Автомобильные иммобилайзеры: инновационный подход к дизайну | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №10 (561) март 2025 г.

Дата публикации: 03.03.2025

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Сенницкий, А. А. Автомобильные иммобилайзеры: инновационный подход к дизайну / А. А. Сенницкий. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 10 (561). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/archive/561/123154/ (дата обращения: 22.04.2025).



В статье рассматривается противоугонное средство — иммобилайзер.

Ключевые слова: иммобилайзер, противоугонное средство, узлы блокировки.

The article discusses an anti-theft device — an immobilizer.

Keywords: immobilizer, anti-theft device, locking nodes.

Автомобильный иммобилайзер стал неотъемлемым элементом современных систем защиты транспортных средств от угона. Он может функционировать как самостоятельное устройство или в составе комплексной противоугонной системы. В данной статье рассматривается электронный иммобилайзер — устройство, управляемое электронной меткой, которое блокирует ключевые элементы автомобиля, предотвращая его несанкционированное использование.

В настоящее время существует острая потребность в инновационных подходах к проектированию иммобилайзеров. Электрическая система автомобилей за последние годы значительно усложнилась и продолжает развиваться, включая появление гибридных двигателей и совершенствование интерфейсов между узлами и блоками. Однако современные иммобилайзеры по-прежнему используют устаревшие решения: блокировку цепей с помощью электромеханических реле, отображение служебной информации через светоизлучающие элементы и звуковые датчики, а также фиксированные алгоритмы управляющего программного обеспечения. Кроме того, использование электромеханических реле приводит к значительному потреблению тока, которое может достигать сотен миллиампер в зависимости от количества установленных реле.

На мой взгляд, иммобилайзеры требуют существенной модернизации, включая переработку блокирующих узлов, подсистемы отображения служебной информации и программной платформы. Эти компоненты остаются практически неизменными на протяжении многих лет и технически устарели.

Ниже приведены основные недостатки каждой подсистемы и предложения по их устранению.

Узлы блокировки

В современных иммобилайзерах в качестве конечных элементов блокировки по-прежнему используются электромеханические реле (ЭМИ), которые имеют ряд существенных недостатков: чувствительность к положению при монтаже, низкая надежность из-за изнашиваемых деталей, образование искр и пыли, большие габариты и высокое потребление управляющего тока, пропорциональное максимальному току через контакты.

Одним из перспективных решений является замена ЭМИ на полупроводниковые силовые ключи с изолированным управлением (ПСКИУ). Такие узлы блокировки включают полупроводниковый силовой ключ с изолированной схемой управления, источник стабилизированного напряжения для обеспечения необходимых уровней мощности и элемент управления, который принимает кодированный сигнал (через проводную или беспроводную связь) и генерирует управляющий сигнал для ключа.

ПСКИУ обладают рядом преимуществ по сравнению с ЭМИ: отсутствие контактных вибраций, устойчивость к ударам и вибрациям, независимость от монтажного положения. Кроме того, они сертифицированы для работы в диапазоне температур от -40 до +125 °C (с возможностью эксплуатации до +175 °C), имеют усиленную изоляцию более 3 кВ и устойчивость к переходным помехам свыше 1 кВ/мкс. ПСКИУ также обеспечивают эффективное подавление шума между входом и выходом, а открытые клеммы на выходе минимизируют нежелательные переходные явления.

Использование ПСКИУ позволяет значительно уменьшить габариты блокирующих узлов и повысить их надежность, что делает их практически вечными в эксплуатации.

Подсистема отображения служебной информации (ПОСИ)

Подсистема отображения служебной информации (ПОСИ) является важным компонентом иммобилайзера, предназначенным для визуального и звукового оповещения пользователя о текущем режиме работы устройства, обнаруженных неисправностях, попытках несанкционированного доступа и других служебных параметрах.

В существующих решениях настройка ПОСИ обычно реализуется следующим образом: в зоне видимости пользователя устанавливается светоизлучающий элемент, который передает информацию через изменение цвета, частоты и длительности вспышек. Пользователь должен интерпретировать эти параметры (количество вспышек, их цвет и частоту) для идентификации «сообщения». В случае звукового оповещения информационное «сообщение» формируется за счет тональности, частоты и продолжительности звуковых сигналов.

Такой подход крайне неудобен, так как пользователь не способен запомнить все возможные комбинации сигналов. Сокращение количества «сообщений» для упрощения восприятия приводит к снижению их информативности. Кроме того, подобные ПОСИ не позволяют передавать сложные данные, такие как дата и время попытки взлома, что требует принципиально иного подхода к реализации системы.

Одним из решений данной проблемы является использование ПОСИ с функцией передачи звуковой и текстовой информации на дисплей стандартной автомагнитолы посредством радиоволн. Передача может осуществляться на любой частоте, например, в FM-диапазоне.

Такой подход обеспечивает своевременное и понятное информирование пользователя. Современные радиоприемники позволяют легко переключаться на частоту, используемую для передачи важной информации, что делает данный метод удобным и эффективным для взаимодействия с пользователем.

Программная платформа

Программная платформа, интегрированная с процессором управления, представляет собой ключевой компонент любого иммобилайзера. На базовом уровне она реализуется в виде логического автомата состояний (ЛАС), который формирует реакции на события, основываясь на текущем состоянии системы. В существующих решениях алгоритм работы ЛАС фиксирован и описан в руководстве пользователя, что исключает возможность его модификации. Хотя в некоторых устройствах доступно включение или отключение отдельных функций (например, поворотников, звуковых сигналов и т. д.), пользователь не может задать уникальную реакцию на конкретное событие, отличную от предустановленных производителем параметров.

