Демографическая и семейная политика в России: актуальный взгляд | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (560) февраль 2025 г.

Дата публикации: 02.03.2025

Статья просмотрена: 238 раз

Библиографическое описание:

Кулаков, Илья. Демографическая и семейная политика в России: актуальный взгляд / Илья Кулаков, Т. В. Крумина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 9 (560). — С. 209-221. — URL: https://moluch.ru/archive/560/123092/ (дата обращения: 02.04.2025).



В ХХI в. демографические процессы вызывают чрезвычайно острые проблемы для многих развитых государств. Демографический кризис, затронувший ряд Европейских стран и остро проявившийся в постсоветской России, представляет собой сложную проблему, связанную, прежде всего, с падением рождаемости ниже уровня простого воспроизводства населения. Такая тенденция неизбежно приводит к естественному сокращению численности населения, неблагоприятным изменениям в его половозрастной структуре.

Подобные демографические трансформации оказывают влияние не только на Россию, но и на все мировое сообщество в целом. Согласно данным Организации Объединенных Наций (далее — ООН) темпы прироста населения сильно различаются по регионам мира: в странах Европы, в том числе и в России, население уменьшается, тогда как в развивающихся странах наблюдается относительно быстрый рост населения. Тем самым данная проблема уже принимает статус глобальной. Следовательно, современная демографическая обстановка влечет за собой комплекс серьезных социально-экономических и политических последствий, препятствующих стабильному общественно-государственному развитию государств в мире.

Все это означает истощение главного государственного ресурса и источника политической власти России — народа. Такая ситуация ведет к ослаблению потенциала стратегических возможностей государства в достижении всестороннего развития страны и обеспечении ее безопасности, а в долгосрочной исторической перспективе угрожает сохранению российской государственности. Поэтому на современном этапе важно определить стратегические приоритеты и механизмы государственной демографической и семейной политик, способствующие устойчивому преодолению демографического кризиса в стране.

Демографическая политика — это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения [29].

К одному из важнейших факторов экономического развития страны относятся демографическое развитие. Демография — наука о закономерностях развития и воспроизводства населения в тесной взаимосвязи с экономическими и социальными факторами в конкретных условиях места и времени [27]. При оценке демографической ситуации в стране чаще всего учитываются такие показатели, рождаемость и смертность, которые, как правило, характеризуют демографические изменения.

Согласно статистическим данным ООН ожидается, что к 2050 г. численность населения мира увеличится на 2 млрд чел. — с 7,7 млрд до 9,7 млрд, а к концу столетия, несмотря на продолжающееся снижение уровня рождаемости, достигнет пиковой отметки — почти 11 млрд чел. Согласно прогнозам, в течение этого периода все больше людей по всему миру будут выбирать в качестве места проживания города, и число детей в возрасте до 5 лет будет уступать числу лиц в возрасте 65 лет и старше [34].

По прогнозам ООН, в ближайшие 60 лет население Земли продолжит расти, достигнув 10,3 млрд к середине 2080-х гг. После этого численность начнет постепенно сокращаться, достигнув к 2100 г. 10,2 млрд. ООН полагает, что в таких странах, как Россия, Китай, Япония и Германия, численность населения уже прошла пик роста и дальше будет только сокращаться [45].

Предполагается, что в России абсолютное число родившихся снизится с 5,8 % в 2024 г., до 0,9 % в 2026, т. е. темп снижения замедлится. Такой прогноз содержится в материалах к проекту бюджета Социального фонда России (далее — СФР). В абсолютных цифрах прогноз СФР по количеству родившихся выглядит следующим образом:

– 2024 г. — 1,172 млн чел. (минимум с начала 1990-х);

– 2025 г. — 1,153 млн чел.;

– 2026 г. — 1,143 млн чел. [21].

Даже в среднем (нейтральном) варианте прогноза ООН численность населения России снижается к середине 2035 г. (прогноз ООН дается на 1 июля соответствующего года) на 4,8 млн чел., до 141,1 млн жителей. Росстат в своем среднем варианте тоже прогнозирует сокращение российского населения, но не такое сильное — на 2,6 млн чел., до 144,1 млн (в среднем за 2035 г.) За первое полугодие 2024 г. в стране появилось на свет 599,6 тыс. младенцев, что на 16,6 тыс. меньше, чем за соответствующий период прошлого года. Коэффициент рождаемости в России составляет 1,4 рождения на одну женщину, это самый низкий показатель за последние 18 лет. При этом для простого воспроизводства населения необходимо достичь показателя 2,1 [25].

В России в январе-июне 2024 г. естественная убыль населения, то есть превышение числа умерших над числом родившихся, составила 321,5 тыс. чел., что следует из данных Росстата. За тот же период прошлого года этот показатель был 272,5 тыс. Число умерших выросло до 921,1 тыс. в первом полугодии 2024 г. по сравнению с 888,7 тыс. в 2023 г. Число родившихся сократилось до 599,6 тыс. (в январе-июне 2023 г. этот показатель составлял 616,2 тыс.).

Согласно демографическому прогнозу Росстата, составленному ещё в 2023 г., стабильный прирост численности населения начнется с 2031 г. только в «высоком» варианте прогноза (притом за счет миграционного притока). В базовом варианте прогноза по итогам 2030 г. количество жителей России будет на 3,3 млн меньше, чем фактически по итогам 2023 г., к началу 2036 г. — более чем на 5 млн меньше [40].

Прогноз властей по числу родившихся на ближайшие годы выглядит весьма объективным и отражающим нынешние реалии. Его можно назвать скорее реалистичным, чем консервативным: Россию действительно ждет минимальное количество рождений за всю современную историю страны, и это в большей степени связано с сокращением числа женщин в детородных возрастах, то есть с эхом демографической ямы 1990-х — начала 2000-х гг.

Еще одним немаловажным показателем является продолжительность жизни. Ведь старение населения приводит к росту демографической и экономической нагрузки на общество, требует адаптации системы пенсионного обеспечения и здравоохранения.

Демографический прогноз рассчитан на основании результатов Всероссийской переписи населения, которая проводилась в октябре-ноябре 2021 г. При этом не учитывались демографические данные новых регионов России. Росстат разработал три сценария развития ситуации до 2046 г.: консервативный, средний и оптимистичный.

