Анализ педагогического опыта реализации программ спортизированного физического воспитания в дошкольном образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 апреля, печатный экземпляр отправим 30 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (561) март 2025 г.

Дата публикации: 03.03.2025

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Зайцева, С. С. Анализ педагогического опыта реализации программ спортизированного физического воспитания в дошкольном образовании / С. С. Зайцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 10 (561). — С. 171-173. — URL: https://moluch.ru/archive/561/123158/ (дата обращения: 18.04.2025).



В статье автор анализирует педагогический опыт реализации программ спортизированного физического воспитания.

Ключевые слова: педагогический опыт, спортизированное физическое воспитание.

В современных дошкольных учреждениях широко представлен опыт реализации спортизированных программ, проектов, технологий и форм их реализации. Один из таких проектов « Д етям Р оссии — О бразование, З доровье и Д уховность» (Дрозд) разработан по инициативе компании ФосАгро, к нему создана программа авторским коллективом во главе с известной фигуристкой И. Родниной [1]. Авторы позиционируют свою программу как городскую межведомственную, т. е. участие в её реализации принимают не только дошкольные организации, но и школы, городские спортивные учреждения и семьи воспитанников. Реализуется она в Москве и ещё пяти городах страны. Программа нацелена на организацию межведомственного взаимодействия для сохранения и укрепления здоровья детей через комплекс оздоровительных мероприятий по типу «Готов к труду и защите отечества», где дети в игровой форме сдают тесты физической подготовки; «Папа, мама, я — спортивная семья»; участие в «Лыжне России» по специальному детскому маршруту; марафонах для всех возрастов, где дошкольники бегут вместе с родителями свой «условный километр»; соревнования «Дети на велосипеде»; викторины -конкурсы «Умники и умницы», «Малые Олимпийские игры», где дети могут проявить не только свои двигательные способности, но и знания в области спорта и др. [1].

Авторы программы «Дрозд» ориентируются на требования к реализации концепции В. К. Бальсевича, обеспечивают конверсию отдельных элементов спортивной тренировки в практику физвоспитания дошкольников:

− у них чётко определена длительность, интенсивность и объём физических нагрузок, чтобы вызвать тренировочный эффект, но не перегрузить ребёнка, избежать стрессовых нагрузок и переутомления;

– вся тренировочная нагрузка выстраивается динамично, с постепенным увеличением и обязательно основывается на результатах медико-педагогического контроля за состоянием органов и систем организма каждого из детей, развитием физических качеств и физической подготовленности.

В рамках программы «Дрозд» постоянно работают 70 спортивных секций, в которых занимаются более 7 тыс. детей разного возраста, в том числе и дошкольников. Ежегодно проходят в регионах более 500 мероприятий вовлекающих детей в систематические занятия спортом, обеспечивающие их разностороннее образование и воспитание. Приведём несколько примеров только за первые четыре месяца 2024 года: соревнования по спортивной гимнастике среди воспитанников подготовительных групп, посвящённых Дню космонавтики в Люберцах (Подмосковье); семейные соревнования «Мама, папа, я — спортивная семья» в Апатитах и Кировске (Мурманская область); первенство по мини футболу для дошкольников и младших школьников в Волгограде; первенство по художественной гимнастике для дошкольников в Ивановской области (г. Шексна); Хибинский спортивный фестиваль по лыжным гонкам «Олимпийские надежды» (Мурманская область) и др.

Широко используются в дошкольных учреждениях как средство спортизации физического воспитания занятия разными видами фитнеса. Популярный в настоящее время вид двигательной активности — фитнес (англ. fitness — соответствовать, быть в хорошей форме) направлен на поддержание общей физической формы, которая достигается за счёт умеренных физических нагрузок, рационального питания и отдыха. Тренировочный процесс включает, как правило, силовую нагрузку, аэробную и растяжку. Физиологи считают, что наибольшим оздоровительным эффектом обладают физические нагрузки аэробного характера, развивающие общую выносливость, а аэробность физических нагрузок является основой оздоровительной физкультуры. Оптимальный вариант такой оздоровительной системы создал военный врач из США Кеннет Купер в середине XX века [2].

По классификации ВОЗ к аэробике сейчас относятся, кроме гимнастики: ходьба пешком, бег, плавание, езда на велосипеде. В основе аэробики К. Купера циклические виды физических упражнений: бег, плавание, ходьба, гребля, её основная цель — увеличение максимального потребления кислорода (МПК) и, как следствие, укрепление здоровья, в первую очередь создание запаса прочности сердечно-сосудистой системе, развитие дыхательной и нервной системы ребёнка.

