Нарушения просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 10 мая, печатный экземпляр отправим 14 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №10 (561) март 2025 г.

Дата публикации: 10.03.2025

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Моргунова, Н. А. Нарушения просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией / Н. А. Моргунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 10 (561). — С. 168-171. — URL: https://moluch.ru/archive/561/123147/ (дата обращения: 29.04.2025).



Дизартирия — это нарушение произношения речи, т. е. ее произносительной стороны. Дизартрия проявляется в нарушении тонкой моторики речевого аппарата, в недостаточной его иннервации [4, с. 23].

Главной проблемой при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи. Это может быть связано с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

При дизартрии нарушения звукопроизношения зависят от характера и тяжести поражения ЦНС и могут проявляться в разной степени. При легкой степени наблюдаются отдельные искажения звуков, речь становится смазанная; в более тяжелых случаях речь искажается, появляются замены и пропуски звуков, изменяется темп, выразительность, модуляции, произношения становится невнятным.

Дизартрия — речедвигательное расстройство. Это «нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата» [10, с. 64]. Тон, громкость голоса, ритмический интонационный уровень высказывания нарушаются, фонетическая окраска речевых звуков искажается, фонетическая система речи в целом неправильно реализована. В связи с этим, по мнению Е. Ф. Архиповой, возникает расстройство нейромоторной регуляции мышечного тонуса в результате органического или функционального повреждения ЦНС. Нарушение нервно-мышечного речевого контроля может привести к нарушению дыхания, голосоведения, резонирующих полостей, артикуляции и просодики. С нарушением временной точности и совершенствованием речевых движений связаны такие характеристики речи, как разборчивость, ясность [2].

В логопедической литературе под термином «дизартрия» понимают нарушение звукопроизношения, а также нарушение просодической стороны речи, что обусловлено органической недостаточностью иннервации речевого аппарата (Л. С. Волкова, Е. М. Мастюкова, Л. В. Лопатина). К основным ее проявлениям относят: расстройство артикуляции звуков (речь нечеткая, смазанная); нарушение голосообразования; изменение темпа и ритма речи; изменение интонации.

К общим признакам, характерным для дизартрии, логопеды относят: нарушения звукопроизношения, недостаточность артикуляционной моторики, изменения речевого дыхания, фонации и просодической стороны речи. Таким образом, дизартрия — это вид речевого дизонтогенеза, который проявляется в нарушении моторной речевой реализации.

Изучением нарушений произносительной стороны речи у дошкольников с дизартрией занимались Е. Н. Винарская, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова и др.

Согласно Л. В. Лопатиной и Н. В. Серебряковой, у дошкольников со стёртой дизартрией присутствие малопонятных артикуляторных закономерностей приводит к стиранию пределов из числа слуховых звучаний [9, с. 54]. Так создается препятствие для их различения. Речедвигательный анализатор, формирующий второстепенные осложнение в акустический дифференциации звучаний, важен для восприятия произносимого. Недостаток точного слухового восприятия и контролирования содействует сохранению звукопроизносительных недостатков высказывания.

У детей старшего дошкольного возраста с указанным дефектом проявляются нарушения интонации речи, т. е. ее выразительности, а также восприятия и воспроизведения структур интонации в предложениях. Однако вопросительная и повествовательная интонация является наиболее сохранной.

Значительные трудности у детей вызывает восприятие и самостоятельное воспроизведение интонационной структуры, которое предполагает слухопроизносительную дифференциацию повествовательной и вопросительной интонации. В таком случае наиболее нарушенным является процесс слуховой дифференциации интонационных структур, а не процесс их самостоятельной реализации.

Это может свидетельствовать о том, что дети со стертой формой дизартирии имеют недоразвитие фонематического восприятия. Проблемой формирования четкого слухового восприятия и контроля является смазанная и нечеткая речь таких детей. Речедвигательный анализатор создает вторичные осложнения, т. к. тормозит восприятие устной речи. Таким образом, отсутствие четкого слухового восприятия и контроля способствует сохранению дефектов воспроизведения интонации в речи [5].

