Влияние нововведений на осуществление внутреннего государственного финансового контроля на примере Республики Саха (Якутия) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №9 (560) февраль 2025 г.

Дата публикации: 01.03.2025

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Шадрина, Э. В. Влияние нововведений на осуществление внутреннего государственного финансового контроля на примере Республики Саха (Якутия) / Э. В. Шадрина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 9 (560). — С. 195-199. — URL: https://moluch.ru/archive/560/123093/ (дата обращения: 02.04.2025).



В статье рассмотрены проблемы профилактики и предотвращения нарушений в рамках осуществления внутреннего государственного финансового контроля, необходимость внедрения методов предварительного контроля в целях повышения эффективности внутреннего государственного финансового контроля на примере Республики Саха (Якутия). Проведенный анализ итогов осуществления контрольной деятельности на примере Министерства финансов Республики Саха (Якутия) показал актуальность расширения устоявшихся методов контроля.

Ключевые слова: контроль, экономическая безопасность, государственный финансовый контроль, внутренний государственный финансовый контроль, методы финансового контроля, принципы государственного финансового контроля.

Актуальность проведенного исследования обусловлена проводимой в Российской Федерации реформой организации внутреннего государственного финансового контроля, предполагающей переход на предварительный (профилактический) контроль. Данный переход предусматривает как рискориентированный подход к планированию контрольных мероприятий, так и включение новых механизмов превентивного финансового контроля.

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся исполнительными органами субъектов Российской Федерации (органами местных администраций), осуществляемой в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета [1].

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий. Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.

В целях обеспечения качества и надежности бюджетного контроля с 1 июля 2020 г. внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в соответствии с федеральными стандартами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации:

— принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля [3];

— права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе в части назначения (организации) проведения экспертиз [4];

— права и обязанности объектов контроля (их должностных лиц), в том числе в части организационно-технического обеспечения проверок, ревизий и обследований [4];

— правила планирования, проведения проверок, ревизий и обследований, оформления и реализации их результатов, в том числе правила продления срока исполнения представления, предписания [5, 6, 7];

— правила составления отчетности о результатах контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля [9];

— правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц [8].

Утвержденные стандарты имеют положительный эффект на деятельность контрольных органов, так как внесли ясность и единообразие в процедурные аспекты реализации полномочий по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля, начиная от планирования, заканчивая реализацией итогов и отчетностью.

В частности, заместитель руководителя Федерального казначейства Исаев Э. А. считает, что в качестве одного из неоспоримых плюсов можно назвать формирование единообразной практики осуществления контроля при планировании, проведении контрольных мероприятий, реализации их результатов, формировании отчетности о контрольной деятельности. Это, безусловно, способствует более рациональному распределению трудовых, финансовых и материальных ресурсов в целях повышения эффективности и получения максимального результата при осуществлении контроля в финансово-бюджетной сфере, что, несомненно, влияет на подконтрольную среду [12].

О положительном эффекте стандартизации контрольных полномочий на подконтрольную среду также указывала Н. В. Худякова, так, по ее мнению, результат реформы контрольной (надзорной) деятельности установил единообразие в отношении как к контрольным (надзорным) мероприятиям, так и расширил права хозяйствующих субъектов, установил гарантии защиты, снизил административное давление [13].

Цель деятельности контрольных органов выражается не в наказании, а в предупреждении, пресечении нарушений по использованию средств, эффективном расходовании бюджетных средств и обеспечении открытости, прозрачности, ответственности за результативность обеспечения государственных нужд.

По осуществлению государственного финансового контроля в России на сегодняшний день стоит первостепенная задача модернизации всей системы контроля. Министерством финансов РФ разработан законопроект, предусматривающий дополнение Бюджетного кодекса новыми методами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, которые должны стать действенным инструментом предварительного контроля. К уже устоявшимся методам контроля как выездные и камеральные проверки добавятся экспертно-аналитические мероприятия, наблюдение, финансово-бюджетный контроллинг.

Предполагается, что расширение спектра контрольных полномочий в части предварительного контроля дополнит осуществляемый последующий контроль и приведет к повышению эффективности проводимого контроля в целом. Елкин С. Е. считает, что основным мотивом вносимых изменений является недостаточная результативность постфактум-ревизий и проверок по уже свершившимся событиям, а система управления рисками должна предотвращать как ошибки, так и нарушения уже на предварительном этапе [11].

Внедрение новых методов контроля на постоянной основе будет способствовать сокращению затрат на проведение выездных проверок (ревизий), повышению уровня правовой культуры и бюджетной дисциплины, а также соответствует тенденции расширения цифровизации и реинжиниринга бизнес-процессов, оптимизации трудовых и временных ресурсов не только органов контроля, но и позволит исключить избыточную административную нагрузку для объектов контроля [2].

