Современные аспекты правового регулирования управления и распоряжения имуществом государственной казны | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 марта, печатный экземпляр отправим 26 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №10 (561) март 2025 г.

Дата публикации: 03.03.2025

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Меликсетян, Д. Г. Современные аспекты правового регулирования управления и распоряжения имуществом государственной казны / Д. Г. Меликсетян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 10 (561). — URL: https://moluch.ru/archive/561/123156/ (дата обращения: 09.03.2025).

Препринт статьи



На современном этапе не существует общих нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения, затрагивающие особенности и проблемы управления и распоряжения имуществом государственной казны, что провоцирует проблемы, связанные с неполучением федеральным бюджетом доходов, вследствие чего данные аспекты исследуются множеством авторов.

В рамках данной статьи изучаются современные особенности и затрагивается проблема управления имуществом государственной казны с позиции правового регулирования.

Ключевые слова: федеральное имущество, государственное имущество, распоряжение имуществом государства, управление федеральным имуществом, государственная казна.

At the present stage, there are no general regulatory legal acts regulating public relations affecting the specifics and problems of managing and disposing of state treasury property, which provokes problems related to the failure of the federal budget to receive revenue, as a result of which these aspects are studied by many authors. Within the framework of this article, modern features are studied and the problem of state treasury property management is addressed from the perspective of legal regulation.

Keywords: federal property, state property, disposal of state property, management of federal property, state treasury.

В государстве в настоящее время периодически налоги и сборы используются в качестве способа пополнения государственного бюджета, однако данный способ обладает временной спецификой, вследствие чего значимым для сферы исследований представляется выявление направлений увеличения результативности управления государственной собственностью. Подбор новых направлений управления собственностью государства формирует основу для получения государством доходов, что возможно при грамотном правовом регулировании, реализации направления контроля, позволяющих формировать действенные механизмы, обеспечивающие выгоду для бюджета государства.

Таким образом, представляется важным выявление и изучение проблем, которые сопряжены с управлением имуществом государственной казны, поскольку они позволяют в дальнейшем сформировать способы их решения.

Затрагивая исторические аспекты, возможно отметить, что доходы от применения публичного имущества в дореволюционный период изучались в качестве ценной основы покрытия бюджетных затрат, которые не были связаны с использованием государственного принуждения [1, 2], при этом в рамках современного государства данные доходы причисляются к неналоговым, что закрепляется бюджетным законодательством (ст.41) [3].

С позиции авторов, неналоговые доходы выступают в качестве стабилизационных, компенсационных основ государственной казны, вследствие чего в рамках финансовой государственной деятельности их роль невозможно переоценить [4, С.11], при этом подобная позиция представляется верной, поскольку под имуществом государства подразумевается как наличие экономического ресурса, требуемого для реализации государством функций и задач, а также стабильность бюджетной системы, которая выступает фундаментом твердости власти. Последнее обусловлено тем, что имущество практически не подвержено инфляции при сопоставлении с различными финансовыми средствами [5, 6].

Соответственно, по мнению авторов, под казной понимается наличие финансовой-правовой категории, нуждающейся в правовом регулировании в рамках действующих финансово-правовых норм [5, 7].

С позиции Давыдовой Д. А., управление имуществом государственной казны выступает в качестве единства направлений, методов и видов влияния на него, которые сопряжены с осуществлением властью полномочий, использованием императивного направления правового регулирования, при этом распоряжение собственностью государства выступает в качестве реализации сделок с имуществом (к примеру, арендой, приватизацией, реализацией бесхозного имущества и т. д.) [5].

Современное правовое регулирование исследуемых аспектов основывается на конституционных положениях, опираясь на которые собственность государства, а также направления управления причисляются к ведению государства, при этом закреплены полномочия Правительства РФ в отношении управления государственной собственностью (ст.ст.71,114) [8].

