Статья посвящена развитию института законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Отмечаются основные нормативно-правовые акты, принятые в этой области с момента первого появления законодательства, нацеленного на борьбу с отмыванием криминальных доходов, и по настоящее время.
Ключевые слова : законодательство, ответственность, противодействие легализации (отмыванию) доходов, финансирование терроризма.
The article is devoted to the development of the institution of legislation on the legalization (laundering) of proceeds from crime and the financing of terrorism. The main legal acts adopted in this area from the first appearance of legislation aimed at combating the laundering of criminal proceeds to the present day are noted.
Keywords: legislation, liability, anti-money laundering, financing of terrorism.
Законодательство, регулирующее нормы ответственности за легализацию (отмывание) криминальных доходов, впервые было разработано из-за опасности введения незаконных средств в легальную экономику. Преступные деяния, связанные с легализацией незаконных денежных средств находят свое отражение во многих древних нормативных источниках. В древних памятниках русского права описываются различия между законными и незаконными способами приобретения имущества. Например, в Псковской судной грамоте требовалось принесение покупателем присяги о законности приобретения имущества для подтверждения сделки. В случае отсутствия свидетелей допускалась присяга по статье 46 Судебника 1497 года.
Данные положения получили свое дальнейшее развитие и в Судебнике 1550 года, ст. 93 которого распространяла требование доказывания лицом факта добросовестного приобретения нового имущества при покупке старых вещей на торгах. С целью предотвращения возможности распоряжаться приобретенными незаконным путем вещами, закон устанавливал необходимость поручительства за продавца для правомерности сделки [1].
В XVII-XVIII веках в России и вокруг нее были распространены притеснения, грабежи и насилия со стороны воинских частей, особенно наемных, в том числе и на территории своего государства, совершались в огромных масштабах. В связи с этим, Правительство Петра I и его командование предприняло ряд мер для борьбы с этим, закрепленных в Конвенции с Данией и Трактате с Пруссией.
В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных издания 1885г. была предусмотрена уникальная статья 1705, которая устанавливала ответственность за совершение преступлений, связанных с налогами на недвижимое имущество, запрещенным секвестром или опекой, а также за сокрытие этого факта или закладку краденого имущества. А ст. 1701 и 1702 Уложения 1885г. устанавливали ответственность за продажу (сбыт) заведомо украденного или через насилие или обмен полученного имущества, совершенного другим лицом, а также за покупку (скупку) недвижимого имущества у лица, незаконно владеющего им, или иного имущества, заведомо полученного через насилие, близких по родовому признаку к легализации доходов.
Уголовное законодательство России после революции сохраняло преемственность норм русского уголовного права. Например, статья 1.64-а Уголовного кодекса РСФСР 1926 года устанавливала ответственность за незаконное приобретение, хранение и продажу похищенного огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, кроме оружия охотничьего образца мелкокалиберного.
Плановая экономика и наличие практически лишь одной формы собственности — государственной — упрощали подход к защите уголовно-правовыми нормами имущественных отношений. В Уголовном кодексе РСФСР 1960 года была статья, касающаяся этой сферы. — ст. 208, которая называлась «Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем». Предметом этого преступления считались имущества, полученные в результате преступной деятельности.
В Российской Федерации термин «легализация» (отмывание) впервые был включен в статью 174 Уголовного кодекса РФ в 1996 г. Хотя этот термин использовался только в названии статьи без определения его содержания, отечественные правоведы, основываясь на буквальном толковании уголовно-правовой нормы, сходились в едином мнении, что под понятием легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества следует понимать совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем, а равно использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
Законодательство России о противодействии легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретённых преступным путем, также прошло определённые этапы в своём развитии, характеризующиеся непоследовательностью уголовной политики законодателя в приложении к данным составам преступлений. В первоначальной редакции уголовного закона ст. 174 УК РФ устанавливала ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретённых незаконным путем, то есть за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретёнными заведомо незаконным путем, а равно использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности; квалифицированный (ч. 2) и особо квалифицированный (ч. 3) составы преступления предполагали ответственность за совершение деяния группой лиц по предварительному сговору, неоднократно, лицом с использованием своего служебного положения, организованной группой или в крупном размере [2].
Сейчас в России компании несут ответственность за нарушения при проведении финансовых операций в соответствии с законом о противодействии отмыванию денег. Согласно последним изменениям в Федеральном законе № 115-ФЗ за нарушение статьи 6 и статьи 7 организации могут быть лишены лицензии на осуществление хозяйственной деятельности.
Согласно новой редакции статьи 13 виновные лица могут привлечены к административной, гражданской и уголовной ответственности за нарушение законодательства или несоблюдение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [3].
Нарушение законодательства о противодействии отмыванию доходов влечет штрафы как для должностных, так и для юридических лиц, а также возможность приостановки деятельности (ст. 15.27 КоАП) [4]. За легализацию доходов, полученных преступным путем, предусмотрены штрафы и ограничения свободы в зависимости от тяжести преступления.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что в России институт законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма прошел достаточно большой путь. Начиная с момента первого появления законодательства, нацеленного на борьбу с отмыванием криминальных доходов, и по настоящее время органами власти большое внимание было уделено борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем. В законодательные акты вносились изменения и дополнения, направленные на устранение неточностей, пробелов и противоречий. Нормативно-правовая база всегда была направлена на недопущение и предотвращение попыток легализации доходов, полученных преступным путем.
Литература:
- Князева Е. Ю. Становление и развитие системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма // Журнал российского права. 2022. № 6.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63 ФЗ (УК РФ) (ред. от 28.12.2024) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
- Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма от 07.08 2001г. № 115-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 33. Ст. 3418.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001. № 195 ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Ст. 1.