На рис. 1 представлены фитнес-направления, которые используются в дошкольных учреждениях и материалы из их опыта публикуются в специализированных журналах. Все программы детского фитнеса направлены на гармоничное развитие детей, включают нетрадиционные виды упражнений с предметами и без предметов и строятся на игровых технологиях, что придаёт физкультурно-спортивному процессу привлекательную форму

Использование занятий фитнесом с ДОУ

Рис. 1. Использование занятий фитнесом с ДОУ

Опыт использования фитнеса в детском саду, как вида спорта и активного отдыха, представляют О. Н. Рыбкина и Л. Д. Морозова. Их авторская программа «Детский фитнес» включает в себя различные разделы фитнеса: классическую аэробику, хореографию, элементы йоги, прыжки на батуте [3].

Среди танцевальных видов фитнеса наиболее популярна в дошкольных учреждениях программа Ж. Е. Фирилёвой, Е. Г. Сайкиной «Са-Фи-Дансе» [4]. Все разделы программы объединяет игра: игроритмика, игрогимнастика, игротанец. Публикуется много материалов об использовании этой программы в специализированных изданиях по дошкольному образованию. Педагоги отмечают в качестве достоинства нетрадиционные виды упражнений, креативную гимнастику, музыкально — подвижные игры и игры -путешествия, все это организуется как увлекательная игра, способствует не только физическому, но и интеллектуальному творческому развитию.

Опыт деятельности кружка по спортивным танцам с элементами черлидинга, представляет О. О. Татаринова из Санкт — Петербурга. Это новый вид спорта для нашей страны, развивается он по правилам Европейской Ассоциации Черлидинга (ЕСА) и сочетает в себе спортивные танцы с элементами гимнастики, акробатики и хореографии [5].

Интересный опыт работы кружка «Стретчинг» предлагает Ю. С. Башкова, приводит данные о высоких показателях развития у детей функций равновесия, вестибулярного аппарата, гибкости и пластичности в результате занятий указанным видом фитнеса [6].

А. Г. Назарова [7] тоже использует стретчинг в физическом воспитании дошкольников и доказывает на опыте, что данная технология способствует вовлечению всего организма в работу, помогает укреплению мышечной системы, увеличивает сопротивляемость заболеваниям. Многие упражнения стретчинга автор опыта интегрировала в режимные процессы: они используются на прогулке, в спортивных развлечениях, в совместной двигательной деятельности, на утренней гимнастике или физкультурном занятии в комплексе общеразвивающих упражнений. Автор называет правила, которые обеспечивают успех в занятиях стретчингом:

– удерживать внимание детей на определённых мысленных образах;

– концентрация на реальных ощущениях и восприятиях (мышечных, зрительных, слуховых);

– сочетание динамической и статической работы мышц;

– всякое движение компенсируется контрдвижением;

– не выполнять подряд упражнения на сходные группы мышц.

Кроме описанных выше форм спортизированное физическое воспитание дошкольников может осуществляться в форме:

− спортивных кружков, например, по футболу, катанию на коньках или скиппингу. Такой опыт накоплен в дошкольных учреждениях Белгорода и опубликован во многих специализированных изданиях по дошкольному воспитанию;

– секций по гимнастике, теннису, акробатике, плаванию или «Школе мяча», например, опыт организации секции «Школа мяча» в МБДОУ № 121 г. Череповец представила О. Н. Степичева и Т. С. Дермановская:

– сотрудничества с родителями, детскими спортивными школами и спортивными комплексами в ближайшем окружении: обзорные ознакомительные экскурсии, занятия со специалистами — тренерами, куда приводят детей родители.

Подводя итог сказанному можно констатировать, что в настоящее время разработано и опубликовано много парциальных спортизированных программ для дошкольных учреждений, которые успешно реализуются в практике. Однако, есть случаи неэффективной работы по спортизированным программам, в тех случаях, когда при адаптации программ искажается их суть, или сама программа не имеет научного базиса, или в случае, когда программы разрабатывались как инновационные, а детский сад, выбравший её, не обладает необходимой материально-технической базой, кадры не имеют соответствующих компетенций, поэтому применяют неадекватные методы обучения. Учитывая всё сказанное, практическую работу по теме исследования начнём с диагностики готовности педагогов к изучению и реализации спортизированных программ.

Литература:

