Современные методы и приёмы обучения детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 апреля, печатный экземпляр отправим 23 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Современные методы и приёмы обучения детей дошкольного возраста / К. В. Раскатова, Т. А. Кайсаканова, А. В. Губкина [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 10 (561). — С. 191-193. — URL: https://moluch.ru/archive/561/123152/ (дата обращения: 10.04.2025).



В данной работе анализируются современные стратегии организации обучения в детских садах. Рассматриваются разнообразные методики и техники преподавания, ориентированные на стимуляцию познавательного интереса, креативного мышления, коммуникабельности и эмоциональной зрелости у дошкольников.

Акцент делается на применении игровых методик, проектной и исследовательской работы, а также на использовании ИКТ в образовательной деятельности. Отмечается значимость персонализированного подхода к каждому воспитаннику, формирования стимулирующей образовательной среды и активного участия родителей в воспитательном процессе. Предлагаются практические советы по внедрению инновационных методов и техник в практику работы с дошкольниками для повышения качества образования и гармоничного развития ребёнка.

Ключевые слова: дошкольное образование, образовательные методы, учебные техники, игровые подходы, проектная работа, исследовательские практики, ИКТ, развивающая среда, индивидуализация, гармоничное развитие.

Дошкольное детство — это краткий, но решающий отрезок жизни, в котором формируются ключевые качества личности, задающие направление интеллектуального, эмоционального и физического развития. В переходный период к федеральным образовательным стандартам педагоги призваны переосмыслить подходы к организации воспитательной деятельности, внедряя инновации.

Одним из современных методов, активно внедряемых в дошкольном образовании, является игра. Игровая деятельность помогает детям усваивать новые понятия в непринужденной обстановке, развивает совместную работу и способствует социализации. Педагоги могут использовать игры, как для знакомства с окружающим миром, так и для формирования базовых навыков, таких как счет и чтение.

Не менее важным является применение технологий в обучении. Интерактивные пособия, мультимедийные ресурсы и образовательные платформы открывают новые горизонты для изучения информации. С помощью таких средств дети могут исследовать окружающий мир, развивать творческие способности и изучать основы программирования, что становится важным навыком в современном обществе [1, с.26].

Кроме того, акцент на индивидуализацию обучения позволяет учитывать особенности и интересы каждого ребенка, помогая ему развиваться в соответствии с его темпом. Таким образом, разнообразие методов и подходов способствует созданию адаптивной и комфортной образовательной среды, способствующей максимально эффективному обучению.

В дошкольном образовании сегодня существенно меняются приоритеты, на основе которых собственно проектируется вариативный процесс воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. Внимание обращено на такие формы, методы и средства образования, которые в наибольшей степени учитывают особенности психической и социальной деятельности ребенка.

Современное дошкольное образование пересматривает главные направления, определяющие разработку различных подходов к воспитанию и обучению дошкольников. Особое значение придается тем образовательным формам, методам и инструментам, которые максимально соответствуют специфике психического и социального развития ребенка.

Поэтому организация образовательного процесса строится следующим образом:

– учитываются возрастные особенности и интересы детей в процессе образовательной деятельности;

– используется игра как основная форма образовательной деятельности;

– вовлекаем каждого ребенка в игру, организуя ее в совместной деятельности с одним ребенком, группой или всеми детьми;

– в ходе игры находим время для индивидуального общения, поддерживая интерес и помогая успешно выполнять задания.

Основная цель дошкольного образования — создать благоприятную среду для раскрытия индивидуальных способностей каждого ребенка.

Развитие и обучение происходят в игровой форме, без жестких требований к результатам [3, с. 76]. Вместо традиционных занятий используется организованная образовательная деятельность, включающая различные виды детской деятельности и их интеграцию с применением разнообразных методов. Учитывая особенности мышления дошкольников, необходимо использовать наглядные материалы и атрибуты, размещенные так, чтобы дети могли свободно их изучать и использовать.

Важная черта обучения дошкольников — чередование активных поз и разных видов деятельности (физкультминутки, здоровьесберегающие технологии, релаксация).

Переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать внимание детей, что повышает эффективность занятия, снимает утомляемость и перенапряжение.

Для достижения максимальных результатов в развитии и образовании дошкольников, педагоги должны тщательно планировать разнообразные виды активности в течение дня, а также индивидуализировать задания, игры, самостоятельную деятельность, прогулки и экскурсии.

Важно стимулировать у детей любознательность и стремление применять полученные знания, а также развивать их игровые навыки.

Обучение дошкольников предполагает партнерство между взрослым и ребенком, что является более естественным способом развития. Развитие различных видов деятельности происходит сначала во взаимодействии со взрослыми, затем со сверстниками, и постепенно переходит в самостоятельную деятельность.

