Возрождение монархической идеи в современном российском консерватизме | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №9 (560) февраль 2025 г.

Дата публикации: 01.03.2025

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Сергеев, А. О. Возрождение монархической идеи в современном российском консерватизме / А. О. Сергеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 9 (560). — С. 266-268. — URL: https://moluch.ru/archive/560/123091/ (дата обращения: 02.04.2025).



Статья посвящена анализу возрождения монархической идеи в современном российском консерватизме. Рассматривая традиционные формы монархизма, автор выделяет легитимистский, православно-эсхатологический и имперский национализм. В статье определяется роль идеи монархизма в современном идеологическом дискурсе. Выявляется тенденция к маргинализации монархического проекта в современной России, его трансформация в исторический символ, вытесняемый доктриной сильного централизованного государства. Делается вывод о том, что монархическая идея сохраняется в российском консерватизме как элемент его истории.

Ключевые слова: монархизм, консерватизм, российская государственность, православие, эсхатология, централизованное государство.

В последние десятилетия российская философско-политическая мысль переживает заметный консервативный поворот, сопровождающийся возрождением интереса к традиционным формам государственности. В условиях кризиса либеральной модели развития, отдельные мыслители консервативного спектра обращаются к наследию русской политической философии XIX-XX века, рассматривая монархию как исторически оправданный способ обеспечения стабильности российской государственности.

При этом современный монархический дискурс крайне неоднороден. Он включает в себя как легитимистские концепции, которые ориентированы на возрождение монархической государственности под началом потомков династии Романовых. Также современный монархизм содержит в себе православно-эсхатологические взгляды, предполагающие сакрализацию самодержавной власти и ожидание «грядущего царя». «Современный эсхатологический монархизм представляет собой плохо структурированное движение фундаменталистского паттерна, основанное, как отмечает А. М. Прилуцкий, на наборе мессианских идеологем, таких как «грядущий царь — непобедимый военачальник» и «царь очистит церковь от иерархов-отступников и различных еретиков» [2, с. 109].

Несмотря на наличие различных форм современного монархизма, они остаются в значительной степени маргинальными в рамках общего консервативного дискурса, уступая место идее сильного централизованного государства, которая не предполагает обязательного восстановления самодержавия. Тем не менее, анализ современного российского монархизма важен не только как способ изучения консервативной идеологии, но и как метод изучения национальной идентичности и поиска альтернативных моделей политического развития России.

Монархизм как философско-политическое явление представляет собой доктрину государственности, основанную на принципе наследственной верховной власти и сакрального характера правителя, чаще всего — самодержца. В русской политической мысли монархическая идея формировалась под сильным влиянием православного христианства, которое придавало ей особую сакральную окраску. В отличие от западноевропейских государства, где абсолютизм со временем эволюционировал в сторону конституционных моделей организации политической власти в монархиях, в России самодержавие долгое время оставалась автократической системой управления, предполагающей опору на религиозное обоснование власти.

Укоренившиеся представления о самодержавии как единственно возможной форме государственного устройства для России сформировались ещё в XVI-XVII веках. Уже в XIX веке русские консервативные мыслители, такие как К. Н. Леонтьев, Л. А. Тихомиров и К. П. Победоносцев, систематизировали философско-политические основы монархизма, придав ему статус органичной части русской цивилизации. Они утверждали, что монархия предотвращает анархию, противостоит западному либерализму.

Особый вклад в развитие монархической идеи внёс И. А. Ильин, который в своих работах обосновывал доктрину монархии как идеального строя для России, утверждая, что только сильная центральная власть способна объединить народ под своим началом. Влияние идей И. А. Ильина сохраняется и в современном российском консерватизме, хотя монархизм сегодня редко рассматривается как возможный путь политического будущего.

Концепция монархии тесно связана с представлениями о российской государственности как цивилизационном проекте, где центральная власть выполняет духовно-нравственную функцию. Однако если в XIX веке монархия воспринималась как данность, то в XXI веке её идеи существуют в большей степени на уровне теоретических конструкций, воспроизводящих эталоны политической организации ушедших исторических эпох. Монархизм сегодня не имеет реальных политических механизмов для практического воплощения.

В современном российском консерватизме монархическая идея существует в нескольких формах. Одним из ключевых направлений является православный монархизм, который рассматривает самодержавие как богоустановленную форму власти, обеспечивающую духовное и нравственное единство общества. Эта доктрина распространена в среде традиционалистски настроенных кругов Русской Православной Церкви и православно-патриотических объединений. Представители этой части российской консервативной мысли делают акцент на особой миссии России как оплота истинной веры. В этом отношении, как указывает А. Г. Кузьмин, они «по религиозным убеждениям во многом повторяют (хотя и не без исключений) границы своего основного внутреннего деления» [1, с. 116].