Так, по итогам 2024 г. продолжительность жизни в России составит 73,1 года при реализации консервативного сценария, 73,4 года — среднего, 74,2 года — оптимистичного. А к 2045 г. при консервативном варианте прогноза ожидаемая продолжительность жизни в России увеличится до 77,1 года (мужчины — 72,6 года, женщины — 81,4 года), среднем — 79,8 года (мужчины — 75,8 года, женщины — 83,2 года), оптимистичном — 84,5 года (мужчины — 81,3 года, женщины — 87,1 года) [20].

Ещё в 2017 г. Правительство России утвердило государственную программу «Развитие здравоохранения», согласно которой ожидаемая продолжительность жизни при рождении к 2025 г. должна составить 76 лет. Смертность в стране должна снизиться. Согласно программе, смертность населения в трудоспособном возрасте должна снизиться до 380 на 100 тыс. населения в год [38].

В середине 2023 г. министр здравоохранения России Мурашко М. А. оценивал среднюю продолжительность жизни в 73,4 года. А президент страны В. Путин в октябре 2024 г. в ходе выступления на конгрессе «Национальное здравоохранение» заявил, что продолжительность жизни россиян должна достичь 78 лет, а затем превысить 80 лет. Он напомнил о старте национальных проектов «Продолжительная и активная жизнь» и «Новые технологии сбережения здоровья» с 2025 г., которые, по его мнению, комплексно задействуют ресурсы, «влияющие на народосбережение». Последнее, подчеркнул он, является «задачей номер один» в России [39].

Позитивным аспектом нынешней ситуации является тот факт, что интенсивность рождаемости (среднее число рождений на одну женщину детородного возраста) хотя и находится на очень низком уровне (1,41 ребенка на женщину, по данным за 2023 г.), но все же выше «дна», достигнутого в конце 1990-х гг. (тогда коэффициент рождаемости опускался ниже 1,2). Однако он все равно не обеспечивает воспроизводства населения (для этого требуется не менее двух детей на одну женщину согласно оценкам Росстата). Следовательно, нынешний уровень рождаемости далек от уровня воспроизводства населения, а значит, гарантирует повторение демографической ямы спустя 25 лет, но на еще более низком уровне [21].

Безусловно, демография и ее вышеуказанные показатели оказывают влияние на институт семьи в государстве. Семья как социальный институт представляет значительный интерес, поскольку с одной стороны она обеспечивает стабильность социума и эволюционирует вместе с ним, с другой стороны, выступает как социальное пространство, в котором происходит личностное становление человека.

15 мая отмечается Международный день семьи, инициатором которого стал Генеральный секретарь ООН Бутрос Бутрос-Гали. С 1993 г. этот праздник учрежден во многих странах мира с целью укрепления внутрисемейных связей, привлечения общественности к проблемам семей, сокращения числа разводов и сохранения социального института семьи. В России Международный день семьи празднуют с 1995 г. 2024 год был объявлен Президентом РФ Годом семьи. Именно в семье формируются семейные ценности, складываются семейные традиции, особый уклад жизни и атмосфера. В кругу семьи человек получает первые уроки доброты, а также необходимые, как воздух, всеобъемлющую любовь, чувство защищенности и надежности. Под влияние семьи развивается личность и морально-нравственные качества ребёнка, от воспитания в семье зависит дальнейшая счастливая жизнь гражданина. Ведь семья — это не просто основа государства и общества, это духовное явление, основа нравственности [42].

При этом семья, как социальный институт общества, напрямую зависит от демографической ситуации в стране. Низкая рождаемость, низкая продолжительность жизни, высокая смертность в трудоспособных возрастах, старение населения — всё это ведет к значительной части родителей вероятности пережить своих детей.

Итак, последствием института семьи является детопопуляция, то есть убыль населения из-за превышения уровня смертности над уровнем рождаемости, уменьшение доли детей и рост доли пенсионеров, уменьшение доли трудоспособных людей и рост доли мигрантов из других стран.

Учитывая государственный интерес, нормативной моделью семьи в Российской Федерации можно считать семью с двумя родителями и тремя-четырьмя детьми, так как именно она отвечает потребностям государства и общества по воспроизводству населения страны. Однако существует значительный разрыв между потребностями общества и государства в воспроизводстве населения, с одной стороны, и установками в сфере репродукции, а также реальным репродуктивным поведением российских граждан — с другой. Молодые городские семьи в идеале ориентированы в основном на двух- и трехдетность, а реальное воспроизводство ограничено одним или максимум двумя детьми в семье.

Стратегической целью государственной семейной политики в Российской Федерации должно стать укрепление семьи как социального института. Данная цель более полно выражается в упрочении семейного образа жизни и требует переориентации всей социальной жизнедеятельности от интересов индивидов-одиночек к интересам людей, живущих в семье. Реализация стратегической цели государственной семейной политики, которой является укрепление семьи с несколькими детьми, предполагает, что в меняющихся социально-экономических и политических условиях деятельность государства должна быть тесно скоординирована в рамках согласованной и общепринятой стратегии.

Проводимая в России семейная политика должна быть дифференцированной, необходимо учитывать интересы всех типов семей. Нормативная модель семьи должна быть наиболее популярной, но вместе с тем право на существование имеют другие модели семьи (с меньшим количеством детей, неполные, супружеские семьи, многодетные), которые соответствуют приоритетам меньшинства населения. Такие модели государство должно принимать во внимание, хотя их распространение не должно им поощряться [16].

Государственная семейная политика представляет собой целостную систему принципов, задач и приоритетных мер, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей.

Объектом государственной семейной политики является семья. Сегодня преобладающим типом российской семьи является простая семья, состоящая из супругов с детьми или без них, — 67 % семей.

Содержание государственной семейной политики находится в прямой зависимости от социально-экономического положения в стране. Приоритетность мер государственной семейной политики определяется на основе оценки остроты и значимости проблем семьи, степени их влияния на реализацию основных функций семьи, учитывая при этом ограниченность финансовых и ресурсных возможностей государства.

Основная цель государственной семейной политики России на современном этапе заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи. Согласно Распоряжению Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» (далее — Концепции государственной семейной политики) цели, принципы, задачи и приоритетные направления государственной семейной политики соответствуют современным вызовам в этой сфере [16].

Приоритетами государственной семейной политики на современном этапе являются утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства, повышения авторитета родителей в семье и обществе и поддержания социальной устойчивости каждой семьи.

Целями государственной семейной политики являются поддержка, укрепление и защита семьи и ценностей семейной жизни, создание необходимых условий для выполнения семьей ее функций, повышение качества жизни семей и обеспечение прав членов семьи в процессе ее общественного развития.