У детей с дизартрией очень снижена интонационно-выразительная окраска речи. Ослаблен речевой выдох, страдает голос, а также голосовые модуляции по высоте и силе, нарушен тембр речи, появляется носовой оттенок, речь чаще всего быстрая. Например, при рассказывании стихотворения, речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчива, голос угасает, становится все тише и тише, не удаются модуляции по высоте и силе голоса (ребенок не может, подражая, менять высоту голоса, имитировать голоса животных) [1].

Дети, как правило, говорят на вдохе, т. к. речевой выдох у них укорочен, и их речь как бы становится захлебывающейся.

У детей с хорошим самоконтролем при обследовании речи отклонений в звукопроизношении не проявляется, т. к. они произносят слова скандировано, т. е. по слогам, а на первое место выступает только нарушение просодики.

Чаще всего в старшем дошкольном возрасте проявляется стертая форма дизартирии. Она проявляются в более легкой степени нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а также в нарушениях произносительной стороны речи — она понятна для окружающих, но нечеткая [7, с. 39].

При стертой форме дизартрии в первую очередь страдает связная монологическая речь. Это вызвано с тем, что именно в этот период и начинает формироваться связная речь и те функции, которые формируются наиболее подвержены влиянию различных негативных факторов [6]. Следовательно, коррекционные занятия в старшем дошкольном возрасте при дизартрии должны быть направлены на обучение детей связной монологической речи.

В целом, можно отметить, что дети со стертой формой дизартрии — это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи могут проявляться в различных формах, например, в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, в нарушении темпа и плавности речи.

При дизартрии происходит нарушение произносительной стороны речи. Это возникает из-за органического поражения центральной нервной системы. Дизартрия отличается от других нарушений произношения тем, что в случае дизартрии страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи [11].

По мнению таких ученых, как А. Ф. Архипова, Е. Э. Артемова, В. В. Емельянов, Л. В. Лопатина, Е. М. Мастюкова, изучавших особенности просодической стороны речи у детей со стертой дизартрией, трудности у детей вызывают восприятие и самостоятельное воспроизведение интонационной структуры, предполагающее в данном случае слухопроизносительную дифференциацию повествовательной и вопросительной интонации. Интонационно-выразительная окраска речи у детей со стертой дизартрией резко снижена. Нарушен голос, тембр речи. Темп речи чаще ускорен. Отмечается верхнегрудное (верхнеключичное) дыхание; речевой выдох ослаблен. Детям со стертой дизартрией недоступны задания на определение логического ударения, а также вызывают сложности задания на изменение интонаций.

Е. Э. Артемовой выделены 4 степени сформированности просодической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией, с общим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием, с фонетическим недоразвитием речи.

1 степень (низкая) — грубые нарушения просодических компонентов. Недостатки тембра, силы и высоты голоса ярко выражены, заметны самому ребенку и окружающим.

2 степень (недостаточная) — изменения голоса носят незначительный характер. При выполнении специальных заданий на воспроизведение разных ритмических и интонационных структур, наблюдаются трудности.

3 степень (средняя) — нестойкое или непостоянное отклонение от нормы по одной или нескольким просодическим характеристикам.

4 степень (высокая) — сформированность всех просодических характеристик. Дети имеют нормальный тембр, диапазон их голоса по силе и высоте соответствует возрастным нормам. Сформирована темпо-ритмическая сторона речи [3].

Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечёткое проговаривание слов, «проглатывание окончаний». Может наблюдаться и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов, в речи детей присутствуют длительные паузы [8].