Значимым представляется, что при сопоставлении с денежной основой государственной казны, обладающей регламентацией в рамках Бюджетного кодекса РФ (далее БК РФ), аспекты неденежного имущества находятся в сфере регулирования специального законодательства. Данным законодательством затрагиваются отдельные аспекты и виды регулирования, обладающие ограничениями (а отдельных из них являются изъятыми из свободного оборота, например, недра, земли) [9].

В отношении движимого имущества и недвижимости, которые получаются государственной казной как выморочное (конфискация, национализация), а также имущества, изъятого для нужд государства посредством приобретения в государственных закупках, либо дарения, то в качестве приоритетной проблемы выступает отсутствие правового регулирования состава имущества, вследствие чего отсутствует и регулирования аспектов управления им.

Согласно Приказу Росимущества [10], которое выступает в качестве федерального органа, реализующего функции собственника в сфере управления и распоряжения государственным имуществом [11], регулируются отдельные аспекты, однако данный акт обладает внутриведомственной спецификой, вследствие чего у него отсутствует нормативный характер, а также не затрагиваются аспекты управления и распоряжения имуществом.

Стоит подчеркнуть, что понятие казны определено гражданским законодательством, опираясь на которой под ней подразумеваются бюджетные средства, нераспределенное имущество, которое не закреплено за госпредприятиями и учреждениями [12], при этом с позиции авторов, гражданским законодательством осуществляется регулирование малой доли отношений, затрагивающих публичное имущество [9].

На современном этапе в области гражданско-правового регулирования находятся отношения, сопряженные с распоряжением имуществом казны, находящимся в обороте, а также с обращением на него взысканий, вследствие чего определение в рамках гражданского законодательства приведенных аспектов направлено на разграничение учтенного имущества от неучтенного, что позволяет избегать проблем, связанных с его определением.

Отдельными авторами предлагается разделение денежного и неденежного элементов государственной казны, вследствие чего предлагается трактовать понятие «казна» (а также публичное имущество в целом) в качестве бюджетных средств публичного имущества, к которому также причисляется распределенное имущество [6].

Приведенная позиция основывается на том, что неучтенное государственное имущество обладает возможностью смены статуса, а также перехода в распределенное, при этом бюджет не выступает в качестве имущества государства, вследствие чего гражданско-правовая трактовка «казны» представляется дискуссионной [5].

Немаловажным представляется, что имущество казны нацелено на реализацию государством функций, а также удовлетворение потребностей общества, вследствие чего наличие оборотоспособной государственной собственности выступает в качестве значимого источника доходов, направляемых на удовлетворение потребностей.

Аспекты управления и распоряжения имуществом государства, которое закрепляется за учреждениями, а также выступает в качестве нераспределенного, что затрагивает также средства, направляемые в федеральный бюджет, являются подконтрольными Счетной палате РФ [13], которой реализуются направления контроля над применением собственности государства, опираясь на наличие законности и результативности процессов [14].

Стоит отметить, что аспекты приватизации в настоящее время затрагиваются в различных научных дискуссиях, а также в рамках государственных обсуждений, к примеру, Федеральной антимонопольной службой подчеркивается необходимость пересмотра приватизации имущества государства, что подразумевает необходимость унификации реализации торгов, а также их перевода в электронную форму, что позволит избежать проявлений коррупции в рамках управления имуществом [15].

Согласно отчетности Счетной палаты РФ, в настоящее время значительное внимание акцентируется на проблемах отсутствия общей системы учета имущества государственной казны, а также истинных объемов данного имущества, при этом отмечается, что подобная система требуется для распределения затрат, которые направляются на финансовое обеспечение управления и распоряжения имуществом государства. Счетной палатой РФ также подчеркивается отсутствие прозрачности в порядке получения выморочного имущества, а также наличие проблем, связанных со сроками обращения данного имущества в собственность государства, что формирует как коррупционные риски, так и риски того, что данное имущество будет неучтенным [16].

