В данной статье автором рассмотрены правовые основы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, административная ответственность за несоблюдение законодательства в данной сфере.
Ключевые слова : административная ответственность, противодействие легализации (отмыванию) доходов, финансирование терроризма.
In this article, the author examines the legal basis for combating the legalization (laundering) of proceeds from crime and the financing of terrorism, and administrative liability for non-compliance with legislation in this area.
Keywords: administrative responsibility, anti-money laundering, terrorist financing.
Административная ответственность за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма предусматривается ст. 15.27, ст. 15.27.1 и ст. 15.27.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ [1]. Данные статьи ссылаются на Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», регулирующий отношения в сфере легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма и устанавливающий круг обязанностей организаций, осуществляющих операции с денежными средствами. Согласно ст. 3 Федерального закона под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, понимается «придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления; под финансированием терроризма — «предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения преступлений» [2].
Финансирование или предоставление материальной поддержки для совершения преступлений или для поддержки преступных организаций карается административным наказанием в соответствии с КоАП РФ. За нарушения могут быть наложены административные штрафы и дисквалификация для юридических и должностных лиц. А также возможно приостановление деятельности юридических лиц на 90 дней.
Е. Н. Кондрат отмечает, что отмывание денег и финансирование терроризма представляют большую опасность для общества, так как искажают нравственные ценности, способствуют обогащению любой ценой и затрудняют выявление преступлений [3]. Рассматривая Уголовный кодекс РФ и предусмотренные им меры в данной сфере, он параллельно анализирует и систему контроля в этой области, где дела об административных правонарушениях по ст. 15.27 КоАП РФ рассматривает Федеральная служба по финансовому мониторингу, как орган, ответственный за контроль и надзор за финансовыми операциями, а также за предотвращение легализации доходов, полученных преступным путем. По мнению Е. Н. Кондрата, установленная тяжесть административного наказания за нарушение ст. 15.27 КоАП РФ слишком высока. Он предлагает улучшить систему контроля за доходами и усилить профилактические меры.
Однако, по мнению В. И. Авдийского [4], усиление административной ответственности необходимо, так как организации, осуществляющие операции с денежными средствами и подлежащие обязательному контролю, должны следовать законодательным нормам строго и ответственно, более эффективно и четко исполнять требования Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Это показывает стремление страны к выполнению международных стандартов в этой области.
Увеличение административной ответственности Федеральным законом от 30 октября 2002 г. № 130-ФЗ в ст. 15.27 способствовало возникновению спорных моментов при применении имеющихся в ней норм закона относительно Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». А. Я. Алиев высказывает [5] мнение о квалификационном несоответствии между нормами КоАП РФ и Законом о Банке России, но при этом, как подчеркивает ученый, «приоритет будет иметь последний, так как применительно к ст. 15.26 КоАП РФ он является законом, принятым позднее, а применительно к ст. 15.27 КоАП РФ, введенным в него уже после принятия вышеназванного Закона, — специальным по субъектному критерию». Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает штрафы и наказания за правонарушения, предусмотренные ст. 15.27, Закон о Банке России применяет различные меры к кредитным организациям и их должностным лицам в соответствии с законодательством. Для кредитных организаций применяются принудительные меры, определенные Законом о Банке России, а для должностных лиц — административные наказания.
Важность применения законов и правовых норм в судебной практике неоспорима. Правоприменительная практика является ключевым элементом в обеспечении справедливости и законности в обществе. Правоограничения и санкции за административные правонарушения по статье 15.27 КоАП РФ могут привести к убыткам как самих правонарушителей, так и их партнеров. О. В. Шериев считает [6], что ответственность по этой статье требует особого внимания и взвешенного решения суда. По его мнению, особое внимание должно уделяться возможности административного приостановления деятельности, что может негативно сказаться на экономике.
Согласно мнения М. М. Прошунина [7], Россия активно борется с отмыванием доходов и финансированием терроризма, но сталкивается с проблемами в системе финансового мониторинга из-за несовершенства информационного обеспечения, отсутствия подготовленных кадров и пробелов в нормативно-правовом регулировании. Также многие организации, занимающихся финансовыми операциями, не в полной мере соблюдают законодательство о легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, а именно не следуют разработанным правилам внутреннего контроля, не в достаточной степени организовывается проверка и идентификция клиентов, не оргаизовывают прохождение вводного инструктажа по недопущению правонарушений в данной сфере. Однако не вызывает сомнения тот факт, по мнению М. М. Прошунина, что реализация органом бюджетного и налогового контроля своих полномочий происходит в полной мере.
Таким образом, борьба с легализацией доходов и финансированием терроризма требует комплексного подхода. Рассмотренные мнения демонстрируют, что вопрос тяжести мер административного наказания за административные правонарушения, остается дискуссионным. Необходима доработка и дополнения в правоприменительной практике для эффективного противодействия этим явлениям. Однако все еще существует отсылочный подход к применению законов в финансовом праве, что требует упорядочивания системы, создания кодифицированного нормативно-правового акта, улучшения системы финансового мониторинга для повышения прозрачности финансовых потоков и эффективности правоприменительной практики.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001. № 195 ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Ст. 1.
-
Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных
- Кондрат Е. Н. Правонарушения в финансовой сфере России. Угрозы финансовой безопасности и пути противодействия: монография. М.: Юстицинформ. 2014.
- Авдийский В. И. Правовые проблемы управления корпоративными рисками в целях противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. М.: Юриспруденция. 2012.
- Алиев А. Я. Административная ответственность кредитных организаций за несоблюдение законодательства о легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем // Экономика и право. 2019. № 4.
- Шериев О. В. О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов — физических лиц // Российское право. 2020. № 8.
- Прошунин М. М. Деятельность Росфинмониторинга в сфере бюджетного и налогового контроля // Финансовое право. 2016. № 1.