С. А. Агамагомедова, отмечает, что проявление максимума свободы контролируемых субъектов является базовым принципом контрольно-надзорной деятельности [4]. Действительно, с введением новых методов внутреннего государственного финансового контроля, развитием цифровой среды и электронного документооборота минимизируется взаимодействие с объектами контроля посредством бумажных носителей. Здесь следует обратиться к возможностям, заложенным в электронный СМАРТ-контроль (контроллинг) по реализации процедур планирования, учета, отчетности, интеграции со смежными информационными системами, которые помогут переориентировать контроль на новый формат [10].

В Республике Саха (Якутия) полномочия по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля возложены на Министерство финансов Республики Саха (Якутия).

Таблица 1

Итоги контрольной деятельности Министерства финансов Республики Саха (Якутия) за 2019–2023 годы

Показатель

2019

2020

2021

2022

2023

Количество проведенных контрольных мероприятий, ед.

489

678

416

284

346

Объем проверенных средств, млн. руб.

68 851,5

50 783,8

62 878,7

83 956,7

81 117,9

Количество выявленных нарушений, ед.

2 266

2 471

1 746

1 530

1 015

Сумма выявленных нарушений, млн. руб., из них:

5 274,7

5 668,5

3 717,7

3 183,5

3 381,0

- финансовые нарушения при расходовании бюджетных средств, млн. руб.

2 745,0

2 481,2

2 433,2

2 457,2

2 633,9

- иные нарушения, млн. руб.

2 529,7

3 187,3

1 284,5

726,3

747,2

Проведенный анализ итогов контрольной деятельности Министерства финансов Республики Саха (Якутия) показал то, что с введением в практику единых стандартов осуществления внутреннего государственного финансового контроля объем иных нарушений сократился, что позволяет сделать вывод о действенности введенных стандартов осуществления последующего контроля на профилактику и предотвращение иных нарушений. При этом, объем финансовых нарушений остается на прежнем уровне, что подтверждает эффективность и результативность контрольных мероприятий органа государственного финансового контроля, но отчасти свидетельствует о недостаточности последующего контроля в целом применимо к предотвращению финансовых нарушений объектами контроля.

Итоги контрольной деятельности Министерства финансов Республики Саха (Якутия) за 2019–2023 годы в разрезе отраслей. Источник: составлено автором с использованием отчетов об итогах контрольных мероприятий Министерства финансов Республики Саха (Якутия)

Рис. 1. Итоги контрольной деятельности Министерства финансов Республики Саха (Якутия) за 2019–2023 годы в разрезе отраслей. Источник: составлено автором с использованием отчетов об итогах контрольных мероприятий Министерства финансов Республики Саха (Якутия)

На рисунке 1 схематически изображены отрасли бюджетных расходов, проверками использования которых установлены наибольшие суммы нарушений за последние 5 лет осуществления Министерством финансов Республики Саха (Якутия) полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю.

Проведенный анализ объема выявленных нарушений по отраслям показал важность превентивности осуществляемого контроля, поскольку наибольшие суммы нарушений установлены контрольными мероприятиями в ключевых секторах бюджетной системы.

Таблица 2

Меры, принятые Министерством финансов Республики Саха (Якутия) по итогам контрольных мероприятий, за 2019–2023 годы

Показатель

2019

2020

2021

2022

2023

Количество постановлений о назначении административных наказаний, ед.

677

576

370

264

230

Сумма наложенных административных штрафов, млн. руб.

25,0

38,9

9,7

18,4

4,9

Количество направленных предписаний, ед.

95

60

48

53

29

Количество направленных представлений, ед.

143

162

178

174

181

Сумма восстановленных средств в доход государственного бюджета РС(Я), млн. руб.

547,2

601,5

154,9

230,6

236,8

Количество материалов, направленных в правоохранительные органы и органы прокуратуры, ед.

92

116

64

76

67

Снижение количества постановлений о назначении административных наказаний и суммы наложенных административных штрафов в первую очередь связаны с изменениями, внесенными в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части объединения нескольких дел в одно производство по итогам одного контрольного мероприятия, а также применения такой меры административного наказания как предупреждение.

Анализ мер, принимаемых по итогам контрольных мероприятий Министерства финансов Республики Саха (Якутия), показал постепенное снижение количества объектов контроля, допускающих нарушения, влекущие за собой ущерб бюджету субъекта, что усматривается по снижению количества предписаний, одним из главных условий вынесения которых является невозможность устранения нарушения, повлекшего ущерб. Данная динамика с положительной точки характеризует действенность проводимых проверок, а также работу по профилактике грубых нарушений бюджетного законодательства.

