Изучение и рассмотрение вопроса, который касается института административной ответственности государственных гражданских служащих, очень важны, так как применение ответственности обеспечивает правопорядок и законность в любом государстве. Значение данного вида юридической ответственности для государства, общества и отдельных государственных служащих трудно переоценить, поскольку с помощью дисциплинарной ответственности могут быть решены как некоторые проблемы обеспечения функционирования эффективной системы государственного управления, создания административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы, так и обеспечена защита прав и законных интересов государственных служащих.
Ключевые слова: государственная служба, административная ответственность, признаки ответственности, особенности ответственности.
The study and consideration of the issue concerning the institution of administrative responsibility of state civil servants is very important, since the application of responsibility ensures law and order and legality in any state. It is difficult to overestimate the importance of this type of legal responsibility for the state, society and individual civil servants, since with the help of disciplinary responsibility, some problems of ensuring the functioning of an effective system of public administration, the creation of administrative and legal means of preventing and suppressing corruption in the public service system can be solved, as well as the protection of the rights and legitimate interests of civil servants.
Keywords: civil service, administrative responsibility, sign responsibility, features of responsibility.
Государственная служба как институт государственного управления имеет главную социально-политическую ценность — защиту прав и свобод человека и гражданина. На современно этапе существует проблема, связанная с нарушением социально-политической ценности института государственного управления. При этом следует признать, что налаживание доверительных взаимоотношений невозможно без учета такого регулятора, оказывающего существенное влияние на сознание граждан, как наличие действенного механизма привлечения к ответственности государственных служащих. Как отмечает А. И. Стахов, в настоящее время действующее законодательство об административных правонарушениях состоит из федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации — основных источников, устанавливающих административную ответственность физических, а также юридических лиц, совершивших административные правонарушения [2, с. 64].
При необходимости оно дополняется подзаконными нормативными правовыми актами. Так, с целью обеспечения единообразного и правильного применения закона, а также для совершенствования правоприменительной практики после введения в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были приняты необходимые конкретизирующие документы подзаконного характера. Кроме того, государственные органы, наделенные административно-юрисдикционными полномочиями, издали ведомственные документы (приказы): о должностных лицах, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание, устанавливающие образцы процессуальных документов, определяющие порядок исполнения некоторых видов административных наказаний и применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. В данном случае мы не согласны с вышеуказанным утверждением, поскольку считаем, что основным источником административной ответственности государственного служащего является Конституция Российской Федерации.
Как источник административной ответственности Конституция РФ устанавливает обязанность органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать законы; обязанность органов государственной власти и местного самоуправления — обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом [6, с. 55–56].
На федеральном уровне рассматриваемый вид ответственности довольно четко обоснован в статье 2.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ). Данной нормой предусмотрено привлечение должностного лица к административной ответственности за совершение им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Целесообразно отметить, что под должностным лицом в указанном нормативном правовом акте следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях России. В этой связи следует заметить, что не все государственные служащие имеют статус должностного лица. Несмотря на это законодатель все равно называет административную ответственность в качестве возможной для государственного гражданского служащего в ФЗ «О государственной гражданской службе», например, ч. 3 статьи 15, п. 5 ч. 2 статьи 39, статья 68. Несмотря на это КоАП РФ не содержит корреспондирующих статей, определяющих составы административного правонарушения и наказания за них для таких субъектов, как государственные гражданские служащие [1].
Таким образом, необходимо синхронизировать действующее законодательство в этой области и определить конкретные составы административных правонарушений государственных гражданских служащих. Например, в Кодексе Республики Казахстан по административным правонарушениям уже закреплены соответствующие нарушения. Например, статья 274 указывает, что преднамеренное несообщение в установленные законодательством сроки или сообщение неполных или недостоверных данных о доходах и имуществе, подлежащих налогообложению, лицом, занимающим государственную должность; лицом, освобожденным от государственной службы по неуважительной причине, или их супругами влечет наложение штрафа в размере 50 месячных расчетных показателей. Но КоАП РФ не единственный источник регулирования административной ответственности государственных служащих.
Поскольку, по смыслу п. «к» ч. 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, считаем целесообразным обратиться к региональному уровню законодательства по рассматриваемому нами вопросу. На региональном уровне административная ответственность должностных лиц предусмотрена в соответствующих нормативных правовых актах. Однако не следует забывать, что в случаях возникновения противоречий между федеральным законом и иным актом, изданным в нашей стране, приоритет принадлежит федеральному закону, но, к сожалению, данная конституционная норма не всегда должным образом находит свое отражение в законах субъектов федерации.
Как справедливо отмечает Н. Д. Потапова, не во всех нормативных правовых актах об административных правонарушениях, принятых на региональном уровне, закреплено само понятие должностного лица, хотя предусмотрены надлежащие составы административных правонарушений [5, с. 76]. В некоторых региональных законах (например, Ростовской, Нижегородской, Новосибирской, Саратовской, Костромской областей) данная дефиниция отсутствует, что, на наш взгляд, является недоработкой законодателя, в других же либо закреплена прямая отсылка к статье 2.4 КоАП РФ, либо дублируется определение, содержащееся в ней (Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях).
Литература:
- Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.02.2023). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/
- Административная ответственность : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А. И. Стахов [и др.]. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 248 c.
- Административная ответственность : практикум. — Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2017. — 94 c.
- Ответственность органов и должностных лиц государственного управления : учебное пособие / Н. В. Мирошниченко [и др.]. — Ставрополь : Ставропольский государственный аграрный университет, 2021. — 128 c.
- Потапова Н. Д. Дисциплинарная ответственность работников: понятие и виды : учебное пособие / Потапова Н. Д. — Саратов : Вузовское образование, 2017. — 129 c.
- Сорокин Р. С. Система юридической ответственности государственных служащих за коррупцию: монография / Сорокин Р. С. — Саратов: Вузовское образование, 2021. — 149 c.