Прокурорский надзор как важнейшее условие для успешной реализации национальных проектов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 марта, печатный экземпляр отправим 26 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №10 (561) март 2025 г.

Дата публикации: 05.03.2025

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Нухова, Л. С. Прокурорский надзор как важнейшее условие для успешной реализации национальных проектов / Л. С. Нухова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 10 (561). — URL: https://moluch.ru/archive/561/123163/ (дата обращения: 09.03.2025).

Препринт статьи



Вданной статье мы рассмотрим самые важные правовые и организационные аспекты, благодаря которым прокурорский надзор является неотъемлемой частью успешной реализации национальных проектов и федеральных программ.

Ключевые слова: прокурорский надзор, прокуратура, законодательство, национальные проекты, освоение бюджета, федеральная программа, задачи надзора.

Программа национальных проектов существует в Российской Федерации примерно с 2000 года, когда были разработаны основные перспективы, концепции и стратегии масштабного и долговременного развития нашей страны. Первые федеральные целевые программы были приведены в исполнение в 2002 году, а в сентябре 2005 года на расширенном совещании с членами Правительства Российской Федерации, руководством Федерального Собрания Российской Федерации и членами президиума Государственного Совета Российской Федерации было объявлено о начале реализации национальных проектов, приоритетных для России. Целью этих программ стала концентрация административных и бюджетных ресурсов по главным направлениям социально-экономического развития, что было непосредственно направлено на улучшение условий жизни граждан. В мае 2012 были приняты так называемые «майские указы», в которых были обозначены основные направления развития страны до 2020 года [2].

В декабре 2019 года состоялось заседание Совета Федерации при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, на котором был высказан тезис об уникальности национальных проектов, которые являются универсальным инструментом развития отечественной экономики, инфраструктуры, демографии здравоохранения, экологии, туризма, культуры и атомной энергетики. На сегодняшний день существует около 15 долгосрочных проектов вот названия самых известных из них: «Цифровая экономика», «Экология», «Наука и университеты», «Малое и среднее предпринимательство», «Образование», «Демография», «Производительность труда и поддержка занятости», «Туризм и индустрия гостеприимства», «Жилье и городская среда», «Международная кооперация и экспорт», «Безопасные и качественные дороги» [2].

Первые шаги по масштабному осуществлению национальных проектов были сделаны после принятия Федерального Закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Непосредственно каркасом для будущих национальных проектов стала стратегия социально-экономического развития страны, элементы которой обсуждались экспертами в качестве инициативных проектов на различных информационных площадках. На тот момент в самом Федеральном Законе не было четкого указания об определении национального проекта как инструмента стратегического планирования. Данный вопрос нашел своё отражение и регулирование лишь в Указе Президента Российской Федерации от 08.11.2021. № 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации». В данном законе были впервые упомянуты названные нами ранее 15 национальных проектов, которые были приняты приоритетным направлением в развитии страны [3].

Реализация приоритетного направления в развитии страны требует жесткого финансового, организационного и административного контроля. Именно поэтому еще в 2007 году Генеральная Прокуратура создает Приказ Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 19.01.2007 № 11 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации приоритетных национальных проектов». В этом распоряжении особое внимание уделяется тому, что воплощение любых национальных программ невозможно без исполнения необходимых инструкций органами государственной власти и местного самоуправления. Также необходимо создание качественно новых нормативно-правовых актов, которые позволят соблюдать законность всех субъектов программы и соблюдение прав и свобод граждан. Затем в 2019 году был принят новый усовершенствованный Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 14.03.2019 № 192 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов». Далее мы рассмотрим непосредственно ключевые функции прокуратуры в реализации федеральных программ [5].

В первой части данного приказа идёт разъяснение того, кто непосредственно относится к работникам прокуратуры и имеет право исполнять надзор в области реализации приоритетных направлений. Согласно документу здесь перечислены: заместители Генерального прокурора Российской Федерации, начальники главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуроры, прокуроры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуроры. Далее объясняется, что выше упомянутые лица несут персональную ответственность за исполнение прокурорского надзора за исполнение законодательства при реализации приоритетных национальных проектов. Обязанности прокуроров и лиц, приравненных к ним, закрепляются в особых положениях о распределении обязанностей, во время проверок должна быть создана четкая координация, систематический и эффективный надзор должен осуществляться за всеми элементами реализации проектов, а особенно тщательно должны проводиться проверки в сфере бюджетного законодательства. При проверке работникам прокуратуры обязаны оказывать помощь и содействие такие организации, как Росфинмониторинг, ФНС России, Казначейство России, МВД России, ФСБ России, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации.