Помимо этого, существует легитимистский монархизм, сосредоточенный вокруг личностей потомков династии Романовых. Его сторонники выступают за восстановление монархии в её историческом виде, что, по их мнению, должно быть инструментом обеспечения преемственности российской государственности. Однако среди легитимистов нет единого мнения о том, кто должен возглавить российский престол. Низкая популярность таких идей делает рассматриваемое движение раздробленным и слабо организованным.

Другим значимым направлением является эсхатологический монархизм. Его последователи ожидают пришествия «грядущего царя», который должен восстановить православную монархию перед апокалипсисом. Этот мифологизированный дискурс активно развивается в консервативных кругах, где он сочетается с антиглобалистскими и конспирологическими теориями. Имперский национализм рассматривает монархию как символ русского цивилизационного величия. Его сторонники апеллируют к историческому опыту Российской империи и воспринимают монархию как безусловную альтернативу республиканской модели политической организации государства.

В условиях современной российской политической реальности идея монархии воспринимается скорее как культурный символ, чем как реальный политический проект. Доминирующим консервативным ориентиром становится идея сильного централизованного государства без восстановления династической власти.

Современный монархический дискурс в России переживает заметный кризис. Можно выделить несколько факторов этого кризиса.

Во-первых, сегодня отсутствует единая концепция возможного восстановления монархии. Так, легитимисты спорят о правомерности претензий различных потомков Романовых, православные монархисты связывают монархию с эсхатологическими ожиданиями, а имперские националисты рассматривают её лишь как символ сильной государственности.

Во-вторых, монархизм утратил самостоятельное значение в политической философии консерватизма, уступив место идеям сильного централизованного государства. Как отмечает О. И. Тарасов, «анализируя развитие монархического дискурса в отечественной консервативной философии, можно отметить существенное снижение его влияния на развитие социальной и политической философии современного российского консерватизма» [3, с. 15].

В-третьих, монархическая идея маргинализирована и не имеет поддержки среди широких слоев населения. Её сторонники остаются разрозненными, не обладая достаточным влиянием для реализации своих проектов. В результате монархизм в России проявляет себя скорее как элемент политической риторики, чем как реалистичная программа государственного развития.

В отличие от дореволюционных русских консерваторов, для которых монархия была неотъемлемым элементом государственного устройства, современные консерваторы ориентируются на концепцию сильного централизованного государства, которая не обязательно облекается в монархическую форму.

Как отмечает О. И. Тарасов, «современный российский консерватизм представляет собой сложившееся самостоятельное социальное явление, в целом не сводимое к идейному наследию прошлого», но при этом необходимо отметить факт глубокой идейной взаимосвязи различных этапов развития консервативной мысли» [4, с. 172].

В этом смысле монархическая идея продолжает существовать в политическом дискурсе, но скорее как элемент национальной идентичности, чем как реальная программа государственной трансформации.

Таким образом, современный российский консерватизм, несмотря на обращение к традиционным ценностям, не демонстрирует реальной готовности к возрождению монархической идеи в качестве реалистичной политической модели. Хотя монархический дискурс продолжает существовать в различных формах он остаётся маргинальным и лишённым единой идеологической базы. В отличие от дореволюционных русских консерваторов, для которых самодержавие было основой государственного устройства, современные российские консерваторы в большинстве своём делают ставку на концепцию сильного централизованного государства. Монархизм всё больше трансформируется в исторический символ, используемый в качестве языкового средства патриотической риторики. В этом смысле он становится частью более широкой консервативной парадигмы, в которой доминируют идеи национальной идентичности и этатизма. В результате возрождение монархической идеи в современном российском консерватизме носит скорее интеллектуально-декоративный характер.

Литература:

  1. Кузьмин, А. Г. Православный монархизм в современной России: особенности идеологии и организации движения / А. Г. Кузьмин. — Текст: непосредственный // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2011. — № № 8 (14), Ч. VI. — С. 114–117.
  2. Прилуцкий, А. М. Образ «грядущего царя» и мифологемы современного эсхатологического монархизма / А. М. Прилуцкий. — Текст: непосредственный // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2023. — № Т. 23, № 3. — С. 108–118.
  3. Тарасов, О. И. Рецепция идей русского консерватизма последней трети XIX — первой половины XX веков в современной российской философии: специальность 09.00.03 «история философии»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Тарасов Олег Игоревич; Московский государственный областной университет. — Москва, 2015. — 22 c. — Текст: непосредственный.
  4. Тарасов, О. И. Рецепция идей русского консерватизма последней трети XIX в. — первой половины XX в. в современной российской философии: специальность 09.00.03 «история философии»: диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук / Тарасов Олег Игоревич; Московский государственный областной университет. — Москва, 2015. — 188 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): монархическая идея, современный российский консерватизм, сильное централизованное государство, Россия, российская государственность, государственное устройство, монархия, национальная идентичность, имперский национализм, исторический символ.


