Организация домашней среды для ребенка раннего возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 марта, печатный экземпляр отправим 26 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (561) март 2025 г.

Дата публикации: 04.03.2025

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Шафранская, А. И. Организация домашней среды для ребенка раннего возраста / А. И. Шафранская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 10 (561). — URL: https://moluch.ru/archive/561/123150/ (дата обращения: 09.03.2025).

Препринт статьи



Статья посвящена вопросам организации домашней среды для детей раннего возраста, имеющих ограничение жизнедеятельности, а также — с риском развития таких ограничений, как одного из условий их педагогического сопровождения и организации преемственности в работе специалистов и семьи.

Ключевые слова: ранняя помощь, ребенок, родители, мотив, занятия.

Ранний возраст период от года до трех лет. Это время наиболее значимых изменений в психическом развитии детей, связанных с активным развитием двигательной сферы, формированием мышления, появлением первых устойчивых качеств личности.

В настоящее время особенно актуальна проблема ранней диагностики и ранней абилитационной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Ранняя помощьпредставляет собой комплексную психолого-педагогическую и медико-социальную поддержку детей раннего возраста, у которых имеются нарушения в развитии различных функций, а также вероятность их появления в более старшем возрасте и их родителей (законных представителей). Только совокупность коррекционно-развивающей работы, проводимой с детьми, и консультативной работы, проводимой с родителями (законными представителями), способствуют более быстрой компенсации негативных моментов развития ребенка, поддержанию его здоровья, успешной социализации. Включение родителей в процесс коррекционной работы помогает им более продуктивно взаимодействовать с малышом, учитывать его особенности и возможности.

Для достижения ведущей цели ранней помощи — улучшения функционирования ребенка в естественных жизненных ситуациях посредством оказания ему и его семье психолого-педагогической и консультативной помощи — немаловажно психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) с целью обучения оптимальным вариантам оказания помощи и поддержки детей раннего возраста, формирование активной родительской позиции. Кроме того, успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе родителей и педагогов. Это взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, который осуществляется с помощью общения. Создание условий для эффективного общения — это инструмент, помогающий детям быть успешными. Так как педагогическое сопровождение детей раннего возраста и их семей предполагает создание оптимальных психолого-педагогических условий для появления и развития соответствующих возрасту психологических новообразований, то родители (законные представители) могут включать в домашние занятия игры и задания, направленные на развитие познавательной сферы, формирование социальных навыков поведения.

Организация среды дома предполагает выбор места и времени для занятий и организацию пространства.

Ограничение пространства «зона игры». Для выполнения заданий педагога лучше ограничиться пространством одной комнаты или определенным местом в комнате.

Ограничение времени продолжительность занятий для детей в возрасте от года до двух лет составляет 7–10 минут, а для детей от 2 до 3 лет — 10–12 минут. Количество игр в занятии при этом может варьировать.Время занятий должно быть закреплено в режиме дня (режим дает возможность взрослому и ребенку распределять свои силы в течение дня), сначала в удобное время, а по мере закрепления интересов ребенка, занятиям отводится определенное время в распорядке дня (например, утром, перед прогулкой, вечером). Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению материала. Каждое упражнение следует выполнять 3–5 раз. Важно определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданию педагога. Занятия должны быть регулярными.

Здесь может помочь и визуальное расписание — это набор карточек, упорядоченная по времени информация о предстоящих событиях. Визуальное расписание используется для снижения негативного поведения детей, повышения самостоятельности ребенка, при обучении новым и/или сложным навыкам, для детей с трудностями усвоения информации на слух.

Кроме ограничений по времени, месту и количеству предметов, взрослому следует ограничивать и собственную речь. Не следует говорить во время выполнения задания слишком много и слишком быстро. Ребенок дольше перерабатывает речевую информацию, нежели взрослый, поэтому во время занятия говорите медленнее, давайте инструкции точнее. Ваша фраза — это 2–3 слова, затем пауза, снова фраза и опять пауза, например: «Покачай Мишу… Миша… будет спать… А-а-а»..