В основе самостоятельной деятельности детей лежит личный интерес и внутренняя мотивация, которые стимулируют активность, эмоции и мышление.

Развитие самостоятельности, любознательности, внимания, воображения, мышления и памяти способствует формированию интереса к исследовательской деятельности. Первоначально она возникает спонтанно, в процессе активных действий ребенка. Случайные действия с предметами могут привести к интересным открытиям, вызывая у ребенка желание повторить их и понять взаимосвязь между действиями и результатом.

Важную роль в обучении играют методы проблемного обучения, когда перед детьми создаются ситуации, требующие применения знаний для решения задач. Взрослые, создавая такие ситуации, побуждают детей выдвигать гипотезы, делать выводы и не бояться ошибок, что помогает им ощутить удовольствие от получения новой информации об окружающем мире.

Одним из современных методов обучения в ДОУ является проектная деятельность. В современных детских садах она выступает как эффективный способ стимулирования познавательной активности и творческого потенциала детей, одновременно способствуя формированию ключевых личностных качеств. В основе каждого проекта лежит проблемный вопрос, требующий исследовательского подхода для его разрешения. Важнейшие элементы проектной работы включают в себя самостоятельность детей (с помощью педагога), совместное творчество детей и взрослых, развитие коммуникативных умений, познавательных и творческих навыков, а также применение знаний на практике.

Проект начинается с проблемной ситуации, требующей решения. Для успешной реализации необходимо не просто заинтересовать участников, но и мотивировать их. Как педагог, так и ребенок должны четко понимать, зачем они вовлечены в исследовательский процесс.

Дети младшего возраста с энтузиазмом изучают свойства песка, экспериментируют с цветом воды и проверяют плавучесть предметов в небольших группах. Старшие дошкольники с интересом исследуют свойства льда, изучают действие магнитов, наблюдают за живой и неживой природой. Подобная работа приносит ощутимые результаты.

Для развития мышления, воображения и речи детей важно, чтобы педагог поддерживал проблемную ситуацию на протяжении всего проекта. Это отличает проектную деятельность от других видов, где проблемные вопросы решаются оперативно.

Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в ДОУ является еще одним современным методом обучения и воспитания. Использование ИКТ способствует повышению эффективности образовательного процесса, индивидуализации обучения и мотивации детей к исследовательской деятельности.

Дошкольный возраст играет ключевую роль в формировании личности ребенка, который начинает активно взаимодействовать с окружающим миром и обществом. Прогресс в развитии ребенка — главный критерий качества обучения.

Литература:

1. Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. — Москва: Мозаика-Синтез, 2005. — 368 с.

2. Веракса, Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие для вузов / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — Москва: Мозаика-Синтез, 2020. — 160 с.

3. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. — Москва: Смысл: Эксмо, 2006. — 512 с.

4. Гризик, Т. И. Планирование деятельности в дошкольном образовательном учреждении / Т. И. Гризик. — Москва: Просвещение, 2007. — 128 с.

5. Михайленко, Н. Я. Организация педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. — Москва: Линка-Пресс, 2005. — 336 с.

6. Мухина, В. С. Детская психология / В. С. Мухина. — Москва: ЭКСМО-Пресс, 1999. — 352 с.

7. Новоселова, С. Л. Развивающая предметная среда детства / С. Л. Новоселова. — Москва: Просвещение, 2007. — 64 с.

8. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева. — Москва: Академия, 2001. — 336 с.

9. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. — Москва: Академия, 2007. — 384 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, окружающий мир, дошкольное образование, образовательная деятельность, дошкольный возраст, исследовательская деятельность, образовательный процесс, проблемная ситуация, проектная деятельность, проектная работа.


Ключевые слова

дошкольное образование, индивидуализация, развивающая среда, гармоничное развитие, ИКТ, проектная работа, образовательные методы, учебные техники, игровые подходы, исследовательские практики

Похожие статьи

Педагогические условия и принципы использования игровых технологий в образовательном процессе

В статье рассматриваются педагогические условия и принципы использования игровых технологий в образовательном процессе. Автор анализирует ключевые аспекты внедрения игровых методик, направленных на повышение мотивации, развитие коммуникативных навыко...

Концептуальные основы программы по развитию любознательности обучающихся в условиях обучения в начальной школе

Статья посвящена разработке психолого-педагогической программы развития любознательности младших школьников в рамках исследовательской проектной деятельности. Обосновывается актуальность проблемы недостаточной развитости любознательности у современны...