  1. Детям России образование, здоровье и духовность [Электронный ресурс] https://www.phosagro.ru/sustainability/drozd/ (дата обращения 22. 05.2024)
  2. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия [Текст] / К.Купер. — М.: Rugram, 2021. — 224с.
  3. Рыбкина О. Н. Морозова Л. Д. Фитнес в детском саду. Программа и конспекты занятий с детьми 5–7 лет / О. Н. Рыбкина, Л. Д. Морозова. — М.: Аркти, 2020. — 104 с.
  4. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально- игровая гимнастика для детей. Учебно-методичое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений [Текст] / Ж. Е. Фирилёва, Е. Г. Сайкина. — СПб.; «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020г.
  5. Татаринова О. О. Инновационный опыт работы в ДОУ в организации физкультурно-спортивного направления. [Текст] /О. О. Татаринова// Физкультурно-спортивное направление развития детей в дошкольной организации: опыт, проблемы, перспективы (Материалы Всероссийской научно-практической конференции 17октября 2014г. г. Томск). — Томск, 2014. — С.258–260.
  6. Башкова Ю. С. Развитие гибкости у детей дошкольного возраста [Текст] /Ю. С. Башкова // Физкультурно-спортивное направление развития детей в дошкольной организации: опыт, проблемы, перспективы (Материалы Всероссийской научно-практической конференции 17октября 2014г. г. Томск). — Томск, 2014. — С.
  7. Назарова А. Г. Игротренинг. Методическое пособие для работы с детьми дошкольного и школьного возраста [Текст] / А. Г. Назарова. — СПб.: ОФТ, 2013. — 106с.
Основные термины (генерируются автоматически): программа, вид спорта, детский сад, нагрузка, нетрадиционный вид упражнений, учреждение, физическое воспитание, физическое воспитание дошкольников.


Ключевые слова

педагогический опыт, спортизированное физическое воспитание

Похожие статьи

Актуальность проблемы построения системы спортизированного физического воспитания дошкольников

Идея спортизации физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении возникла из необходимости модернизировать систему физического воспитания детей, чтобы она обеспечивала комплексное решение оздоровительных, образовательных, воспитательны...

Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Дидактические игры в средней группе детского сада

В статье раскрыты аспекты дидактической игры и ее влияние на развитие и социализацию детей в средней группе детского сада.

Педагогические условия использования современных игровых технологий в старших группах детского сада

В статье рассмотрена роль игры в жизни дошкольника, даны основные характеристики игровым технологиям, указаны цели использования их в дошкольных образовательных организациях, определены основные педагогические условия использования современных игровы...

Педагогическое сопровождение планирования воспитательной работы в классе

Целью представленной работы является исследование педагогического сопровождения планирования воспитательной работы в классе. Методы исследования — анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического отечественного опыта.

Ранняя профессиональная ориентация старших дошкольников через реализацию метода проектной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации

В статье рассматриваются ключевые возможности реализации метода проектной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации, целью которого является ранняя профессиональная ориентация старших дошкольников.

Развивающее обучение в детском саду как средство интеллектуального воспитания дошкольников

Обоснована технология развивающего обучения в детском саду, содержащая цель, задачи, методологические подходы. Разработана модель с описанием этапов, методов и средств интеллектуального воспитания дошкольников. Доказана ведущая роль развивающей игры ...

Использование игровых педагогических технологий с целью повышения познавательной активности дошкольников старшего возраста

В статье авторы отражают работу по активизации познавательного мышления через использование игровых технологий.

Дидактическая игра как средство развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования навыков безопасной жизнедеятельности

В данной публикации исследуются влияние дидактической игры в процессе привития детям старшего дошкольного возраста навыков безопасного жизнеобеспечения. В статье также освещаются преимущества такого вида обучения, дается анализ сути и понятия «дидакт...

Похожие статьи

Актуальность проблемы построения системы спортизированного физического воспитания дошкольников

Идея спортизации физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении возникла из необходимости модернизировать систему физического воспитания детей, чтобы она обеспечивала комплексное решение оздоровительных, образовательных, воспитательны...

Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Дидактические игры в средней группе детского сада

В статье раскрыты аспекты дидактической игры и ее влияние на развитие и социализацию детей в средней группе детского сада.

Педагогические условия использования современных игровых технологий в старших группах детского сада

В статье рассмотрена роль игры в жизни дошкольника, даны основные характеристики игровым технологиям, указаны цели использования их в дошкольных образовательных организациях, определены основные педагогические условия использования современных игровы...

Педагогическое сопровождение планирования воспитательной работы в классе

Целью представленной работы является исследование педагогического сопровождения планирования воспитательной работы в классе. Методы исследования — анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического отечественного опыта.

Ранняя профессиональная ориентация старших дошкольников через реализацию метода проектной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации

В статье рассматриваются ключевые возможности реализации метода проектной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации, целью которого является ранняя профессиональная ориентация старших дошкольников.

Развивающее обучение в детском саду как средство интеллектуального воспитания дошкольников

Обоснована технология развивающего обучения в детском саду, содержащая цель, задачи, методологические подходы. Разработана модель с описанием этапов, методов и средств интеллектуального воспитания дошкольников. Доказана ведущая роль развивающей игры ...

Использование игровых педагогических технологий с целью повышения познавательной активности дошкольников старшего возраста

В статье авторы отражают работу по активизации познавательного мышления через использование игровых технологий.

Дидактическая игра как средство развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования навыков безопасной жизнедеятельности

В данной публикации исследуются влияние дидактической игры в процессе привития детям старшего дошкольного возраста навыков безопасного жизнеобеспечения. В статье также освещаются преимущества такого вида обучения, дается анализ сути и понятия «дидакт...

Задать вопрос