При получении задания от педагога необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием, убедиться, что Вам все понятно. В затруднительных случаях консультируйтесь со специалистом.

Закрепление знаний может проводиться во время прогулок и поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов. Занятия не должны вызывать утомления и пресыщения. Необходимо разнообразить формы и приемы проведения занятия, чередовать разнообразные виды деятельности.

При организации занятий с ребенком раннего возраста дома необходимо стремиться к созданию мотивирующей среды. Здесь многое зависит от правильно подобранных игр и упражнений.

Мотивированный ребенок — счастливый ребенок, внимательный к родителю и готовый учиться. Сильная мотивация скорее побуждает к активному обучению, чем к пассивному наблюдению. Это базовая потребность, на ней строится вся познавательная деятельность и коммуникативная сфера.

Также мотивированный ребенок скорее захочет, чтобы интересное времяпрепровождение продолжалось, что даст возможность включить в занятие множество вариантов для обучения. Чем дольше продолжается занятие, тем больше вариантов для обучения родитель может создать.

В раннем возрасте дети хотят иметь доступ к предметам, держать их в руках, производить с их помощью интересные эффекты и получать помощь во взаимодействии с предметами, которые им нравятся. Внутренняя мотивация еще очень неустойчива: при каждой перемене ситуации ребенок может оказаться во власти других побуждений.

В полтора года возникают внутренние психические побудители — представления и образы воображения (цели), вызывающие стремление ребенка к достижению внешнего стимула (игрушки) даже тогда, когда этот стимул исчезает из поля восприятия. Наличие представляемой цели, желания означает, что поведение ребенка стало мотивированным, совершаемым под влиянием мотива. Структура мотивационной сферы ребенка 2–3 летнего возраста характеризуется значительной аморфностью, отсутствием устойчивой иерархии потребностей и ценностей. Побуждения сменяются во времени, не подчиняясь сознательно-волевому контролю. Кроме того, в этом возрасте мотивам малыша свойственна эмоциональная насыщенность, а его поведение характеризуется импульсивностью и ситуативностью.

Подбирая материалы, которые соответствуют интересам и предпочтениям ребенка, можно создать такие ситуации для учения, в которых малыш, скорее всего обратит на вас внимание и будет с вами взаимодействовать и таким образом учиться новому. Использование определенных предметов в процессе общения, в котором ребенок заинтересован, позволит улучшить его социальные навыки.

Взрослый может составить список предметов, материалов, игрушек или подвижных игр, от которых ребенок получает удовольствие (простые игрушки, игрушки с ярким эффектом, бытовые предметы). Если ребенок не берет предметы по своей инициативе и не придумывает игры, необходимо предоставить на выбор ряд материалов или игрушек, например: «Мы соберем пирамидку или будем строить башню?». Не предлагайте ребенку сразу все игрушки.

Даже если интересы ребенка необычны — это его интересы и необходимо включение их в игру, в занятие, в повседневные рутины. Очень важно вести себя естественно, выражать радость от самого факта взаимодействия с малышом, опираться на его собственную активность, поддерживать коммуникативные инициативы и игровые интересы. Одновременно ребенок учится тому, что общение с другими людьми — это ценный и приятный опыт.

Литература:

1. Аксенова, Л. И. Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. И. Аксенова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 377 с.

2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2002. — 512 с.

3. Раннее детство: познавательное развитие / Е. Б. Волосова, Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина. — М., 2006.

4. Роджерс С.Дж, Доусон Дж., Висмара Л. А. Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2016. — 416 с.

5. Цикл занятий для развития познавательной сферы у детей 1–3 лет с проблемами в развитии / Авт.-сост. Т. Б. Кротова, О. А. Минина, А. В. Можейко и др. — М.: АРКТИ, 2010. — 80 с.



Задать вопрос