В статье автор анализирует педагогический опыт реализации программ спортизированного физического воспитания.
Ключевые слова: педагогический опыт, спортизированное физическое воспитание.
В современных дошкольных учреждениях широко представлен опыт реализации спортизированных программ, проектов, технологий и форм их реализации. Один из таких проектов « Д етям Р оссии — О бразование, З доровье и Д уховность» (Дрозд) разработан по инициативе компании ФосАгро, к нему создана программа авторским коллективом во главе с известной фигуристкой И. Родниной [1]. Авторы позиционируют свою программу как городскую межведомственную, т. е. участие в её реализации принимают не только дошкольные организации, но и школы, городские спортивные учреждения и семьи воспитанников. Реализуется она в Москве и ещё пяти городах страны. Программа нацелена на организацию межведомственного взаимодействия для сохранения и укрепления здоровья детей через комплекс оздоровительных мероприятий по типу «Готов к труду и защите отечества», где дети в игровой форме сдают тесты физической подготовки; «Папа, мама, я — спортивная семья»; участие в «Лыжне России» по специальному детскому маршруту; марафонах для всех возрастов, где дошкольники бегут вместе с родителями свой «условный километр»; соревнования «Дети на велосипеде»; викторины -конкурсы «Умники и умницы», «Малые Олимпийские игры», где дети могут проявить не только свои двигательные способности, но и знания в области спорта и др. [1].
Авторы программы «Дрозд» ориентируются на требования к реализации концепции В. К. Бальсевича, обеспечивают конверсию отдельных элементов спортивной тренировки в практику физвоспитания дошкольников:
− у них чётко определена длительность, интенсивность и объём физических нагрузок, чтобы вызвать тренировочный эффект, но не перегрузить ребёнка, избежать стрессовых нагрузок и переутомления;
– вся тренировочная нагрузка выстраивается динамично, с постепенным увеличением и обязательно основывается на результатах медико-педагогического контроля за состоянием органов и систем организма каждого из детей, развитием физических качеств и физической подготовленности.
В рамках программы «Дрозд» постоянно работают 70 спортивных секций, в которых занимаются более 7 тыс. детей разного возраста, в том числе и дошкольников. Ежегодно проходят в регионах более 500 мероприятий вовлекающих детей в систематические занятия спортом, обеспечивающие их разностороннее образование и воспитание. Приведём несколько примеров только за первые четыре месяца 2024 года: соревнования по спортивной гимнастике среди воспитанников подготовительных групп, посвящённых Дню космонавтики в Люберцах (Подмосковье); семейные соревнования «Мама, папа, я — спортивная семья» в Апатитах и Кировске (Мурманская область); первенство по мини футболу для дошкольников и младших школьников в Волгограде; первенство по художественной гимнастике для дошкольников в Ивановской области (г. Шексна); Хибинский спортивный фестиваль по лыжным гонкам «Олимпийские надежды» (Мурманская область) и др.
Широко используются в дошкольных учреждениях как средство спортизации физического воспитания занятия разными видами фитнеса. Популярный в настоящее время вид двигательной активности — фитнес (англ. fitness — соответствовать, быть в хорошей форме) направлен на поддержание общей физической формы, которая достигается за счёт умеренных физических нагрузок, рационального питания и отдыха. Тренировочный процесс включает, как правило, силовую нагрузку, аэробную и растяжку. Физиологи считают, что наибольшим оздоровительным эффектом обладают физические нагрузки аэробного характера, развивающие общую выносливость, а аэробность физических нагрузок является основой оздоровительной физкультуры. Оптимальный вариант такой оздоровительной системы создал военный врач из США Кеннет Купер в середине XX века [2].
По классификации ВОЗ к аэробике сейчас относятся, кроме гимнастики: ходьба пешком, бег, плавание, езда на велосипеде. В основе аэробики К. Купера циклические виды физических упражнений: бег, плавание, ходьба, гребля, её основная цель — увеличение максимального потребления кислорода (МПК) и, как следствие, укрепление здоровья, в первую очередь создание запаса прочности сердечно-сосудистой системе, развитие дыхательной и нервной системы ребёнка.
На рис. 1 представлены фитнес-направления, которые используются в дошкольных учреждениях и материалы из их опыта публикуются в специализированных журналах. Все программы детского фитнеса направлены на гармоничное развитие детей, включают нетрадиционные виды упражнений с предметами и без предметов и строятся на игровых технологиях, что придаёт физкультурно-спортивному процессу привлекательную форму

Рис. 1. Использование занятий фитнесом с ДОУ
Опыт использования фитнеса в детском саду, как вида спорта и активного отдыха, представляют О. Н. Рыбкина и Л. Д. Морозова. Их авторская программа «Детский фитнес» включает в себя различные разделы фитнеса: классическую аэробику, хореографию, элементы йоги, прыжки на батуте [3].