Такой подход обладает существенными ограничениями, поскольку не обеспечивает полной совместимости с дополнительными модулями, представленными на рынке (например, GSM-модулями, датчиками, блокирующими устройствами и т. д.). Производители поддерживают только собственные решения, что затрудняет создание комплексной противоугонной системы на основе устройств от разных вендоров.

В частности, установка иммобилайзеров, взаимодействующих с нестандартными сигналами (например, от датчиков открывания дверей), требует использования внешних преобразователей. Это усложняет монтаж системы и снижает надежность ее работы.

Для устранения данных недостатков целесообразно внедрение полностью открытого и настраиваемого пользователем ЛАС. Производитель может предоставить базовую логику для начальной инициализации, но основная конфигурация должна выполняться пользователем. Такой подход обеспечит полную совместимость с любыми устройствами на рынке, упростит интеграцию иммобилайзера с электрической системой автомобиля и позволит максимально эффективно использовать его ресурсы для достижения основной цели — защиты от угона.

Таким образом, характеристики иммобилайзера могут быть значительно улучшены за счет следующих элементов:

Узлы блокировки с проводным или беспроводным управлением, где конечным элементом выступает силовой полупроводниковый ключ.

Подсистема отображения служебной информации, способная передавать данные на дисплей стандартного радиоприемника с использованием радиоволн.

Программная платформа на основе открытой архитектуры ЛАС, позволяющая программировать любые возможные состояния и реакции.

Это обеспечит гибкость, надежность и расширенные возможности для создания эффективных противоугонных систем.

Литература:

  1. Патент Российской Федерации № 2160196.
  2. Патент Российской Федерации № 2090395.
  3. Патент Российской Федерации № 2124992.
  4. Патент Российской Федерации № 2373083.
Основные термины (генерируются автоматически): служебная информация, подсистема отображения, программная платформа, узел блокировки, комплексная противоугонная система, подход, полная совместимость, пользователь, противоугонное средство, решение.


Ключевые слова

иммобилайзер, противоугонное средство, узлы блокировки

Похожие статьи

Эффективный способ прокачки тормозов

Статья раскрывает сущность тормозной системы, возможные проблемы, которые могут возникнуть с тормозной системой при эксплуатации автомобиля.

Автомобильное весоизмерительное устройство

Представлено весоизмерительное устройство для автотранспорта для измерения массы автомобиля в диапазоне от 1 тонны до 50 тонн с точностью 1 %.

Анализ видов виброполосы с позиции обеспечения дорожной безопасности

В статье рассмотрена виброполоса как техническое средство для обеспечения дорожной безопасности. Проведен анализ видов полос по месту расположения и типу изготовления. Выявлены преимущества и недостатки их использования.

Структура автомобильного противоугонного роботизированного комплекса

В статье автор определяет состав необходимых технических средств, необходимых для защиты автомобиля от угона.

Микропротезы: виды и частота изготовления

В статье приведена систематизация видов микропротезов, показания и преимущества их использования.

Робот: проводник-интроскоп

В статье рассмотрен колесный робот, который минимизирует риски проноса ОВП в вагоны поездов, что обеспечивает безопасность пассажиров и работников железной дороги.

Роботизированный способ чистки труб от загрязнений

В статье авторы представят свою инновационную разработку «Роботизированный способ чистки труб от загрязнений».

Системы автоведения подвижного состава метрополитена

В статье авторы исследуют принцип действия, назначение различных систем автоведения поездов в России.

Реклоузеры: история, строение и применение

В статье автор рассматривает появление таких устройств автоматики в электрических сетях, как реклоузеры, а также их строение и применение в распределительной сети.

Робот для диагностики строительных материалов зданий взрывоопасных объектов

В статье рассмотрен многофункциональный миниробот, а также его система управления. Представлен процесс обучения дискретных по времени линейных систем робота.

Похожие статьи

Эффективный способ прокачки тормозов

Статья раскрывает сущность тормозной системы, возможные проблемы, которые могут возникнуть с тормозной системой при эксплуатации автомобиля.

Автомобильное весоизмерительное устройство

Представлено весоизмерительное устройство для автотранспорта для измерения массы автомобиля в диапазоне от 1 тонны до 50 тонн с точностью 1 %.

Анализ видов виброполосы с позиции обеспечения дорожной безопасности

В статье рассмотрена виброполоса как техническое средство для обеспечения дорожной безопасности. Проведен анализ видов полос по месту расположения и типу изготовления. Выявлены преимущества и недостатки их использования.

Структура автомобильного противоугонного роботизированного комплекса

В статье автор определяет состав необходимых технических средств, необходимых для защиты автомобиля от угона.

Микропротезы: виды и частота изготовления

В статье приведена систематизация видов микропротезов, показания и преимущества их использования.

Робот: проводник-интроскоп

В статье рассмотрен колесный робот, который минимизирует риски проноса ОВП в вагоны поездов, что обеспечивает безопасность пассажиров и работников железной дороги.

Роботизированный способ чистки труб от загрязнений

В статье авторы представят свою инновационную разработку «Роботизированный способ чистки труб от загрязнений».

Системы автоведения подвижного состава метрополитена

В статье авторы исследуют принцип действия, назначение различных систем автоведения поездов в России.

Реклоузеры: история, строение и применение

В статье автор рассматривает появление таких устройств автоматики в электрических сетях, как реклоузеры, а также их строение и применение в распределительной сети.

Робот для диагностики строительных материалов зданий взрывоопасных объектов

В статье рассмотрен многофункциональный миниробот, а также его система управления. Представлен процесс обучения дискретных по времени линейных систем робота.

Задать вопрос