Далее идёт описание надзорного сопровождения, которое должна осуществлять прокуратура, следуя специфике каждого из приоритетных национальных проектов. Например, при реализации проекта «Демография» следует непосредственно реагировать на нарушение законодательства при реализации мероприятий по финансовой поддержке семей, при предоставлении материнского капитала, создании условий по трудоустройство женщин, имеющих детей, повышении доступности школьного образования, реализации программ для лиц с ограниченными возможностями. В сфере здравоохранения системный прокурорский надзор устанавливается непосредственно за исполнением законодательства при оказании гражданам экстренной медицинской и первичной медико-санитарной помощи, внедрении инновационных медицинских технологий, строительстве новых медицинских центров, функционировании единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, развитии детского здравоохранения. В сфере образования необходимо проверять полноту и своевременность принятия уполномоченными органами власти мер, направленных на повышение качества и доступности образовательных услуг, формирование современной и безопасной образовательной среды, модернизацию инфраструктуры общего и профессионального образования. Работникам прокуратуры необходимо пресекать факты незаконного закрытия школьных и дошкольных заведений в населенных пунктах. В рамках проекта «Жилье и городская среда» следует пресекать нарушения прав граждан и их интересов в жилищно-коммунальной сфере, особенно во время расселения аварийного жилья и модернизации коммунальной структуры. В рамках национального проекта «Экология» сосредоточить усилия на надзоре за законностью и своевременностью при реализации мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок, вводу в эксплуатацию производственных комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов. При реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» давать правовую оценку соблюдению законодательства при принятии и выполнении региональных программ дорожной деятельности. В национальном проекте «Производительность труда и поддержка занятости» следует обеспечить надзор за исполнением государственной службой занятости населения законодательства при оказании услуг в сфере содействия трудоустройству и защиты от безработицы, расходовании выделенных на эти цели средств федеральных и региональных бюджетов. В сфере реализации национального проекта «Наука» организовать системный надзор за соблюдением законов при выполнении федеральных научно-технических программ и осуществлении адресной государственной поддержки молодых исследователей, а также за правомерностью использования бюджетных средств на указанные цели. Проект «Цифровая экономика» проверяется с точки зрения исполнения социально значимых объектов к сети «Интернет», внедрения отечественного информационно-технологического оборудования и программного обеспечения, оказания государственных и муниципальных услуг в электронной форме. В сфере реализации национальных проектов «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и «Международная кооперация и экспорт» внимание сосредотачивается на пресечении нарушений прав субъектов предпринимательской деятельности при проведении контрольно-надзорных мероприятий, устранении административных барьеров, препятствующих ведению бизнеса. В области культуры, как правило, проверяется соблюдение законодательства при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте культурно-образовательных музейных комплексов, центров культурного развития в малых и средних городах и сельских культурно-досуговых учреждений, детских театров и муниципальных библиотек, обеспечении их необходимым оборудованием и материалами [5]. Итак, мы рассмотрели особенности прокурорского надзора за приоритетными национальными проектами, далее мы поговорим о мерах, которые должны быть приняты при нарушении законодательства.

Среди данных мер следует выделить: сопровождение проектов на каждом этапе их выполнения, проверка на строгое соответствие Конституции РФ; устранение административных барьеров и иных нарушений закона, а также привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушениях; приведение в соответствие с федеральным законодательством правовых актов; привлечение виновных лиц к административной ответственности; участие в рассмотрение судами гражданских, административных и арбитражных дел, направление материалов в органы предварительного расследования. Отдельно следует выделить неукоснительный надзор за исполнением бюджетного законодательства, а именно надзор за законностью распределения и использования бюджетных средств, в том числе государственных и муниципальных контрактов, субсидий, грантов и других форм финансового обеспечения; контроль над соблюдением законодательства в области финансовой отчётности и аудита государственных и муниципальных органов, организаций и предприятий. В случае выявления нарушений прокурор немедленно обращается в суд и направляет представления о привлечении к ответственности. Материалы, поступающие из органов финансово-бюджетного контроля РФ, являются основанием для возбуждения административных либо уголовных дел.

Таким образом, мы можем определить прокуратуру и её деятельность как важнейший инструмент в реализации приоритетных национальных проектов, так как её работниками осуществляется непосредственный контроль над каждым этапом, надзор за основными субъектами деятельности и реализация мер для немедленного устранения любых нарушений в законодательстве.

Литература:

  1. Авдонина Т. М. К вопросу о прокурорском надзоре в сфере реализации приоритетных национальных проектов // Ленинградский юридический журнал. 2014. № 4 (38).
  2. Иванов О. Б., Бухвальд Е. М. Национальные проекты России: региональное измерение // ЭТАП — 2019. — № 1. — С. 38.
  3. Киреенков Е. В. Осуществление прокурорских проверок исполнения федерального законодательства при реализации национального проекта «Демография» / Е. В. Киреенков. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 20 (362). — С. 341–343.
  4. О долгосрочной экономической политике. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 // Российская газета. 2012. № 102. 09 мая.
  5. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020) // Российская газета. 2018. № 97. 09 мая.
  6. О стратегическом планировании в Российской Федерации. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172 — ФЗ // Российская газета. 2014. № 146. 03 июля.
  7. Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 14.03.2019 № 19 // Законность. 2019. № 5.
  8. Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 08.11.2021 № 633 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 46. 15 ноября. Ст. 7676.


Задать вопрос