Основными задачами государственной семейной политики в России на современном этапе являются:

– развитие экономической самостоятельности семьи и создание условий для самостоятельного решения ею своей социальной функции;

– развитие системы государственной поддержки семей, в том числе при рождении и воспитании детей;

– создание механизмов поддержки семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

– развитие жизнеохранительной функции семьи и создание условий для обеспечения здоровья ее членов;

– повышение ценности семейного образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании;

– содействие в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи;

– обеспечение социальной защиты семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства;

– профилактика семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности;

– повышение эффективности системы социальной защиты семей с несовершеннолетними детьми, вовлеченными в сферу гражданского, административного и уголовного судопроизводства [16].

Итогом реализации Концепции государственной семейной политики должна стать сформированная система мер, направленных на создание условий для удовлетворения интересов и запросов семей, повышения их экономической независимости, роли в самореализации личности, воспитании новых поколений, укреплении престижа брака и семейного образа жизни.

Также особенностью являются целевые индикаторы эффективности реализации государственной семейной политики:

– уменьшение доли семей с детьми до 16 лет в общей численности семей, совокупный среднедушевой доход которых ниже установленного прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации;

– сокращение числа неработающих родителей, рост доли трудоустроенных граждан с семейными обязанностями в общем числе трудоустроенных граждан;

– увеличение численности детей в возрасте до 3 лет, охваченных дошкольным образованием и услугами по присмотру и уходу;

– достижение положительной динамики демографических показателей;

– уменьшение числа разводов;

– увеличение организаций и объема услуг, ориентированных на семейное проведение досуга;

– увеличение доли семей, улучшивших жилищные условия, в общем числе семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий;

– сокращение доли детей, не получающих алименты в полном объеме, в общей численности детей, имеющих право на получение алиментов;

– уменьшение числа отказов от новорожденных в родильных домах;

– снижение числа возвратов детей из замещающих семей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

– снижение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения;

– увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан Российской Федерации, в общем числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [16].

Можно констатировать, что сложившееся в конце XX — начале XXI вв. резкое ухудшение демографической ситуации в России, связанное с высокой убылью населения, является одним из важнейших факторов, определяющих перспективы развития национальной экономики. Современные исследователи отмечают, что демографический фактор уже в ближайшей перспективе может стать решающим для сохранения независимости государства, обладающего громадной территорией с колоссальными природными ресурсами, обеспечивающими его устойчивое экономическое развитие, что, в конечном счете, позволяет превратить Россию в страну с комфортными, постоянно улучшающимися условиями жизни для ее населения [30].

Между тем от демографической ситуации в России зависит решение ключевых социально-экономических проблем в стране. Это и освоение огромных территорий, и более масштабное вовлечение в экономический оборот природно-сырьевых ресурсов, и сохранение территориальной целостности Российской Федерации, а в целом и безопасность страны [32].

Большинство стран сегодня стремятся управлять воспроизводством населения, проводя государственную демографическую политику, которая становится целенаправленной деятельностью государственных органов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Направление демографической политики зависит от демографической ситуации в той или иной стране, а также социально-экономических резервов для ее развития.

В современных обстоятельствах воспроизводство населения страны в целом обусловливается уровнем и динамикой рождаемости населения. В настоящее время ключевым моментом, от которого всецело зависит демографическое будущее государства, является социально-экономическая политика государства в области проблем рождаемости населения [ 46].

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации (далее — КРФ) Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1].Следовательно, государство должно заботиться о населении, в том числе и о численности этого населения. В настоящее время показатели численности населения Российской Федерации меняются в соответствии с текущими направлениями в области внутренней социальной политики руководства страны. Управление демографическими процессами в последние годы привело к тому, что по численности населения, Россия находится на 9 месте в мире. Даже такое маленькое государство как Япония очень близка по численности населения к России. По данным некоторых исследователей, место России по численности населения может переместиться на 14 место. Очевидно, такая тенденция отрицательно скажется на общем социально-экономическом развитии нашей страны [32].

Согласно Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной указом Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 (далее — Концепция), демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране [13].

Демографическая политика оказывает непосредственное влияние на рождаемость и, в определенной степени, на смертность. Выражается это в мероприятиях и программах, которые обосновываются и реализуются в данной области специалистами, а также субъектами государственной власти, уполномоченными в ведение социальной государственной политики в области демографии.

Структура демографической политики включает в себя следующие компоненты: концепция демографического развития; четко определенные цели демографической политики; программы (планы) ее реализации, т. е. система мер демографической политики: расчет эффективности вводимых мер.

Определено, что целями демографической политики являются: 1) формирование желательного для страны, общества режима воспроизводства населения; 2) сохранение или изменение тенденций динамики численности и структуры населения, темпов их изменения, динамики рождаемости, смертности, состава семьи; 3) изменение или сохранение типа расселения населения на территории страны, интенсивности процессов внутренней и внешней миграции; 4) изменение или сохранение качественных характеристик населения [43].

Некоторые исследователи представляют демографическую политику как систему практических мер, объединенных одной целью: качественное воспроизводство населения, снижение смертности и естественное стимулирование рождаемости.

Таким образом, в рамках демографии и соответствующей политики сосуществуют несколько особо значимых направлений: социально-демографическая политика; политика в отношении населения детородного возраста; брачно-семейная политика, призванная вывести современный институт семьи из существующего кризиса; планирование численности населения; мониторинг рождаемости; управление демографическими процессами. Демография оказывает серьезное влияние на развитие социальной политики государства. Она играет роль в выстраивании принципов социально-демографической политики и акцентирует внимание на контроле процессов рождаемости и смертности, а также, в некоторой степени, затрагивает миграционную сферу, хотя исследователями было доказано, что эти процессы касаются демографии лишь косвенно. Безусловно, благодаря демографии и ее методам можно выстроить более значимые прогнозы в отношении развития населения, а также стабилизировать его рост или упадок в случае превышения уровня рождаемости или превышения уровня смертности [23].

Также стоит отметить, что важность демографической политики заключается в формировании и реализации национальных интересов Российской Федерации и стратегических национальных приоритетов, закрепленных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400 (далее — Стратегия) [9].

Согласно п. 25 Стратегии с учетом долгосрочных тенденций развития ситуации в Российской Федерации и в мире одними из ее национальных интересов на современном этапе являются в том числе: сбережение народа России, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан; укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народа России.