Опыт реализации модели экологического развития на основе анимационной педагогики и STEM-образования детей дошкольного возраста

Современное дошкольное образование направлено на формирование у воспитанников при выходе из детского сада компетенций разных уровней. В статье автор представляет авторскую модель экологического развития детей старшего дошкольного возраста посредством...

Современные методы и технологии обучения и диагностики в дошкольных образовательных учреждениях

Целью научной статьи является анализ современных учебно-диагностических методов, технологий обучения и диагностики в дошкольных заведениях (детсадах). В работе автор статьи исследует и приводит примеры применения инновационных технологий для развития...

Использование дидактических игр для повышения учебной мотивации в начальной школе

В работе рассматривается использование дидактических игр как метода повышения учебной мотивации младших школьников. Обосновывается значимость игровых технологий в начальной школе, выделяются их психологические и педагогические аспекты. Анализируется ...

Современные методы и подходы в работе с одаренными обучающимися в начальной школе

В статье рассматривается одаренность как системное, развивающееся качество психики, которое способствует достижению обучающимися начальных классов более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми. Пред...

Педагогические условия организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста в процессе игр с природными материалами

Статья посвящена изучению педагогических условий организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста через игры с природными материалами. Акцентируется внимание на важности сенсорного развития в дошкольном возрасте и роли природных ...

Подготовка дошкольника к школе

В статье исследуется важность комплексной подготовки детей дошкольного возраста к школе, что включает в себя развитие когнитивных, мотивационных и социальных аспектов, необходимых для успешного освоения школьной программы. Рассматриваются современные...

Проблемы физического воспитания в дошкольных учреждениях: обзор и анализ

В статье автор фокусирует внимание на выявлении проблем, сопровождающих внедрение эффективных программ физического воспитания в дошкольные учреждения. Основной акцент делается на важности формирования здорового образа жизни с самого раннего детского ...

Формы и методы духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе ДОО

В статье представлен мой практический опыт и педагогическая ценность форм и методов для духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе воспитательно-образовательного процесса ДОО. Формы и методы духовно-нравственного ...

Похожие статьи

Педагогические условия и принципы использования игровых технологий в образовательном процессе

В статье рассматриваются педагогические условия и принципы использования игровых технологий в образовательном процессе. Автор анализирует ключевые аспекты внедрения игровых методик, направленных на повышение мотивации, развитие коммуникативных навыко...

Концептуальные основы программы по развитию любознательности обучающихся в условиях обучения в начальной школе

Статья посвящена разработке психолого-педагогической программы развития любознательности младших школьников в рамках исследовательской проектной деятельности. Обосновывается актуальность проблемы недостаточной развитости любознательности у современны...

Опыт реализации модели экологического развития на основе анимационной педагогики и STEM-образования детей дошкольного возраста

Современное дошкольное образование направлено на формирование у воспитанников при выходе из детского сада компетенций разных уровней. В статье автор представляет авторскую модель экологического развития детей старшего дошкольного возраста посредством...

Современные методы и технологии обучения и диагностики в дошкольных образовательных учреждениях

Целью научной статьи является анализ современных учебно-диагностических методов, технологий обучения и диагностики в дошкольных заведениях (детсадах). В работе автор статьи исследует и приводит примеры применения инновационных технологий для развития...

Использование дидактических игр для повышения учебной мотивации в начальной школе

В работе рассматривается использование дидактических игр как метода повышения учебной мотивации младших школьников. Обосновывается значимость игровых технологий в начальной школе, выделяются их психологические и педагогические аспекты. Анализируется ...

Современные методы и подходы в работе с одаренными обучающимися в начальной школе

В статье рассматривается одаренность как системное, развивающееся качество психики, которое способствует достижению обучающимися начальных классов более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми. Пред...

Педагогические условия организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста в процессе игр с природными материалами

Статья посвящена изучению педагогических условий организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста через игры с природными материалами. Акцентируется внимание на важности сенсорного развития в дошкольном возрасте и роли природных ...

Подготовка дошкольника к школе

В статье исследуется важность комплексной подготовки детей дошкольного возраста к школе, что включает в себя развитие когнитивных, мотивационных и социальных аспектов, необходимых для успешного освоения школьной программы. Рассматриваются современные...

Проблемы физического воспитания в дошкольных учреждениях: обзор и анализ

В статье автор фокусирует внимание на выявлении проблем, сопровождающих внедрение эффективных программ физического воспитания в дошкольные учреждения. Основной акцент делается на важности формирования здорового образа жизни с самого раннего детского ...

Формы и методы духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе ДОО

В статье представлен мой практический опыт и педагогическая ценность форм и методов для духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе воспитательно-образовательного процесса ДОО. Формы и методы духовно-нравственного ...

Задать вопрос