Также наблюдаются трудности в воспроизведении интонации, трудности в идентификации интонационных рисунков (ошибки в определении типов предложений: повествовательное, восклицательное, вопросительное, ошибки при произведении фразы с логическим ударение по образцу, ошибки при сравнении предложений, отличающихся логическим ударением, несформированность способности продуцирования интонации, отражающей эмоциональное состояние, преобладание интонации сообщения (нейтральной) в репликах, трудности переключения между разными типами интонации (застревание на одной интонации), ограничение способности к преобразованию интонационного рисунка [6].

Таким образом, у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией наблюдаются следующие нарушения просодической стороны речи: недостаточный контроль над силой и высотой голоса, излишняя торопливость и нечеткость произношения, с проглатыванием окончаний или замедленности и растянутости фраз, наличие длительных пауз, неправильное использование логического ударения, что приводит к искажению смысла высказывания, несформированность способности продуцирования интонации, отражающей эмоциональное состояние, преобладание интонации сообщения и др.

Литература:

1. Александрова, Л. Ю. Гармонизация просодических возможностей детей как педагогическая проблема / Л. Ю. Александрова, Н. П. Спирина. — В. Новгород: Новгородский гос. ун-т им. Ярослава Мудрого, 2006. — 24 с.

2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. — М.: АСТ: Астрель, 2007. — 220 с.

3. Артемова, Е. Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. Монография / Е. Э. Артемова. — М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2008. — 123 с.

4. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. — М.: АСТ: Астрель, Хранитель, 2006. — 141 с.

5. Голубева, Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников / Г. Г. Голубева. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000. — 60 с.

6. Киселева, В. А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии: пособие для логопедов / В. А. Киселева. — М.: Шк. Пресса, 2007. — 24 с.

7. Киселёва, В. А. Комплексное исследование детей со стёртой дизартрией // Логопедия: методические традиции и новаторство: учеб.-метод. пособие для студ. отд-ния логопедии пед. вузов / Под ред. С. Н. Шаховской, Т. В. Волосовец. — М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2003. — С. 39 -50.

8. Лопатина, Л. В. Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников со стертой дизартрией / Л. В. Лопатина // Принципы и методы коррекции нарушений речи. Межвуз. сб. науч. тр. / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена; [Редкол.: к.п.н., доц. Г. А. Волкова (отв. ред.) и др.]. — СПб.: Образование, 1997. — С. 9–15.

9. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии: учеб. пособие к спецкурсу / Л. В. Лопатина, Л. В. Серебрякова. — СПб.: Образование, 1994. — 91 с.

10. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. — 400 с.

11. Расстройства речи у детей и подростков / Под общ. ред. С. С. Ляпидевского. — М.: Медицина, 1969. — 288 с.

Основные термины (генерируются автоматически): просодическая сторона речи, ребенок, произносительная сторона речи, стертая дизартрия, дизартрия, нарушение, старший дошкольный возраст, логическое ударение, речевой аппарат, речевой выдох.


Похожие статьи

Нарушения фонетико-фонологической стороны речи у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами

Развитие тактильного восприятия у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Выявление типичных ошибок письма у детей младшего школьного возраста с билингвизмом

Особенности фонематических компетенций у детей со стёртой формой дизартрии

Особенности эмоциональной лексики у детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью

Теоретические подходы к пониманию профилактики нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Предупреждение дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза, у детей с ОНР на занятиях по подготовке к обучению грамоте

Формирование мануального праксиса в работе по коррекции графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с дизартрией

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха

Дидактические игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Похожие статьи

Нарушения фонетико-фонологической стороны речи у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами

Развитие тактильного восприятия у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Выявление типичных ошибок письма у детей младшего школьного возраста с билингвизмом

Особенности фонематических компетенций у детей со стёртой формой дизартрии

Особенности эмоциональной лексики у детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью

Теоретические подходы к пониманию профилактики нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Предупреждение дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза, у детей с ОНР на занятиях по подготовке к обучению грамоте

Формирование мануального праксиса в работе по коррекции графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с дизартрией

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха

Дидактические игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Задать вопрос