Пункт 26 Стратегии определяет, что обеспечение и защита национальных интересов Российской Федерации в области демографической политики осуществляются за счет концентрации усилий и ресурсов органов публичной власти, организаций и институтов гражданского общества на реализации таких стратегических национальных приоритетов, как сбережение народа России и развитие человеческого потенциала, а также защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти [9].

Отдельно необходимо отметить правовые основы демографической и семейной политик в России, которые затрагивают не только российское законодательство, но и международные правовые акты.

Согласно Главе 5 Повестки дня на XXI век, принятой Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992 г.) между демографическими тенденциями и факторами и устойчивым развитием существует тесная взаимосвязь. Рост численности населения мира и масштабов производства в сочетании с нерациональными структурами потребления все более тяжелым бременем ложится на жизнеобеспечивающий потенциал нашей планеты. Эти взаимодействующие процессы влияют на использование атмосферы, земельных, водных, энергетических и других ресурсов. Без должного регулирования этой деятельности быстрорастущие города сталкиваются с серьезными экологическими проблемами. Рост числа и расширение границ городов заставляют уделять большее внимание деятельности местных органов управления и вопросам управления городским хозяйством. Ключевым элементом этой сложной системы взаимосвязей является человеческий фактор, который следует должным образом учитывать при разработке и осуществлении комплексной политики обеспечения устойчивого развития. Такая политика должна учитывать наличие связей между демографическими тенденциями и факторами, использованием ресурсов распространением соответствующей технологии и развитием.

Демографическая политика должна также учитывать ту роль, которую играет человек в решении экологических проблем и проблем развития. Также данный правовой акт подчеркивает, что необходимо разработать политику, которая позволяла бы рассматривать последствия, связанные с ростом численности населения в результате его естественного движения, и одновременно с этим предусматривала бы меры, направленные на изменение демографических тенденций. Она должна учитывать экологические проблемы и вопросы народонаселения в рамках целостного подхода к развитию, при котором первоочередными целями являлись бы снижение остроты проблемы бедности; обеспечение средств к существованию; обеспечение здоровья населения; улучшение положения и доходов женщин и их доступа к учебе в школах и профессиональной подготовке [2].

В Докладе Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН (далее — Доклад), в Женеве 19 октября 2023 г., представлен обзор демографических тенденций в странах Европы, Центральной Азии и Северной Америки, подчеркивается, что права и выбор должны лежать в основе стратегических мер реагирования на изменения в обществах. Внимание обращено на то, что инвестиции в благосостояние и выбор людей должны оставаться ключевым приоритетом, помогая странам преодолевать текущие социально-экономические и демографические проблемы и в максимальной степени использовать имеющиеся у них возможности.

В Докладе отмечается, что численность населения региона ЕЭК ООН увеличивается и, как ожидается, продолжит расти в течение следующих десятилетий, главным образом за счет иммиграции, поскольку уровень рождаемости снижается, а во всё большем количестве стран, наблюдаются тенденции сокращения и старения населения. Доля населения трудоспособного возраста продолжает сокращаться во всем регионе.

В Докладе говорится, что сегодня люди живут дольше и остаются более здоровыми. Меньше женщин умирает при родах по сравнению с ситуацией двадцать лет назад; меньше девушек-подростков рожают в результате нежелательной беременности. Программы, помогающие мужчинам и женщинам совмещать работу и семейные обязанности, становятся более доступными. В то же время прогресс в снижении материнской смертности в последнее время замедлился, а показатели смертности населения даже демонстрируют рост примерно в одной трети всех стран региона. Гендерное насилие по-прежнему широко распространено во всем регионе, а исследования даже указывают на тревожную тенденцию усиления толерантности общества к насилию в отношении женщин в ряде стран. Это неблагоприятно сказывается на развитии института семьи [35].

Россия же в настоящее время, имея значительную территорию, находится только на девятом месте по количеству жителей. Как известно, природа не терпит пустоты, поэтому низкая плотность населения, особенно в восточной части страны, богатой полезными ископаемыми, давно беспокоит воображение ее геополитических противников, строящих планы по освоению данных территорий в своих интересах. Еще большую угрозу для национальной безопасности, чем даже территориальные потери, представляют тенденции поглощения историко-культурного пространства исконно российских земель чуждым менталитетом. Отсюда следует вести речь о демографическом кризисе в России как одном из факторов угрозы ее национальной безопасности.

Конституция Российской Федерации не включает в свой состав принципов и задач, направленных на улучшение демографической ситуации в стране, и не оперирует данным термином, однако содержит ряд норм, создающих благоприятные условия для воспроизводства населения народов страны. Так, ст. 7 КРФ в качестве одной из основ конституционного строя закрепляет принцип социального государства, политика которого нацелена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Статьи 7 и 38 Конституции обеспечивают государственную поддержку и защиту материнства, детства и семьи. Статья 41 закрепляет право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, государственное финансирование федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения, поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, устанавливает ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей [1].

Важное значение имеет ст. 55 КРФ, предусматривающая возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в целях защиты нравственности и здоровья. Согласно ст.ст. 71–72 КРФ улучшение демографической ситуации в стране относится к компетенции как федеральных органов государственной власти, так и ее субъектов, поскольку исключительными полномочиями Федерации являются только установление основ федеральной политики и принятие федеральных программ в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития России (п. «е» ч. 1 ст. 71 КРФ). Реализация же таких основных конституционных направлений демографической политики, как защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. «ж» ч. 1 ст. 72) [1].

Таким образом, демографическая политика и безопасность, несомненно, должны опираться на конституционные нормы, однако их сущность и содержание последние в полной мере не охватывают [31].

Основу правового регулирования демографической и семейной политик Российской Федерации составляют издаваемые в государстве нормативно-правовые акты. Так, согласно Указам Президента РФ от 17.12.1997 № 1300 (ред. от 10.01.2000) «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации», от 10.10.2000 № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации», от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» государство в числе приоритетов устанавливает, прежде всего, сбережение народа России, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан.

Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» дает оценку демографической ситуации в Российской Федерации и тенденций ее развития, определяются принципы демографической политики Российской Федерации (основу которых составляют комплексность решения демографических задач, выбор по каждому направлению демографического развития наиболее проблемных вопросов, учет региональных особенностей демографического развития, координация действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях), а также основные задачи демографической политики Российской Федерации. Так, согласно утвержденной Концепции, основными целями демографической политики на период до 2025 г. являются стабилизация численности населения к 2015 г. на уровне 142–143 млн чел. и создание условий для ее роста к 2025 г. до 145 млн чел., а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 г. до 70 лет, к 2025 г. — до 75 лет [13].