Среди танцевальных видов фитнеса наиболее популярна в дошкольных учреждениях программа Ж. Е. Фирилёвой, Е. Г. Сайкиной «Са-Фи-Дансе» [4]. Все разделы программы объединяет игра: игроритмика, игрогимнастика, игротанец. Публикуется много материалов об использовании этой программы в специализированных изданиях по дошкольному образованию. Педагоги отмечают в качестве достоинства нетрадиционные виды упражнений, креативную гимнастику, музыкально — подвижные игры и игры -путешествия, все это организуется как увлекательная игра, способствует не только физическому, но и интеллектуальному творческому развитию.
Опыт деятельности кружка по спортивным танцам с элементами черлидинга, представляет О. О. Татаринова из Санкт — Петербурга. Это новый вид спорта для нашей страны, развивается он по правилам Европейской Ассоциации Черлидинга (ЕСА) и сочетает в себе спортивные танцы с элементами гимнастики, акробатики и хореографии [5].
Интересный опыт работы кружка «Стретчинг» предлагает Ю. С. Башкова, приводит данные о высоких показателях развития у детей функций равновесия, вестибулярного аппарата, гибкости и пластичности в результате занятий указанным видом фитнеса [6].
А. Г. Назарова [7] тоже использует стретчинг в физическом воспитании дошкольников и доказывает на опыте, что данная технология способствует вовлечению всего организма в работу, помогает укреплению мышечной системы, увеличивает сопротивляемость заболеваниям. Многие упражнения стретчинга автор опыта интегрировала в режимные процессы: они используются на прогулке, в спортивных развлечениях, в совместной двигательной деятельности, на утренней гимнастике или физкультурном занятии в комплексе общеразвивающих упражнений. Автор называет правила, которые обеспечивают успех в занятиях стретчингом:
– удерживать внимание детей на определённых мысленных образах;
– концентрация на реальных ощущениях и восприятиях (мышечных, зрительных, слуховых);
– сочетание динамической и статической работы мышц;
– всякое движение компенсируется контрдвижением;
– не выполнять подряд упражнения на сходные группы мышц.
Кроме описанных выше форм спортизированное физическое воспитание дошкольников может осуществляться в форме:
− спортивных кружков, например, по футболу, катанию на коньках или скиппингу. Такой опыт накоплен в дошкольных учреждениях Белгорода и опубликован во многих специализированных изданиях по дошкольному воспитанию;
– секций по гимнастике, теннису, акробатике, плаванию или «Школе мяча», например, опыт организации секции «Школа мяча» в МБДОУ № 121 г. Череповец представила О. Н. Степичева и Т. С. Дермановская:
– сотрудничества с родителями, детскими спортивными школами и спортивными комплексами в ближайшем окружении: обзорные ознакомительные экскурсии, занятия со специалистами — тренерами, куда приводят детей родители.
Подводя итог сказанному можно констатировать, что в настоящее время разработано и опубликовано много парциальных спортизированных программ для дошкольных учреждений, которые успешно реализуются в практике. Однако, есть случаи неэффективной работы по спортизированным программам, в тех случаях, когда при адаптации программ искажается их суть, или сама программа не имеет научного базиса, или в случае, когда программы разрабатывались как инновационные, а детский сад, выбравший её, не обладает необходимой материально-технической базой, кадры не имеют соответствующих компетенций, поэтому применяют неадекватные методы обучения. Учитывая всё сказанное, практическую работу по теме исследования начнём с диагностики готовности педагогов к изучению и реализации спортизированных программ.
Литература:
- Детям России образование, здоровье и духовность [Электронный ресурс] https://www.phosagro.ru/sustainability/drozd/ (дата обращения 22. 05.2024)
- Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия [Текст] / К.Купер. — М.: Rugram, 2021. — 224с.
- Рыбкина О. Н. Морозова Л. Д. Фитнес в детском саду. Программа и конспекты занятий с детьми 5–7 лет / О. Н. Рыбкина, Л. Д. Морозова. — М.: Аркти, 2020. — 104 с.
- Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально- игровая гимнастика для детей. Учебно-методичое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений [Текст] / Ж. Е. Фирилёва, Е. Г. Сайкина. — СПб.; «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020г.
- Татаринова О. О. Инновационный опыт работы в ДОУ в организации физкультурно-спортивного направления. [Текст] /О. О. Татаринова// Физкультурно-спортивное направление развития детей в дошкольной организации: опыт, проблемы, перспективы (Материалы Всероссийской научно-практической конференции 17октября 2014г. г. Томск). — Томск, 2014. — С.258–260.
- Башкова Ю. С. Развитие гибкости у детей дошкольного возраста [Текст] /Ю. С. Башкова // Физкультурно-спортивное направление развития детей в дошкольной организации: опыт, проблемы, перспективы (Материалы Всероссийской научно-практической конференции 17октября 2014г. г. Томск). — Томск, 2014. — С.
- Назарова А. Г. Игротренинг. Методическое пособие для работы с детьми дошкольного и школьного возраста [Текст] / А. Г. Назарова. — СПб.: ОФТ, 2013. — 106с.