н. А. Фотографирование дошкольниками как метод развития детских интересов и познания [Электронный ресурс]: https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2022/01/01/ fotografirovanie-doshkolnikami-kak-metod-razvitiya (дата обращения: 17.02.2025).
  5. Рябцева, А. В. Современные технологии организации педагогического процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДОУ (проблемное обучение) [Электронный ресурс]: https://topolekkazaki. ucoz.ru/ped/problemnoe_ obuchenie.pdf (дата обращения: 20.02.2025)
  6. Плотникова, О. В. Проблема формирования познавательной деятельности учащихся [Электронный ресурс]: https://www.1urok.ru/ categories/21/articles/81391(дата обращения: 22.02.2025)
  7. Феденкова, Е. В. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса / Е. В. Феденкова // Молодой ученый. — 2018. — № 16 (202). — С. 317–319 [Электронный ресурс]: https//moluch.ru/archive/202/49498/ (дата обращения: 21.02.2025)
Основные термины (генерируются автоматически): художественная фотография, познавательный интерес, окружающий мир, педагогическая работа, ребенок, фотография, познавательное развитие, развитие, детский кругозор, дошкольное детство.


Ключевые слова

познавательный интерес, познавательное развитие, художественная фотография, этапы ознакомления

Похожие статьи

Задать вопрос