Принимаемые правовые нормы также координируют деятельность органов государственной власти, направляют их посредством поручений Президента РФ. Так, в Указе Президента РФ от 07.05.2012 № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» даны конкретные поручения по совершенствованию демографической политики России [12]. Субъектам Российской Федерации было рекомендовано до 1 июля 2012 г. установить нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную выплату. Она будет назначаться в случае рождения после 31 декабря 2012 г. 3-го или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет. С 2013г. государством принято решение софинансировать соответствующие расходные обязательства, если в регионе сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости ниже средней по России [23].

Также федеральным органам исполнительной власти РФ был дан Перечень поручений Президента от 08.12.2015 № Пр-2508 в части вопросов демографической политики, а именно: Минтруду России (М. А. Топилину), Минфину России (А. Г. Силуанову) и Минэкономразвития России (А. В. Улюкаеву) обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих обеспечение продления срока действия Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» до 31 декабря 2018 г. и возможности дальнейшего продления этого срока [11].

Нормотворческая деятельность государства направлена на совершенствование действующего законодательства России в части демографии. Вносятся соответствующие изменения. Например, одним из таких НПА стал Указ Президента РФ от 25.11.2019 № 570 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации».

Правовые основы также включают в себя НПА Правительства РФ. Изданное Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», а именно глава III Развитие человеческого потенциала, в разделе 1 освещает демографическую политику и политику народосбережения, направлено на достижение соответствующего уровня экономического и социального развития [17].

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 14.04.2016 № 669-р «О Плане мероприятий по реализации в 2016–2020 г.г. Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года», начиная с 2010 г. в России отмечается сокращение числа женщин фертильного возраста [8]. В России в 2014 г. отмечено снижение на 2,5 млн чел. числа женщин в возрасте 15–49 лет (на 6,6 %). Сокращение численности женщин молодых возрастов (20–29 лет), на долю которых приходится примерно 60 % всех рождений, составило 1,4 млн чел. На III этапе реализации Концепции демографической политики с 2016 по 2020 г. были предусмотрены меры по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации в стране. В числе задач III этапа — снижение предотвратимых причин смертности, повышение эффективности медицинской помощи гражданам пожилого возраста, усиление защиты здоровья населения от последствий потребления табака и алкоголя, дополнительные механизмы экономического стимулирования рождения вторых и последующих детей, поддержка молодых женщин и молодых семей в целях увеличения числа рождений в более раннем возрасте [15].

В целях реализации и совершенствования демографической и семейной политик регулярно проводятся различные организационные мероприятия: конференции, совещания, круглые столы, посвященные вопросам демографии в России. Так, 12 декабря 2016 г. состоялось Селекторное совещание в Оренбурге. По итогам Дмитрий Медведев дал Минтруду России следующее поручение: Минтруду России (М. А. Топилину), Минобрнауки России (О. Ю. Васильевой), Минстрою России (М. А. Меню), Минздраву России (В. И. Скворцовой), Минэкономразвития России (М. С. Орешкину), Минфину России (А. Г. Силуанову) подготовить дополнительные меры по поддержке рождаемости и представить их в Правительство РФ. Уже 19 апреля 2017 г. Дмитрий Медведев представил ежегодный доклад. По итогам обсуждения отчёта было дано следующее поручение: Минтруду России (М. А. Топилину), Минздраву России (В. И. Скворцовой), Минфину России (А. Г. Силуанову), Минэкономразвития России (М. С. Орешкину) представить в Правительство РФ предложения по вопросу совершенствования государственной демографической политики, в том числе по дополнительным мерам, направленным на стимулирование рождаемости. Был определен срок — до 1 июня 2017 г.

Хочется отметить, что особую роль в правовом регулировании семейно-демографической политики государства играют, принимаемые представительной властью, законы.

В 2017 г. был принят Федеральный закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ, целью которого стало сохранение позитивных демографических тенденций в стране, предусматривалось предоставление дополнительных мер государственной поддержки в виде ежемесячной выплаты семьям в связи с рождением или усыновлением первого и второго ребёнка [3].

Еще в 1995 г. был принят Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. 01.01.2025) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», который устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства [5].

В 2006 г. был принят Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. 26.12.2024) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», цель которого — установление дополнительных мер государственной поддержки семьям, имеющим детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь [4].

Внимания заслуживает тот факт, что указом Президента РФ от 22.11.2023 № 875 «О проведении в Российской Федерации Года семьи» 2024 год объявлен Годом семьи. В соответствии с поручением Президента Правительством был сформирован оргкомитет по проведению Года семьи, который возглавила Заместитель Председателя Правительства Татьяна Голикова. Создание условий для рождения первых детей в молодых семьях, укрепление репродуктивного здоровья, поддержка многодетных и многопоколенных семей, формирование здоровой моды на многодетную семью стали ключевыми задачами при формировании плана основных мероприятий по проведению в России Года семьи. Цель мероприятия — популяризация государственной политики в сфере защиты семьи и сохранение традиционных семейных ценностей [7].

Некоторые ключевые задачи Года семьи: создание условий для рождения первых детей в молодых семьях; укрепление репродуктивного здоровья; поддержка многодетных и многопоколенных семей; формирование здоровой моды на многодетную семью. План предусматривал несколько блоков:

  1. Первый блок включает чествование родителей, награждённых званием «Мать-героиня», медалью и орденом «Родительская слава», масштабные всероссийские конкурсы «Это у нас семейное», «Семья года», торжественные мероприятия ко Дню семьи, любви и верности, и ряд других мероприятий.
  2. Второй блок касается мероприятий по совершенствованию положения семей с детьми. Значительная часть плана, два его раздела, направлена на работу с родителями, в том числе будущими.

Итогом Года семьи стало увеличение доли третьих и последующих детей: в 2018 г. их было 23,3 %, а в 2024 — уже более 30 %. Россия вышла на третье место в мире по количеству разводов: на десять бракосочетаний их приходилось порядка восьми. А самое главное — увеличился общественный интерес к семейным ценностям. По данным ВЦИОМ, количество граждан, которые считают крепкую семью важнейшей ценностью, выросло до 72 %. [28].

По мнению В. В. Путина, «предназначение семьи, ее фундаментальный смысл — прежде всего в продолжении рода, а значит, в приумножении многонационального народа России».