Превентивность контроля, осуществляемого Министерством финансов Республики Саха (Якутия) на данный момент, реализуется за счет применения риск-ориентированного подхода в планировании и проведении контрольных мероприятий.

Принцип риск-ориентированности означает концентрацию усилий и ресурсов органа контроля при осуществлении контрольной деятельности в отношении объектов контроля и (или) направлений их деятельности, по которым наиболее вероятно наступление событий (совершение нарушений), способных причинить ущерб публично-правовому образованию и (или) способных повлечь неэффективное использование бюджетных средств, существенное искажение информации об активах, обязательствах и (или) о финансовом результате [3].

В единой информационной системе запущен модуль для контрольных органов «Риск-мониторинг», который органы контроля начали применять при проведении контрольных мероприятий. С помощью этого модуля контролеры могут проверять не только тех, кто совершил нарушение, но и тех, кто имеет высокий потенциал совершения нарушения. Таким образом, плановые и внеплановые проверки становятся более точечными и целенаправленными, а добросовестные объекты контроля имеют меньшую вероятность охвата контрольными мероприятиями.

Результаты исследования . Выявление возможных рисков, предупреждение и предотвращение нарушений действующего законодательства является наиболее актуальной задачей, стоящей перед органами государственного финансового контроля.

Реализованный потенциал последующего контроля не позволяет в полной мере обеспечить своевременное устранение и профилактику нарушений, влекущих ущерб бюджетной системе. Дальнейшее совершенствование системы внутреннего государственного финансового контроля невозможно без нормативного регулирования и систематизации предварительного контроля.

Расширение спектра контрольных мероприятий и систематизация предупреждающего контроля в комбинации с последующим контролем позволит не допустить безрезультативного расходования бюджетных средств. Эффективный упреждающий контроль позволит принимать своевременные взвешенные управленческие решения с соблюдением принципа эффективности использования бюджетных средств.

Литература:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 26.12.2024).
  2. Проект Федерального закона № 532893–8 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 18.01.2024).
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2020 № 95 «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля».
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2020 № 100 (ред. от 24.10.2024) «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля».
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.02.2020 № 208 (ред. от 24.10.2024) «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Планирование проверок, ревизий и обследований».
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 № 1235 (ред. от 24.10.2024) «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов».
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 № 1095 (ред. от 24.10.2024) «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований».
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 № 1237 (ред. от 21.03.2022) «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц».
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1478 (ред. от 24.10.2024) «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Правила составления отчетности о результатах контрольной деятельности».
  10. Агамагомедова С. А. Свобода предпринимательства и ее ограничение при осуществлении государственного контроля и надзора // Безопасность бизнеса. — 2022. — № 2. — С. 8–12. EDN: ZVKSOM, DOI: 10.18572/2072–3644–2022–2–8–12.
  11. Елкин C. Е., Тарасова Т. Н. Превентивные методы контроля за получением бюджетных средств в условиях расширения методов государственного финансового контроля // Вестник СИБИТа. 2024. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preventivnye-metody-kontrolya-za-polucheniembyudzhetnyh-sredstv-v-usloviyah-rasshireniya-metodov-gosudarstvennogo-finansovogo (дата обращения: 18.02.2025)
  12. Исаев Э. А. Реализация результатов контрольных мероприятий: пять лет от последних изменений [Электронный ресурс] // Журнал «Финконтроль» — 2024. — № 2 — URL https://rufincontrol.ru/online/article/483766/
  13. Худякова Н. В. Надзор за соблюдением прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля. Законность. 2021. № 7 (1041). С. 24–26. ISSN: 0869–4486, EDN: FXYCOP.
Основные термины (генерируются автоматически): Якутия, внутренний государственный финансовый контроль, финансовый контроль, государственный финансовый контроль, нарушение, последующий контроль, предварительный контроль, бюджетная система, Министерство финансов Республики Саха, Российская Федерация.


Похожие статьи

Направления совершенствования муниципального финансового контроля в Российской Федерации

В настоящей статье изучены наиболее острые проблемные вопросы контрольной деятельности в сфере муниципальных финансов, произведена попытка разработки ряда мер по повышению эффективности муниципального финансового контроля.

Правовое регулирование финансового контроля государственных компаний (на примере государственной компании «Российские автомобильные дороги»)

Научная статья посвящена исследованию и анализу роли финансового контроля как инструмента воздействия государства на деятельность государственных компаний. Автор акцентирует свое внимание на рассмотрении положений, связанных с осуществлением финансов...

Совершенствование применения государственного аудита при измерении социального развития муниципального образования

В статье даны рекомендации по разработке стандартов внутреннего финансового контроля в организациях социальной сферы, основанного на риск-ориентированном подходе при осуществлении контрольных процедур и контрольных мероприятиях по повышению качества ...