С позиции законодательства сейчас не закрепляется ответственность должностных лиц Росимущества, территориальных органов, которыми уничтожается изъятое имущество, получившее статус казенного, а также осуществляется присвоение данного имущества, что провоцирует проблемы, связанные с незаконным оборотом.

В качестве значимого аспекта, сопряженного с результативностью управления казной государства, авторами выделяется отсутствие системы имущественного учета, что объясняется существованием ранее продолжительных процессов разгосударствления собственности, которые протекали еще в 90-ые годы [5, 9].

Учеными подчеркивается, что в современном мире невозможно переоценить роль и значимость казны государства, которая позволяет обеспечивать экономическую безопасность, однако она не может совмещаться с отсутствием системы учета, пробелами в правовом регулировании, а также иными приведенными проблемами [4].

Можно сделать вывод, что необходимо формирование общей системы учета государственного имущества, а также реализации нормативного закрепления списка имущества, показателей, предоставляющих возможность причисления имущества к государственной казне, продаже, уничтожению, либо государственному использованию. Значимым представляется осуществление закрепления на законодательном уровне порядка управления и распоряжения имуществом государственной казны, что позволит разрешить выявленные проблемы.

Таким образом, в настоящее время в России имеются проблемы, провоцирующие необходимость формирования общей, результативной системы управления имуществом государственной казны, что обусловлено существованием пробелов в законодательном регулировании неденежного имущества. Подобные аспекты также оказывают воздействие на бюджетную систему государства, которая в силу несовершенного регулирования не получает доходы, а также обладает дополнительными затратами, вследствие чего существует необходимость формирования федерального законодательства, регулирующего аспекты управления и распоряжения имуществом государственной казны.

Литература:

  1. Комягин Д. Л. Неналоговые и налоговые доходы бюджета: в чем разница? // Реформы и право. 2019. № 2.
  2. Янжул И. И. Основные начала финансовой науки: Учение о государственных доходах. М., Том 3, 2021. 365 с.
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 26.12.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)// Собрание законодательства РФ. № 145. 2025
  4. Крохина Ю. А. Проблемы правового регулирования неналоговых доходов в Российской Федерации // Финансовое право. М.: Юрист. 2018. № 7.
  5. Давыдова Д. А. Правовое регулирование управления и распоряжения имуществом государственной казны Российской Федерации // Вопросы российской юстиции. 2019. № 1.
  6. Комягин Д. Л. К вопросу о понятии и классификации публичных доходов // Публично-правовые исследования: электрон. журн. 2018. № 2.
  7. Тарло А. Е. Ответственность казны: финансово -правовые аспекты: дисс... канд.. юридических наук: 12.00.04 / Тарло Антон Евгеньевич. — Москва, 2012.
  8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
  9. Комягин Д. Л. Казна и бюджет: проблемы правового регулирования использования публичного имущества как источника бюджетных доходов // Вестник ВШЭ. № 10. 2021. С.15–20
  10. Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 (ред. от 07.11.2024) «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом»// Собрание законодательства РФ. № 432. 2024
  11. Официальный сайт Федерального агентства по управлению государственным имуществом — [Электронный ресурс]: URL: http://www.rosim.ru/documents/152289.
  12. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.08.2024, с изм. от 31.10.2024)//Собрание законодательства РФ. № 51. 2024
  13. Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О Счетной палате Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. № 41. 2023
  14. Козлова С. В. Трансформация институтов управления государственным имуществом: итоги 2022–2024 гг.// Вестник Института экономики Российской академии наук. 2024. № 5.
  15. Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы — [Электронный ресурс]: URL: https://fas.gov.ru/news/27103.
  16. Официальный сайт Счетной палаты РФ, 2025 — [Электронный ресурс]: URL: http://audit. gov.ru/press_center/news/36133.
  17. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 30.11.2024) «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025) // Собрание законодательства РФ. № 178. 2024
  18. Бюллетень Счетной палаты № 12 (декабрь) 2022 г. — [Электронный ресурс]: URL: http://www.ach.gov.ru/activities/bulleten/935/.


Задать вопрос