С 1 января 2025 г. стартовал национальный проект «Семья». Он рассчитан на шесть лет с бюджетом в 18 трлн руб. и направлен на продолжение и усиление демографической политики. Вице-премьер Татьяна Голикова отметила, что в России сегодня проживает 30 млн детей и 24,5 млн семей. За последние пять лет количество многодетных семей увеличилось на 27 %, что свидетельствует о позитивных результатах государственной политики [28]. Россия продолжает принимать вызовы демографии, адаптируя меры поддержки под современные реалии и потребности семей.

Следовательно, меры, принимаемые государством направлены, прежде всего, на повышение численности населения, совершенствование демографической и семейной политик РФ, улучшение жизни семей [41].

Правовые основы предполагают закрепление демографической и семейной политик России на правовом уровне посредством издания НПА, которые регламентируют механизм реализации государственной демографической и семейной политик РФ, обеспечение граждан государственными гарантиями, в том числе пособий, получение социальных льгот отдельным группам населения. Все это способствует улучшению демографической ситуации в Российской Федерации [42].

Для решения поставленных задач предусматривается обеспечить последовательное и стабильное увеличение расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения.

Источниками финансирования расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты муниципальных образований, средства государственных внебюджетных фондов, коммерческих и общественных организаций, благотворительных фондов и иные внебюджетные средства [14].

Государство в целях реализации демографической и семейной политик, а также стимулирования рождаемости устанавливает и гарантирует единую систему пособий гражданам, имеющих детей, которая обеспечивает материальную поддержку материнства, отцовства и детства:

  1. пособие по беременности и родам, на получение которого имеют право:

– женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в т. ч. женщины из числа гражданского персонала воинских формирования РФ, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами РФ;

женщины, обучающиеся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, научных организациях и др.) [5].

В 2006 г. В. В. Путиным была предложена программа материнского капитала, которая вступила в действие с 1 января 2007 г. и планировалась на 10 лет. В своём обращении в 2024 г. к Федеральному собранию президент России Владимир Путин предложил продлить программу материнского капитала минимум до 2030 г., о чем было дано поручение кабинету министров. Поручение должно было быть выполнено до 20 декабря 2024 г. [37].

Сегодня на улучшение демографической ситуации, безусловно, влияет поддержка семей в России, которая осуществляется в самых разных форматах. Условно их можно разделить на несколько направлений: выплаты, пособия и компенсации; программы улучшения жилищных условий (льготные ипотеки и жилищные выплаты); иные формы социальной поддержки [44]. Благодаря выплатам, пособиям и компенсациям семьи могут рассчитывать на помощь государства на каждом этапе — от рождения ребенка до начала его взрослой жизни. При этом малообеспеченные и многодетные семьи получают дополнительную поддержку.

Государство оказывает особое внимание многодетным семьям. До 2024 г. статус многодетной семьи не был закреплен на федеральном уровне, а был региональным статусом. Местная власть устанавливала свои правила, кого считать многодетными. Как правило, этот статус получали семьи, в которых трое и больше детей, в том числе усыновленных.

Однако, как только старшему ребенку исполнялось 18 лет, в некоторых регионах семья переставала считаться многодетной.

23 января 2024 г. президент России Владимир Путин подписал указ, который закрепил понятие многодетной семьи на федеральном уровне. Теперь для всех регионов критерий один: «Многодетной семьей в РФ является семья, имеющая трех и более детей, статус которой устанавливается бессрочно» [6]. Воспользоваться социальной поддержкой можно будет, пока старшему ребенку не исполнится 18 лет или 23 года, если он учится на очно.

Планируется, что многодетные семьи смогут пользоваться всей доступной социальной поддержкой во всех регионах страны, где бы они ни проживали. Для этого создадут реестр таких семей, но, когда он заработает, неизвестно. Всем семьям с тремя детьми выдадут удостоверение единого образца — сейчас каждый регион выдает свое удостоверение [19].

Одним из путей реализации государственной демографической и семейной политик России являются принимаемые национальные проекты.

Впервые идея национальных проектов была заявлена Президентом РФ еще в 2005 г. Однако уже в 2009 г. приоритетные нацпроекты («Здоровье», «Жилье», «Развитие АПК», «Образование») были преобразованы в государственные программы. Сегодня наступает новый этап реализации национальных проектов. Среди них одним из ключевых является национальный проект «Демография» (далее — Нацпроект), осуществлявшийся в России с 2019 по 2024 г. и разработанный с целью обеспечения единого подхода к реализации национальных целей и стратегических задач в области демографии. Данный нацпроект стал продолжением части приоритетных проектов из направления «Здравоохранение», в том числе «Формирование здорового образа жизни», реализуемого с 2017 г.

Ключевыми целями Нацпроекта выступили: увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет; увеличение суммарного коэффициента рождаемости (далее — СКР) до 1,7 на одну женщину; увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни; увеличение до 55 % доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом. В рамках Нацпроекта поставлено 9 задач от «внедрения механизма финансовой поддержки семей при рождении детей» до «создания для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта и подготовка спортивного резерва». В соответствии с указанными целями определено шесть целевых показателей. При этом два из них, а именно «обращаемость в медицинские организации по вопросам здорового образа жизни» и «число лиц, которым рекомендованы индивидуальные планы по здоровому образу жизни (паспорта здоровья), в центрах здоровья» не поддаются ретроспективному анализу, ввиду отсутствия соответствующей информации в официальной статистике, на которую могут и должны опираться ученые в своих исследованиях [36].

Паспорт нацпроекта был разработан Минтрудом России во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [10]. Вместе с тем Минздравом России были разработаны соответствующие методики расчета. С февраля 2020 г. руководителем проекта является министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков. Куратором проекта выступает заместитель председателя правительства РФ Татьяна Голикова.

Нацпроект включает в себя пять федеральных проектов:

– «Финансовая поддержка семей при рождении детей». Основное внимание уделено программе материнского капитала, который получают семьи, в которых появляется первый ребёнок.

– «Содействие занятости». Запланированы создание и развитие центров занятости, поддержка программ переобучения, независимая оценка квалификации, создание дополнительных мест в яслях для детей до трёх лет.

– «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения». Главная цель нацпроекта — дать людям возможность жить как можно дольше без ограничений, связанных с возрастными изменениями и хроническими заболеваниями.

– «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек». Благодаря этому проекту граждане России получили возможность получить консультации специалистов в более чем 750 центрах здоровья, работающих на базе поликлиник. Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва [33].