Проблемы и перспективы правового регулирования деятельности государственных контрольно-счетных органов в условиях современной экономики

Статья представляет собой комплексный анализ правовых аспектов функционирования государственных контрольно-счетных органов в контексте современных вызовов и требований экономической среды. В статье освещены теоретические основы правового регулировани...

Совершенствование управления персоналом в органах внешнего государственного финансового контроля

Статья посвящена проблемам совершенствования управления персоналом в органах внешнего государственного финансового контроля. Представлены результаты исследования современного состояния управления персоналом в этих органов, проведенного авторами. На о...

Роль организации внутрихозяйственного контроля на предприятии АПК

В статье изучены элементы системы внутреннего контроля, порядок организации системы внутреннего контроля, основные направления совершенствования внутрихозяйственного контроля.

Система органов государственного финансового контроля в Московской области

В статье рассмотрены вопросы построения системы органов государственного финансового контроля в Московской области. Выявлены проблемы и предложены пути их преодоления. Сделан вывод о том, что устранение выявленных недостатков в организации бюджетного...

Совершенствование правового обеспечения предварительного внутреннего государственного финансового контроля

Предметом данного исследования являются некоторые проблемы правового обеспечения внутреннего государственного финансового контроля, не позволяющие в полной мере раскрыть полномочия Федерального казначейства при осуществлении контрольной деятельности....

Особенности организации системы внутреннего контроля в торговых организациях

В условиях экономического кризиса проблемы, связанные с формированием системы внутреннего контроля товарных операций в торговой организации, приобретают особую актуальность, а методы внутреннего контроля требуют постоянного совершенствования. Изучени...

Повышение эффективности государственного финансового контроля на современном этапе

Государственный финансовый контроль является важным элементом качественного управления финансовой безопасностью страны. В статье выявлена проблема закрепления системы государственных органов, осуществляющих финансовый контроль в Российской Федерации.

Похожие статьи

Направления совершенствования муниципального финансового контроля в Российской Федерации

В настоящей статье изучены наиболее острые проблемные вопросы контрольной деятельности в сфере муниципальных финансов, произведена попытка разработки ряда мер по повышению эффективности муниципального финансового контроля.

Правовое регулирование финансового контроля государственных компаний (на примере государственной компании «Российские автомобильные дороги»)

Научная статья посвящена исследованию и анализу роли финансового контроля как инструмента воздействия государства на деятельность государственных компаний. Автор акцентирует свое внимание на рассмотрении положений, связанных с осуществлением финансов...

Совершенствование применения государственного аудита при измерении социального развития муниципального образования

В статье даны рекомендации по разработке стандартов внутреннего финансового контроля в организациях социальной сферы, основанного на риск-ориентированном подходе при осуществлении контрольных процедур и контрольных мероприятиях по повышению качества ...

Проблемы и перспективы правового регулирования деятельности государственных контрольно-счетных органов в условиях современной экономики

Статья представляет собой комплексный анализ правовых аспектов функционирования государственных контрольно-счетных органов в контексте современных вызовов и требований экономической среды. В статье освещены теоретические основы правового регулировани...

Совершенствование управления персоналом в органах внешнего государственного финансового контроля

Статья посвящена проблемам совершенствования управления персоналом в органах внешнего государственного финансового контроля. Представлены результаты исследования современного состояния управления персоналом в этих органов, проведенного авторами. На о...

Роль организации внутрихозяйственного контроля на предприятии АПК

В статье изучены элементы системы внутреннего контроля, порядок организации системы внутреннего контроля, основные направления совершенствования внутрихозяйственного контроля.

Система органов государственного финансового контроля в Московской области

В статье рассмотрены вопросы построения системы органов государственного финансового контроля в Московской области. Выявлены проблемы и предложены пути их преодоления. Сделан вывод о том, что устранение выявленных недостатков в организации бюджетного...

Совершенствование правового обеспечения предварительного внутреннего государственного финансового контроля

Предметом данного исследования являются некоторые проблемы правового обеспечения внутреннего государственного финансового контроля, не позволяющие в полной мере раскрыть полномочия Федерального казначейства при осуществлении контрольной деятельности....

Особенности организации системы внутреннего контроля в торговых организациях

В условиях экономического кризиса проблемы, связанные с формированием системы внутреннего контроля товарных операций в торговой организации, приобретают особую актуальность, а методы внутреннего контроля требуют постоянного совершенствования. Изучени...

Повышение эффективности государственного финансового контроля на современном этапе

Государственный финансовый контроль является важным элементом качественного управления финансовой безопасностью страны. В статье выявлена проблема закрепления системы государственных органов, осуществляющих финансовый контроль в Российской Федерации.

Задать вопрос