Ключевые слова

консерватизм, православие, эсхатология, монархизм, российская государственность, централизованное государство

Похожие статьи

Ценностный аспект идеологии современной России

Статья посвящена ценностным аспектам формирования и развития личности и их отражению в основных идеологических течениях современной России.

Национальная идея как синтез истории и духовности

Одной из важнейших парадигм современной государственной политики и идеологии состоявшегося государства необходимость формирования национальной идеи, ориентированной на мобилизацию всего общества. В связи с этим в данной статье осуществлена систематиз...

Применение циклического подхода для изучения смены либерального и консервативного правления в России

В данной статье рассматривается частая смена двух политических идеологий — консерватизма и либерализма, произошедшая в России.

Национализм и историческая преемственность

В статье рассмотрена специфическая идеологическая доктрина современности, сыгравшая ключевую роль в политической мобилизации народных масс и в отличие от «классических» идеологий продолжающая набирать обороты на рубеже XX-XXI веков — национализм.

Утопический социализм: историко-теоретический аспект

В статье автор рассматривает формирование и развитие идей утопического социализма отечественными и зарубежными мыслителями, а также рассматривает причины распространенного явления написания художественных произведений об идеальной модели государства.

Зарождение либерализма в России: дискуссии в современной историографии

Исследуются этапы формирования отечественной либеральной традиции сквозь призму историографической «картины». Приведена история возникновения интеллектуального и политического феномена раннего русского либерализма. В рамках изучения последнего назван...

Национальная идея и конституционализм

В данной статье автор раскрывает сущность понятия «национальная идея», причины её возникновения и факторы, влияющие на это восприятие. Данная проблема является одной из главных на пути становления обновленного российского государства, поэтому с ней, ...

Институционализм: теория и основа принятия решений

В статье систематизируются основные теоретические вопросы различных версий институционализма в их связи с государственной политикой. Основное внимание направлено на принятие решений с изменениями в государственной системе, обоснованное на теории инст...

Государственная идеология Византии

В данной статье рассказывается о проблемах влияния Византийской империи на формирование русской традиции государства. Рассматриваются идеологические, культурные и структурные заимствования. Сравниваются и анализируются византийские и российские идеол...

Эволюция взглядов на общественно-политическую трансформацию

В статье рассматриваются основные политологические точки зрения, касающиеся общественно-политической трансформации и ее специфики. Основываясь на геополитической картине современного мироустройства, автор говорит о целесообразности поиска собственног...

Похожие статьи

Ценностный аспект идеологии современной России

Статья посвящена ценностным аспектам формирования и развития личности и их отражению в основных идеологических течениях современной России.

Национальная идея как синтез истории и духовности

Одной из важнейших парадигм современной государственной политики и идеологии состоявшегося государства необходимость формирования национальной идеи, ориентированной на мобилизацию всего общества. В связи с этим в данной статье осуществлена систематиз...

Применение циклического подхода для изучения смены либерального и консервативного правления в России

В данной статье рассматривается частая смена двух политических идеологий — консерватизма и либерализма, произошедшая в России.

Национализм и историческая преемственность

В статье рассмотрена специфическая идеологическая доктрина современности, сыгравшая ключевую роль в политической мобилизации народных масс и в отличие от «классических» идеологий продолжающая набирать обороты на рубеже XX-XXI веков — национализм.

Утопический социализм: историко-теоретический аспект

В статье автор рассматривает формирование и развитие идей утопического социализма отечественными и зарубежными мыслителями, а также рассматривает причины распространенного явления написания художественных произведений об идеальной модели государства.

Зарождение либерализма в России: дискуссии в современной историографии

Исследуются этапы формирования отечественной либеральной традиции сквозь призму историографической «картины». Приведена история возникновения интеллектуального и политического феномена раннего русского либерализма. В рамках изучения последнего назван...

Национальная идея и конституционализм

В данной статье автор раскрывает сущность понятия «национальная идея», причины её возникновения и факторы, влияющие на это восприятие. Данная проблема является одной из главных на пути становления обновленного российского государства, поэтому с ней, ...

Институционализм: теория и основа принятия решений

В статье систематизируются основные теоретические вопросы различных версий институционализма в их связи с государственной политикой. Основное внимание направлено на принятие решений с изменениями в государственной системе, обоснованное на теории инст...

Государственная идеология Византии

В данной статье рассказывается о проблемах влияния Византийской империи на формирование русской традиции государства. Рассматриваются идеологические, культурные и структурные заимствования. Сравниваются и анализируются византийские и российские идеол...

Эволюция взглядов на общественно-политическую трансформацию

В статье рассматриваются основные политологические точки зрения, касающиеся общественно-политической трансформации и ее специфики. Основываясь на геополитической картине современного мироустройства, автор говорит о целесообразности поиска собственног...

Задать вопрос