Для снижения смертности населения в возрасте старше трудоспособного акцент будет сделан на мероприятиях, способствующих снижению смертности от болезней системы кровообращения и новообразований, в том числе злокачественных. Для этого власти планируют увеличить долю россиян, ведущих здоровый образ жизни, — за счет повышения приверженности здоровому питанию, уменьшения потребления табака и алкоголя, обеспечения кадрами сферы общественного здоровья.

Еще одним не менее важным демографическим показателем, заложенным в Нацпроект, является СКР, который за период 2000–2017 гг. в России вырос на 36 %. Правительством поставлена амбициозная цель за 2018–2024 гг. увеличить СКР с 1,6 до 1,7 [18].

Основным инструментом по повышению СКР к 2024 г. определен федеральный проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей». Меры, заложенные в нацпроект «Демография», прежде всего, направлены именно на снижение бедности семей.

Таким образом, демография имеет особое значения и необходимость в демографической и семейной политиках Российской Федерации, которые направлены на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и института семьи, а также улучшение на этой основе демографической ситуации в стране и в значительной степени обусловлены социально-экономическими процессами страны.

Так, демографическая и семейная политики Российской Федерации представляет собой комплексную систему инструментов и мер, направленных на достижение определенных целей и реализацию задач. Совокупность соблюдения всех принципов семейно-демографической политики обуславливает успешную реализацию всех ее направлений. На современном этапе решения семейно-демографических проблем Российской Федерации разработаны и действуют различные механизмы реализации государственной семейно-демографической политики: правовые, программные, субсидиарные, в виде различных программ, пособий и субсидий, целью которых является стабилизация демографической и семейной ситуаций в стране по следующим направлениям: стимулирование рождаемости населения, повышение уровня продолжительности жизни. Следовательно, определение и развитие стратегических приоритетов и механизмов государственной семейно-демографической политики на современном этапе способствуют устойчивому общественно-государственному развитию и улучшению демографической ситуации в Российской Федерации.

Литература:

  1. Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года] // Российская газета. — № 237 (853). — Текст: непосредственный.
  2. Международные акты. Повестка дня на XXI век [принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992 г.] // ООН. Конвенции и соглашения. — Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21.shtml. — Текст: электронный.
  3. Российская Федерация. Законы. О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей: федеральный закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ [принят Государственной Думой 21 декабря 2017 года; одобрен Советом Федерации 26 декабря 2017 год]: текст в редакции от 25.12.2023 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 01.01.2018. — № 1 (часть I). — ст. 2. — Текст: непосредственный.
  4. Российская Федерация. Законы. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ [принят Государственной Думой 22 декабря 2006 года; одобрен Советом Федерации 27 декабря 2006 год]: текст в редакции от 26.12.2024 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 01.01.2007. — № 1 (часть I). — ст. 19. — Текст: непосредственный.
  5. Российская Федерация. Законы. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: от 19.05.1995 № 81-ФЗ [принят Государственной Думой 26 апреля 1995 года; одобрен Советом Федерации 4 мая 1995 года]: текст в редакции от 08.08.2024 // Российская газета. — 1995. — № 99. — Текст: непосредственный.
  6. Российская Федерация. Подзаконные акты. О мерах социальной поддержки многодетных семей: указ Президента РФ от 23.01.2024 № 63 // КонсультантПлюс. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_467710/. — Текст: электронный.
  7. Российская Федерация. Подзаконные акты. О проведении в Российской Федерации Года семьи: указ Президента РФ от 22.11.2023 № 875 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 27.11.2023. — № 48. — ст. 8560. — Текст: непосредственный.
  8. Российская Федерация. Подзаконные акты. Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации: указ Президента РФ от 08.11.2021 № 633 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 15.11.2021. — № 46. — ст. 7676. — Текст: непосредственный.
  9. Российская Федерация. Подзаконные акты. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 // Гарант. — URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/401325792/. — Текст: электронный.
  10. Российская Федерация. Подзаконные акты. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204: текст в редакции от 21.07.2020 // Собрание законодательства Российской Федерации. — № 20. — 14.05.2018. — ст.2817. — Текст: непосредственный.
  11. Российская Федерация. Подзаконные акты. Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 08.12.2015 № Пр-2508 // ИПП Гарант.ру. — Режим доступа: https://base.garant.ru/71566240/. — Текст: электронный.
  12. Российская Федерация. Подзаконные акты. О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации: указ Президента РФ от 07.05.2012 № 606: текст в редакции 13.01.2023 // Собрании законодательства Российской Федерации. — 07.05.2012. — № 19. — ст. 2343. — Текст: непосредственный.
  13. Российская Федерация. Подзаконные акты. Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351: текст в редакции от 01.07.2014 // Парламентская газета. — 16.10.2007. — № 134. — Текст: непосредственный.
  14. Российская Федерация. Подзаконные акты. О плане мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 16.09.2021 № 2580-р: текст в редакции от 21.01.2024 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 27.09.2021. — № 39. — ст. 6751. — Текст: непосредственный.
  15. Российская Федерация. Подзаконные акты. О Плане мероприятий по реализации в 2016–2020 годах Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 14.04.2016 № 669-р // Собрание законодательства Российской Федерации. — 25.04.2016. — № 17. — ст. 2426. — Текст: непосредственный.
  16. Российская Федерация. Подзаконные акты. Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р // Собрание законодательства Российской Федерации. — 01.09.2014. — № 35. — ст. 4811. — Текст: непосредственный.
  17. Российская Федерация. Подзаконные акты. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р: текст в редакции от 28.09.2018 // Собрание законодательства Российской Федерации. — № 47. — 24.11.2008. — ст.5489. — Текст: непосредственный.
  18. 450 000 рублей на ипотеку и до 300 000 рублей дополнительного маткапитала: какие льготы и выплаты положены многодетным семьям / Алиса Юнусова // Банки.ру. — 27.01.2024. — Режим доступа: https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10998455. — Текст: электронный.
  19. Анализ реализации национального проекта «Демография» в России / Наталья Александровна Кондакова, Александр Павлович Будилов, Александра Владимировна Короленко // Журнал исследований по управлению. — Т. 5. — № 5. — 2019. — Текст: непосредственный.
  20. В Росстате спрогнозировали среднюю продолжительность жизни россиян к 2045 году / Данил Кляхин // Банки.ру. — 09.01.2024. — Режим доступа: https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10997637. — Текст: электронный.
  21. Власти оценили динамику рождаемости в России до 2026 года // РБК. Экономика. — 03.10.2023. — Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/ 03/10/2023/651a95509a7947addf136c31. — Текст: электронный.
  22. Влияние демографической ситуации в России на институт семьи / Майя Викторовна Торопыгина // Вестник Университета Российской академии образования. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ vliyanie-demograficheskoy-situatsii-v-rossii-na-institut-semi?ysclid=m69tgzi5vf207623426. — Текст: электронный.
  23. Демографическая политика как важный элемент социальной политики государства / К. Ю. Ледянкина — Текст: непосредственный // Вестник науки. — 2024. — № 6 (75).
  24. Демографическая стабильность как приоритет демографической политики Российской Федерации / Тамара Керимовна Ростовская, Ольга Анатольевна Золотарева — Текст: непосредственный // Вопросы управления. — 2022. — № 3 (76). — С. 6–18
  25. Демографическая яма 2024: что мешает повысить рождаемость в России / Наталья Козельская // РИАМО. — 18.09.2024. — Режим доступа: https://riamo.ru/articles/aktsenty/demograficheskaja-jama-2024-chto-meshaet-povysit-rozhdaemost-v-rossii/?from=inf_cards. — Текст: электронный.
  26. Демографические прогнозы ООН для мира и России / Виктор Михайлович Медков // Вестник Московского университета. — Серия 18. Социология и политология. — 2008. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/demograficheskie-prognozy-oon-dlya-mira-i-rossii. — Текст: электронный.
  27. Демография: учебное пособие / составитель М. В. Рыбкина. — Ульяновск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный технический университет», 2021. — 146 с. — Текст: непосредственный.
  28. Как проходит Год семьи в России: реализованные меры и промежуточные итоги // Голос регионов. — Режим доступа: https://dzen.ru/a/ZzdullSrglm034P5. — Текст: электронный.
  29. Калабихина И. Е. Демография: учебник / Калабихина И. Е., Калмыкова Н. М., Денисов Б. П., Кучмаева О. В., Нефедова Т. Г., Оксиненко В. Г., Чудиновских О. С., Эченикэ В. Х. — Москва: Интеллектуальная система тематического исследования наукометрических данных; Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова. — 2023. — 560 с. — Режим доступа: books.econ.msu.ru. — Текст: электронный.
  30. Клупт М. А. Теория демографического развития: институциональная перспектива / Михаил Александрович Клупт // Общественные науки и современность. — 2005. — С. 139–149. — Текст: непосредственный
  31. Конституционно-правовые основы демографической безопасности в Российской Федерации / Геннадий Святославович Працко, Александр Иванович Мелихов // Философия права. — 2014. — № 1 (62). — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionno-pravovye-osnovy-demograficheskoy-bezopasnosti-v-rossiyskoy-federatsii. — Текст: электронный.
  32. Медков, В. М. Введение в демографию: учебник / Виктор Михайлович Медков. — Москва: Академический Проект, 2020. — 432 с. // Лань: электронно-библиотечная система. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/ 132836 — Текст: электронный.
  33. Минтруд России: официальный сайт. — Москва. Обновляется в течение суток. — URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/ demography?ysclid=m6a01hyfic692040647 (дата обращения 01.02.2025). — Текст: электронный.
  34. Народонаселение: глобальные вопросы повестки дня: доклад ООН на 52-й сессии Комиссии ООН по народонаселению и развитию // Официальный сайт ООН. — Режим доступа: https://www.un.org/ru/global-issues/population. — Текст: электронный.
  35. Население и развитие: обеспечение прав и выбора: доклад Европейской экономической комиссии ООН [Женева 19 октября 2023 г.] // Европейская экономическая комиссия ООН. — Режим доступа: https://unece.org/ru/gender/press/v-doklade-oon-v-kotorom-predstavlen-obzor-demograficheskikh-tendenciy-v-stranakh. — Текст: электронный.
  36. Паспорт национального проекта «Демография». URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/demography
  37. Послание Президента — 2024: ключевые поручения / Наталья Ключевская // ИПП Гарант.ру. — Режим доступа: https://www.garant.ru/article/ 1695346/. — 9 апреля 2024. — Текст: электронный.
  38. Правительство утвердило планы увеличить продолжительность жизни россиян // РБК. Политика. — 29.12.2017. — Режим доступа: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5a4667699a79472ffe8e7bfa?ysclid=m69t8mnz42959072621. — Текст: электронный.
  39. Путин поставил цель по продолжительности жизни россиян / Юлия Овчинникова // РБК. Политика. — 29.10.2024. — Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics/29/10/2024/ 6720e0a39a7947bd4dd687de. — Текст: электронный.
  40. Росстат оценил естественную убыль населения / Елена Чернышова // РБК. Общество. — 10.08.2024. — Режим доступа: https://www.rbc.ru/society/ 10/08/2024/66b696a49a7947393ae6744e?ysclid=m69shtv4nz367757905. — Текст: электронный.
  41. Семейные ценности в центре внимания: как Год семьи изменил демографию в России // Луганский информационный центр. — 27.01.2025. — Режим доступа: https://lug-info.ru/news/semejnye-cennosti-v-centre-vnimanija-kak-god-semi-izmenil-demografiju-v-rossii/. — Текст: электронный.
  42. Семья — это дом, крепость и тыл человека // БЕZФОРМАТА. — Режим доступа: https://ryazan.bezformata.com/listnews/semya-eto-dom-krepost/ 131559778/. — Текст: электронный.
  43. Синица А. Л. Методологические принципы проведения мониторинга реализации демографической и семейной политик / А. Л. Синица — Текст: непосредственный // Народонаселение. — 2024. — Том 27. — № 3. — С. 4–16.
  44. Современная демографическая политика в России и пути ее реализации / М. А. Курдова, О. Г. Ефимова // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2018. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ sovremennaya-demograficheskaya-politika-v-rossii-i-puti-ee-realizatsii-1. — Текст: электронный.
  45. Хвостик Е. Людей много не будет / Евгений Хвостик // Коммерсантъ. Экономика. — 12.07.2024. — Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/6823206. — Текст: электронный.
  46. Щербаков А. И. Основы демографии и государственной политики народонаселения: учебное пособие для вузов / А. И. Щербаков, М. Г. Мдинарадзе. — Москва: Академический Проект, 2020. — 208 с. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Российская Федерация, демографическая политика, семья, государственная семейная политика, демографическая ситуация, семейная политика, ребенок, создание условий, современный этап.


Задать вопрос